Серьезные изменения во внешней политике Российской Федерации последовали за нарушением традиционных раскладов, сложившихся в мире в течение второй половины ХХ века. Не так давно представители России подчеркнули, что не возражают против вступления Пакистана в Группу ядерных поставщиков. Напомним, что ГЯП была создана в 1975 году для предотвращения распространения ядерного вооружения и на раннем этапе своего существования включала в свой состав СССР, США, Великобританию, Канаду, Францию, ФРГ и Японию. В настоящее время в ГЯП входит 48 государств, однако Пакистан в их числе отсутствует.
Между тем отношения между Россией и Пакистаном очень долгое время нельзя было назвать не то что дружественными, но даже просто нейтральными. Практически с момента своего создания в процессе деколонизации Британской Индии Пакистан, в пику Индии, сразу оказался в орбите стратегических интересов США и Великобритании. Хотя дипломатические отношения между Советским Союзом и Пакистаном были установлены уже 1 мая 1948 года, в действительности и СССР, и Пакистан относились друг к другу весьма напряженно. Пакистан беспокоили союзные отношения СССР и Индии, в свою очередь Советский Союз рассматривал Пакистан как важнейшего союзника США в Южной Азии. До 1951 года Пакистан оставался британским доминионом, но и получив в 1951 году полную независимость, став исламской республикой, он вовсе не прервал хороших отношений с Лондоном и Вашингтоном. Деятельность коммунистов на территории Пакистана была запрещена, пакистанские спецслужбы весьма активно сотрудничали с американской разведкой, а территория Пакистана использовалась США в качестве основного плацдарма в Южной Азии. Пакистан входил в созданные по инициативе США и Великобритании блоки СЕНТО и СЕАТО.
1 мая 1960 года над территорией СССР, в районе Свердловска, советский расчет ПВО (противовоздушной обороны) сбил американский самолет-шпион U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. Как выяснилось, в воздух самолет поднялся с территории Пакистана. Естественно, что эта ситуация также негативно отразилась на советско-пакистанских отношениях. Поскольку Советский Союз продавал оружие Индии и вообще выстраивал с Индией позитивные экономические и политические взаимоотношения, в Пакистане также рассматривали СССР как противника.
Еще более ухудшились отношения между двумя государствами в 1970-е – 1980-е годы. Период налаживания отношений имел место в середине 1970-х гг., когда в Пакистане пришло к власти правительство Зульфикара Али Бхутто. Новый глава государства открыто взял курс на изменение внешней политики страны и развитие добрососедских отношений с другими государствами, затем принес официальные извинения недавно созданному государству Бангладеш (бывшему Восточному Пакистану), а вскоре вывел Пакистан из проамериканского блока СЕАТО. В марте 1972 года он посещал СССР с официальным визитом. Бхутто выдвинул лозунг: «Ислам – наша вера, демократия – наша форма власти, социализм – наша экономическая система». Он призывал «восстановить демократию», предлагая программу экономических реформ под названием «исламский социализм». США были в бешенстве.
В 1977 году в стране произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Мухаммед Зия-уль-Хак, известный своими антикоммунистическими взглядами. При власти Зия-уль-Хака отношения между Пакистаном и СССР вновь испортились. В первую очередь ухудшение отношений было связано с идеологической позицией самого Зия-уль-Хака, который ненавидел коммунистическую идеологию и все, что с ней было связано. Зульфикар Али Бхутто был арестован, а затем казнён.
Роза Пакистана – Беназир
«Я знаю имена тех, кто меня убил» – статья под таким заголовком вышла на Западе на другой день после гибели Беназир Бхутто в результате покушения.
Жизнь Беназир Бхутто, дочери Зульфикара Али Бхутто – это сплошь история потерь и борьбы, месяцы и годы эмиграции, домашних арестов и тюрьмы. И ясного осознания того, что рано или поздно тебя убьют. До замужества она успела недолго поработать в аппарате своего отца. Затем было тюремное заключение, казнь отца, освобождение из тюрьмы и вновь заключение, теперь уже под домашний арест. И изгнание из страны, откуда она руководила партией, созданной отцом. В автобиографии она вспоминала, в каких условиях она жила в заключении:
«Летняя жара превратила мою камеру в раскалённую печь. Моя кожа трескалась и стиралась, слезая с рук клочьями. Лицо покрылось волдырями. У меня начали выпадать волосы. Полчища насекомых заполонили мою камеру. Я укрывалась одеялом с головой, чтобы спрятаться от их укусов, и снимала его, когда становилось слишком тяжело дышать».
