Владимир ЛИТОВ. Почему Китай так обогнал Россию

На фото: Си Цзиньпин проводит смотр парадных расчетов войск в честь Национального праздника КНР. 2019 г.

Стремительное продвижение вперед, как в экономике, так и социальной сфере. Неуклонный рост доли в мировой экономике, которая достиг почти 20 процентов. Постоянное повышение среднего уровня жизни, прежде всего, зарплаты, которая сейчас уже заметно превосходит среднюю российскую. А каких-то лет сорок назад казалось, что китайцы со своим исходным, крайне низким жизненным уровнем, будут догонять Россию, целые столетия. Пенсионный возраст в Китае снижен для женщин до 55 лет, мужчин до 60. В России, наоборот, заметно повысили его и намереваются поднять еще выше. Китайским же пенсионерам каждый год выделяется немалая сумма – до 6 тысячи долларов для поездки для отдыха или туризма за границу. И они едут, причем в высокоразвитые страны: в Германию, Швейцарию Францию, те же богатые арабские страны. И все реже в неблагополучную, да еще с ее отсталым туристским сервисом Россию.

Ну а что касается России, то ее экономический рост даже не на десятки процентов, а во многие разы уступает китайскому. Последние 30 лет его ежегодные темпы были одними из самых низких среди всех развитых стран и едва превышали уровень в один процент, что в пределах статистической погрешности. Доля России в мировой экономике, по разным данным – от полутора до двух процентов, и, в отличие от Китая, в основном за счет сырьевой сферы. Фактически это топтание на месте с прогрессирующей деградацией социальной сферы, что находит свое отражение в постоянном снижении доходов населения. И это на фоне безудержного роста цен буквально на все, причем без сколько-нибудь достаточной компенсации за возрастающую инфляцию, предусмотренной российским законодательством.

 При этом экономические и социальные показатели развития двух стран продолжают меняться в пользу Китая. В текущем китайском бюджете расходы на внедрение новых технологий даже не на десятки процентов, в разы превышают предыдущие. В России же аналогичные бюджетные ассигнования на ускорение научно-технического прогресса, также как и на социальные нужды сокращаются. Образно говоря, кремлевское руководство продолжает трястись в средневековом фаэтоне, облепленном для показухи модными «инновационными» этикетками. Причем, фаэтоне медленно тянущимся по ухабистой, да к тому же заведомо тупиковой дороге. А рядом по современному автобану мчится на высокой скорости китайский автомобиль с мощным мотором и в отличие от российской подлинно инновационной системой управления…

Чем объяснить такой резко бьющий в глаза контраст? Речь ведь идет о России с ее богатейшими природными богатствами, талантливым народом, и, несмотря на «утечку мозгов» за рубеж, с одним из самых перспективных интеллектуальных потенциалом в мире…

Причин немало, но основных две. Китай развивается по социалистическому пути, уверенно и быстро шагнув от средневековой отсталости в компьютерный, XXI век. Основные ориентиры такого движения определяет правящая там компартия. Россия, сойдя с социалистического пути, скатилась в навязанный ей Западом сырьевой, олигархический капитализм, все больше отставая при этом от других стран. И вторая немаловажная причина. Государственное управление в Китае осуществляется на компетентной, научно-выверенной основе и подчинено повышению материального и духовного уровня жизни трудящихся масс. В России с ее видимостью «политического плюрализма» установилось фактически авторитарное правление При этом оно носит не столько реальный, сколько имитационно-показной характер, почти не влияя на развитие страны. Да и само развитие, даже в его крайне ограниченном виде, не направлено на подъем жизненного уровня большинства населения, а служит интересам узкой кучки олигархических воротил и тесно связанных с ними политических кругов страны.

 В Китае активно используют советский опыт, особенно сталинского периода. Здесь функционирует жестко-централизованное плановое развитие ключевых отраслей экономической и научно-технической сферы. Но это высшие экономически этажи. На низших, особенно в обеспечении разнообразных потребностей населения, видное место принадлежит частному сектору. Решающую роль в подъеме экономике сыграл и в определенной мере продолжает играть западный капитал, находящийся под строгим контролем как центральных, так и местных, естественно, «партийных» властей.

