Игорь ШУМЕЙКО. Гумилев-111, Лугинов-75. Даты и вехи российского самопознания

На илл.: Николай Лугинов, Елена Шумейко, Игорь Шумейко. Фото студентки Литературного института Анжелики Эверстовой

  1. Евразийская прелюдия

Для начала назову это: «случайное совпадение». Накануне 75-летия Николая Алексеевича Лугинова, советского, российского и якутского писателя-классика, редактор издательства «Вече» Олег Солдатов прислал письмо: «В рамках социально-значимого проекта для библиотек Донбасса и новых территорий нас просят переиздать роман Лугинова "По велению Чингисхана". Прошу: переговори с ним».

Конечно, Николай Алексеевич согласился продолжить поход своего «Чингисхана» по Донбассу, степям Новороссии… а разоблачая «случайность совпадения» отмечу:

1) «Вече» – ведущий издатель исторических книг, серий и государственно-патриотическое направление его работы общеизвестно. Для Донбасса, Новороссии и её защитников издается знаменитая уже серия «Воины России» открытая книгой «ПоZыVной – Победа!», теперь, значит, планируется «историческое усиление» – переиздание книг Лугинова.

2) Не случаен запрос и наших возвращенных соотечественников: желание смыть 30-летний «осадочный слой» цэ-европэйской брехни и вновь рассмотреть свою Родину.

А Родина, Россия как раз и смогла вернуть их, «новые регионы», потому что сама стряхнула евро-либеральный морок, обратилась к евразийским корням, явственно проступающим и в самых горячих сводках с линии СВО. От определения, рожденного на самом переднем крае командиром спецназа «Ахмат» Апти Алаудиновым: «Русский – тот, кто готов защищать Россию», до нового мема, рожденного страхом и ненавистью врага: «боевые буряты»…

Не политическая «разнарядка сверху», а самый неподдельный военный случай свел в одном бою, «в одном отдельно взятом» танке русского Александра Левакова, якутов Алексея Неустроева и Филиппа Евсеева. Тут сколько не тасуй анкеты, сколько не подгоняй «пасьянс» по пятым пунктам – не составить сложившегося тогда в долю минуты. Механик-водитель Евсеев ранен, к рычагам танка запрыгивает командир роты Расим Баксиков. Чистый экспромт: старший лейтенант на место ефрейтора, татарин на место якута, и… Танк «Алеша» летит навстречу бронетанковой колонне противника. Блестящая победа. Составившийся в считанные секунды экипаж – за столом у Президента страны. На Кавказе – очереди в военкоматы, первый на полях СВО Герой России (награжден посмертно) дагестанец Нурмагомед Гаджимагомедов: начинающий поэт, он (так же посмертно) решением пленума Союза писателей России принят почетным членом Союза писателей России…

Перебирать героев – хватит на новую «Илиаду» или «Василия Теркина», но дойти до цели моего очерка поможет другой герой, с кем я знаком хоть «через одно рукопожатие». Василий Рожин. Талантливый поэт из Верхоянского района Якутии. С самого Полюса холода ушел добровольцем на нынешний «Полюс» геополитической жары. Успел опубликовать на якутском и русском стихи в нескольких журналах, выпустил тоненький сборник «Лунный блик». На СВО Василий тяжело ранен. А его поэзия в то время продолжала успешный путь. Победитель 23-го Республиканского совещания молодых писателей Василий Рожин получил грант на издание книги. Любой литератор скажет, что значит увидеть, подержать в руках свой первый том… Василий не увидел, не подержал: после госпиталя вернулся на фронт и 13 ноября 2022 года погиб. Как многие настоящие Поэты обронил пророческие строки:

Вырываю я из сердца Душу бренную свою.

Зажимаю рану крепко, Хоть без сил уже стою.

Его земляк, поэт Гаврила Андросов, через чье рукопожатье я и знаком с Василием Рожиным говорит: «Вася был открытием республиканского совещания молодых писателей. Его лирика на якутском очень пронзительна, со множеством глубинных смыслов».

 2. Разум Азии

Большинство россиян впервые обратилось к духовному опыту Азии благодаря великому мыслителю Льву Гумилеву. Сегодня исполнилось 111 лет со дня рождения великого евразийца, но его труды нужно вспоминать не только по «круглым датам». Ведь и с той стороны, без всяких юбилеев журналист, историк Чарльз Кловер (шеф бюро газеты Financial Times в Москве) все страхи либерального Запада сконцентрировал вокруг наследия Льва Николаевича. В книге «Черный ветер, белый снег. Новый рассвет национальной идеи» Кловер ставит евразийству свою «черную метку»:

«В декабре 2012 года все следили, как Путин, намекнул на грядущие катаклизмы: «Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности, от способности к движению вперёд и к переменам».

 Через семь месяцев после возвращения на пост президента Путин послал элите тонкий сигнал о том, что с ним в Кремль прибыли новые идеи. Идеи, которые всего несколько лет назад казались маргинальными или безумными, неожиданного проявились в самой важной речи Путина в том году. Вместо мягкого, гражданского патриотизма двух предшествующих десятилетий, Путин стал продвигать бьющий себя в грудь национализм с воинственными ценностями в виде жертвенности, дисциплины, преданности и бесстрашия» (...)

В «Российской газете» (приложение: «Год литературы») я опубликовал довольно иронический разбор книги Кловера[1], а потом выглядел белой вороной задавая «неуместные вопросы» Николаю Сванидзе ведущему на презентации «Черного ветра…» в Сахаровском центре.

А дальнейшее осмысление идей Гумилева для меня началось благодаря книгам народного писателя Якутии Николая Алексеевича Лугинова.

В одной из самых первых бесед он почти мимоходом заметил: «Жизнь и выживание на Севере давали якутам кроме физических, солидные интеллектуальные нагрузки. Напряжение мысли позволяло выжить». И с тех пор публикуя очерки о книгах Лугинова я как могу стараюсь разбивать некоторые штампы восприятия Якутии, Азии. Ведь часто даже самое искреннее восхищение богатством и красотой природы Саха настраивает сугубо «на экзотику»: здесь-де прекрасная азиатская природа, богатства «природных кладовых», а осмысление, организующая мысль – там, ближе к Москве, Европам.

Нынешний «поворот России на Восток» требует гармоничного включения в общероссийский потенциал не только материальных, но и интеллектуальных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, и труды Николая Лугинова – важная часть этого вклада. Он автор более 25 книг прозы. Его повести, романы переведены на многие языки мира. За французский перевод повести «Таас Тумус» («Каменный мыс») в 1987 г он получил Международную премию. На русском языке изданы: «Роща Нуоралдьыма», «Песня белых журавлей», «Таас Тумус», «Дом над речкой», «Пути небесные, пути земные», «Хуннские повести», «Восхождение», «Время перемен». Его эпическая книга «По велению Чингисхана» стала основой международного «блокбастера» «Тайна Чингис Хана» (2009, Россия Монголия, США).

Вклад Лугинова во всемирную… «чингисханиану» (позволю такой термин, аналог ленинианы) велик: не только яркий пластичный образ героя, но и опять – живая мысль Чингисхана, актуальная и для 21 века.

 3. Не экзотикой единой

В 2018 году на свое 70 летие Николай Лугинов привез в Москву фильм о нашем великом поэте: «Юрий Кузнецов. Взгляд с Востока» – работа Академии духовности Республики Саха (Якутия).

Штамп «зал Литинститута был переполнен…» в описании той встречи 14 ноября 2018 года – лишь строгая репортажная моя констатация. Помню, 7-8 человек включая писателя Александра Сегеня, стояли в дверях и коридоре. Представляя фильм Николай скромно отодвигался: «Я всего лишь автор идеи», но не сдержался и включив «регистр» законной гордости громко возгласил: «Да, это мы, якуты, создали первый фильм о Юрии Поликарповиче Кузнецове!»

Именно о такой атмосфере на своих юбилеях мечтает большинство писателей. Сербские гости читали написанное ими о Лугинове, Студенты спрашивали, что читает Николай Лугинов.

«Пушкин, Толстой, Бальзак, Хемингуэй. Великий Лермонтов», – кратко, сберегая время для фильма, очертил юбиляр. Но увлекшись напутствиями «племени младому, незнакомому», выдал, явно экспромтом, пассаж, абсолютно неожиданный – как раз для тех, кто ожидал: «Ну, будет Якутия, Сибирь, экзотика…»

А Лугинов вдруг предложил задуматься о… нынешней «фейк-эпидемии»: «Сегодня обмануть одного человека трудно, как никогда. Он очень недоверчив, проверяет, наводит перекрестные справки – к его услугам весь Интернет. Но… тысячи людей, толпы – ровно наоборот, сегодня обмануть легко как никогда. Так что, друзья, студенты, писатели, журналисты, будьте – недоверчивы».

Развивая Парадокс Лугинова, можно сказать: он пожелал студентам Литинститута не сбиваться в бессмысленные толпы – во избежание массового обмана и других социальных эпидемий.

Дежурный соблазн, сужение взгляда на нашу Сибирь (помимо упомянутого бухгалтерского учета «кладовых природы») – фиксация на экзотике, «этнике». Однажды в беседе с Лугиновым я просуммировал штампы «экзотического» подхода: «Им все равно, что Чингисхан, что Чингачгук!», вызвав невеселый смех Николая Алексеевича. Ведь именно сегодня зримый крах европоцентризма, глобального либерализма должен заставить вчитаться в лугиновские книги, разглядеть, как древние традиции, которые Кловер и К хотели бы запереть в музеях, резервациях… – неожиданно оказываются нужнее, действеннее самых новомодных полит-технологий.

Сравним практические «успехи» западной политкорректности, толерантности. Еще в октябре 2010, на съезде ХДС в Потсдаме, до волны терактов в Европе – крах либерального мультикультурализма признала канцлер Меркель. Нынешние мигрантские «движухи», взрыва BLM в США дополняют картину. Ситуация с «нацменьшинствами» в России вызывает у них «взрыв мозга», если не черной зависти.

В духе уже известных шуточек, «мемов» Russian Reversal, о том, что в России всё наоборот («На Западе вы смотрите ТВ, в России ТВ смотрит вас)… – я продолжу:

 «Запад защищает (лицемерно-фарисейски) нацменьшинства – а в России нацменьшинства защищают её».

Подбирая сей мем, оставил «нацменьшинства» как временный евро-термин, тянущий за собой и прочие меньшинства, политкорректность, либеро-цинизм… Не очень подходит нашему собранию народов, разнящихся численностью, но равных своим отношением к общей стране.

В Каракоруме, при дворе монгольских каанов была величайшая в мировой истории степень веротерпимости. Единственный случай, когда в одной правящей династии одновременно были христиане, мусульмане, буддисты, конфуцианцы. Причем… их веротерпимость никак не походила религиозное безразличие. Наоборот: постоянные диспуты раввинов, мулл, христианских священников, «споры о вере» – были почти главным занятием при дворе в Каракоруме.

Общероссийское обдумывание дополню цитатами. Джеймс Биллингтон, историк, директор библиотеки Конгресса США: «Сибирь – идеальное место, она стала эмоциональным средоточием поиска Россией своей новой идентичности скорее как передового рубежа развития цивилизации, чем военизированной имперской силы».

Американский сенатор Бэверидж в 1901г видел: «Прочность позиций России на Востоке в том, что она присутствует там в виде русского крестьянина, отличающегося от других наций, тем что не проявляет никакого оскорбительного способа обращения с расами, с которыми превосходно уживается. И у русского солдата свойственная всем русским пора­зительная способность дружиться с народом, который он победил».

Министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в конце XIX века посетил азиатскую Россию. Отметил: «Россия бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности, даже дружбы тех, кого подчинила силой. Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость»…

 4. Действующая модель России в 1/5 натуральной величины

Самый крупный регион страны, Якутия похож на некую «действующую модель России в 1/5 натуральной величины». На её примере можно разглядеть тенденции, порой теряемые в нашей безбрежности. Гигантский простор, малонаселенность. Якуты – самый большой в мире православный тюркский народ. Детей называют по святцам, отчего в семье, как ранее на Руси, бывает например, две Маши: «большая и меньшая». Говоря о красоте, богатстве природы я невольно подражаю стилю якутского эпоса Олонхо: «Там алмазы плавают в нефти. Там фонтаны газа пробивают угольные пласты. Там под россыпями золота – вся таблица Менделеева»…

«Тест на великость». Якуты к своим малым народам: эвенкам, эвенам, нивхам, нанайцам, относятся точно как русские к другим россиянам. Все сохранены, всех можно предъявить проверяющим, причем самым строгим, так уж сложилось: из стран, выросших на «этнически зачищенных территориях». В мой приезд 2015 года самая обсуждаемая новость: сын нивхского писателя Владимира Санги женился на якутской девушке. Помню и «эпические», о-очень долгие речи нанайского поэта Константина Бельды. Якуты слушали терпеливо: «Это брат советского певца Кола Бельды!»

Государственность и жертвенность. Кажется: где Якутск и где тот Берлин! Но относительно числа населения якуты – из самых пострадавших в Великой Отечественной войне. На фронте погибло 40.000, от голода в улусах всё отдавших армии («Чурапчинская трагедия») – ещё тысячи.

Оценку и «межнационального негатива» в Якутии мы можем принять как государственный, выверенный урок для всех нас. 2019 году была похищена, изнасилована якутянка, начались антимигрантские волнения. Закрылись кафе, магазины, ларьки которыми владели кыргызы, таджики, армяне. Глава республики Айсен Николаев обратился к митингу: «Мы, якуты, гостеприимны. Но кто не будет с нами считаться, станет нашим врагом. Мы на своей земле, но иногда сами ошибаемся. Покупаем дешевые фрукты. Ездим на такси. Почему не спрашиваем, есть ли у них регистрация, платят ли они налоги? Мы должны сплотиться: власти, население. Только тогда нас будут уважать. Мы, якуты бок о бок жили с русским народом. Но другие народы извне не должны командовать»...

Вот чем хорош и показателен пример настоящей «Малой России», не свихнувшейся цэ-эвропейской Малороссии, а Якутии, на своей 1/5 от площади всей России хранящей её исторические особенности. Ведь размеры, мировая роль Российской Федерации диктуют особую меру ответственности, и Президент РФ не может, не должен высказываться по инцидентам, поведению ларечников, шальных гастарбайтеров, этнических группировок. А вот глава нашей действующей модели, Саха-Якутии может. Он и высказался перед разгневанным митингом. Провел яркую – «не сотрешь» разделительную черту. Причем совершенно справедливо он тогда не озвучил, не назвал ни одной строки из официального списка наций! Его разделение было проведено именно по социальным ролям, по отношению к Службе, служению своей стране. И эти обнаглевшие таксисты-ларечники вне зависимости от разреза глаз, пятых паспортных пунктов – противостоят единой российской нации, самая уменьшенная модель которой: тот же экипаж танка «Алеша». И Айсен Николаев, глава 1/5 России практически повторил на том митинге фундаментальное определение Льва Гумилева: «На Западе требовали прав, на Востоке – службы». Служба Отечеству – главный критерий нашей «росийскости».[2]

 5. Мой «экспертный» Постскриптум.

19 сентября 2023г. Роскомнадзор запретил фильм «Айта» режиссёра Степана Бурнашёва: «В картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку, положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой».

Содержание. В якутском посёлке погибла школьница. Виновником посчитали Афанасия, русского, носителя «негативных черт». Сельчане грозят расправой, начальник Афанасия, якут, с трудом спас его от самосуда. В финале выяснили: Афанасий невиновен.

Степан Бурнашёв: «В фильме, наоборот, призыв к преодолению разобщённости между народами». Виктор Губарев (комитет по культуре Госсобрания Якутии): «Смысл фильма прямо противоположен тому, в чём его обвинил Роскомнадзор». Но фильм вдруг поддержали забугорные либералы, запутав ситуацию. Итог: всероссийский скандал.

Итак, эксперты Роскомнадзора запретили. В одной статье я как-то напоминал о перестроечных «экспертах». Как известно, на видеосалонах «поднялись» многие будущие олигархи. А у тогдашних экспертов «кусок хлеба с маслом» (да, пожалуй, и с икрой) – выдача заключений: «Это эротика или порнография? Тут половой акт показан как самоцель или был художественный замысел?»

Ныне на контролирующих органах и так дикая нагрузка: блокируют и разблокируют полтора миллиона СМИ, сайтов. Основания: от терроризма до сообщений об азартных играх, продажах поддельных справок.

Вникать им ещё в нюансы художественных фильмов? Выявлять национализм? Что, какое-то сверх-зрение у членов «артели при Минкульте» – пардон – «ВысокоХудожественного Экспертного Совета? Которые о нац-отношениях что-то читали (друг у друга) и потому видят в художественном фильме невидимое простым смертным.

Практическое предложение. Шлите фильмы настоящим экспертам, коллективам вроде экипажа танка «Алеша». Они тоже: «Действующие модели России». Постигают национальные отношения в реале. Более того: они эти отношения творят, строят, защищают. Их вердикты не вызовут скандала вроде нынешнего.

P. S.

25 октября 2023 г. в Литературном институте вечер посвященный своему 75-летию Николай Алексеевич Лугинов объединил с дебютом литературной премии имени Владимира Галактионовича Короленко. Рассказал студентам о своих книгах, жизни, о эпониме новой премии. Именно в Амгинском улусе (районе) ссыльный народоволец Короленко стал писателем и на всю жизнь сохранил любовь к этим местам и людям: «Если бы мне предложили жить в Америке или Якутской области, поверите ли Вы, что вероятнее всего я бы выбрал последнее».

Ректор Литинститута Алексей Варламов вел вечер уже привычной рукой: 70-летие Лугинова проходило в этих же стенах и встречу тоже сопровождал дебют, премьера документального фильма о поэте Юрии Кузнецове, созданного трудами, энергией Николая Алексеевича. И если о нынешнем действе можно сказать «Зал Литинститута был полон», то в 2018-м имел место настоящий аншлаг, стояли в проходе, в дверях, аплодировали Николаю Лугинову завершавшему показ словами: «Горжусь, что мы, якуты сделали первый фильм о великом поэте Кузнецове».

Алексей Варламов сказал: «Рад видеть, что и новые поколения студентов сохраняют живой интерес к Якутии, удивительному краю, принимавшему ссыльных русских литераторов декабриста Бестужева-Марлинского, Чернышевского, где впервые осознал себя поэтом Иосиф Бродский. Поблагодарив учредителей – Ассоциацию «Писатели Якутии» и Амгинский улус ректор Варламов вручил премию Короленко первым лауреатам: писателям Владимиру Еременко, Леониду Юзефовичу и автору этих строк.


[1] «Геополитика, евразийство и представительские расходы»

[2] Потому и свою книгу 2021 года, основанную в т.ч. на впечатлениях от поездок по Татарстану, Туве, Якутии я назвал «Судьба и Служба. Тюркские контуры России», а Николай Алексеевич Лугинов в Предисловии одобрил некоторые её тезисы.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

10