Майя ДУДКО. Мгновения жизни: Яков Шац

 

Окончание, начало см. по ссылке

 

«...Мне память так знобит…»

Прошел год, как не стало моего брата, а я погрузилась в его книги, статьи, его мир и понимаю, чем были для меня эти дни, прожитые за этими страницами... Творческий человек, журналист-гражданин, он обладал природным даром слова, чуткой любовью к русскому языку, поэзии, умноженной на огромную работоспособность... знанием и пониманием прошлого.

 

Все, что было, не прошло, –

В памяти клубится.

Сорняком не проросло –

Незабудками взошло,

В поле колосится.

 

Незабудки на Руси

Прорастают густо.

Не забудь, не поноси,

Прошлое в себе носи,

Как оно ни грустно...

                                 Ася Горская

Яков Шац написал около 200 очерков, большинство из них на патриотическую тему.

Слово «память» являлось для Якова Борисовича ключевым: помнить о цене Победы, «чтоб наших жертв святая память в пути не покидала нас», работал над следующей книгой...

За последние годы у нас опубликовано много потрясающих человеческих свидетельств, документов эпохи, которые дополняют, раскрывают неповторимое в своей драматичности и свершениях время.

Очерк Якова Шаца «Накануне священной войны», основанный на рассекреченных документах, невозможно читать без волнения, горечи: «...Не слухи, а факты информационного отдела Генерального штаба, возглавляемого молодым талантливым подполковником В.А. Новобранцем, подтверждали о готовящемся нападении фашистской Германии, но эта информация не доходила до высшего руководства страны...» Тогда он, рискуя жизнью, приказал разослать срочно в войска и руководителям страны сводку № 8 об истинном положении дел на границе… Последующие события показали, «кто был кто» в Великой Отечественной войне... Первые дни неравных боев стали днями больших потерь и массового героизма...

Надо знать правду, чтобы победить войну. Кому же было рассказать ее, поведав о героизме нашего народа, как не бывшим фронтовикам, пришедшим с войны с ее кровью и горем, но и с нравственными ценностями, с высоким чувством искренности, фронтового товарищества? Вот несколько главных мыслей из его очерков.

«Летописец народного героизма» посвящен Константину Симонову, военному корреспонденту, непосредственному участнику боев, прошедшему всю войну. «Во всех жанрах своего многогранного дарования: поэта, прозаика, драматурга, киносценариста – искренне, правдиво запечатлел стойкость, мужество, величие духа советских людей в годы испытаний. Свой человеческий долг – рассказать читателям правду о войне, о цене Победы, о тех, кто не дожил до неё, но сделал для ее приближения всё, что мог, он выполнил с честью».

«Его судьба сложилась из судьбы страны» посвящен советскому писателю Ивану Стаднюку, который прошел всю войну и завоевал право сказать о ней правду в романе-трилогии «Война». О ней «надо писать еще много, постигая все то новое, что открывает нам время, но нисколько не изменяя истине, не приспосабливаясь к тем мыслителям, которые унижают нашу историю и оскорбляют память погибших в борьбе с фашизмом».

Очерк Я. Шаца «Чужой среди своих» посвящен советскому писателю Виктору Некрасову, его драматической судьбе. Архитектор по профессии, на фронте с августа 1941 г. командир саперного батальона, все месяцы обороны города на Волге участвовал в боях. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В 1946 г. опубликовал повесть «В окопах Сталинграда». Убедительно правдиво и тепло автор рассказал о небольшом стрелковом батальоне, который в условиях кровопролитных сражений в районах Мамаева кургана стойко держал противостояние. Фашисты не смогли овладеть разрушенным, горящим, но сражающимся городом и, дрогнув, перешли сами к обороне. «Непрофессиональному» литератору удалось написать необыкновенно правдивую, человечную книгу», которая была удостоена Сталинской премии и разошлась миллионными тиражами. С нее началась вся дальнейшая честная проза о войне.

В 1954 г. вышла вторая повесть Некрасова «В родном городе». Послевоенная полуголодная жизнь, но главные трудности – изменился нравственный «климат» в стране. Нелегко было инвалиду войны честно прожить на маленькую пенсию, фронтовикам найти себя в мирной жизни. Тяжелее, чем на войне, приходилось им, когда они сталкивались с карьеристами, чиновниками. С такой правдой жизни он не мог примириться. Работая журналистом в Киеве в областной газете, В. Некрасов добивался решения вопроса об улучшении социального положения инвалидов и ветеранов войны. «Человеческое в нем удивительно сочеталось с писательским». Он добивался создания в Киеве мемориала «Бабий Яр», который стал братской могилой, не дал превратить это место в свалку мусора и построить здесь стадион. В результате появился большой камень из серого полированного гранита с надписью. К нему он приносил цветы каждый год.

Человек высокой гражданской позиции, Некрасов добивался справедливости, отказался сочинять письма, осуждающие академика Сахарова и писателя Солженицына. В 1963 г. после резкой критики Н.С. Хрущева его очерков о зарубежных поездках, исключенный из партии, вычеркнутый из большой энциклопедии, оскорбленный обыском, он стал «чужим» в стране, которую защищал и любил, и вынужден был покинуть её… В парижской больнице ему удалили из тела последний осколок – отметину войны.

Замечательный советский русский писатель-гуманист умер на чужбине в 1987 г. Все написанное им помогает лучше понять историческую и душевную правду прошлого.

Автор продолжает эту тему в лирическом очерке «Окопная Звезда», посвященном Юлии Друниной, поэзию которой он очень любил. 17-летняя девушка ушла на фронт санинструктором и сполна познала всю горечь войны: «Все это отложилось в ее сердце и взорвалось стихами». После войны она студентка Московского литературного института. Выходят сборники ее замечательных стихов. Ю. Друнина стала любимой, читаемой. Но память о войне постоянно жила в ней.

 

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив,

И кто отнят войной.

 

Читателям передавался душевный накал ее прекрасных стихов: «Зинка», «Комбат», «Я только раз видала рукопашный...» А потом пришли годы перестройки. Начались ее нравственные страдания. Народный депутат, она со свойственной ей прямотой выступала на писательских и общественных съездах, пытаясь образумить тех, кто отказался от духовных ценностей прошлого. И чувствовала свое бессилие что-либо изменить, но даже в подавленном состоянии она продолжала трудиться. Поэзия была ее судьбой. Стихи ее поражают зоркостью взгляда, совершенством поэтического слова, ностальгией по уходящей доброте.

 

Пусть заметает память

Снег густой...

Совсем не милосердия

Мы просим –

Мы просим

Справедливости простой.

 

«По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно имея только крепкий личный тыл...» Это строки из ее последнего письма.

В холодный осенний день 20 ноября 1991 г. Ю. Друнина сама оборвала свою жизнь, уйдя из нее исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности. В наследие живым оставила незабываемые стихи, которые невозможно читать без сопереживания. Над ними не властно время.

«В соавторстве с народом» – так назван очерк, посвященный Александру Твардовскому, «национальному поэту России и народному поэту Советского Союза». Известность к нему пришла в 1936 г. после публикации поэмы «Страна Муравия», первого крупного произведения советской поэзии, посвященного колхозному строительству. В атмосфере того времени поэт обошел драматизм преобразований на селе. Пострадали и его родители при раскулачивании, попавшие в ссылку. Поэма, написанная простым, выразительным языком, попала в школьные хрестоматии, а автор, студент последнего курса Московского института истории, философии и литературы, оказался среди немногих советских писателей, награжденных орденом Ленина.

Его имя миллионы читателей связывают с любимым героем – Василием Теркиным. Всю войну Твардовский служил военкором. Увиденное и пережитое на фронте навсегда осталось сердечной болью по погибшим.

 

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев наконец?

 

Погибший воин завещает довести до конца дело, за которое отдал жизнь.

 

...что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,–

Вы должны его знать.

 

В 1970 г. началась кампания, развернувшаяся на страницах газет и журналов, преследующая цель – отстранить главного редактора журнала «Новый мир» А. Твардовского от руководства и изменить состав редколлегии. Группа известных литераторов обратилась с письмом к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу с письмом, в котором говорилось: «...значение творчества А.Т. Твардовского для нашей литературы неоценимо. У нас нет поэта, равного ему по таланту и значению...» Ответа от верховной власти не последовало. Неуступчивая и твердая позиция журнала в борьбе с неправдой, трусостью, равнодушием в период застоя устраивала далеко не всех. Твардовский расстался с журналом, которому отдал 15 лет жизни...

Прекрасный поэт, автор замечательных поэм. 20 лет работал над книгой «За далью – даль», в которой показал большой и трудный путь советского народа и будущее страны. Последняя его поэма «По праву памяти» увидела свет в 1987 г., через 15 лет после смерти автора.

