Инопланетяне в городе! Знакомство горожан с творчеством ныне прославленного мастера началось с «Космических зверюшек», расположившихся возле Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. В уголке парка Алое поле, где они с конца 1980-х годов с любопытством взирали на прогуливающихся челябинцев, царила необыкновенная атмосфера свободы от еще актуальных тогда идеологических норм, атмосфера фантазии и радушия. Сейчас отсутствие идеологической составляющей уже не удивляет, но творческая составляющая, играючи воплощенная в камне, осталась необыкновенным явлением в монументальной пластике Челябинска.
Персональная выставка Виктора Митрошина в 2000 г. в Челябинском оперном театре и открытие монументально-декоративной композиции «Сфера любви» показали многим ценителям искусства все грани его таланта. Еще одну выставку в родном городе скульптор провел в 2004 г. Текущая – третья выставка в Челябинске – открылась в Зале искусств ЮУрГУ после почти двадцатилетнего перерыва. В этом жесте – своеобразный подарок мастера университету на 80-летие, к которому он даже несколько причастен, поскольку в 1976 г. учился в физико-математической школе.
Названа выставка 2023 года символично – «Сфера любви». Каждой своей работой наш прославленный скульптор создает и расширяет сферу любви – к искусству и творчеству, к жизни и человеку.
Выставка скромна по количеству предметов – в специально для этого случая заказанных выставочных шкафах представлено лишь 7 скульптур и в одном шкафу еще 6 малых (но от этого не менее выразительных!) объектов. В первую декаду февраля состоится переэкспозиция: бюст Майи Плисецкой останется, а остальные заменят. Экспонаты на выставке можно разделить на три группы: скульптура анималистического жанра, интерьерная скульптура различных жанров и монументально-декоративная скульптура.
В анималистической скульптуре Виктор Митрошин умеет точно подметить характерные черты персонажа, воплотить задуманные или «врожденные» качества животного. Мастерство скульптора, умение по одной детали создать цельный образ раскрываются в работе «Рыба»: раковина, ставшая пастью рыбины, ее форма и размеры определили очертания, особенности и хищный вид «существа из неведомых глубин Океана жизни». У скульптуры есть внутренний объем, который просматривается сквозь боковые прорези и усложняет восприятие. Грубо-фактурная поверхность «Рыбы» имеет сложную структуру, взгляд «цепляется» за нее и боковым зрением хвост и плавники кажутся движущимися. Зеленая патина на бронзе наводит на мысль о глубинном обитании «Рыбы», а значит ее не омывают суетные волны повседневности.
Сонно-уютный медвежонок, грациозно изогнувшийся львенок или хищно распахнувшая крылья сова – все обитатели немного сказочного авторского животного царства вызывают живой эмоциональный отклик зрителей.
В разделе интерьерной скульптуры различных жанров скажем о скульптуре «Клоун». Фигура обладает открытой композицией, направленной на максимально возможный охват пространства, динамичностью и кажущейся неустойчивостью. Главное ощущение, которое возникает, глядя на нее, – это атмосфера «дурачества», несерьезности. За счет худобы персонажа, его нестабильного состояния и сосредоточения динамики в верхней части скульптуры, происходит «облегчение», «развеществление» фигуры, что также «работает» на несерьезность сцены.
Но, воспринимая при этом сложное, колеблющееся положение фигуры, способность изображенного человека балансировать на опоре в виде шляпы, ногой управлять кольцом, а руками – жестикулировать и удерживать груз, становится понятно, насколько трудна и в общем-то далека от безоглядной радости эта профессия. В целом образ кажется противоречивым – он демонстрирует неординарные способности человека, создающего при этом весьма несерьезную атмосферу.
Другая работа «Символ ЮНЕСКО» тоже обладает свойством быть «не тем, чем кажется». Но сначала поясним, почему она так называется. В 2000 г. в посольстве России в Париже состоялась персональная выставка мастера, о котором высказался Пьер Карден: «Он меня притягивает своей исключительно индивидуальной манерой. То, что он создал – это глубоко выразительно. Это настоящее художественное творение. И это, конечно, имеет огромный успех в Париже».
Ко времени следующей персональной выставки в Париже В. Митрошин создал скульптуру, которая должна была стать частью фонтанной группы у здания ЮНЕСКО. Эта персональная выставка 2003 г. открылась в штаб-квартире ЮНЕСКО в присутствии более 200 гостей, в том числе послов из 50 стран, а также Майи Плисецкой, Родиона Щедрина и Пьера Кардена. Скульптуру «Символ ЮНЕСКО» в малом размере Виктор Федорович вручил генеральному директору организации Коитиро Мацууро.
Сюжет работы прост. Обнаженная девушка держит на пальцах руки бабочку. Бабочка поднята выше головы и девушка как бы поднимает на нее свой взгляд. Эротизм образа здесь отступает на второй план в силу трактовки прически как неких языков пламени и применения удлиненных пропорций фигуры, которые привносят условность и даже сказочность в восприятие. На первом плане – впечатление хрупкости и беззащитности, девушка сопоставляется с трепетной, красивой, но уязвимой бабочкой. Пряди волос, как образ хаоса, противостоят бабочке, воплощающей идею гармонии.
