Когда-то давно она написала о себе в стихах:
Мы на Урале с тобою живём,
Мы здесь родились и построили дом.
Здесь в поле пшеница для нас колосится,
И песню поёт голосистая птица.
Вот такую голосистую птицу мне и напоминает Вероника Мещерякова, создавшая свой поэтический мир:
В этот звучный мир вливаясь,
Где слова творят пространство,
Я душою раскрываюсь,
Обретая в дар полцарства.
Но её полцарства – это не только величавая природа Урала-сказителя, это живое подобие Вселенского звучания, где Земля – невеста сотворена прорастающими вековыми лесами и садами, океаном полноводных рек, а мир людей расцветает благодатной радостью окружающего бытия. Такова философия поэтических сказаний Вероники Мещеряковой:
Предстаёт Земля
супротив Неба,
Чтоб родить от гроз
для людей хлеба,
Да поднять звезду,
что в леса пала,
Да забрать всю тьму –
и того мало.
Чтоб цвела заря –
высоты юность, –
Отдаёт Земля
трав своих буйность.
Она родилась в Челябинске в 1974 году в простой рабочей семье (отец – тракторист, мать всю жизнь проработала на транспорте). Школу № 89 Вероника окончила с золотой медалью, педагогический университет с красным дипломом, получив специальность «учитель русского языка и литературы». И с юных лет была очарована звучащим словом, будь то русские народные сказки или бывальщины, услышанные от любимой бабушки Ельки (Елены Ивановны Грошевой), ставшей для Вероники её Ариной Родионовной – от неё девочка услышала мудрый вопрос: «Чует ли век, что мы в нём живём?»
Каждое слово здесь извлекалось на свет словно из старинного сундука, что стоял в ближнем углу:
Старый сундук на свету, у стены.
Под кованой крышкой – «всякой местовины»:
Соли и спичек (не дай Бог войны);
Холстин, рукотёртов – разной диковины.
Век уходящий, не сброшенный с плеч,
Что заперт на ключ рукой землепашною,
Бабушка нам завещала беречь,
Запасец чтоб был про жизнь растапашную.
Вот так: с одной стороны она – литератор-профессионал, а с другой поэт-самородок со своим художественным укладом. Конечно, её творчество восходит корнями к давним традициям отечественной словесности, начиная от древнерусской литературы с её «Словом о полку Игореве» и былинами. И далее – обращение к образцам Золотого и Серебряного веков нашей культуры (Некрасов, Бунин, Гумилёв, Ахматова) вплоть до Клюева, Есенина и Рубцова…
И, конечно, обращение к сказителям Русского Севера (Б. Шергин, С. Писахов, И. Федосова). Отсюда классическая простота и стилевая легкость стиха вкупе с самобытностью слога-строфы. Как в этом экспромте:
На «-арь»
Хранилище для слов – СЛОВАРЬ.
БУКВАРЬ – для букв ларец.
Хранит ли что-то божья ТВАРЬ –
Начало жизни иль конец?
В том волшебном ларце и хранится «души золотая нить», звучащая исповедью:
Вся жизнь моя –
Через себя
Все воды мира пропустить
И свой родник в душе открыть.
Он, о познании моля,
Пробьётся сам внутри тебя,
Наполнен чистою водой, –
Веди его, мой Бог живой.
И помоги опять, опять
Кораблик детский запускать,
Писать-плескать в свою тетрадь.
А тетрадей у Мещеряковой – десятки, ученических и «толстых». В каждой из них россыпи поэтических откровений во славу Родной речи:
Родная речь – сама природа:
Встают лесами словеса.
Они живут и год из года
Нам наполняют туеса.
Поля и горы славословить,
Чтоб жаром-птицею процвесть.
Неизречённое промолвить,
Чтоб несказа́нное обресть.
Каждая строфа поэтического уклада Мещеряковой – это как деревенский Дом-сказка, стоящий наособицу на главной улице:
Рублен дом – наличники с резьбою,
Чей степенен быт и мягок нрав,
Крепок стен смолою вековою,
Дух сосновых чащ в себя вобрав.
«Здравы будьте!» – скрипнет половица,
Луч восхода в окнах иль закат…
Дай с тобой, Россия, притулиться
К тем венцам бревенчатым внакат.
Образ Руси-России Вероника Мещерякова поднимает до символа, когда каждое слово-образ, обретает истинно патриотическое звучание высокого песенного манифеста:
Небо здесь сине-высокое,
Волны морей белопенные,
Девушка-Русь синеокая
Песни поёт задушевные.
В высях огни полуночные,
Солнце с лучами полдневными
Тронут уста непорочные
Звуками нежно-напевными.
Месяц сияет под косами,
Блещет во лбу звездоцветие.
Песня России над росами
Мир возведёт в добролетие.
Своё добролетие она нашла в окружающей природе (при роде), среди берёз и сосен (деревья покоя и солнечного света) на участке поселения родовых поместий Благодатное в Сосновском районе Челябинской области, где своими руками посадила целую родовую рощу, в том числе кедры, «чтобы, – говорит Вероника, – пушкинская белочка смогла грызть настоящие орешки – непростые, солнечные, что ценнее золотых. Наш лес – это стол и дом, это живой храм, где хочется горячо возносить молитвы особому “лесному” солнышку с длинными лучами-ресницами, играющему с тобой в прятки меж стволов деревьев. А их у нас на участке сотни – сосен, дубов, лип, лиственниц, кленов. Родовое дерево помогает ушедшему в иной мир человеку поскорее вернуться на землю и именно в то место, где его ждут…»
Если кедр родовой
Посадили мы с тобой,
Значит здесь уже извечный
Род продлится человечный.
* * *
Лес понять нам помогает,
Как же с Богом вместе жить.
Землю с небом он сплетает,
Чтобы истину родить.
Ощущая себя глубоко природным человеком, Вероника Мещерякова размышляет о бренности нашего бытия как поэт-философ, говоря: «Души всех поэтов связаны меж собой, но я в стихах пою свою оду радости, разделяя и такие понятия как земледелие и землепользование. Именно поэтому я выполняю завет великого труженика Терентия Семёновича Мальцева, который учил беречь землю, разделяя смыслы отношения к земле».
Я в дому не скопила желаний –
Не комод я, не шкаф платяной.
Я – берёзка в лесу мирозданий.
Хочешь, встань и качайся со мной.
Мы ветвями сплетёмся своими –
Будь ты дуб или ясень, иль клён –
И корнями своими тугими
Будем твердь укреплять для времён.
……..
Семя жизни неся на округу,
Молодую зелёную рось,
Силой рода прижмёмся друг к другу,
Подпирая Вселенскую ось.
«У меня на участке ящерка пьёт из ладони, синичка будит утром, летом хоровод бабочек вокруг меня. Как-то под Новый год прилетел снегирёк и летел рядом, пока я шла по лесу. Из этих встреч и появляются мои стихи, как подарочки людям», – рассказывает Вероника и читает такие строки:
Когда густеют звёзды в небесах,
Осыпав небо музыкою хрупкой,
Летит снегирь в оснеженных лесах,
Горя своею пламенною грудкой.
Его полёт – порханье огонька,
А голос – колокольчик родниковый
Живут за всех, закован кто пока
В венец зимы – осколок ледниковый.
Приведу некоторые отзывы о творчестве В. Мещеряковой: «Художник творит живую мозаику своего мира. Найти в привычном на слух слове свой цвет, ритм, мелодию – этот неповторимый камешек для этой мозаики, дано далеко не каждому пишущему. Природа одарила Веронику Мещерякову таким словом. Как она им распорядится, покажет время». (Константин Скворцов, член Союза писателей России, Москва).
«Уже первый сборник Вероники Мещеряковой наполнен таким знанием волшебства природы, времен года и сострадания всему живущему, что делает честь писательской организации Южного Урала в том, что у них будет столь оригинальный мастер языка и знаток тайн степей, лесов, гор и рек нашего края. Не требуется подробно расписывать её шедевры, стоит назвать и прочитать только “Свеча”, “Иван-чай”, “Поговори со мной”, “Стихи о войне”, “Девушка-Русь”, – как всё станет ясно. Талант редкий, и наследует он многовековую речь Отчизны. А это не всем дано… Это надо ценить… И беречь…» (Кирилл Шишов, член Союза российских писателей, Челябинск).
Понятие «беречь» относится не только к Веронике Мещеряковой, но и к героям её поэтического «Житейника», с которыми читатели «Танкограда» хорошо знакомы. Она бережёт и хранит память о них, став автором не только уральской тематики, но и гораздо шире, написав десятки поэтических портретов-биографий известных деятелей российской и мировой культуры. Особо её привлекает образ Владимира Даля, которому Вероника посвятила отдельный сборник под названием «Далевское поветье» – презентация будет в Доме-музее писателя в 2024 году (Москва).
Сейчас она автор поэтических книг: «Открытым сердцам», «Дозорщики света», «Весна благодатная», «Ризница духа», а также многочисленных фольклорных произведений (песни, частушки, присловья) и сказок для детей. Своих детей – сына и дочь – Вероника Михайловна воспитала на игровых стихах и чудо-сказках собственного сочинения:
Всё в жизни легко переходит
со сказки да на́ быль –
Того и гляди улетит
твой летучий корабль.
Волшебное слово промолвит
царевне Емеля –
И гусли о них запоют
как про Ладу и Леля.
И еще она мастер поэтического экспромта. Весной этого года, придя на Пасхальный фестиваль с участием симфонического оркестра Мариинского театра (С.-Петербург) под управлением Валерия Гергиева, Вероника по ходу концерта написала поэтическое посвящение этому событию. После подошла к Гергиеву и прочитала удивлённому маэстро свой стих, подарив рукописный текст:
По веткам вербным солнцу литься.
Несут благую весть в поля
Семь нот-послов: от до и ля
До си – Пасхальная седмица.
Симфоний гром, по миру шествуй!
Рождённый в сонме вешних гроз
Звук долго зрел, звук долго рос –
И вот встречай, Челябинск, чествуй!
Врата весны смычком открыты…
Встал дирижёр. Многоголос –
Воскрес воистину Христос!
С музы́к пасхальных души сыты.
Ныне художественный дар Вероники Мещеряковой оценён по достоинству – она принята в Союз писателей России, пройдя путь от слушателя литобъединения «Светунец» при Челябинском отделении Союза писателей до профессионального литератора.
Но по-прежнему:
Собираю стихи – да в корзиночки,
Уложив до поры по-над вёснами,
Что нашла не в цветастой картиночке, –
Под берёзами, клёнами, соснами.
В тех природных корзиночках, видно, и следует искать тайну словесного клада «песенной серди» Вероники Мещеряковой, навсегда очарованной духмяным словом, пропитанным запахами мяты и мёда луговых цветов, растущих на благодатной почве её родовой земли…
Фото автора
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин