Алексей ШЛЯХТОРОВ. Россия и Персия. История отношений

Из всех великих восточных стран-цивилизаций (Турция, Персия, Индия, Китай) самые давние отношения у нашей страны сложились с Персией (Ираном).

Волго-Каспийский торговый путь

Торговля в Древней Руси играла огромное значение, особенно внешняя. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Также на юг из Новгорода шёл Волжский торговый путь. На Каспий. И далее в Хорезм, Персию и Закавказье. Изначально он был древнее днепровского, а потому в целом считался важнее.

Главным торговым регионом страны была Верхняя, или Северная Русь. Районы Ладоги, Новгорода Великого и Пскова, Белоозера и Ростова. Люди поняли, что земли и реки будущего Великого Новгорода являются важнейшим торговым водным перекрёстком между Северной и Северо-Западной Европой, Востоком (через Волгу) и Византией (через Днепр). Мало того, эти земли обладали богатейшими ресурсами: в первую очередь мехами, моржовым клыком, речным жемчугом. Это был наш средневековый Клондайк. А главным нашим торговым контрагентом стала Персия… Далее.

В 1247 году, через 6 лет после похода Бату-хана, между Золотой Ордой и Северной Русью (Великороссией) были заключёны взаимовыгодные торговые договорённости. Очень вовремя, особенно для Северной Руси. Усилиями Александра Невского, были разумно разграничены зоны ответственности русских и монголов на реке Волге. В результате чего: Волга стала Мостом Цивилизаций Европы и Востока от Лондона до Пекина.

 Иран после чингизидов неожиданно стал приобретать политическую стабильность. Вся аристократия государства была тюркской и, казалось бы, теперь турецкий мир распространится от Австрии до Индии. Но случилось очень странное: Сефевиды Ирана оказались шиитами, причём весьма серьёзными. Это всё разозлило турок-османов как правоверных суннитов. Для Ирана оказался крайне важным опыт торговли с Севером по Волге и Каспию. За шелка из провинции Гилян давали золото. Но русские, кроме германских слитков золота и серебра, могли предложить ещё и «мягкое золото» – меха, а также ценный на Востоке прусский янтарь. В итоге, Волго-Каспийская торговля Ирана и Руси, начатая при Золотой Орде, продолжалась, даже когда Орда стала сыпаться при Тимуре. К северным границам Персии, взамен Золотой Орды, приблизилась новая огромная держава – Московское царство.

Сношения возобновились после покорения при Иване Грозном Казани и Астрахани (1556 год). Что обеспечило за Россией владение естественной речной дорогой к Каспийскому морю – Волгой. Главный водный путь в ΧVΙ и ΧVΙΙ столетиях шел от Астрахани вдоль западного побережья Каспийского моря, с заходом в Терки и Дербент. Он спас Персию от деградации и усилил Россию, выстроив восточный фронт (русско-иранский) против Турции. Персы использовали два пути. Одна дорога, идущая от Каспийского моря к Исфагану и составляющая отрезок Великого Волжско-Каспийского пути. Только вместо Новгорода теперь выступает Архангельск. Вторая дорога шла в обратном направлении с юга на север, от портов персидского залива: Ормуза, Харака, Бушира – внутрь страны. Но хотя эти порты и были незамерзающими, они все вместе пропускали меньше шёлка, чем морозный штормовой Архангельск. Что касается северного пути, – он безраздельно эксплуатировался Россией. Вывоз шёлка теперь составлял царскую монополию. И чрезвычайно доходную.

Почему для России были важны контакты с исламским сообществом? Ответ прост: всему виной торговля. Ближний Восток всегда был важным звеном в мировой логистике, а выпасть из глобальных торговых цепочек – значит потерять большие деньги. Следовательно, России было необходимо окно на Восток, и таким окном стала Персия.

Всё дело в том, что там господствовал шиизм. Разновидность ислама крайне отличная от общепринятой на землях османов.

Всё, чего хотели русские императоры от персов, так это беспошлинной торговли и союза против турок. В начале XIX века персам казалось, русские втянуты в разборки с Францией. В 1804 году Иран объявил войну России. Британские инструкторы ему помочь не смогли, Россия приобрела Северный Азербайджан. В 1826 году Персия вновь начинает войну с Россией и терпит сокрушительное поражение. За двумя войнами отчётливо торчали английские уши. Им было выгодно ослабить Россию чужими руками. Ситуация начала меняться лишь с 1834 года, когда на иранский престол вступил Мохаммед-шах. Русская дипломатия сильно теснит британское влияние в Иране. К персидским элитам приходит понимание, что они попросту отстали. Перед страной возникает вопрос: а кто может помочь в модернизации? Англия видит Иран лишь как «таран» против России. Остаётся сотрудничать с дружеской, как показали века, Россией. Авангардом модернизации должна была стать армия. Ведь именно там служила элита страны.

 

Персидские казаки

Интересный факт: инициатива создания подразделения по образцу русских казачьих бригад принадлежит иранской стороне; репутация, полученная казаками в 1812–14 годах, сыграла свою роль. Так в 1879 году и возникла Персидская казачья бригада. Первое персидское регулярное подразделение. Зачем Россия решила помочь Персии? Бригада всегда служила проводником интересов России. Пока самое боеспособное войско под русским контролем, а иранских офицеров готовят русские, британцам будет сложно ссорить Иран с Россией. Подразделение было создано с разрешения Александра ІІ и по просьбе персидского шаха. Носило официальное название: казачья Его Величества Шаха бригада. Русские офицеры продолжали считаться военнослужащими императорской армии и продолжали получать положенное жалование, но вдобавок получали денежное довольство и от персидского правительства.

Формально бригада подчинялась шаху, но реально выступала проводником русской внешней политики. Главой бригады всегда был русский офицер, как правило, в звании полковника. Одевались «персидские казаки» в казачью форму Кубанского казачьего войска. Офицеры-инструкторы имели форму Терского казачьего войска. Подданных Российской империи в Персии уважали. Доходило до смешного – состоятельные люди из опасных районов поступали в бригаду даже простыми казаками, потому что имущество людей из Казачьего Дома никто грабить не будет. При бригаде был создан казачий кадетский корпус (как и в России) для подготовки иранских офицеров. Из выпускников этого корпуса набирали переводчиков для русских инструкторов. Персидская казачья бригада выполняла крайне важную функцию: под её охраной находился шах и все его резиденции, все министры и губернаторы страны, иностранные миссии и посольства, банки и здания министерств. Бригада пользовалась огромным доверием иранского руководства. Подготовленные в кадетском корпусе иранские офицеры мыслили по-новому. Они понимали, что иранскому обществу нужна всесторонняя модернизация. Самым ярким представителем этого поколения является Реза-хан Пехлеви.

В 1921 году он был провозглашён шахом Ирана. Что по итогу получила Россия? Иран не рухнул в пучину бесконечных переворотов. Сохранившийся Иран служит противовесом американским интересам в заливе, а это выгодно уже современной РФ. Во время холодной войны – и при шахе, и при правлении аятолл, за Иран шла постоянная борьба СССР с США. Однако после распада СССР в 1991 году Иран… стал неуклонно сближаться с Россией. Сыграли свою роль и историческая память, и обнаглевшая политика Штатов, ставших превращать Ближний Восток в Зону большого Хаоса.

Иран и Россия являются стратегическими союзниками. Они являются и военными союзниками в конфликтах в Сирии и Ираке и партнерами в Афганистане и постсоветской Центральной Азии. Российская Федерация также является главным поставщиком оружия в Иран. В настоящее время Россию и Иран объединяет тесный экономический и военный союз.

 

И снова торговля. XXI век

Россию и Иран также объединяет общая заинтересованность в ограничении политического влияния Соединенных Штатов в Центральной Азии. Иранцы получили статус полноправного члена ШОС 17 сентября 2021 года. Москва и Пекин поддержали успешную заявку Тегерана на полноправное членство в ШОС. В мае 2022 года заместитель премьер-министра Александр Новак и министр нефти Ирана Джавад Овджи в Тегеране обсудили такие вопросы, как обмен нефтью, увеличение совместных инвестиций, зону свободной торговли, дополнение к атомной электростанции в Бушере и – самое главное – развитие Транспортного коридора Север–Юг, железнодорожного грузового маршрута из России в Индию. Проход простирается на 3000 километров и может быть создан вне досягаемости западных санкций. Это исключительно важный широтный проход (Север-Юг), который естественным образом дополнит долготные проходы из России в Китай и Северный морской путь, которые вместе закольцуют всю логистику великой Евразии. Итак, Россия и Иран уже строят новый трансконтинентальный торговый маршрут от восточной окраины Европы до Индийского океана, протяженностью 3000 километров, недоступный для любого иностранного вмешательства. Страны инвестируют более 20 миллиардов долларов, чтобы облегчить перемещение товаров по водным и железнодорожным путям, связанным Каспийским морем.

Данные отслеживания судов, собранные Bloomberg, показывают, что десятки российских и иранских судов, в том числе подпадающие под санкции, уже курсируют по этому маршруту.

Это пример того, как конкуренция между великими державами быстро меняет торговые сети в мировой экономике, которая, похоже, готова распасться на соперничающие блоки. Россия и Иран, находящиеся под давлением санкций, поворачиваются друг к другу – и оба они тоже смотрят на восток. Цель состоит в том, чтобы оградить коммерческие связи от вмешательства Запада и наладить новые связи с большими и быстрорастущими экономиками Азии (Индии, КНР, Индонезии). Возникающий торговый коридор позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. С Дона и Волги речные, морские и железнодорожные сети простираются до иранских транспортных узлов на Каспийском море и в конечном счете ведут в Индийский океан. Так что у нас и фундамент инфраструктурный есть, строим не на ровном месте.

 

Контроль путей

Суда, плывущие по рекам Дон и Волга, традиционно торгуют энергоносителями и сельскохозяйственными товарами (Иран является третьим по величине импортером российского зерна), но этот диапазон будет расширяться. Две страны объявили о множестве новых деловых сделок, касающихся турбин, полимеров, медицинских товаров и автомобильных запчастей. Россия также поставляет ядерное топливо и компоненты для иранской АЭС в Бушере.

«Поскольку европейские транспортные сети нестабильны для России, она сосредоточена на развитии альтернативных торговых коридоров, которые поддерживают поворот на Восток, – говорит Николай Кожанов, эксперт по странам Персидского залива. – Можно попытаться установить контроль над морскими путями, но за наземными трудно следить, практически невозможно. МиГ-31, С-400 и Т-90 при поддержке правительств и народов РФ и Ирана просто подавят на этом пути всех западных противников, как когда-то казачья конница. Нужно понимать, что Иран на сегодня – очень не слабая нация, со стабильным 100-миллионным населением. С огромным опытом жизни под американскими санкциями. И к тому же знакомое с русским оружием. Вместе с Россией это уже гораздо большая сила, чем аморфный и теряющий промышленность Евросоюз».

Внутри своих границ Иран вкладывает деньги в терминалы, где грузы могут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Он также расширяет железнодорожную сеть, которая уже насчитывает около 16 000 километров. Официальные лица Ирана говорят, что они полностью сосредоточены на том, что они называют «восточной осью», – отказ от любых планов по восстановлению экономических связей с Европой и реализация торговых и энергетических соглашений с Россией, Китаем, Индией и странами Центральной Азии. И для России, и для Ирана Индия является важнейшим узлом в сетях, которые они строят. Как сообщило в марте информационное агентство Mehr, первая партия российского зерна в 12 миллионов тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран.

Отметим, что на площадке ПМЭФ российская Особая экономическая зона «Лотос» (действующая в Астрахани и работающая со странами Каспийского региона) и Индийский бизнес-альянс ещё в 2022 году заключили соглашение о развитии портовых услуг и грузоперевозок через международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг». Речь идет о маршруте контейнерных перевозок от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи (Бомбей) по территории России через Каспий, Иран, порт Бендер-Аббас и далее через Аравийское море в Индию. Протяженность коридора – 7,2 тыс. километров, в два раза меньше, чем стандартный маршрут в обход Европы через Суэцкий канал.

Сейчас в сухом остатке содержится следующее:

Первое: произойдет переориентация грузопотока по будущему МТК Север – Юг на российском направлении, а сам этот проект становится чем-то большим, нежели обычная железнодорожная магистраль с технической «дорожной картой» развития своей инфраструктуры и логистики. Страны Каспия, монархии Персидского залива, Индия, которые и раньше ориентировались на наращивание экономических связей с Москвой, теперь будут играть роль стыковочных узлов России с международной экономикой.

Второе: начнется активизация интеграционных процессов между Россией, Ираном и Азербайджаном, что скажется на политическом взаимодействии этих стран не только в пределах Закавказья, но и на всем Ближнем Востоке.

Третье: рождается интеграционный проект под названием «Меридианная (широтная) Евразия», что приведет к большим переменам не только на Большом Ближнем Востоке, но и в Южной, Западной, Средней Азии.

 

Неизбежный коридор Север–Юг-2

В процессе проработки коридора Север – Юг перед Россией, Ираном и Индией, которая всё больше втягивается в дело, становится неизбежным строительство его параллели. Только такой, которая пойдёт не на Москву и Питер, а прямо на север, на Урал. При этом здесь, у нас, на Урале, железная дорога пройдёт и через Челябинск, и через Екатеринбург с Нижним Тагилом. Привязав к себе группу крупных наших городов: Магнитогорск, Миасс, Первоуральск. А за Нижним Тагилом продолжит свой путь на Север. Всё далее и далее, к новому заполярному порту Сабетта, связав этот путь (Север – Юг-2) с Северным морским. Но как всё это будет воплощаться?

Не успело утихнуть эхо афганского переворота, как новая власть в азиатском государстве заявила о готовности построить новую жизнь. Инфраструктурные проекты на территории одной из самых бедных стран вновь заинтересовали её соседей и крупные экономики. И Россия здесь совсем не исключение. Узбеки и афганцы тоже ведь кроме русских инженеров надеются на силовой зонтик русских ВКС. Без него – никак. А Москва, среди прочего, не прочь помочь Кабулу построить железную дорогу. Но стоит ли нам сейчас вкладывать силы и средства в нестабильное государство?

В российских государственных монополиях считают, что стоит. Так, в РЖД заявили о готовности сотрудничать со своими узбекскими коллегами и партнёрами, чтобы вместе связать Среднюю Азию с Юго-Восточной.

«РЖД готовы к сотрудничеству с железными дорогами Узбекистана в части подготовки технико-экономического обоснования проекта Трансафганской железной дороги», – рассказали в пресс-службе компании ТАСС.

Речь идёт о железнодорожном коридоре, который свяжет Россию, Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и страны Юго-Восточной Азии. Афганистан остаётся последним невозведённым звеном во всей этой транспортной цепи. Чтобы её замкнуть, предлагается построить железнодорожную магистраль «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Это путь длиной 573 километра. Его строительство оценивается в $5 млрд. А транзитный потенциал – в 20 млн тонн грузов в год.

Российские и Узбекские железные дороги рассчитали объёмы грузов для Трансафганского транспортного коридора и разработали несколько маршрутов его прохождения. Документацию с плюсами и минусами каждого варианта передадут в Кабул. Там, по словам представителя Узбекистана, в ответ намекнули, что заинтересованы в присоединении к Совету по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ. Если Москва, Ташкент и Кабул перейдут от слов к прокладке шпал и рельсов, это будет означать, что Афганистан окажется в нашей колее. Не только стратегически в зоне российских экономических интересов, но и в действительности.

Возникает вопрос: а причём здесь тогда Иран? О, а вот тут как раз без него, как и в Сирии, будет очень сложно. Во-первых, афганские горцы – хазарейцы и таджики-исмаилиты – это шииты. И роль Ирана в умиротворении соседнего Афганистана, с пуштунами-суннитами в долинах и шиитами в горах становится очень важной. Афганские горцы за нас и в Сирии успели повоевать. Теперь им надо внутри своей страны мирный порядок наводить, а не рушить. А во-вторых, если Север–Юг-2 не будут тормозить, то ему обязательна в проекте ветка на Иран, чтобы закольцевать пути ряда стран (Афганистана и Узбекистана прежде всего). К тому же индусы пока не привыкли спешить, хотя понять и при надобности послать (эмиссаров янки прежде всего, когда слишком доставать начинают) вполне могут. У них с нами военные завязки не слабее китайских. Но именно организационная активность 1-го и южной части 2-го коридоров Север-Юг обеспечивается в первую и главную очередь русскими и иранцами. А эти коридоры, как сказано выше, дополнят долготные проходы из России в КНР и Северный морской путь, которые вместе закольцуют всю логистику великой Евразии.

 

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

5