«Полпред комсомольской юности» – Михаилу Светлову. Молодежь знала и любила творчество поэта. Его «Песня о Каховке» (муз. Дунаевского) «разнеслась по всей советской стране и звучала более полувека, опаляя сердца людей злободневно звучащим припевом: “Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути”». В годы Великой Отечественной войны поэт в звании майора работал военным корреспондентом и дошел до Берлина, много писал. Стихотворение «Итальянец» о справедливом возмездии оккупантам незабываемо, звучит и сегодня очень актуально.

 

Я не дам свою Родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю – и нет справедливости,

Справедливее пули моей!

 

Яков Шац с любовью и болью пишет о погибшем герое, поэте, штурмане  подводной лодки Алексее Лебедеве; о большом советском поэте  Сергее Орлове, который прошел военными дорогами, сказал свое поэтическое беспощадное слово о войне, о мирной жизни. Его поэзию очень любил автор очерка и отметил, что многие стихи  поэта могли бы стать замечательными песнями.

Стремление к максимальной самоотдаче, чтобы быть всегда на переднем крае жизни, пронизывает всю судьбу Семена Гудзенко, его «такую короткую жизнь». Он имел право сказать о себе и своих одногодках: «Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты».

Все очерки о войне Якова Шаца вошли в нашу жизнь как память о пережитом. Они будят воспоминания, тревожат душу, привлекают глубочайшей искренностью мыслей и чувств.

Книгу заменить ничем нельзя

(Д. Лихачев)

В творчестве Якова Шаца нашел отражение его богатый духовный внутренний мир: любовь к литературе, поэзии, истории, музыке. Когда читаешь книгу его очерков, посвященных замечательным людям России в разные периоды ее истории, трудно оторваться от нее. Среди таких людей, «запечатлевших далекое время», особое место занимает Владимир Алексеевич Гиляровский (1855–1935). Это любимый писатель Якова Борисовича. Человек всесторонне талантливый, неистощимой энергии, журналист, писатель, поэт, газетный репортер, знаток Москвы и России, «он с такой зримостью приблизил к нам далекое прошлое, что представить себе Москву конца ХIХ – начала ХХ века без Гиляровского невозможно». Широкую известность получили его книги, особенно «Москва и москвичи», «Друзья и встречи». «Это правдивые кусочки жизни моей, с которыми связана летопись эпохи», – писал он. Его книга «Трущобные люди», написанная в 1887 году, одобренная Чеховым и Успенским, была уничтожена цензурой и издана только в 1957-м. Тогда и приобрел ее (Я.Ш.) и бережно хранил среди других его книг. Подлинный демократ, Гиляровский свой общественный долг видел в служении народу. Большой оптимист, он любил жизнь, верил в прогресс и силу человеческой личности.

Очерк «Снайпер острого слова» посвящён Николаю Смирнову-Сокольскому, народному артисту РСФСР, мастеру советской эстрады, превосходному автору и исполнителю своих произведений. Переполненные зрительные залы взрывались аплодисментами, встречая конферансье, артиста разговорного жанра. Он высмеивал «чинуш», обывателей, воров и тунеядцев. Литературовед, член Союза советских писателей, автор известных книг «Рассказы о книгах», «Книжная лавка Смирдина» и др. «Среди артистов он талант, но гений – среди букинистов».

 «Сто десятая осень Сергея Есенина», очерк о любимом автором поэте, сказавшем: «Я сердцем никогда не лгу». Он «искренне и полно рассказал о себе в своих стихах». В них Есенин выразил «нараспашку», не только себя, но и свое время, и народ, и страну». Проведя почти полгода в Европе и Америке, поэт утвердился в своей вере: «Без Родины нет поэта».

Очерк «В плену у поэзии» посвящен Анне Ахматовой. «Гражданственность и патриотизм ее поэзии убедительно доказали годы Великой Отечественной войны, цикл ее стихотворений «Ветер войны». При всей лаконичности ее стихи потрясали не меньше, чем большие трагедийные романы».