В 1979 году её отец был обвинён в заказе убийства политического оппонента и казнён. «Я не выбирала эту жизнь, это она выбрала меня», — вспоминала Беназир Бхутто в мемуарах «Дочь Востока». По её словам, казнь отца заставила её стать политиком.
В 1979–1989 гг. Пакистан играл важнейшую роль в поддержке движения афганских моджахедов, воевавших против правительства Демократической Республики Афганистан и пришедших ему на помощь советских войск. Именно в этот период Пакистан превратился в открытого противника СССР. Пакистанские инструкторы тренировали моджахедов, в том числе и на территории Пакистана.
Беназир вернулась на родину после гибели ярого антисоветчика Зия-уль-Хака в весьма странной авиакатастрофе, …похожей на месть северян посредством зенитной ракеты. Встреченная огромной толпой сторонников, она поняла, что в ней признают будущего лидера страны и на нее возлагают надежды. На парламентских выборах 16 ноября 1988 года Пакистанская народная партия одержала победу, и Беназир Бхутто стала первой в современной истории женщиной, ставшей во главе правительства большого исламского государства. Уже через месяц удалось предотвратить первое покушение на Бхутто, тогда в её самолете служба безопасности обнаружила и обезвредила взрывное устройство.
Правительство Беназир Бхутто провело несколько важных реформ: восстановило в правах запрещенные при военном режиме общественные и правозащитные организации, вернуло свободу СМИ, дало возможность открытой деятельности оппозиции.
В условиях сложных отношений с Индией удалось провести ряд конструктивных переговоров. Её политика была продолжением линии отца и выражала чаяния той элиты и общества, которая не хотела быть вассалом англосаксов. И больше тянулась в сторону СССР (а после – России), КНР, и что было также непросто – к налаживанию нормальных отношений со своим соседом – Индией. И Беназир смогла наладить отношения с Индией. Вместе с индийским премьер-министром Радживом Ганди (сыном убитой Индиры Ганди) они учредили несколько двусторонних комитетов и подписали первое важное соглашение, касающееся вопросов ядерной энергетики в Южной Азии, обязавшись отказаться от нападения на ядерные объекты; подписали соглашение о взаимном сокращении и передислокации войск и об ограниченном товарообмене, а также подготовили проект соглашения о разделении войск.
С Индией территория Пакистана столетиями составляла одну страну и цивилизацию. Если диктатор Зия-уль-Хак вполне был доволен враждой с СССР и Индией, вызвавшей региональную гонку вооружений, приведшей к тому, что и Индия, и Пакистан обзавелись ядерным оружием, то общественные силы, которые представляла Беназир Бхутто, имели прямо противоположные интересы. Поэтому правительство Беназир долго не продержалось… Коррупция, однако.
В 1993 году на очередных выборах Бхутто снова одерживает победу под лозунгом борьбы с коррупцией и бедностью. Став во второй раз премьером страны, Бхутто развернула ряд масштабных реформ в стране. Она национализировала нефтяные месторождения и направила финансовые потоки на осуществление социальных программ. В результате предпринятых ею реформ возросли расходы на образование и здравоохранение, неграмотность среди населения страны снизилась на одну треть, был побеждён детский недуг — полиомиелит, в бедные сёла и деревни проведены электричество и питьевая вода. Кроме того, она ввела бесплатное здравоохранение и образование и увеличила расходы на них. За период её правления многократно увеличился объём внешних инвестиций, темпы экономического развития Пакистана были более высокими, чем в соседней Индии. Эти реформы Беназир Бхутто были по достоинству оценены не только народом Пакистана, где она стала объектом фанатичного поклонения, но и за пределами страны.
