На фото: Премьер-министр Индии Нарендра Моди и Президент РФ Владимир Путин во время встречи в Хайдарабадском дворце. 6 декабря 2021 года
Неслучайно жители Руси и Индии, ощущая притяжение друг к другу, стремились посещать эти страны, невзирая на расстояние. В самой Индии первое упоминание славян в литературе встречается уже в XII веке. Эти связи в основном осуществлялись через Поволжье — по торговым путям Золотой Орды. Учёные, ссылаясь на арабские источники IX–X веков, отмечают сходство русских и индийских погребальных обрядов. В древнерусских исторических текстах можно найти рассказы о сокровищах и чудесах Древней Индии. Есть и упоминания об отождествляемом с Индией сказочном Солнце-граде. Из Индии на территорию Руси попали шахматы. Но первым на Руси человеком, публично открывшим Индию, был тверской купец Афанасий Никитин.
Афанасий Никитин (первая половина XV века, Тверь — около 1475, под Смоленском) — крупный русский путешественник и сборщик важной информации, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Одним из первых среди европейцев достиг Индии (за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы). Его путешествие, как и Васко да Гамы, было вызвано усилением Турции и упадком Золотой Орды, через земли которой русские и итальянцы выгодно торговали со странами Большого Востока (Ираном, Индией, Китаем, Бухарией).
Нам чего-то недоговаривают... Афанасий Никитин – русский... Шпион?
«Хождение за три моря». Путешествие Никитина – 1468–74 гг.
Но история странная с самого начала – «Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Так что Афанасий – вращается в сферах – знаком с главой государства – Вел. кн. Тверским...»
Далее: «И, отплыв из Углича, приехал в Кострому и пришел к князю Александру с другой грамотой великого князя. И отпустили меня без препятствий. И приехал я в Нижний Новгород к Михаилу Киселеву, наместнику.
В Нижнем Новгороде две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха татарского.»
Да весь круг его общения – князья, бояре, послы... А потом ещё интереснее.
Вот, прибыл наш человек на Восток. Что его может там интересовать? Ну, само собой, товары, цены, женщины. В «Хождении» об этом подробно все есть...
Но его еще некоторые вопросы интересуют: «Правит тут индийский хан – Асад-хан джуннарский, а служит он мелик-ат-туджару. Войска ему дано от мелик-ат-туджара, говорят, семьдесят тысяч. А у мелик-ат-туджара двести тысяч войска. А слонов у Асад-хана много, и коней много добрых, и воинов, хорасанцев. (То есть страной правят тюрки-хорасанцы [из Средней Азии]. Они же служат в коннице.) А гундустанцы (индийцы – индусы) все пешие. Ходят быстро, в руке щит, в другой – меч, а иные с луками да стрелами. Бой ведут все больше на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними – хорасанцы, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи, в доспехи, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек сидят в доспехах, да с пушками, да со стрелами. Бидар – стольный город Гундустана бесерменского. Город большой…» Это далеко не все, что он запомнил.
Спрашивается: зачем ему этих слонов считать? Да к тому же все это записано по памяти, спустя несколько лет, когда он писал эти записки под Смоленском.
Кстати, еще один интересный вопрос: вот товарищ съездил за границу, подсчитал сколько у кого слонов, кавалерии и пехоты, сколько стоят проститутки. И пишет об этом подробный отчет главе государства. Причем главному сюзерену – Никитин был тверским подданным, а отчет писал Московскому великому князю. ЗАЧЕМ? Это было так важно для России?
Еще один вопрос о вере и торговле
«И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я, человек с Севера, не бесерменин, а русин. И сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых в придачу дам, только перейди в веру нашу – в Мухаммеддини. А если не перейдешь в веру нашу, и жеребца у тебя возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму». И срок назначил – четыре дня, на Спасов день, на Успенский пост. Да господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил в беде меня, грешного. Накануне самого Спасова дня приехал к правителю казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он вступился, ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего упросил и взял у хана обратно». Тут совсем интересно: незнакомый иностранец и иноверец, у которого нет денег, за которым вроде как никто не стоит (???), смиренно просит, и казначей – тюрок (хорасанец, то есть выходец из Бухарии) прилагает все силы, чтобы уговорить владыку вернуть ему коня и не давить на его совесть в вопросах веры.