Одна из миссий ЮНЕСКО, как учреждения, способствующего решению проблем образования, науки и культуры, – это сохранение культурного наследия. Хрупкая красота, которую символизирует статуэтка девушки с бабочкой, нуждается в защите. Чем не символ ЮНЕСКО?
Композицию работы нельзя однозначно назвать «закрытой» или «открытой». Хотя взгляд девушки и бабочка направлены друг на друга (на фотографии в каталоге), движение руки, за которым устремлена девушка, словно принимая бабочку, либо, напротив, отправляя ее в полет, создают мнимое движение вне воображаемых границ композиции. Ладонь второй руки поднята в слабом защитном жесте.
Хрупкость и трепетность образа девушки подчеркнуты использованием полированной до зеркального блеска бронзы. В этом «зеркале» отражается обстановка, а любое движение зрителя «вибрирует» на поверхности и, таким образом, фигурка дематериализуется, отчасти растворяясь в отражениях.
В творчестве скульптора довольно много работ, имеющих в основе художественное изображение женской обнаженной натуры. При этом, продолжая древнегреческую традицию, авторское «ню» выражает представление о красоте и эстетическом идеале совершенства.
Наиболее важными экспонатами выставки являются изображения Майи Плисецкой. Большой портретный бюст Майи Михайловны имеет значительную площадь полированной до зеркального блеска поверхности. Эта поверхность контрастирует с довольно грубой текстурой костюма и глубокой порезкой области прически. Благодаря контрасту усиливается выразительность каждой фактуры.
На нарочито удлиненной шее Майя горделиво вскинула голову, сомкнула невероятно длинные ресницы-бабочки и замерла, словно прислушиваясь к звукам музыки и торжествующе улыбаясь.
При восприятии зритель видит в зеркальной поверхности свое отражение и отражение окружающей обстановки. Лишь лица балерины, устремленного в высшие сферы, не касаются эти отражения. Границы скульптуры растворяются в зеркальных бликах, визуально облегчая образ.
Майя Плисецкая так написала об этом бюсте в книге «Тринадцать лет спустя» (глава восьмая): «Скульптурный портрет Виктора Митрошина «Майя» кажется мне одной из самых удачных работ современных художников за последнее прожитое мною тринадцатилетие. Я прочитываю в его работе свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на голову свою. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание… Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар».
С именем великой балерины также связана скульптура «Майя-Кармен», в небольшом размере воспроизводящая памятник на Большой Дмитровской в Москве. Прототипом для памятника выбрана скульптура, созданная при жизни Майи Плисецкой. Балерина запечатлена в памятнике в образе Кармен из балета «Кармен-сюита». Скульптура привлекает внимание изяществом исполнения, грациозными линиями силуэта и внутренним величием образа. Одна из ассоциаций ее раскинутых рук с тонкими пальчиками – рога быка, противостоящего тореадору.
Фигура балерины изображена в очень сложном положении: фронтальное положение плеч, отведенная вправо голова, сильно развернутые бедра, выставленная вперед нога развернута вновь фронтально, а другая – отставлена назад, под 90 градусов к передней. Платье имеет сетчатую фактуру, что позволило скульптору за счет сжатия-растяжения ячеек и их высветления-затемнения показать напряжение мышечного корсета.
При взгляде на фигуру в профиль можно отметить ее горделивую постановку, даже некоторый вызов и агрессию, а главное – стремительно сделанный шаг вперед.
По контрасту с растянутостью корпуса, его энергичной устремленностью вверх, красивое лицо балерины спокойно, тронуто ироничной улыбкой и овеяно легкой печалью. Ресницы, словно бабочки, на миг сомкнули свои крылья, но этот миг принадлежит вечности.
Виктор Митрошин прокладывает в искусстве свой путь. И потому так любит изображать героев – свершающих подвиги исследователей. Например, в стенах университета образ Колумба – дерзновенного первооткрывателя, уверенно летящего за горизонт на всех парусах, – читается словно символ научного поиска и открытий.
Еще более уверенно этот символ прочитывается в фигуре Аль-Фараби (870–951) – философа, математика, теоретика музыки, учёного Востока. Его одухотворенный образ вобрал в себя и поиск истины, и полет мысли, и утверждение своей правоты. Клубящимся складкам его одежды, символизирующим бурление исследовательской мысли, противостоит спокойное, несколько отрешенное и самоуглубленное выражение лица и уверенный жест простертой вверх руки, словно утверждающий истину.
Еще один образ прорыва в работе «Космос», где современный Икар не боится обжечь крылья солнцем, а, напротив, использует его энергию. В нем можно усмотреть символ «80 звездных лет» – слогана дня рождения ЮУрГУ.
Кажется, что в этих образах скульптор воплотил и себя – неугомонного искателя красоты и гармонии. «Сфера любви» мастера создается благодаря таланту, огромному трудолюбию и влюбленности в свое занятие. Нам же, зрителям, предоставлена редкая возможность созерцать ее малую часть, восхищаться текучестью объемов скульптуры, красотой силуэтов, уникальностью найденных решений.
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин