Посвящается Анатолию Ивановичу Александрову. Учителю, краеведу, журналисту
Статья Анатолия Ивановича «Детский дом на озере Смолино» об интернациональном детском доме имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, открытом в Челябинске на озере Смолино в 20-е годы прошлого века, была напечатана в 1971 году в февральских номерах газеты «Челябинский рабочий». Написана она была на основе материалов, собранных учащимися-поисковиками, архивных документов и воспоминаний очевидцев. В 1977 году в № 11 журнала «Урал» была опубликована документальная повесть «На берегу озера Смолино». Её автор также Анатолий Иванович Александров.
Александров Анатолий Иванович (1911–1997), учитель истории, журналист, краевед, заслуженный учитель школы РСФСР, участник Великой Отечественной войны (1941–1945).
Анатолий Иванович первым открыл эту страницу в истории города Челябинска. В 60-е годы прошлого века были живы многие воспитатели и воспитанники, некоторые из них жили в Челябинске. Анатолий Иванович Александров разыскивал очевидцев, писал письма, знакомился с архивными документами, обрабатывал воспоминания. В большом и серьезном деле ему помогали юные краеведы. В тоненьких школьных тетрадочках детским почерком юных поисковиков записаны рассказы тех, кто принимал участие в этих событиях. Побывал Анатолий Иванович и в Германии.
Лотте Пулёвка и Максим Цеткин
Lotte-Pulewka-Straße, Улица Лотте Пулёвка. Потсдам, земля Бранденбург.
В современном Потсдаме есть улица, которая носит имя Лотте Пулёвка. Немного загадочное название. Хотя всё просто. Лотте – это краткое от Шарлотта, а Пулёвка – это фамилия.
Улица названа в честь женщины, прожившей яркую жизнь. Были в ней уральские озёра и казахские степи, праздничные речи и скорбные дни. Спасение из тюремного заключения Вильгельма Пика, в будущем первого и единственного президента ГДР. Были в жизни Лотте Пулёвка и страницы, связанные с Челябинском.
Очень радует, что с каждым годом мы всё больше узнаем об истории родного края – Урала, Челябинска и Челябинской области. Открываются тайны, о существовании которых нельзя было и предположить. Традиции челябинских краеведов живы и продолжают развиваться. Активную работу проводит Объединенный государственный архив Челябинской области. Рассказывают сотрудники архива об интереснейших фактах истории Челябинска и Челябинской области. Вот и история о Лотте Пулёвка нашлась в челябинском архиве.
На архивной фотографии дети, а в самом центре молодой человек с бородой и длинными зачесанными назад волосами. Лицо приметное, запоминающееся, какое-то не челябинское. Аннотация к фотографии: 1922 год. Челябинск. Трудовая школа-колония имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург на озере Смолино.
И прочитанная фраза: «В Челябинске один из организаторов детской колонии – Максим Цеткин».
Здесь, в Челябинске? Сын Клары Цеткин? Да, действительно, на фотографии Максим Цеткин.
Максим Цеткин был представителем организации Международной рабочей помощи в Челябинске в 1922–1924 годах. А детская трудовая колония была организована на средства «Межрабпома» на берегу озера Смолино как интернациональный детский дом (1922–1924). Организаторами были Макс Цеткин и Лотте Пулёвка (Германия).
Межрабпом (Организация международной рабочей помощи)
Голод 20-х годов в России, истощенной гражданской войной, был страшный. Несколько неурожайных лет, невозделанные поля, воюющие мужики-крестьяне, миграционные потоки – все это привело к тому, что тысячи беспризорных детей скитались в поисках куска хлеба и лучшей доли по России. Челябинская область не была исключением. Собирали бездомных в детские дома. Только в Челябинске их было несколько. Нужно было кормить, одевать, учить, социализировать детей самых разных возрастов. Документальные свидетельства случаев каннибализма в селах и городах – страшное подтверждение, засвидетельствованное в протоколах уполномоченных ЧК.
За помощью молодая Советская республика обратилась к европейскому пролетариату. По инициативе Исполкома Коминтерна в Германии в 1921 году был создан Заграничный комитет, переименованный позднее в Межрабпом (Internationale Arbeiterhilfe, сокр. IAH). Главной своей задачей он определил помощь голодающим в России. Председателем Межрабпома была назначена Клара Цеткин (это её сын – Максим, был послан в Челябинск для создания трудовой детской колонии. – Прим. автора). За несколько месяцев европейский и преимущественно германский пролетариат собрал огромную сумму – 5 миллионов долларов на закупку продовольствия, отправил 100 транспортов и организовал питание 100 000 человек.
Но, безусловно, самая большая помощь, поступившая от Межрабпома, – это люди. В Челябинск были направлены Лотте Пулёвка, Максим Цеткин и несколько иностранных граждан: из Голландии медицинские сестры Гретхен и Минна, француженка Каролина, Егге из Англии, Лиззе Штаубе из Латвии.
Максим Цеткин
Максим Цеткин родился в Париже в семье революционеров: харизматичного одессита Осипа Цеткина и Клары Цеткин (урожденной Айснер. – Прим. автора), борца за права женщин, организатора коммунистической партии Германии. Медицинское образование Максим получил на факультете Мюнхенского университета, защитил диссертацию, вступил в СДПГ (социал-демократическая партия Германии), а затем в коммунистическую партию. В 1920 году Клара Цеткин, лично знакомая с В.И. Лениным, написала ему рекомендательное письмо и с 1920 года Максим приступил к работе хирургом в Москве. Максим Цеткин – был одним из организаторов детского дома на озере Смолино (Челябинск).
В 1924 году Максим вступил в ВКП(б). С 1935 года работал в Московском медицинском институте. Во время Гражданской войны в Испании служил военврачом в республиканской армии. В декабре 1941 года Максим Цеткин прибыл из Москвы на Кавказ с женой и дочерью и приступил к работе в качестве ведущего хирурга эвакогоспиталя № 2153 в Ессентуках.
В 1945 году Максим Цеткин вернулся в Германию, преподавал в Берлинском университете, одновременно занимал должность начмеда клиники «Шарите». Затем работал в министерстве здравоохранения Германии, опубликовал медицинский словарь.
За время своей службы Максим Цеткин был удостоен многих наград и почетных званий Германской Демократической Республики: выдающегося народного учёного, члена-корреспондента Академии наук ГДР. Похоронен Максим Цеткин в Мемориале социалистов на Центральном кладбище Фридрихсфельде. В 1983 году больнице в Нордхаузене и в 1987 году Военно-медицинскому отделению Грайфсвальдского университета было присвоено имя Максима Цеткина.
Лотте Пулёвка
Лотте, а полное имя Шарлотта, родилась 16 июля 1893 года в городе Эльбинге (Восточная Пруссия) в семье фармацевта. Первоначально посещала лицей, затем продолжила образование в педагогических колледжах в Кенигсберге и Потсдаме, где получила квалификацию учителя ремесленного училища. Все приобретенные навыки впоследствии очень пригодились Лотте в Челябинске. Лотте увлеклась марксистским студенческим движением и в 1912 году вступила в СДПГ (Социал-демократическую партию Германии). Затем была молодежная организация «Спартак», где создателем был Вильгельм Пик, и коммунистическая партия. В дальнейшем жизнь сводила её со многими деятелями революционного движения в Германии, и в том числе с Розой Люксембург. Побывала Клара в тюремном заключении, проживала нелегально в Берлине, участвовала в создании Баварской советской республики, вела очень активную революционную жизнь. Приходилось постоянно скрываться от полиции, и приказ эмигрировать в Советскую Россию для организации помощи детской колонии поступил от Межрабпома как раз вовремя. С 1922 по 1924 год Лотте возглавляла детскую трудовую колонию имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург на озере Смолино.
Перед поездкой Лотте поручили организовать сбор средств в помощь голодающим. Она сама ходила с тачкой по домам, просила, требовала. Рабочие Германии собирали все необходимое для детей: одежду, белье, посуду и даже швейные и стиральные машинки. Приехав в Челябинск, Лотте привезла с собой много необычных для детей, да и для воспитателей вещей. С удивлением и восторгом описывают воспитанники колонии стиральные машины, нагревающиеся утюги, двухъярусные кровати, красивые чашки. На чашке рисунок и фраза из сказки, а на блюдце продолжение. Удобная, красивая одежда, материалы для рукоделия, а самое главное, куклы с закрывающимися глазами, – это запомнилось на всю жизнь девочкам-колонисткам. Среди воспитанников были дети самых разных национальностей. Некоторые владели немецким языком намного лучше, чем русским. Им было легко общаться с Лотте и другими воспитателями.
Детская трудовая колония имени К. Либкнехта и Р. Люксембург
Для детской трудовой колонии в Челябинске отвели бывшие дачи богатых и известных челябинцев на озере Смолино. Это были дачи тюменского купца И.П. Колокольникова, владельца чаеразвесочной фабрики и потомственного почетного гражданина М.Н. Крашенинникова.
С дачей Крашенинникова был связан особый случай. Мальчики-колонисты начали расчищать печи в подвале дома и наткнулись на спрятанные свертки. Вызвали представителей ЧК, а в свертках оказались патроны, бомбы, фарфоровая посуда и много бутылок с вином.
Немецкие руководители в Челябинске пунктуально фиксировали все события в истории детского дома, и потому сохранилось достаточно документов, подтверждающих подлинность этой истории.
Всего для колонии было отведено 15 домиков в 200 метрах от озера, в которых нашли приют 157 детей от 4 до 16 лет. Всех детей разбили на 2 группы. У младших – свой руководитель, у старших – Лотте.
Лотте сама ходила по городу, разыскивала беспризорных, привозила на Смолино, пыталась искать родственников. Положение в городе и области было тяжелое и часто, чтобы дети выжили, их просто подкидывали в детские дома.
С появлением на озере Смолино представителей Межрабпома у детей появились байковые и верблюжьи одеяла, у девочек по 6 платьев. Лотте сама подгоняла одежду на воспитанников, строчила на швейной машинке, перекраивала. В колонию привезли большой запас верблюжьей шерсти, из неё вязали шарфы и шапки. Дети учились, выпускали стенгазеты, проводили собрания, ставили спектакли.
Впервые колонисты стали есть вдоволь. Было налажено полноценное питание. Вместе с межрабпомовцами прибыли консервы, продукты, мука. Воспитанники и воспитатели вели жесткий контроль за расходованием продуктов.
Лотте стремилась к созданию полноценной коммуны. Коммуны с общественным трудом всех колонистов и собственным хозяйством. Так в колонии появились лошади, коровы, телята, бараны и свиньи. Лотте мечтала приобрести трактор и использовать его в работе. Через некоторое время в хозяйстве насчитывалось 25 лошадей, 11 дойных коров, 5 телят, 18 быков, 23 овцы, 30 свиней.
Несмотря на то, что колония имела статус иностранной организации, Лотте удалось добиться разрешения на получение земли под посевы в Еткульском районе и сельскохозяйственной спецтехники. Руководил сельхозработами казак-фронтовик. Под его руководством колонисты учились сеять, жать, самостоятельно вести хозяйство. Уже через несколько месяцев в колонии заработали мастерские: швейная, сапожная, столярная. Не зря Лотте осваивала профессию преподавателя ремёсел. Колонистки вязали, шили. Лотте искала воспитателей и учителей по окрестным селам. Учителя геометрии пригласила из Сухомесово, где тоже находился детский дом. Приезжала на тройке с колокольчиками, такой она запомнилась учителям. Штат был большой. В детском доме работали воспитатели Мария Александровна Ордынина и Лидия Николаевна Арнольдова (Потанина).
Быстро пролетели два года. Угроза голода уже не стояла так остро и межрабпомовцы разъехались, а колонию перевели в Еткуль.
* * *
Дальнейшая судьба Лотте складывалась следующим образом. Несколько лет она была членом сельскохозяйственной коммуны «Интернационал» под Курганом. С 1927 по 1931 год работала учителем немецкого языка в Алма-Ате, а с 1931 по 1932 год возглавляла отдел приёма, увольнения и распределения рабочей силы в большом совхозе «Кок-Су». В 1932 году уехала в Москву, где преподавала немецкий язык в училище профсоюзного движения при Центральном совете профсоюзов, во Всесоюзном институте журналистов и средней школе. После нападения Германии на Советский Союз ее в 1941 году интернировали в Северный Казахстан, где Лотте, как и многие граждане немецкой национальности, работала в колхозе. В 1946 году Лотте Пулёвка вернулась в Германию, в Потсдам, где сначала работала переводчиком в провинциальном отделе КПГ Бранденбурга, а после слияния партий – в отделении округа СЕПГ в Бранденбурге. Поработала библиотекарем районного отдела СЕПГ в Потсдаме. В 1958 году Лотте вошла в районное управление пионерской организации имени Эрнста Тельмана.
Лотте Пулёвка умерла 6 ноября 1966 года. Урна с прахом захоронена в «Роще чести» в Потсдаме. В городе Гельтове (1967 г.) и в Котбусе (1970 г.) два детских дома были названы в её честь, а в Потсдаме в 1976 году – средняя школа № 41. С 1973 года в новом районе Потсдама «Центрум-Ост» существует улица, носящая ее имя.
* * *
Материалы фонда Анатолия Ивановича Александрова в Объединённом архиве Челябинской области обработала Е.Б. Рохацевич, ведущий археограф архива. Именно благодаря ее работе мы имеем возможность рассказать о событиях более чем вековой давности. («Лотте Пулёвка – волонтер из Германии, спасавшая от голода челябинских детей». Е.Б. Рохацевич, Доклад на VII конференции «Гороховские чтения», 18 ноября 2016 г.)
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин