Знаю, что многие читатели «Правды» неравнодушны к теме, о которой пойдёт речь. Около десяти лет газета регулярно поднимает эту важнейшую проблему, а суть её вот в чём. Сейчас с высочайших государственных трибун много говорится об исторической памяти, в том числе о фашистском геноциде мирного населения на оккупированной части СССР во время Великой Отечественной войны. Но не позор ли, что память о миллионах жертв нацистской оккупации не увековечена достойным мемориалом общегосударственной значимости?
К счастью, в последнее время ситуация вокруг долгожданного мемориала кардинально изменилась. Но ведь от идеи его создания отмахивались столько лет, что вот уже новое поколение мирных жителей Донбасса и Новороссии гибнет от рук новых нацистов, а у нас до сих пор не отдали дань памяти павшим во время вражеского нашествия восемьдесят лет назад.
«У нас» — это о постсоветской России. В советское же время впечатляющие, всесоюзного значения мемориальные комплексы в память о жертвах оккупации как раз были: «Хатынь» в Белоруссии, «Бабий Яр» под Киевом, «Саласпилс» в Латвии. Однако после разрушения великой Советской страны в 1991 году они оказались за рубежом, а «новой» России с её поворотом к капитализму было не до восполнения такой потери.
И всё-таки рано или поздно должен был встать этот острый вопрос о создании нового мемориала. Когда я несколько лет назад благодаря «Правде» познакомилась с московским писателем Владимиром Тимофеевичем Фомичёвым, то узнала, что руководимое им общество «Поле заживо сожжённых» уже с начала 2000-х годов безуспешно стучится с этой идеей во все двери властных структур, вплоть до президента.
У Фомичёва нашлось множество сторонников и соратников, включая фонд «Монумент» во главе с Владимиром Ивановичем Гришиным. Об отчаянных стараниях пробить стену чиновничьего равнодушия инициаторы стали писать в «Правду», после чего пошёл настоящий поток читательских писем в их поддержку. Письма составили книгу «Сожжённые заживо взывают к нам», вышедшую тремя изданиями. Более того, к усилиям общественников подключилась фракция КПРФ в Государственной думе. Но вот что поразительно: благороднейшая инициатива и после этого «наверху» игнорировалась, причём продолжительное время!
Сейчас уже, кажется, сама международная ситуация с её накалом русофобии, с немыслимым извращением истории Второй мировой войны подталкивает российские власти делать давно назревшие шаги.
Но самое главное, конечно, в другом. Главное — замысел всё же воплощается в жизнь. А непосредственное его воплощение началось с того, что в июне 2021 года у деревни Дони Гатчинского района Ленинградской области, вблизи федеральной автомобильной трассы, был торжественно установлен закладной камень. Думается, Ленинградская область, куда и наша Псковщина входила до августа 1944 года, такой мемориал принять вправе. Область с её блокадным Ленинградом, с детскими донорскими концлагерями и сожжёнными сёлами, старинными усадьбами сполна пережила кошмар оккупации. И всё-таки я удивилась, почему такому важнейшему сооружению не нашлось места где-то в пределах нашей столицы.
Важно, что планируется не один только памятник, а именно полноценный мемориальный комплекс «Мирным жителям Советского Союза, погибшим в ходе Великой Отечественной войны». Авторы проекта, то есть скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин, работают вместе не один год.
В основание мемориала торжественно заложена «Капсула памяти» — с землёй Краснодона, Донецка, Ростова-на-Дону и других мест нацистского геноцида. Словом, как сообщается на официальном сайте РВИО от 11 мая 2023 года, «создание мемориала в Ленинградской области идёт полным ходом. Работы планируется завершить к 80-й годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады». То есть будем ждать мемориал к 2024 году.
И вроде бы пора успокоиться. Ведь все новости, что читаю и слышу на эту тему, рисуют благостную картинку начавшегося грандиозного строительства с обещанием довести дело до конца. Чего же ещё надо? Почему я всё же сомневаюсь, будет ли обещанное реализовано достойно?
Дело в том, что, хотя на дворе не «лихие 90-е», антисоветчина у нас в России продолжается, только в хитрой форме, завуалированной. Вот вышел, к примеру, разрекламированный художественный фильм о легендарной советской героине Зое Космодемьянской. Казалось бы, очень хорошо, пусть Зоин образ появится в современном кино. Но столько фальши в новой киноподелке, столько подмены советского патриотизма либеральными измышлениями сегодняшних дней, что лучше бы, по-моему, этого фильма не было.
Подобная двойственность на каждом шагу. Вот почему остаются у меня сомнения по поводу нового мемориала. Что будут рассказывать экскурсоводы посетителям этого прекрасного, внешне волнующего комплекса, если его таковым в самом деле построят? В каком направлении пойдёт исследовательская работа? Вопросы есть, хотя не стоит совсем уж поддаваться пессимизму. Всё-таки живёт надежда, что давний замысел неравнодушных людей в полной мере осуществится.
Источник: газета «Правда», №64 (31413) 23—26 июня 2023 года