Валерий СКРИПКО. «Я знаю, саду цвесть...»

 О повести-песне Светланы Корнюхиной «И оно зацвело...»

1.

 Каждая книга ценна прежде всего тем, насколько она вдохновляет нас жить творчески и пытаться делать что-то полезное для общества. Страна, как отчий дом, какой бы ни она была, а своя, родная. И обустраивать её – нам, и достойную жизнь налаживать в ней – тоже нам.

Молодому читателю хорошая книга помогает выбрать верный путь в жизни. В этом смысле нет ничего лучше, чем повествование о наших соотечественниках, которые посвятили себя созидательной работе. По большому счёту – это самые счастливые люди среди нас!

Повесть-песня «И оно зацвело...» Светланы Корнюхиной посвящена именно такому человеку. Прообразом главного героя Ивана Бодрова стал уникальный учёный, агроном и садовод Иван Прохорович Бедро, развенчавший миф о непреодолимой суровости Сибирского края и создавший ещё в 1910-м году первый плодовый питомник на юге Сибири.

 Повествование о кропотливом и часто скрытым от посторонних глаз труде учёного-садовода Бодрова в повести наполнилось драматическим содержанием, борьбой и столкновением непримиримых сил в период Гражданской войны и первые послевоенные десятилетия.

 Сам цветущий сад, созданный главным героем в городе Минусинске Красноярского края, по своей сути, стал удачным поэтическим образом, вдохновляющим и героев повести, и читателей. Это, как вишнёвый сад в одноимённой пьесе Чехова, ставший олицетворением традиционной России с цветущими усадьбами.

 В отличие от чеховской пьесы на сцене, «спектакль» на фоне сибирского сада в суровой реальности не окончился театральным занавесом. Его в начале двадцатого века продолжили «играть» на свой лад уже другие персонажи, окружавшие главного героя повести Ивана Бодрова. Сад и здесь – предмет раздора между эгоцентристами и защитниками коллективных интересов. Все произведения, в конечном счёте, у нас только описания этого раздора в разных сочетаниях.

 Невольно приходишь к выводу, что счастливое будущее у нашей родины возможно только при гармоничном сочетании интересов, когда гордый индивидуалист смирит свою гордыню, а коллективист научиться уважать личность ближнего своего. И ещё лучше, если оба будут видеть в каждом человеке Божье создание.

 Как нам не хватает сегодня таких искренних защитников сибирской природы, как Иван Бодров! В повести «И оно зацвело...» один из героев называет Ивана Бодрова «романтиком и фанатиком, заложником своей мечты». На самом деле, не так просто найти в современных романах и повестях на историческую тему более реалистично мыслящего героя, чем наш герой.

 Учёный-садовод Бодров занимался конкретным делом, и, как любой сибирский крестьянин, крепко, на всю жизнь, был связан с землёй-матушкой.

 Вообще, горожанам было трудно понять столь высокую степень «ревности» земледельца к земле. Иван Бодров не стал «кабинетным» учёным, погружённым в свою науку, в ботанические опыты. Ему всё время приходилось отстаивать перед властью своё право обустраивать родную землю по-хозяйски, с использованием всего научного арсенала и опыта. Он любил Россию, и этим обстоятельством объяснимы многие его поступки.

2.

 Читая повесть, я не находил ответа на некоторые загадки биографии главного героя: вроде бы перед нами человек самой мирной профессии, а в повести написано, что в годы Гражданской войны и в послевоенные годы на него у «чекистов» росли пухлые тома «дел», которые обычно заводятся на профессиональных революционеров и политиков.

Откуда такой интерес спецслужб к мирному учёному-ботанику?

В ходе изучения материалов из нашего Минусинского краеведческого музея я нашёл ответ на данный вопрос. Иван Бедро, послуживший прообразом героя повести Бодрова, был представителем партии социал-революционеров, которая являлась самым непримиримым противником большевиков в споре о задачах и целях революции в России. Эсеры считали себя главными защитниками самого многочисленного сословия-крестьянства, и их роль в политической жизни России была очень велика. Они выступали за социализацию земли.

«Это значило, в первую очередь, отмену частной собственности на землю. Но при этом государственной собственностью земля тоже не могла быть. Крестьянин-единоличник или товарищество крестьян могло получить в пользование такой надел земли, который они смогли бы самостоятельно обработать, и которого им бы хватило для пропитания. (1)

 Теперь-то, по прошествии целого века мы знаем, что стать хозяином своего участка земли – это только полдела. Это лишь основа для начала оздоровления духовной сути самого человека и создания процветающего общества.