В сентябре 1995 года группа консервативно настроенных пакистанских офицеров готовила заговор против Беназир Бхутто, но заговорщики были арестованы. Во внешней политике Беназир Бхутто демонстрировала независимость – она продолжила финансирование программы создания ядерного оружия, с помощью афганского движения «Талибан» перекрыла оживлённую наркоторговлю и пошла на сотрудничество с Россией, освободив российских солдат, находившихся в плену со времён войны в Афганистане. Международный террорист Усама бен Ладен объявил за голову Чёрной розы Пакистана вознаграждение в размере $10 млн.
Экономический рост в стране опережал самые оптимистичные прогнозы. Это был успех правительства Бхутто, признанный как в Пакистане, так и в мире. Но с главной бедой многих государств, особенно на Востоке, ей справиться не удалось: коррупция постепенно ослабляла позиции её партии и правительства. На фоне критики и обвинений в незаконных сделках наращивали свои силы исламисты. Правительство Бхутто ушло в отставку, сама экс-премьер эмигрировала.
Она вернется в Пакистан при поддержке США и после подписания президентом Мушарафом указа о прекращении преследования Бхутто в связи в амнистией. В стране набирало мощь движение «Талибан» и политик демократического толка Беназир Бхутто была нужна государству в его противостоянии радикальным исламистам. В связи с бесчинствами последних возвращение в Пакистан было для Беназир сродни безумству. Уже в день возвращения 18 октября 2007 года по пути её кортежа прогремели два взрыва, погибли люди. Бхутто тогда не пострадала. Но это был ясный сигнал: на бывшего премьера началась охота, и враг не остановится, пока она здесь и готова продолжать свою деятельность. Беназир понимала, что она практически обречена.
И она ступила в новый виток борьбы – дочь своего отца, казненного по ложному обвинению. 27 декабря 2007 года после выступления Бхутто на митинге террорист выстрелил в нее дважды, следом прогремел взрыв. Что б уж наверняка... Она получила тяжелейшие ранения и скончалась в госпитале.
Новые отношения
Впрочем, партия мрачных реакционеров радовалась недолго. Роль клана Бхутто в итоге стала более эффективной роли клана Кеннеди в Америке. В итоге:
Отношения между постсоветской Россией и Пакистаном стали постепенно улучшаться. У Пакистана и России появились общие проблемы, включая борьбу с терроризмом в регионе. В том же 2007 году, впервые за 38 лет, премьер-министр России Михаил Фрадков посетил Пакистан с официальным визитом, встретившись с главой государства Первезом Мушаррафом. Рост интереса к двусторонним отношениям был обусловлен, в первую очередь, экономическими причинами – страны нуждались в расширении объемов торговли.
Конечно, традиция дружественных отношений России и Индии никуда не исчезла, более того, до сих пор в Москве подчеркивают приоритет российско-индийских отношений, но экономические интересы в современном мире становятся все более значимыми. Так, европейские и американские санкции против России заставили Москву искать новых партнеров. Россию интересуют рынки сбыта энергетического сырья в Китае и Индии. В частности, Россия планирует построить огромный газопровод для поставок газа из Ирана в Индию. Понятно, что этот газопровод должен пройти через территорию Пакистана.
Кроме того, противником прокладки газопровода являются Штаты. Ведь Россия может быть не менее ценным для Пакистана партнером, чем США. Поэтому и Россия все активнее старается взаимодействовать с Пакистаном. Работает созданная пакистано-российская комиссия, которая призвана определить дальнейшие наиболее перспективные сферы сотрудничества в научно-технической, экономической и торговой областях.
Свою роль играют и китайско-российские отношения. В позднесоветское время и Китай, и Пакистан были стратегическими противниками Индии и Советского Союза. Поэтому они спокойно могли сотрудничать с Соединенными Штатами. Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Китай, наряду с Россией, является главным экономическим и политическим конкурентом США, сохранив неплохие отношения с Пакистаном и улучшив отношения с Россией, став ее важным партнером. В свою очередь, отношения Индии и Соединенных Штатов продолжают улучшаться… Однако ВПК Индии и её традиции так близки с российскими, что разорвать их уже не удастся. Индия – не Европа.
