С приветственным словом к участникам сессии Московского экономического форума обратился председатель форума – Константин Бабкин: (на фото):
– Заседание секции Московского экономического форума проходит после длительного перерыва. Тема: «Экономика: новая реальность, новая стратегия». Нам нужно напомнить, о чем говорит Московский экономический форум, для чего он, чему служит. Какие смыслы мы вкладываем в этот форум, какую стратегию будем продвигать.
Мы живем с вами в этом году в новой эпохе. Проходит специальная военная операция, проходит, можно сказать, «гибридная война». Между Россией и всем Западом. Проходит всеобъемлющая переоценка ситуации. И люди, в том числе те, что находятся на войне, спрашивают: «А к чему мы стремимся? Что такое победа? Где тот Рейхстаг, который нужно взять, чтобы война прекратилась, чтобы мы победили?». Ответ действительно непростой. Московский экономический форум, мы, как люди, стоящие сбоку или не полностью зависимые от вертикали власти, мы тоже должны отвечать на такие фундаментальные вопросы.
Мой ответ на этот вопрос таков, что Рейхстаг нужно, скорее, искать не на территории, а в иных пространствах. Я недавно говорил с одним западным политиком. Спрашиваю: «До каких пор будет продолжаться эта конфронтация?». Его ответ такой: «Я не знаю. Но даже если война остановится, то мир не будет прежним». Поэтому из всего этого я делаю вывод, что победить для России – означает построить здоровую, мощную экономику и – шире – сохранять и развивать свою цивилизацию (цивилизацию Россия) в условиях конфронтации с Западом. Если нам это удастся – значит, мы будем жить дальше, и будем побеждать. Это и есть победа. Таким образом, Рейхстаг находится даже не только и не настолько на поле боя, а в сфере экономики, социальных построений в области науки, образования, в других сферах.
История нас учит, история нашей страны, что такая задача нам под силу. Много раз это повторялось – конфронтация с Западом. И когда Москва не стремилась встроиться в глобальный мир или в западную культуру, а осознавала свою самодостаточность, свое величие, то это оборачивалось эпохой мощных достижений и побед. Можно вспомнить такую идею, как «Москва – третий Рим», которая привела нас к построению великой державы. Или такую идею, как построение социализма в отдельно взятой стране. Следование этой цели вывело нас в статус супердержав. Мы испытывали периоды величайших достижений, когда верили в свои силы.
Развитие должно происходить в области культуры, экономики, образования, науки и гармоничного социального устройства с работающими социальными лифтами. В последние десятилетия мы с вами отклонились от этого подхода. Мы с начала перестройки поверили в такую идею, как Европа от Лиссабона до Владивостока. Стремились вступить в ВТО, рассматривали Россию как часть мировой экономики. Под это вытраивалось все. Под это строилась экономическая политика, налоговая, внешнеторговая политика. Были ориентированы на вывоз ресурсов, на вывод денег. Нам говорили, что если не будем выводить деньги из страны, то будет инфляция. Надо копить деньги на Западе, чтобы это помогло нам на «черный день».
В процессе следования этой идеологии, парадигмы, рассматривающей Россию как придаток западной цивилизации, мы пожертвовали многими наукоемкими отраслями, такими, как авиастроение, станкостроение и многими другими. России отводилась роль сырьевого придатка. Но сегодня «черный день» настал, эти все накопления нам не помогли. Наоборот, бо́льшая часть из них конфискована, она используется против нас.
Сейчас финансовая политика для меня остается загадкой. Я даже сильно не могу вникнуть. Там многое засекречено. И я не могу сказать: там выводятся деньги из страны по-прежнему? Если выводятся, то это идиотизм в этой ситуации. Если не выводятся, нам говорят, что все тратится на войну – значит, мы вкладываем свою экономику, расходуем эти средства, и инфляции нет.
Прежняя политика – экономическая, финансовая – сегодня полностью обанкротилась. И сегодня альтернативной стратегии правительство не выдвинуло, не представило, и она не просматривается. Максимум, что мы видим со стороны правительства – это реакция на внешние раздражители, на санкции или стремление пережить это кризисное время и далее жить как прежде. Но, тем не менее, сейчас происходит ментальный кризис, особенно у тех людей, которые исповедуют эту парадигму, что Россия – это часть Запада. Для них мир рушится. Многие из них уехали из страны.
Но на самом деле эта ситуация открывает для нас новые возможности. Она толкает наше общество к тому, чтобы смотреть на себя, как нечто самоценное, развивать свою цивилизацию. И эта стратегия, эта идея, эта парадигма, она до сих пор во внятном виде не разработана. Нужно это сделать. Для этого мы возрождаем Московский экономический форум.
В Торгово-промышленной палате РФ или во время работы предыдущих лет нашего форума мы много говорили об экономической стратегии. О том, что нужно не бороться с инфляцией, нужно развивать производство, строить свою экономику на основе несырьевого производства и развития технологий. Нам нужна новая индустриализация. Мы много говорили о стимулирующей налоговой политике, о мягкой денежно-кредитной политике, о разумной протекционистской внешнеторговой политике. Это все мы должны и будем говорить до тех пор, пока это все не будет реализовано. Если об этом не говорить, то правительство будет жить, как живет уже с середины 1980-х. Считай, под 40 лет уже. Без внешнего толчка, без идейного воздействия, давления ситуация не поменяется.
Я призываю говорить на Московском экономическом форуме не только об экономике. Экономика не живет отдельно. Мы должны говорить о культуре. Мы сталкиваемся с проявлениями государственной политики в области культуры. Минкульт у нас сильно влияет на культурную жизнь страны. Минкульт и в целом государство распределяет дотации театрам, музеям, дает или не дает эфир тем или иным артистам. На практике мы столкнулись с ситуацией во МХАТ имени Горького. Там пришла новая команда Эдуарда Владиславовича Боякова. За два с половиной года они вдохнули новую жизнь, превратили практически уже мертвый театр в живой организм, который живет, глядя на традиции русского театра, того самого МХАТа, который оживил в свое время русскую культуру. Как только результат этого труда проявился, сразу же организм был разрушен, раздербанен, и руководство было отдано совершенно непонятным людям.
Фестиваль «Время, вперед». Выставка картин, которая пройдет после нового года в новой Третьяковке. Мы её проводим при поддержке, в том числе, Московского экономического форума. Эта инициатива не получает никакой поддержки.
Вы знаете, что это фестиваль художников, которые прославляют труд и созидание. Сегодня мы будем открывать выставку фотохудожников «Лица труда». Тоже мы обращались в Минкульт, говорили: «Посмотрите, этот конкурс поддерживает экономику. Он поддерживает культуру. Он опирается на великие традиции советской фотографии, он продолжает эти традиции. Поддержите нас. Дайте сцену, дайте поддержку СМИ, дайте дотации. Вы же много проектов поддерживаете». Ничего подобного! При этом основные субсидии со стороны государства получают проекты, не нацеленные на усиление, а скорее на очернение нашей истории и на ослабление моральных устоев общества. Продвигаются безликие международные универсалии, выдаваемые за актуальное передовое искусство в отсталой и полудикой стране. История страны в этих многих проектах, проводимых при поддержке государства, очерняется.
То же отсутствие стратегии видно и в прочих областях: наука, образование. Куда ни глянем, нет государственной стратегии, нацеленной на усиление нашей цивилизации. Поэтому Рейхстаг, который мы должны завоевать, он от нас ускользает. Даже и воины наши, и те, кто трудятся на предприятиях, они не понимают, куда идти, чего добиваться, и где победа.
Форум у нас называется «экономический». Мы собираем разных людей. Но экономика не живет отдельно. Нам нужен комплексный взгляд. Нет технологий и экономики без культуры. Без экономики нет самостоятельной культуры, и страна будет предметом манипуляций сильных соседей. То же самое можно сказать: без науки нет экономики, без образования нет экономики. Без гармоничного социального устройства, политического устройства с обсуждением концепций, с обсуждением идей, с работающими социальными лифтами тоже не будет экономики.
Я думаю, что востребованность нашей работы, нашего форума, нашей общности пришло. Время требует создать такое движение или форум, хотя бы площадку для обсуждения продвижения новых идей, новых концепций. Мы не революционеры, хотя сегодня собрались в Музее революции. Но место дает нам повод вспомнить, что если власть замораживается и отказывается меняться, отказывается от рассмотрения каких-то альтернатив, то это все оборачивается огромными потрясениями и жертвами. Поэтому это уже выбор не столько наш, а скорее власти – будет она слышать общество и реагировать, или она будет глушить все альтернативные мнения, стремиться заморозиться. Это все обернется для нас всех, в том числе для тех, кто сидит в высоких кабинетах, очень, больными вещами.
Мы должны делать свою работу, формировать идеи, концепции, говорить то, что мы думаем, предлагать созидательные вещи, готовить общность. Убеждать миллионы людей, напоминать им постоянно на каждом нашем заседании, в каждом нашем выступлении, в каждой статье, что у России огромные возможности. У нее есть все для динамичного развития по всем направлениям. Не хватает веры в себя, морального оздоровления и нужной современной идеологии. Поэтому мы должны работать и приближать этот момент. У нас возможно развитие, которое превзойдет темпы Китая и многих других стран, которые добиваются сейчас огромного роста, или добивались в истории огромного роста. Мы можем их превзойти, если будем верить в себя, если будем работать вместе.
С такими идеями мы возрождаем Московский экономический форум. Тут собрались деятели из промышленности, из науки, известные журналисты – каждый имеет свой взгляд, каждый верит в свою страну. И каждый уже много сделал для ее оздоровления, для ее развития. Начинаем работу!