Зачем ему так напрягаться? Но если мы допустим, что экспедиция Афанасия была совместной русско-татарской миссией, а конкретно – Москвы и Казани… Которые видели, что Золотая Орда рушится, а торговлю волжскую, русско-ордынскую, когда в Астрахань без страха шли купцы из Индии, терять было неохота. Ведь пряности мы получали не с Молуккских островов, как Египет и Италия, а именно из Индии и Афганистана. И именно мы транзитом продавали их в Среднюю и Северную Европу. Лишиться такого не только русские и татары казанские, но и тюрки Бухары и Хивы совсем не хотели, а потому у Никитина было сильное прикрытие. Не только в Ширване (Азербайджане) и Персии, но даже в далёкой Индии. То есть, хотя он работал в трудных условиях, один, но работа его была под хорошим прикрытием.
Короче говоря, это начало эпохи великих географических открытий. Турки перекрыли проливы, – европейцы лишились контактов с Азией, Золотая Орда распадалась...
Вот и искали – причем все. Мало у нас знают, но у испанцев и португальцев были свои Афанасии Никитины – путешественники по северу Африки, знавшие арабский язык, культуру и пытавшиеся найти прямые пути в Индию... Пока хорошо подготовленная морская экспедиция португальцев Васко да Гамы не выполнила эту задачу…
А вот Никитин возвращается домой:
«И в том Трабзоне турецком субаши и паша много зла мне причинили. Добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. А искали грамоты...»
Турки пытались вывести на чистую воду российского шпиона, но доказательств не было.
Короче, миссия успешная, да путь невыгоден... Пока не выгоден. Если Астрахань не сделать опорой. Кроме того, как факт российской культуры –путешествие Никитина сохранилось. И про Астрахань Русь не забыла. Она сразу начинает усиливать влияние в Астрахани. При Иване Грозном, как уже сказано в статье про Персию, в 1556 году Астрахань стала русской, а через Персию в неё вновь стали ходить купцы из Индии. НО.
Если с Персией торговля русская росла и была устойчива, то с Индией было сложнее. Её военные структуры были слабее иранских, военного союзника, заинтересованного в её силе, каким для Ирана стала Россия, не нашлось. Если в XVII веке, пока Делийский Султанат был достаточно силён, индийские купцы в Астрахани ещё были частыми гостями (либо их товары шли через купцов Персии), то с XVIII века европейские колонизаторы раздирают эту древнюю страну на части и навязывают свою волю (сдавать товар только себе). В конце концов всё вылилось в борьбу между Англией и Францией, которую выиграли англичане. Англичане хорошо овладели «искусством» подкупа элит атакуемых ими восточных стран. Они сразу сделали Южную Индию своей бесправной колонией. А затем стали поглощать Центральную и Северную Индию. Россия потеряла связь с индийскими товарами и купцами почти на 200 лет. До самого освобождения страны в 1947 году. А место индийских купцов в Астрахани заняли купцы из Средней Азии (Бухары, Хивы, Самарканда).
ХХ век
На рубеже XIX–XX веков Россия и Индия снова стали сближаться. Очень важными были контакты Толстого и Ганди. И хотя они были только в виде переписки, оказали весьма существенное влияние на думающих людей, обнаруживших фундаментальные сходства взглядов на мир русских и индусов (несмотря на то, что русские были воинской нацией, а индусы – нет). Уже СССР оказал большое влияние на Освобождение Индии от гадких и циничных английских угнетателей в 1947 году. Так как СССР чуть позже помог и Египту, Англия считает нас (и нашу военную силу) разрушителями своей «прекрасной и самой культурной» империи. И, наконец, в 1971 году разразилась индо-пакистанская война.
Индо-пакистанская война – вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший в декабре 1971 года. Причиной войны стало вмешательство Индии в гражданскую войну, шедшую в Восточном Пакистане. В результате боев Пакистан потерпел поражение, а Восточный Пакистан (Бангладеш) обрёл независимость. Исламская Республика Пакистан, созданная в результате раздела Британской Индии в 1947 году, состояла из двух частей — западной и восточной. Они были отдалены друг от друга более чем на 1600 км территорией Индии. В стратегическом плане такое разделение было невыгодно Пакистану. Западный и Восточный Пакистан заметно отличались друг от друга в культурном плане. Столица страны Карачи находилась в западной части страны, отсюда же происходило большинство представителей пакистанской политической элиты. В развитие восточных территорий вкладывалось намного меньше средств. Жители там говорили на языке бенгали и составляли 57 % населения, а их язык не признавался даже вторым государственным. И Восточный Пакистан восстал. Поначалу пакистанская армия встретила минимальное сопротивление. К концу весны 1971 года она заняла все города Бангладеш. Но в сельской местности появились партизаны.
Премьер-министр Индии Индира Ганди выступила в поддержку отрядов Бангладеш. Пакистанская армия оказалась не готова к ведению антипартизанской войны в условиях местности, покрытой джунглями и многочисленными реками. Располагая базовыми лагерями на территории Индии, они (партизаны) проводили успешные операции в Бангладеш и отступали через границу. Военные силы Пакистана в Бангладеш находились в безнадёжном положении. Дислоцированные здесь три дивизии были рассредоточены для ведения боевых действий против партизан, почти не имели авиационной поддержки и не могли остановить наступление трёх индийских корпусов. Пакистанское командование попыталось навязать Индии войну на два фронта и развернуло наступательные действия на западе. И тут на помощь Индии пришёл СССР. И к середине 17 декабря Пакистан проиграл, а Бангладеш стал независимым. Наша помощь тогда стала снова критически важной для выживания Индии, как и в 1947 году.
Индия на распутье: восемь причин для дружбы с Россией
Воспользовавшись украинским конфликтом, Запад стремится поссорить Индию с Россией и наверняка будет обыгрывать с этой же целью сближение Москвы с Пекином, с которым у Нью-Дели проблемы. Почему эти происки обречены на провал?
Западные СМИ с Bloomberg и Reuters в первых рядах постоянно пытаются вбить клин между Россией и Индией. Поводы для этого обычно высасываются из пальца. То индийский премьер Нарендра Моди отказался, дескать, встречаться с президентом России Владимиром Путиным, обидевшись якобы на угрозы Москвы применить на Украине ядерное оружие. То Индия-де решила отказаться от закупок русской нефти. Хотя на самом деле увеличила их в 50 раз, так что Россия вошла в пятёрку её крупнейших торговых партнёров. Товарооборот между обеими странами по итогам 2022 года увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2021 годом, сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС) России. Последний медийный шум: Нью-Дели, дескать, не станет нарушать введённый – совершенно незаконно – «Большой семёркой» (G7) «потолок цен» на русскую нефть в размере 60 долларов за баррель, хотя Москва его не признаёт и требует от российских компаний-экспортёров никоим образом не учитывать в контрактах. В настоящее время Индия вместе с Китаем – главные покупатели нашей нефти, и этот бизнес индийцам приносит большие доходы. Сообщается, что хотя официально Индия ни разу не заявляла, что будет поддерживать санкции и ценовой потолок на нефть, правительственные чиновники кулуарно попросили якобы индийские банки и трейдеров придерживаться всех действующих ограничений, и G7 этим, дескать, очень довольна.
Все эти публикации бьют в одну точку: давние союзнические отношения между Москвой и Нью-Дели рушатся из-за западного давления в связи с украинским конфликтом. Индия переходит на сторону Запада, Россия оказывается в изоляции, и обходить западные санкции нам будет теперь намного сложнее. Так что не пора ли капитулировать? Если называть вещи своими именами, налицо – психологическая война против России с абсолютно ясными целями.
Почему Индия не порвёт с Россией?
Есть целый ряд причин, почему Западу будет очень трудно нарушить российско-индийскую дружбу. Во-первых, он заинтересован в Индии как во враге Китая, которого считает своим главным противником, и поэтому Нью-Дели многое позволяется.
Во-вторых, потому что Индия настолько тесно исторически интегрирована в западную экономику, что «зачистить» индийцев в ней нереально. При этом в ВОЕННОЙ СФЕРЕ, имеющей сакральный оттенок для многих восточных стран, наоборот… Индия полностью сделала ставку на оружейный парк России. Самолёты Су-30, ПВО С-400, подводные лодки «Чёрная дыра», танки Т-90 – фундаментальный базис военного потенциала Индии, прежде всего ориентированный для обороны полуострова Индостан от морских атак англосаксов. Наконец, совместное с Россией производство противокорабельных ракет Брамос и (в перспективе) – Брамос-2. Мощных, сверхзвуковых, аналогичных по ТТХ российскому Ониксу. Пущенные с самолётов Су-30 береговой авиации и наведением по ГЛОНАСС и космической разведкой «Лиана» они практически не оставляют шансов авианосным группам противника подойти на дистанцию прямой атаки к побережью Индостана.
В-третьих, Индия – самая населённая страна мира. Запугать такую страну, имеющую сильную, состоящую из профессионалов миллионную армию, да независимую от Запада, просто невозможно.
В-четвёртых, Запад знает, что Индия вряд ли пожертвует из-за Украины своими исключительно стабильными, много раз успешно проверенными на прочность отношениями в различных областях с Россией, обеспечивающей, в частности, не только от 70–80 % её военных потребностей и имеющей сдерживающее влияние на Китай.
В-пятых, почти 1,5 миллиарда индийского населения, которое – в отличие от китайского – продолжает бурно расти, надо кормить, в том числе русским продовольствием.
В-шестых, продолжать высокими темпами экономически развивать страну невозможно без относительно дешёвых русских энергоресурсов, развития ядерной энергетики, в чём Нью-Дели тоже полагается на Москву.
В-седьмых, Индия болезненно относится к попыткам Запада давить на себя, вспоминая 200 лет колониализма, когда британцы, разрушив процветавшую индийскую экономику, относились к индийцам с их древней и развитой культурой как к ку́ли, грабили, морили голодом, бросали в тюрьмы и убивали, прививали комплекс неполноценности. Кстати, помимо британцев Индию колонизировали португальцы, голландцы, французы, даже датчане. Поэтому, когда западники начинают снова читать мораль индийцам на тему отношений с Россией, которая больше, чем кто-либо ещё, помогла Индии вернуть свободу и встать на ноги, они получают жёсткую отповедь: уж покомандовали в своё время, достаточно.
О нашем общем будущем
Не будем отрицать: естественное при нынешних обстоятельствах сближение России и Китая, объявленных Западом своими главными врагами, может в чём-то напрягать Дели. Однако индийцы, безусловно, понимают, что Москва на это идёт не для того, чтобы уязвить Индию, имеющую проблемы с Китаем и его союзником Пакистаном.
В конфронтации с Западом и развязанной им прокси-войне на Украине России нужен в лице Китая надёжный тыл, а заменить России Китай Индия в этом плане ПОКА не может. И Москва, наверное, даже бы и не хотела её подставлять (ибо пока она экономически послабее КНР. Пока, опять же). И Дели понимает: если Запад рухнет, уже растущая Индия будет демпфером возможных трений РФ и КНР. А планы строительства двух веток трансконтинентальных путей Север-ЮГ (через Иран и через Пакистан – Афганистан) делают наши связи с Индией фундаментально прочными.
Индии, с другой стороны, может быть даже выгоден союз России с Китаем, с которым она сама состоит в некоторых международных организациях. В Нью-Дели не сомневаются в дружеских чувствах России и заинтересованности нашей страны в дальнейшем развитии отношений, там могут быть уверены, что Москва будет положительно влиять на своего китайского союзника в том, что касается его отношений с Индией. Никто не будет разбрасываться уходящими корнями глубоко в историю «особо привилегированными российско-индийскими отношениями, российско-индийским стратегическим партнёрством».
В Индии любят и ценят таких деятелей русской культуры, как художника Василия Верещагина, писателя Льва Толстого (любой образованный индиец знает и гордится, что Махатма Ганди переписывался со Львом Толстым и во многом считал его своим учителем), художника, философа и общественного деятеля Николая Рериха. Правильно было бы рассматривать сотрудничество России и Индии в духовной сфере как взаимодействие в области традиционной культуры. Традиционалисты разных стран и народов всегда быстрее договорятся друг с другом.
Тем более что у Индии есть свой способ, с одной стороны, сохранить лицо перед наглыми требованиями Запада сворачивать сотрудничество с Россией, а с другой, – даже укрепить свои позиции в мире. Дело в том, и это в-восьмых, что противостояние Москвы и Пекина с Западом повышает роль Индии как лидера движения неприсоединения, существование которого выгодно России и Китаю.
Потому что многие обладающие частичным суверенитетом страны, заинтересованные в сотрудничестве с обоими лагерями, не захотят однозначно связать себя с одним из них и будут заинтересованы в стране-лидере, которая позволит всем неприсоединившимся странам сохранить свободу действий. Поскольку поодиночке Запад поставит их на колени.
Всё это внушает уверенность, что основанные на взаимном уважении отношения России и Индии достойно переживут крах однополярного мира Запада. Ибо, подводя итог историческим связям и особенностям индуистской ментальности, можно заметить на года вперёд, потенциально Индия является более надёжным плечом для нас, чем КНР. И нам они доверяют больше, чем Китай. Если для нас Китай друг – попутчик, а в дальнейшем – торговый и экономический партнёр… то с Индией наши связи и фундаментальнее, и сердечнее. А значит – надёжнее и прочнее.
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин