Роберт НИГМАТУЛИН. Экономическая война. Что и как делать

Из выступления академика РАН Роберта Нигматулина (на фото), научного руководителя Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, на закрытой сессии Московского экономического форума 15.12.2022.

– Я горячо поддерживаю идею Московского экономического форума. Мы должны это сделать. И всякие соображения о том, что нас не слышат – это мы должны отмести. Мы должны этими форумами, извините, докричаться, достучаться до своего народа.

После 2012 года российская экономика практически не развивается. ВВП на душу населения у нас меньше, чем в Португалии, Турции. Хотя обещали, помните, Португалию лет 15 тому назад перегнать на душу населения? ВВП на душу населения у нас меньше, чем в бывших соцстранах. И даже меньше, чем в странах Прибалтики – Литве, Эстонии. И это отставание будет увеличиваться. И это создает тяжелые проблемы в социальной жизни народа, и это же создает нам некие возможности. Потому что провалы, которые будут в ближайшие годы, заставят отказаться от нынешней команды, руководящей нашей экономикой.

Мы не все осознаем, что против нас – 150 миллионов человек вместе с Белоруссией – объявлена экономическая война со стороны Европы и Северной Америки. Это страны с одним миллиардом населения. Страны, где созданы новые технологии, которых мы сейчас лишаемся. У нас их нет, и будет их дефицит. И почти со всеми этими технологиями связаны все наши сборочные отверточные технологии.

Для сравнения: Вторая мировая война, в СССР вместе с союзниками у нас было 500 миллионов человек. Это Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания, Канада. Это 500 миллионов человек, а против с Германией было 300 миллионов человек. Поэтому проблема устойчивости страны будет все время возрастать-возрастать, и будет тенденция к ней устойчивости, что и заставит, вообще говоря, по-моему, руководящие слои поменять свои взгляды.

Есть доля ВВП на развитие человека, а это здравоохранение, образование, наука и культура. Эти главные сферы. Доля ВВП в западных социальных государствах 20%, у нас 9%, в два раза меньше. И это в течение 30 лет.

Плюс к этому нелепые чиновничьи реформы оптимизации здравоохранения, образования и науки. Это все привело к тому, что у нас разрушено образование. Наше традиционное сильное российское, русское, советское образование. После 1990 года число научных работников сократилось в три раза и продолжает сокращаться. По их числу, приходящемся на душу населения, мы на 29 месте. И только 10% заканчивающих аспирантуру защищают диссертации. Наука делается профессорами и молодыми учеными, аспирантами и младшими научными сотрудниками, а не так называемыми «Сириусами», конференциями молодых ученых и так далее.

Из-за нелепых реформ и низкого финансирования здравоохранения у нас самая высокая смертность в Европе. Она выше, чем при советской власти. Выше. Мы ежегодно теряем, по сравнению с советской властью — относительно населения, — на 200 тысяч человек больше, и на 400 тысяч человек больше до ковида, чем в странах Западной Европы. И самое ужасное — у нас самый большой прирост смертности был в 2020 и 2021 годах. Самый большой — в два-три раза больше, чем в Европе.

Поэтому мы в очень тяжелом положении. Несмотря на колоссальный революционный научно-технологический рост в области медицины, который, кстати, и нас коснулся.

У нас смертность в трудоспособном возрасте — в три раза выше у мужчин и в два раза больше, чем у женщин. И мы на 119 месте среди 187 стран. На 119 месте! Этот рейтинг делается по 33 показателям разными агентствами, и, в частности, The Lancet, на который мы часто ссылались.

Доля ВВП на инвестиции в основной капитал у нас в полтора раза меньше, чем в Европе и США, уж я не говорю про Китай. И самое неприятное, что эффективность инвестиций в полтора раза меньше, чем в Европе. То есть на вложенный рубль мы в полтора раза меньше получаем, чем в странах Европы.

Это говорит о неэффективности нашего государства, руководителей государства, руководителей предприятия и неэффективности всего нашего народа, который теряет свой уровень. Это тоже важно иметь в виду.

Что же можно сделать? Первое. Нужна смена финансовой системы. Нельзя развивать экономику, когда ключевая ставка около 10%. Она должна быть менее 2%. Второй важнейший акцент в финансовой системе — контроль и даже ограничение, может быть, даже закрытие вывоза капитала. У нас по некоторым данным вывоз капитала больше 200 миллиардов долларов. Это в наше-то время.

Второе. Важно создавать новые производства — это значит увеличивать инвестиции. Нужно в полтора раза их увеличить в доле ВВП. Это обязательно нужно сделать.

Третье. Параллельно с этим должен быть платежеспособный спрос в первую очередь со стороны населения. Сейчас 95% населения в долях ВВП получает 0,3, то есть 30%. Постепенно нужно переводить на 0,4, 0,5 и 0,6 — 60%. Это по мере роста экономики. Конечно, повышение зарплаты, доходов нижней части населения должно сопровождаться увеличением массы товаров.

Четвертое важнейшее обстоятельство — это балансы распределения доходов. При нынешнем распределении доходов, при котором у нас есть миллиардеры, которые отводят на себя гигантские деньги из нашего валового внутреннего продукта и экспортного продукта в том числе. Это значит балансы в распределении доходов, балансы в издержках. То есть издержки должны покрывать цены, в том числе на сырье и энергию, и оплата труда должна покрывать цены. Цены должны покрывать издержки, а оплата труда должна покрывать цены на основные наши товары.

Пятое направление по исправлению того, о чем мы говорили, — это, конечно, налоговая реформа. Это перенос на большие доходы и богатую собственность. Нигде в мире нет таких низких налогов для супербогатых людей. Нигде в мире этого нет. И это на наследство, на всякие передачи и так далее — всё это должно быть пересмотрено в пользу социалистических тенденций, которые охватили весь мир. Мы ничего нового здесь не предлагаем — это во всем мире.

Ну и, конечно, эффективность. Я уже сказал, что мы неэффективны. Неэффективно Правительство, неэффективен президент, неэффективны руководители Правительственно-экономического блока, неэффективен наш народ, неэффективны руководители предприятий. Поэтому, конечно, кадровая политика и смена кадров. То, что мы говорим, могут реализовать другие люди в Правительстве — я говорю про экономический блок в первую очередь.

Приведу вам пример баланса издержек и цен только на одном рынке. Во-первых, конечно, должны быть снижены цены на бензин, мазут, газ, электроэнергию и на всё сырье, наше сырье, где мы добываем, на внутреннем рынке. Мы же на себя используем только 25% добываемой нефти. Мы ежедневно добываем 10 миллионов баррелей — 2,5 миллиона баррелей используем на себя, а 7,5 миллионов баррелей вывозим. Это наше преимущество. Цены должны быть снижены за счет вывода из цен паразитических издержек — они гигантские. Знаете, кто ездит у нас на джипах, и в каких офисах какие предприятия сидят.

В цене бензина акцизы в России больше 60%. А в Соединенных Штатах, где страна тоже обеспечивает себя энергоресурсами почти, всего 15%. Бензин и электроэнергия в Российской Федерации в два с лишним раза дороже, чем в США, как по паритету покупательной способности, естественно, так и по отношению к ценам на однородные товары. То есть у нас это всё страшно и приводит к суперизбыточным доходам. Все эти налоги на природные ресурсы и так далее должны быть переложены только на экспортную часть, и освобождаться для нашей внутренней экономики.

Я во многих странах бывал, я везде спрашивал: «Какая минимальная месячная зарплата?». Это ориентир, как мы в науке оценки делаем. Примерно тысяча литров бензина или шесть тысяч киловатт-часов. А у нас меньше 250 литров бензина сейчас. Меньше 250! То есть в разы. Поэтому у нас такие перекосы.

И, наконец, соотношение между ценами. Цены на бензин и сырье по отношению к ценам на простые народные товары — простому хлебу. В мире вы произвели простой товар, допустим, килограмм хлеба, и можете купить за то, что вы продали, три литра бензина. А у нас один только купишь.

Видите, какие дисбалансы! При таких балансах на сырье мы не используем свое преимущество, свою территорию, свои сырьевые запасы.

И еще одна серьезная проблема — она очень серьезная, самая серьезная — нет специалистов. Специалистов надо собирать по крупицам. Я условно говорю, что ФСБ надо нацелить не на поиски преступников и так далее, где экономические преступления, крышевание бизнеса, а на поиски творческих людей. Подготовка инженеров и квалифицированных рабочих.

Недавно встречался с заведующим кафедрой газовых турбин в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это самые прогрессивные технологии — газовые турбины, — которые позволяют парогазовому циклу сделать КПД 53-55%. Люди, заканчивающие эту кафедру, не могут найти себе работу.

Вот так мы построили себе свою экономику и так мы потеряли своих специалистов. А для того, чтобы увеличить производство качественных специалистов, конечно, нужно поднять зарплату преподавателям университетов и училищ. Минобрнаука абсолютно не способна реализовать программу восстановления и подъема высшего образования. Там нет ни одного специалиста, ни одного. Там всё юристы, экономисты и менеджеры. А в руководстве Минобрнауки, как всегда было при советской власти, должны ведущие позиции (министры, зам министры) занимать крупные ученые инженеры с креативным опытом творческих достижений.

И, конечно, должно быть индикативное планирование со стимулированием и льготами за выполнение плановых показателей, за инвестиции, льготы для фондов развития за счет прибыли, снижение кредитной нагрузки за рост производства. Вы взяли кредит через государственные банки и так далее, но если вы превысили показатели, а тем самым вы увеличиваете налоговую базу для государства, значит, надо снимать и кредитную нагрузку за рост производства. Заинтересовывать нужно.

Ограничение террора предприятий со стороны надзорных органов. Срочно отменить федеральные процедуры закупок, которые не позволяют налаживать производственные кооперации между различными отраслями и предприятиями. Это вреднейший закон. К сожалению, нужно ставить и вопрос привлечения специалистов из российских граждан, добившихся успешной карьеры за рубежом, в том числе иммигрантов, в том числе зарубежных специалистов. Мы сейчас дойдем до того положения, когда мы будем вынуждены даже искать специалистов в Иране, где есть машиностроительные высококлассные предприятия. В Иране! В Иране.

Ну и, конечно, частный бизнес. К сожалению, наше государство и наши государственные чиновники не способны к творческим достижениям. Поэтому, конечно, нужно начинать с частного бизнеса и поддержки частного бизнеса.

Опираться на науку. Крупные госкорпорации имеют свои опорные проектные научно-исследовательские институты, которые должны официально принимать активное участие в принятии решений. Без подписи руководителей в отраслях не должны приниматься никакие важнейшие мероприятия. С этого формального, конечно, решения тоже нужно начинать.

Академик Глазьев многократно об этом говорил, да и все об этом говорили — целевое кредитование малого и среднего бизнеса. И, конечно, оффшорная собственность должна быть переведена в Российскую Федерацию.

Мы должны за пять лет увеличить инвестиции шаг за шагом в полтора раза, обеспечить технологическое перевооружение, поднять эффективность, а это кадры. Только этим можно поднять и достичь экономического роста и тем самым мы можем спасти свое Отечество. Ведь в любом случае мы должны будем, в конце концов, сотрудничать со всем миром. Но это только в том случае будет плодотворным, если мы будем сильными. Сильными как идеологически, так и экономически. И без мобилизации того, о чем я сказал, достичь этих ресурсов невозможно.

Конечно, нужна коренная смена вектора развития. Мы в первую очередь говорим об экономическом порядке России. Мы должны говорить достаточно громко и резко. Только так мы можем добраться до своего народа, достучаться, докричаться.

Потому что нынешняя элита, которая управляет всеми средствами массовой информации, никогда нас не пустит. Она никогда нас не пустит, потому что вся наша деятельность — это против них. Против них. Но если мы не достучимся, не докричимся, активно не доведем до общественности все эти достаточно уже старые идеи… Мы должны достаточно громко и решительно, ничего не опасаясь, говорить. Потому что мы говорим во имя спасения своего Отечества.

По материалам МЭФ

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

1