Ярче всего, у нас в России – правильность такого вывода доказал феномен создания замечательных старообрядческих деревень (той же Гуслицы в Подмосковье) и тот факт, что большинство самых успешных русских купцов вышло из старообрядческих общин, где духовное здоровье граждан, следование народным традициям было на первом месте.

 Если бы существовала некая «машина времени» и эсер Иван Прохорович мог увидеть всю дальнейшую историю земельных отношений в России, а, главное, оценить её с точки зрения православной нравственности, он наглядно убедился бы, что «честный труженик», но неверующий – это очень часто «кулак»-мироед, подверженный всем грехам, присущим испорченной природе человека. Как правило, он плохо относится к тем, кто работает у него за долги. Весной за кредит в виде зерна для посева потом весь год эксплуатирует своего ближнего без всякой меры и христианского сочувствия!

 В то же время и колхозник – атеист, атеист пролетарий и атеист-советский чиновник, еще больше подвержены всем греховным страстям. И в условиях мирного времени, по мере роста благосостояния они постепенно убрали со своего пути все мешающие им проявления коллективизма.

 В общем, в случае победы партии эсеров в гражданской войне, почти на столетие раньше, вполне возможно, разыгралась бы у нас «рыночная» стихия. И опять, наши соотечественники столкнулась бы с той же испорченной природой человека, которую надо было учиться преодолевать.

 И делать это надо комплексно, с участием всех социальных групп, учёных и политиков всех направлений.

 Для того, чтобы на севере успешно плодоносили теплолюбивые сорта абрикосов и груш, винограда и арбузов, надо вначале найти для них средства защиты от холодов. По аналогии с этим главным занятием нашего героя, для того, чтобы создать благополучное процветающее общество и государство, надо найти такие духовные средства, которые бы «обуздали» страстную душу человека и подчинённый ей разум.

Эта важная мысль невольно пришла мне в голову после чтения ксерокопии страницы старой городской газеты советских времён с текстом беседы одной из родственниц Ивана Прохоровича Бедро.

Из содержания беседы можно было сделать вывод, что семейные отношения у него не заладились. В результате, остались без отца трое маленьких детей.

И личная жизнь учёного, в целом, была очень неустроенной из-за многочисленных неурядиц. По утверждению родственницы семейства Бедро, окружающие люди жалели самородка-ботаника. Но ссылки на то, что такая жизнь «Богу угодна» -неубедительны. Одних профессиональных удач для любого человека для счастья мало.

Одними дарами природы сыт не будешь. Никакого общего процветания в российском обществе тоже не будет, если вместе с благоустройством территории страны не «обустраивать» духовно самого человека.

 По большому счёту, и эсеры и большевики – в исторической перспективе оказались политическими банкротами, во многом потому, что не поняли этой истины. Точно так же, как и западноевропейские реформаторы, задумавшие с помощью Просвещения достичь рая на земле. Только два европейских философа Жозеф де Местр и Иоханн Георг Хамман, да наши учёные-славянофилы, поняли всю ограниченность экономических реформ и научно-технического прогресса в целом, как средства улучшения жизни. Только в семье и религии они видели «краеугольный камень истинного человеческого существования.» (2)

 Дай Бог, чтобы эти спасительные истины мыслителей прошлых веков дошли до нашей нынешней молодёжи. Можно придумать самые необычные способы селекции растений, можно заставить цвести «яблони даже на Марсе», как поют в известной песне, но любой сад сохраниться, окрепнет и «прорастёт» в Будущее только при условии, что вокруг него будет здоровая человеческая среда, крепкие семьи, храмы, полные прихожан!

 Автор повести показал неравнодушных людей, заинтересованных в спасении питомника, в дальнейшем уходе и охране сада, как «культурного наследия и народного достояния».

Молодёжное движение «Наш дом – Минусинск» взяло на себя ответственность решения всех этих проблем и успешно с ними справляется. Некоторые участники движения, естественно, стали прототипами героев повести и гармонично вписались в историю сада, а картины прошлого и настоящего тесно переплелись и составили одну сюжетную линию. Одну песнь. Иначе и быть не могло.

 г. Минусинск, апрель 2023 года


 Приложение:

  1. Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/partiya-eserov-kto-oni-ih-tseli-i-programma.html.
  2. Исайя Берлин. «И.Г. Хамман и происхождение современного иррационализма.» Ад Маргинем Пресс,2015-й год. Стр.36.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

4