«Он любил простого человека» – очерк о Василии Шукшине (один из любимых писателей Я.Ш.). Он пришел в литературу и искусство из российской провинции. Замечательный русский прозаик, прекрасный актер, талантливый режиссер. Его эстетический принцип: «Нравственность есть Правда». Меньше, чем за 15 лет, он успел сделать столько, сколько иному не удается за долгую жизнь. Каждое произведение Шукшина – это, по его собственному определению, «история души», поэтому главное в поле его зрения – человек. Любивший и понимавший людей, он умел в своих рассказах по-доброму посмеяться над человеческими слабостями, умел заставить задуматься о краткости бытия, о сиюминутности человеческой жизни, в которой бывает так мало места красоте. Вместе с тем он мог заставить читателя негодовать, кипеть от возмущения, когда писал о людях самонадеянных и безнравственных, встречавшихся и в милой его сердцу глубинке и в городе. Его «чудики» стали подлинным открытием в литературе. Все, что сделано Шукшиным в искусстве, освещено требовательным понятием, этой страстью и болью, которым он заставил внимать всех: «Будь человеком».  Нужен В. Шукшин нашему времени. Хочется, как и его героям, увидеть «даль светлую» и ощутить праздник души.

В литературном журнале «Русское поле» и историческом журнале «Суждения» были опубликованы очерки Якова Шаца, посвященные жизни и деятельности поэтов В. Сорокина, И. Уткина, А. Вертинского, писателя Я. Гашека.

В злободневном критическом очерке «Непотопляемый Остап Бендер» Яков Шац, пораженный статьей Бенедикта Сарнова «Ильф и Петров на исходе столетия», выразил свое возмущение новой оценкой образа «великого комбинатора» применительно к нашему времени. Вот цитата из названной статьи: «Фигура Остапа Бендера – это гимн духу свободного предпринимательства. С полным основанием сегодня мы можем сказать,что преступно было бы не использовать для нужд общества энергию Остапа Бендера…» Яков Шац отвечает: «Видимо, энергия и изобретательность великолепного артиста, мастера перевоплощения, «подвигли» известного критика забыть о том, что все положительные черты «великого комбинатора» перечеркиваются корыстолюбием, неутомимой жаждой денег, бешеным стремлением к богатству, превратившим его в афериста». Остап Бендер совершенно не желает трудиться. А честное предпринимательство – это постоянный, нелегкий труд. И Яков Шац делает обоснованный вывод: «Напомним рыцарям афер, разделим с Ильфом и Петровым гражданскую позицию: созданные трудом материальные блага не для жуликов и проходимцев».

Публицистическая статья «Время испытания словом» – это раздумья Якова Шаца о состоянии родного языка. С душевной болью он пишет о том, что сегодняшняя речь отстает от канонов российской словесности. «Русский язык замусорен, отравлен сленгом. Новые, неуклюжие слова вошли в разговорную речь: «прикольно», «клёво», «гламурно», «пиар», «тусовка» и т.п., хотя в отечественных словарях для обозначения этих понятий достаточно простых и звучных слов. Такое нередко встречается в средствах массовой информации...

Бывает, что из громкоговорителей выплескиваются песни с такими откровенно пошлыми словами, что становится стыдно за исполнителей. Н. Расторгуев пел: “Не валяй дурака, Америка, отдавай нам Алясочку взад”. Вокальная группа “Балаган Лимитед” исполняла песню, ставшую супершлягером: “Ты скажи, чё те надо”, состоявшую из распевной мелодии и таких “балаганных” намеков».

Сколько бесцветных пустых песен появилось за это время и исчезло без следа, не выдержало испытания временем... «Как победить неуважение к русскому слову?» – спрашивает автор и отвечает: «В условиях отсутствия нравственной цензуры это можно сделать только ответным словом. Прочитайте, с какой любовью Сергей Есенин относился к родному языку. Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным?.. Ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это все запоминается с детства».

«Песня не расстанется с тобой…»

Наряду с патриотической, острогражданской темой в творчестве Якова Шаца органично сочетается лирическая, которая живет в душе каждого. Автор пишет о любимых поэтах, композиторах, песнях...

Яков очень любил музыку, романсы, песни, особенно народные. У него был хороший музыкальный слух и приятный голос. Иногда он пел в дружеском кругу.  В главу его книги «Волнуясь сердцем и стихом» вошёл очерк «Средь шумного бала случайно…», посвященный Алексею Толстому и одноименный – любимому романсу Якова.

Со знанием и восхищением писал о поэтах-песенниках. Это высокое почетное звание с полным правом носят многие советские поэты, прежде всего, Михаил Исаковский. Почти каждое его стихотворение становилось песней: «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату», «Огонёк» и др., а «Катюша» (муз. М. Блантера) получила мировую известность. Долго будут жить эти замечательные песни как память о незабываемом героическом прошлом.

Другой автор таких популярных, полюбившихся песен – это Владимир Харитонов. Яркий, необыкновенно одаренный поэт-лирик, фронтовик. Если бы он написал только «Россия – Родина моя!» или только «День Победы», и то остался бы навсегда в истории.

Алексей Фатьянов тоже автор «песен, неподвластных времени». Его талант расцвел во время Великой Отечественной войны: «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были». «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». Музыку к этим замечательным песням написал незабываемый композитор Василий Соловьев-Седой.

Известный поэт советской эпохи, фронтовик Константин Ваншенкин. Его стихи с простыми, задушевными словами не могли не стать песнями: «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Старый вальсок», «Вы служите, мы вас подождем» и многие др. Они всегда с нами.

Роберт Рождественский – талантливый российский советский поэт, продолжатель гражданской поэтической традиции В. Маяковского. Подлинную славу ему принесли его песни, точнее, «пленительная россыпь его песен», которые трогают сердца людей: «Огромное небо», «Там за облаками», из любимых кинофильмов: «Неуловимые мстители», «Семнадцать мгновений весны», «Любовь земная», «Судьба» и др.

«Поколение поэтов и композиторов советского времени является подлинными носителями и творцами духовной культуры своего народа. Оно подарило ему песни, содержащие в себе музыку жизни: страсть, героизм, романтику, любовь, надежду». Поэтому «…песня – наше национальное богатство».

 

Она живет, и будет жить,

И будет побеждать.

 

В очерках можно узнать и об истории создания других наших любимых вечных песен: «Священная война», «В землянке», «Шумел сурово Брянский лес», «День Победы», «Подмосковные вечера». От этих песен словно протянулись струны памяти к сердцам людей в наше время.

 

*   *   *

8 октября исполнился год, как ушел из жизни человек, истинный патриот России, горячо любивший уральский край, Яков Борисович Шац – подполковник внутренней службы МВД СССР в отставке, постоянный автор и друг газеты «Танкоград». Всего три месяца не дожил он до своего 90-летия.

«Блестяще эрудированный человек, с ним можно было поговорить на любую тему, особенно что касалось литературы и истории Отечества», – писал С.В. Алабжин, учредитель и главный редактор газеты «Танкоград», кандидат педагогических наук, член Союза писателей России.

Редакция  журнала «Русское поле» – об их авторе: «В нашей памяти он останется  человеком  справедливым, мудрым. Он любил Россию, знал русское слово,  работал на благо Отчизны».

«Время общения с этим замечательным человеком было бесценно и осталось в памяти как лучшие годы в моей жизни и работы в читальном зале» (Н.В. Лукина).

«Несмотря на солидный возраст, Яков Борисович был энергичным, деятельным человеком, сохранившим с далекой комсомольской юности свои убеждения и умение бескорыстно отдаваться общественной работе. Он внес большой вклад в патриотическое воспитание молодежи» (И.Н. Струговец, директор библиотеки имени Н.В. Гоголя).

Яков Шац не только хорошо знал, любил и понимал прошлое, но очень дорожил им. Человек, воспитанный советским временем, хотел передать духовное и нравственное богатство прошлого молодому поколению, от которого зависит будущее страны.

Мы живем среди святых воспоминаний прошлого и живых впечатлений настоящего. В новой схватке с нацизмом бойцы спецоперации, проявляя мужество и героизм, повторяют подвиги героев Великой Отечественной войны, а народ своим единением так же, как в годы испытаний, оказывает большую моральную и материальную поддержку своим защитникам – вот она – «веков связующая нить». Как писал Яков Шац, «не угаснет вера, что новое поколение, сохранив историческую память о трагическом и героическом прошлом, не утратит эту живую нить, соединяющую и объединяющую поколения».

Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени.

 

Память – это не памятник

И не прошлого зов.

Память – это как маятник

Заведенных часов.

Влево-вправо качается,

Но не тронется в путь,

Дни и ночи всё мается

И не может уснуть.

                              Ася Горская

 

«Все на земле стирается. Все, кроме памяти». Именно поэтому важно воспитание ею. Человеческая память способна сберечь целостность духовной и нравственной жизни. Обогащая ум, книги Якова Шаца «Далекое – близкое», «По долгу памяти» воспитывают и чувства, но чувства лишь благородные, лишь священные: любовь к Родине, верность ее идеалам, родной истории, искусству, почитание Слова.

Говорят, «сколько в человеке памяти, столько в нем и человека».

 

Пока мы помним – мы живем,

Пока нас помнят – мы живем.

В необозримые высоты,

Когда забудут нас, – уйдем.

                                  Ася Горская

 

Именно об этом писал в своих острогражданских, патриотических очерках Яков Шац.

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

1