 В Советском Союзе сталинского периода они тоже, как говорится, «делали погоду» в экономике, поощряя, вопреки общепринятым мифам, работавший на рыночных принципах частный сектор в виде артелей и системы промкооперации. Именно он в значительной степени обеспечивал население продовольственными и промышленными товарами. Как и в нынешнем Китае, здесь, особенно на первоначальном этапе, делался упор на импортируемые из западных стран передовые технологии, для освоения которых приглашались зарубежные специалисты. Наряду с этим было налажено и массовое обучение отечественных инженеров и «технарей», включая и зарубежные командировки на предприятия зарубежных стран. При этом форсировано развивалась отечественная наука с разработкой на основе ее достижений самых передовых технологий.

Примерно то же самое происходит сейчас и в Китае, который переходит от своего первоначального НЭПа с его рыночными стимулами и рычагами к более высокой стадии развития, которое во все большей степени будут определять достижения современной науки и задачи дальнейшего укрепления социалистического строя. Неслучайно в Китае до сих пор высоко ценят Сталина, который сумел осуществить такой переход. Его ставят в один ряд с основателями коммунистического учения Марксом, Лениным и, естественно, своим китайским лидером Мао Цзэдуном. Его заслуги в социалистическом переустройстве страны оцениваются высоко, несмотря на допущенные им и признаваемые официально ошибки и перегибы.

 Кремлевские руководители, напротив, до сих пор не упускают возможности отмежеваться от «сталинизма», да и всей советской эпохи. Нового-то ничего создать не сумели, живут в основном за счет не исчерпанного до конца потенциала этой эпохи, осуждая при этом ее «тоталитаризм» и попрание краеугольных прав и свобод человека. Как будто в сегодняшней России удалось обеспечить их невиданный расцвет...

 Ну а что предлагается взамен устаревших, да к тому же «антигуманных» и «антидемократических сталинских подходов и методов управления страной? Тот же самый ельциновско-гайдаровский либерально-рыночный «макроэкономический» курс, который развалил социалистическую экономику и завел в тупик всю страну, и блокировал, по сути, ее развитие. Трудно понять, почему афиширующее свой «прагматизм» и «реализм» российские политики отказываются от жизненно важных перемен, как бы не замечая создавшейся для страны опасности, когда она все сильней отстает от передовых стран. За исключением, пожалуй, военного производства. Да и то практически целиком за счет советских достижений, которые тогда намного опережали разработки натовских стран. Мягко говоря, не очень-то согласуются с этим прозвучавшие самого верху утверждения, что Советский Союз мог производить для людей только галоши. Пожалуй, лишь в сегодняшней России, стало уместным плевать в колодец, из которого тут же берешь чистую воду

По радостно-оптимистичным заявлениям кремлевских политиков, все идет нормально, как ими и предусмотрено. Вовсю расхваливаются успехи импортозамещения, хотя оно касается в основном отраслей военно-промышленного комплекса, а на всей экономике пока отражается лишь в небольшой степени. Ее тренды по-прежнему определяет рыночная стихия и ситуация на мировых рынках. О резком ускорении развития и «технологических рывках», да и развитии вообще говорить не приходится. Оставаться же малоразвитой и слабой страной в капиталистическом мире, где все, по сути, решается силой, значит подписать ей смертный приговор… Сомнут и раздавят, чего, кстати говоря, и не скрывают. Фронтальное наступление на Россию натовские лидеры и начали потому, что почувствовали ее экономическую слабость и «горбачевский», то есть компрадорско-уступчивый настрой ее руководства. Тут, правда, здорово ошиблись: и то, и другое было компенсировано решительным, патриотическим настроем всего народа. Да и полуразрушенный, но все-таки оставшийся с советских времен потенциал военно-промышленного комплекса был западными стратегами явно недооценен.

То, что победа России над прозападным, враждебным своему народу киевским режимом будет достигнута, сомнений не вызывает. Также как и освобождение наших соотечественников, и обеспечение краеугольной безопасности России. Ну а дальше-то что? Неужели самоотверженная, героическая борьба российских военных, большие жертвы и испытания мирного населения, пострадавшего от боевых действий, потребовались лишь для того, чтобы укрепить власть олигархических группировок, что на российской, что на украинской земле? Сохранить капиталистические порядки, которые блокируют развитие страны или вернуться к социализму и идти по пути Китая, который не только в разы ускоряет это развитие, но и обеспечивает неуклонное повышение материального и духовного уровня жизни народа? И здесь неизбежно возникает вопрос об эффективности проводимой руководством страны политики, и не только, и даже не столько военной.

 В сталинском Советском Союзе идеология и пропаганда базировались на реальных, достигнутых результатах, а не пустых призывах и обещаниях, В Китае придерживаются такого же подхода. Идеологии уделяют большое внимание, но не позволяют ей заменять реальные дела.

В нынешней России, все по-иному. Государственное управление, точнее, его видимость, сводится к нескончаемым выступлениям и речам деятелей самого высокого ранга на уместные и неуместные для этого ранга темы – от экономики, научно-технического прогресса и цифровых систем, культуры и спорта до работы парикмахерских и детских садов, уборки улиц, и даже просьб маленьких детей… Все это призвано показать широкий диапазон и активность государственной деятельности, а также близость к народу российского руководства, которому, естественно, «нет реальной альтернативы». Однако приносит ли такой очевидный пиар ожидаемые результаты? Скорее наоборот. Бесконечная, хотя и «правильная» говорильня вокруг азбучных истин только раздражает людей, вызывая у них протестные настроения. Куда больше их беспокоит бесконтрольный рост цен буквально на все, а также чиновничья безответственность и полное равнодушие к нуждам и потребностям простых людей. А об этом если и говорится, то мимоходом вскользь, что сводит на нет все усилия широкомасштабной пропаганды. Главное ведь не в обещаниях и словах, а принимаемых результативных, а не фиктивных мерах.

 И здесь неизбежно возникает вопрос о так называемых «массовых репрессиях», происходивших как в Советском Союзе, так и Китае. «Массовыми» они не были, да и репрессиями тоже. А были необходимые для спасения и развития страны крупномасштабные чистки от всего, что мешало обеим странам идти вперед, спасало их от внешней угрозы и обеспечивало быстрое развитие. В СССР накануне Великой Отечественной войны такая крупномасштабная чистка заметно укрепила страну. Гитлеровский фашизм во многом удалось разгромить потому, что к партийному, государственному и военному руководству пришли по-настоящему одаренные, компетентные, преданные социализму кадры, сменившие тех, кто, как говорится, либо «не тянул», либо держал камень за пазухой против советской власти. Конечно, среди репрессированных были и те, кто пострадал незаслуженно и невинно. Но в общей массе они составляли малозаметное меньшинство, которое умышленно раздули в крупную величину.

 В Китае и в период «великой пролетарской культурной революции», и в наше время убирали и убирают с высоких постов некомпетентных и недостойных руководителей, не говоря уже о явных коррупционерах. Нынешний лидер страны Си Цзиньпин, как в свое время и Сталин, не церемонится с бездарными, тем более проворовавшимися людьми. Их не спасают ни прошлые заслуги, ни приятельские служебные или родственные связи. По некоторым данным, к судебной ответственности за незаконную приватизацию в Китае привлечено около 15 тысяч чиновников, подчас самого высокого ранга. Наказывали даже тех, кто не участвовал в коррупционных сделках, но в то же время и не препятствовал им. В пользу государства обращены активы ряда компаний и корпораций, хотя китайский крупный капитал в отличие от российского, работал на свою страну. Кое-кого из коррумпированных деятелей самого высокого звена приговорили даже к смертной казни, заменив ее, правда, пожизненным заключением. Нам бы так! Правда, число тех, кого придется отстранить от должности и привлечь к суду за нарушение закона будет, учитывая нынешнюю ситуацию, намного больше, чем в сталинские 30-е годы. Но без этого Россию не поднять.

Понятно, что власть и связанные с ней большие деньги так просто никто не отдаст. Но Китай, однако, сумел поставить на место оторвавшихся от народа руководителей, обуздать олигархические группировки, обратив их средства и капиталы на службу государству и широким слоям народа. А почему такое не невозможно в России? В российской истории даже больше, чем в китайской, случались, казалось бы, совершенно невозможные повороты.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

11