Александр БОБРОВ. Гранты, гранит и память

На илл.: Обложки книги Александра Боброва

 

Забудьте, что можно забыть, но храните:

Россия стоит на граните…

Александр Прокофьев.

К этим чеканным строкам певца с берегов Ладоги, который много лет возглавлял Ленинградскую писательскую организацию, необходимо добавить сегодня: и на твёрдой памяти! Для фронтового поколения Прокофьева это было само собой разумеющееся, а сейчас – требует усилий и вдохновенных трудов.

В пространном Послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию было несколько слов, посвящённых, громко говоря, культурно-литературной политике. «Используя ресурсы Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив, Института развития интернета, другие инструменты, государство будет поддерживать все формы творческого поиска – современное и традиционное искусство, реализм и авангард, классику и новаторство». Дело не в жанрах и направлениях. Культура призвана служить добру, красоте, гармонии, размышлять над порой очень сложными, противоречивыми вопросами жизни и главное – не разрушать общество, а пробуждать лучшие человеческие качества».

Ну, это знакомый посыл: пусть расцветают ВСЕ цветы! Почему-то Сталин с Горьким перед лицом фашизма заговорили о великом значении литературы, о слиянии всех союзов, ассоциаций и союзиков в единый и мощный Союз писателей СССР, о новом методе социалистического реализма, об отражении жизни в её революционном и гуманном развитии. А сегодня и авангард примитивный сгодится. Вроде пьес К. Богомолова и падающего памятника Александра Блока в духе скульптур с о. Пасхи в Питере.

Но меня другое потрясло: названы какие-то неведомые мне структуры, но не упомянуты в послании Минкульт и Минцифры, которые отвечают впрямую за политику, за финансы в сфере культуры, СМИ и литературы. Они что – пустое место? И потом – я лично не НКО, не структура какая-то, а просто писатель. Куда мне идти с творческой задумкой и новой, интересной и нужной идеологически, книгой. Раньше понятно: Союз писателей СССР, например, имел своё издательство с гигантским планом: 500 новинок в год разных направлений и жанров. Молодые таланты шли в «Молодую гвардию», провинциальные писатели – в «Современник». Это была реальная госполитика! А теперь – какие-то фонды и институты, живущие по своим законам. Да, с апреля 2017 года Фонд президентских грантов является оператором, фильтром грантов президента на развитие гражданского общества. Количество проектов победителей вроде ежегодно возрастает, происходит некоторое увеличение объема грантового фонда. Если в 2017 г. он составлял 6,2 млрд руб., то в предпандемийном 2019 г. – 7,7 млрд. В масштабах страны это, конечно, ничтожные суммы, если говорить о финансировании серьёзной культурно-информационной и социальной политики. В мае 2021 года президент РФ Владимир Путин объявил о подписании Указа о создании Президентского фонда культурных инициатив, в целях поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

Недавно по Первому каналу сообщили как о важной новости, что по решению координационного совета гранты на общую сумму 4 млрд 291 млн рублей выделены 1 845 некоммерческим организациям, проекты которых получили наивысшие баллы по результатам независимой экспертизы. Среди победителей – 1 664 проекта от региональных НКО, 569 НКО (одна треть) получают президентский грант впервые. На конкурс подали 10 615 заявок от 9 190 некоммерческих организаций из 87 регионов. Оценивали проекты 518 экспертов (целая армия!), отобрали, выходит, только 1/6   часть – в среднем по 20 с небольшим на область. А сколько люди затратили сил, времени на подготовку бумаг и даже средств (возникли фирмы-посредники, которые специализируются на подготовке документов, но без гарантии победы в конкурсе). Появился даже сайт: «Календарь грантов», чтобы ничего не пропустить. Подписка на него, понятно – платная. Иначе говоря, появилась какая-то гигантская надстройка над официальными министерствами, ведомствами и ни на что не способными творческим союзами.

Но, повторяю, конкретный работник творческого труда не представляет всей этой бюрократической, но с виду якобы демократической махины – отбирают, мол, сотни экспертов и чиновников. Кто они, как на них выйти и повлиять? Готовьте электронные документы… Осенью Владимир Путин провел заседание Российского организационного комитета «Победа». В частности, подчеркнул президент, «впереди у нас две важные для Ленинграда, для Петербурга, для всей нашей России исторические даты. В 2023 году исполнится 80 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг непокорённого города, а в 2024-м – 80-летие его полного освобождения от блокады. Я прошу Правительство, региональные власти, общественность подойти к организации памятных мероприятий ответственно и, что называется, с душой».

Ясно, что задушевности должны придать торжествам прежде всего талантливые, глубоко личностные произведения и книги о героической обороне Ленинграда. Такую книгу, надеюсь, я и написал – «Сталинские соколы, на взлёт!». Она посвящена и 80-летию подвига города на Неве, и 80-летию подвига моего старшего брата – Героя Советского Союза Николая Боброва, который пал на Лемболовской твердыне, а также другим сталинским соколами, защищавшим ленинградское небо.

На фото: Школе в Лесном присвоили имя Николая Боброва

В Ленинградской области есть и школа имени Боброва, и экспозиции в музеях Выборга и Всеволжска, и работу я лично веду огромную – все очерки, проблемные главы и лирические стихи – об этом.  Книгу готово было оперативно подготовить и достойно выпустить издательство «Родные просторы», но требовалась финансовая поддержка Комитета по печати и книгоизданию Ленинградкой области. Предварительно поддержка такой нужной книги – была обещана, тем более что рекомендовали книгу председатель Союза писателей России Николай Иванов и писатель-сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин. Причём требование комитета и комиссии жёсткое: надо предоставить готовый, недешёвый макет оформленной и свёрстанной книги. Я как автор, полный надежд – оплатил это, надеясь на часть будущего тиража.

По просьбе главного редактора Владимира Скворцова лично примчался в Питер на заседание комиссии. В солидном зале на улице Растрелли председатель  комитета  Константин Визирякин сразу поверг в шок собравшихся, когда заявил в начале заседания, что вместо 3 млн рублей на издательскую программу выделили только 1,8 млн рублей (зарплата министра Антона Силуанова в месяц или заработок телеведущего Артёма Шейнина за полмесяца – на всю программу!), и посему из 9 прошедших первый тур проектов надо выбрать 5… Мы со Скворцовым остались наедине с комиссией первыми и кратко рассказали, что книга – это только саженец, из которого вырастает живое древо проектов, встреч, воспитательных мероприятий со школьниками. Вопрос по книге был только один – от начальника отдела медиапроектов и книгоиздания Марии Нетупской: «Может ли автор подумать о смене названия «Сталинские соколы – на взлёт!»? Я ответил, что как опытный литератор всегда рассматриваю редакторские и цензурные соображения, но в данном случае не вижу смысла: ведь так сами себя называли мои герои. – это устойчивое сочетание военных лет. И художник передал его смысл в обложке плакатного стиля.

Суровый представитель Общественной палаты ЛО оживился и горячо произнёс: «Спасибо автору за позицию. Горячо поддерживаю!». Это переполнило главного редактора Скворцова оптимизмом и полной уверенностью в победе. Поэтому, когда книгу не назвали в числе прошедших конкурс – он потерял дар речи. Только в лифте спросил у рядового члена комиссии: «Как же так? Почему!». И сотрудник комитета как-то неуверенно обронил: «Ещё и в самом тексте дело: автор слишком много цитирует…  Владимира Путина, а ведь эти высказывания можно по-разному толковать». Скворцов вообще опешил, а я уловил суть ответа: да, я цитирую президента, который призывает к одному – высокому и нужнейшему стране, а чиновники творят другое – порой прямо противоположное. Это – главное раздвоение современности, которое бюрократия не желает признавать.

На фото: Учитель В. Коптелов и А. Бобров среди солдат Росгвардии

Вышли под мартовскую пургу, расстались растерянно, и я пошёл в сторону Московского вокзала. Думал на улицах, по которым Ленин добирался на эту площадь, в Смольный октябрьской ночью сквозь патрули и пылающие костры: а как так вышло, что двухмиллионная ведущая область Северо-Запада (больше соседней Эстонии – члена НАТО) имеет издательскую программу аж в 5 (пять!) книг краеведческого в основном содержания? В области, которая вошла в десятку успешных, есть все творческие союзы, в том числе возникшая ещё в 1989 году самостоятельная Ленинградская областная организация Союза писателей России. В ней значится 23 члена (правда, поэт и бард Александр Харчиков недавно скончался), её председатель – прозаик и публицист Сергей Порохов, который на страницах «Российского писателя» горячо ратовал за немедленное рассмотрение Закона о творческих союзах, входит в эту самую комиссию по книгоизданию, но на заседание – не явился (о чём доложил представляющий состав чиновник). Даже в списке реальных претендентов не было ни одного писателя-областника, ни одной художественной книги – ни поэтической, ни публицистической (кроме моей), а ведь сколько уже славных солдат из ЛО воюет и гибнет в СВО! Где очерки и стихи про них?

На илл.: Заявление Дмитрия Филиппова

Кстати, ушёл добровольцем на фронт хороший прозаик Дмитрий Филиппов, который родился в городе Кириши, а работал исполняющим обязанности начальника отдела молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Пушкинского района ЛО. Как чиновник имел бронь, но автор четырёх книг поступил как гражданин, и в связи с убытием добровольцем на Донбасс был принят в Союз писателей России решением секретариата 4 сентября единогласно – тут же после получения заявления с просьбой, выраженной в желании ехать на фронт с удостоверением писателя России. Вот вернётся, дай Бог, Дима с фронта, напишет правдивую книгу и что – писательская организация с комитетом ничем не поможет?

Понимаете, дело не в какой-то личной обиде, хотя далеко не все местные почитатели и последователи Бродского сделали для Питера и области, для их прославления столько, сколько  младший брат Героя Николая Боброва, но в элементарном недоумении много пожившего человека: это всё, что может сделать для писателей, краеведов и журналистов областная структура? Плохи тогда наши дела на патриотическом и просветительском фронте! Чем заполнять областные и школьные библиотеки, книжные магазины, которые в Питере пока и в центре не трогают.

Уверен, что такие же горькие мысли придут и у могилы героического экипажа в Лемболово, у нового надгробия, которое делает администрация Куйвозовского сельского поселения Всеволожского муниципального района к Дню Победы, и, если позволит весенняя почва, 9 мая Бобровы всех возрастов соберутся у гранитного памятника 1965-го года и захоронения 2018-го, через 76 лет после раскопок поискового отряда «Безымянный» и моих трудных доказательств через финские архивы, что это – останки сталинских соколов из экипажа брата…Спасибо губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко: приказал создать комиссию, принять решение и торжественно захоронить…

Но на продуваемой площади у Смольного снова всплывал из снежной замяти вопрос: так что же прочнее и весомее – холодный гранит или горячая людская память?

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

3