Отношения Пакистана и Соединенных Штатов также постепенно ухудшаются
Соединенные Штаты продолжают нападки на Пакистан, обвиняя его в сотрудничестве с террористическими организациями. Это уже вопрос идеологического характера. Дело в том, что значительная часть этих организаций в свое время формировалась при прямом участии со стороны США. Сейчас, когда «джинн вырвался из бутылки», Соединенные Штаты продолжают обвинять в этом кого угодно, только не самих себя.
Для Пакистана поддержка ряда радикальных организаций – вопрос идеологический. Надо понимать, что Пакистан – исламская республика, религия в ее жизни играет огромную роль, является единственной скрепой пакистанской национальной идентичности в этой многонациональной стране (Пакистан включает пенджабцев, синдхов, пуштунов, белуджей, кашмирцев и некоторые другие народы). Так просто от поддержки талибов в Афганистане (деятельность «Талибан» в РФ запрещена) Пакистан не откажется. К тому Пакистан видит, что, не признавая талибов официально, Россия улучшает свои отношения с ними реально. И теперь Афганистан стал – после бегства американцев – одним из главных среди заинтересованных стран в строительстве Восточной ветки пути Север – Юг, которая стала основным потенциальным проектом Республики Пакистан. Доверие в треугольнике Россия – Афганистан – Пакистан, вызванное и просто безобразным поведением США в Афганистане: от крышевания наркотрафика до бомбёжек свадеб и похорон, особенно на фоне Советской Армии, и пониманием того, что гегемон просто впал в беспредел, привело к тому, что Пакистан вместе с Индией вступил в ШОС и активно сотрудничает с БРИКС. А Афганистан также стремится в ШОС.
Несмотря на то, что США продолжают воспринимать Пакистан как страну, на которую они имеют большое влияние, ситуация все же меняется. Вряд ли Вашингтону и Исламабаду удастся договориться по целому ряду принципиальных вопросов, а значит противоречия между двумя государствами будут нарастать. Естественно, что в такой ситуации Пакистан будет искать все более активных контактов с Китаем и с Российской Федерацией. Ведь когда Пакистан возмущался бомбёжками свадеб, американцы отвечали в своей ставшей привычной лживой и надменной манере. Типа: «ошибка операторов БПЛА», что на деле значит: «отвяжитесь от нас». Но в Пакистане тоже не простаки сидят, страна стала и грамотней, и интеллектуальней. В Исламабаде понимают, что их страну просто скрытно запугивают, терроризируют. Как в случае с китайским посольством в Сербии в 1999 году, когда его «по ошибке» накрыли бомбами. И, похоже, Пакистан перестал бояться.
В то же время экономические интересы большой страны диктуют необходимость расширения сотрудничества и в первую очередь с Россией и Китаем. Потому что именно они могут дать защиту от силовых и санкционных угроз Запада. И что особенно важно – сделать Пакистан вовлечённым в систему важнейших евразийских коммуникаций, роль которых становится очевидной в наши дни.
Конечно, Индии такая позиция России не совсем по душе, так как в Дели опасаются дальнейшего развития китайско-пакистано-российских отношений. Сложность ситуации в том, что Индия также остается важным экономическим и политическим партнером Российской Федерации, ухудшать отношения с которой сейчас также не следует. Не заинтересована в порче отношений с Россией и Индия, которой приходится в настоящее время балансировать между Москвой и Вашингтоном, оглядываясь также и на то, что думает и делает Пекин. НО… Тут мы имеем один маленький нюанс. А точнее, очень важный. Внутри БРИКС и ШОС имеет место быть такая структура, как РИК. Просто РИК: Россия – Индия – Китай. И основные решения прорабатывает эта структура, вынося их потом на всеобщее рассмотрение. Как с сожалением заметил Киссинджер: «Индия входит и в БРИКС-ШОС, и в американский AUCUS. Только Россия для них больший друг, и более доверенный. А давить на Индию – глупо». Поэтому и у Пакистана с нами сотрудничество в рамках ШОС, БРИКС и восточной ветки пути Север – Юг, которая от Бомбея пройдёт через Пакистан и Афганистан до Урала, выглядит очень перспективно.
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин