Эта страна – наш западный сосед, с народом, говорящим на близком к нашему языке и… наш постоянный враг уже несколько сотен лет. Хотя изначально при первых князьях Руси и Польши (IX – XIV века) это была вполне дружелюбная страна. И даже участия русских князей в польских разборках и польских в русских рассматривались как обычные междоусобицы. По крайней мере, это видно из сопоставления наших источников. Когда вдруг стало видно, что в 1612 году на Москву двинулся жестокий враг.
Начало противостояния
К XV веку поляки смогли создать Речь Посполитую, которая объединила в одно государство польские земли, Прибалтику, Белоруссию и большую часть Украины. Однако долго это образование не просуществовало. Сначала Россия в результате тяжёлых войн XVII века вернула себе Левобережную (Восточную) Украину с Киевом, а затем в XVIII веке польская держава распалась. Центробежные силы увеличились не только благодаря усилению России, но и потому, что православные люди не желали служить спесивым панам-католикам. Поляки же до сих пор не могут простить нам то, что они упустили шанс стать империей. И это несмотря на то, что именно они принесли нашей стране огромные страдания во времена Смутного времени (1604–1619 гг.), когда пытались посадить на русский трон Лжедмитрия Первого, Второго, а потом и королевича Владислава и буквально разорили страну. Но логика развития говорила, в Восточной Европе должна была с высокой вероятностью появиться мировая империя, великая держава. И ей стала не католическая Польша, а православная Россия.
Сарматизм. Правящая элита вдруг отказывается считаться частью своего народа и объявляет себя потомками древних завоевателей. Можете такое представить? Меж тем, именно так произошло в Польше. Новую идеологию назвали «сарматизмом». Сарматизм возводил предков польской шляхты к древнему кавказскому народу, сохранившемуся со времён Александра Македонского – сарматам (они же аланы), которые, по воззрениям того времени, считались кочевым арийским народом.
В XVI веке польская шляхта, безраздельно правившая своей страной, начала задумываться над философским вопросом: «неужели мы – соль земли польской – являемся тем же народом, что и жалкие холопы, работающие на нас?»
Подумали-подумали. И тут очень кстати вспомнили Яна Длугоша – католического священника и самого знаменитого польского историка, написавшего в конце XV века «Анналы, или Хроники великих королей Польши». В ней Длугош рассказал о сарматах – древнем и славном племени воинов, которые, по его мнению, были предками поляков.
Затем к делу подключился итальянец Алессандро Гваньини. В 1570-х годах Гваньини создал труд «Описание Европейской Сарматии». Книга стала бестселлером, вскоре была издана в Польше и окончательно убедила шляхтичей, что они не поляки.
Выводы, к которым пришло польское дворянство, оказались довольно просты: те, кто носит на поясе дедовскую саблю, на самом деле потомки сарматов – племени воинов и правителей, когда-то завоевавших земли, на которых затем появилась Польша.
Фактически поляки, не особо смущаясь, позаимствовали у Западной Европы германскую теорию происхождения аристократии. Но если для Франции, Италии и Испании племена франков, готов и лангобардов действительно стали завоевателями, из которых позднее сложился слой будущих феодалов и их воинов, то в Польше сарматизм был абсолютно фантастической концепцией. Ведь если в Западной Европе германская знать слилась с уже существовавшей романской… То в Речи Посполитой произошло нечто более худшее. Уже существующая знать просто отказалась от своего народа как единоплеменника. Уникальный по цинизму случай. Поэтому они так и не любили русских варваров, чья знать открыто гордилась славянским происхождением во всех крупных трудах наших царских историков. При всех грубостях крепостного права в России крестьян (но не холопов) считали гражданами, имеющими право на суд. А в Польше магнат мог зарубить крестьянина саблей у всех на виду.
XVII столетие стало эпохой «Золотой вольности» дворянства Речи Посполитой: слабая королевская власть и всесилие шляхты; полное бесправие не только крестьянства, но всех трудящихся людей. Это вызывало у аристократии спесь – мало где в мире знать была столь могущественна.
Шляхта презирала абсолютизм, установившийся в то время в Европе. Неслучайно государственный строй Речи Посполитой считался республикой. «Польша стоит беспорядком» – усмехались магнаты-«сарматы». В то время знания о прошлом были скромны, поэтому шляхта придумала свой восточный стиль. Полученные от крестьян деньги не стоило хранить, ими надо было делиться с другими шляхтичами, приглашая их на бесконечные пиры и охоты. Бедное дворянство всячески поддерживало такой подход – множество безземельных шляхтичей жило за счёт магнатов и полностью зависело от широты их души. Тот аристократ, что хорошо кормил и поил своих людей, пользовался популярностью, и к нему всегда стояла очередь желающих устроиться на службу. Это все ослабляло страну, но не прибавляло мудрости. И в XVIII веке, при Екатерине Великой и фельдмаршале Суворове, Польша в 1794 году потеряла свою независимость. Украинские, белорусские и литовские земли (кроме Галиции) Речи Посполитой в результате трёх разделов страны 1772 –1795 гг. отошли (а точнее – вернулись) к России, а польские были поделены между Австрией и Пруссией.
Продолжение противостояния
В XIX веке поляки попытались взять реванш, присоединившись к нашествию Наполеона.
В 1807 году по Тильзитскому миру из территорий, отошедших во время Второго и Третьего разделов Речи Посполитой к Пруссии, было образовано Великое Герцогство Варшавское, фактически находившееся в зависимости от наполеоновской Франции. При этом была создана армия этого государства численностью около 50 тыс. человек (35 тыс. человек пехоты, 12,5 тыс. человек кавалерии, 3,5 тыс. человек артиллерии и 800 сапёров). После войны Наполеона с Австрией 1809 года территория Герцогства увеличилась за счет территорий, отвоеванных у Австрии.
Кроме этих частей были ещё войска армии Французской империи, образованные из поляков и содержавшиеся исключительно на средства французского правительства. К числу этих войск принадлежал Легион Вислы в составе 4 полков пехоты и полка кавалерии. В 1811 году эти войска были усилены ещё двумя легкоконными полками. Кроме того, в составе старой гвардии Наполеона находился ещё гренадерский легкоконный полк, сформированный в 1807 году из родовитой польской молодежи. Полки армии Княжества Варшавского приняли участие в войне французов с Испанией и зарекомендовали себя там хорошо. В 1809 году 65 тыс. человек войск герцогства Варшавского приняли участие в войне с Австрией.
Готовясь к войне с Россией, Наполеон потребовал в 1811 году от поляков высшего напряжения их военных сил. Кроме действующих войск, было сформировано 14 тыс. человек запасных войск (17 батальонов [по одному на пехотный полк], 16 эскадронов [по одному на кавалерийский полк] и батальон артиллерии). И к началу войны 1812 года Наполеон располагал 85 тысячами человек польских войск. Так вот польские дворяне и горожане помогали Наполеону против нас по полной! За что и поплатились: в 1813 году, догоняя удиравшего из России императора Франции, русские оккупировали «герцогство Варшавское» и сделали его «Польским царством», надолго присоединив к Российской империи.
Несмотря на то, что российские императоры основали в Польше университет и допускали поляков ко двору, Польша корчилась в ярости: ею правили восточные «варвары», еретики, которые к тому же были их родственниками. Двойная ярость!!! Поэтому немудрено, что в 1830 году поляки подняли восстание, в ходе которого были убиты семь польских генералов, давших присягу верности российскому императору. Ещё одно восстание потрясло страну в 1863 году, но обрести свободу поляки смогли только в 1917 году.
И первый же правитель возрождённой Польши пан Юзеф Пилсудский уже в 1920 году спровоцировал начало советско-польской войны. Поляки были выбиты с Днепра, из Киева и Минска, но оккупировали части Западной Белоруссии и Украины. В 1921 году Польша отстояла независимость, главным героем был Пилсудский. На несколько лет он даже ушел из политики, так как теперь настало «время гражданских». Но в 1926 году не вытерпел спокойной жизни и организовал переворот, став неофициальным правителем Польши до своей смерти в 1935 году.
Вообще поведение Польши между Первой и Второй мировой самое интересное и показательное. Оно показывает дух этого государства.
Вновь появившаяся на политической карте Польша в межвоенное время нападала не только на Советскую Россию. Эта страна умудрилась в разные годы напасть на всех своих соседей и отобрать у них что-то ценное.
В период с 1919 по 1921 г. Польша под руководством Юзефа Пилсудского, кроме Советской России, вторгалась и грабила обескровленную Германию и Литву.
Пилсудский очень обрадовался, когда в Германии к власти пришли люди подобных взглядов – нацисты во главе с Гитлером.
Очень важно знать, что Польша под руководством Пилсудского была первой страной, которая заключила с Германией мирный договор. Это произошло в 1934 году. До 1939 года Польша и Германия были крайне дружественными странами: устраивали совместные парады, встречи. А когда умер глава Польши Пилсудский, Гитлер объявил в Германии день траура. И этот «замечательный деятель», которому сегодня ставят памятники, считается отцом современной Польской нации. Отец-основатель, почитаемый поляк, построивший фундамент современной Польши, по сути нацист и близкий друг Гитлера. Да, Польша, как и Германия, была нацистской страной... До 1939 года, пока эта страна сама не стала жертвой своего друга.
Можно вспомнить заявление посла Польши в Германии. Когда ему Гитлер сказал, что хочет выслать евреев в Африку на вымирание, тот ответил, что если Гитлер это сделает, то поляки ему поставят великолепный памятник в Варшаве.
В середине 1930-х годов в Польше был провозглашён лозунг «Евреев – на Мадагаскар!». Националисты с помощью массовой депортации предлагали избавить страну «от еврейского влияния». Польша и Германия очень крепко дружили, снимали совместные фильмы (как пример, «Путь к свободе»); строили планы войны с Россией. С запада в целом на это смотрели и умилялись.
Чьим союзником была Польша во Второй мировой?
В 1938 году Гитлер выдвинул территориальные претензии к землям Чехословакии. А Запад, считающий, что Гитлеру нужны ресурсы для войны с Россией, которая активно начала укрепляться, просто с этим согласился. По сути Франция и Великобритания предали Чехословакию – не стали останавливать Гитлера в его агрессивных действиях.
Советский Союз же в то время хотел помочь Чехословакии и направить войска на помощь, но этого не дала сделать Польша. А потому, что Польша участвовала в уничтожении Чехословацкого государства и некоторые земли, как и Гитлер, захватила себе. Именно поэтому Черчилль сравнил Польшу с гиеной.
Но поляки в то время уже стали считать себя важным центром силы. Тем более по плану запада Польша вместе с Германией должна была воевать против России. В 1938 году было достигнуто соглашение между Польшей и Германией о возможной совместной войне против СССР. В общем целый военный союз основали. В сентябре того же года польский посол во Франции Юлиуш Лукасевич заявил: «Польша готова к войне с СССР плечом к плечу с Германией. Польское правительство уверено, что в течение трёх месяцев русские войска будут полностью разгромлены, и Россия не будет более представлять собой даже подобие государства».
Но Гитлер начал играть по-своему и напал на Польшу. Так Польша стала жертвой своего же русофобства, вскармливаемого долгим, вековым противостоянием своего буйного, идеологически «беспорядочного» дворянства. А её правительство бежало в Лондон. Как только стало ясно, что Германия была разбита под Москвой, польская иммиграция стала активно готовиться к изгнанию немцев. Но вот вопрос: КАК она стала готовиться? Она начала с создания новых вооружённых сил.
Армия Крайова (сокращённо АК) – польская военная организация, действовавшая в 1942–1945 годах в пределах Польши и Западных Белоруссии и Украины. АК подчинялась польскому правительству в изгнании и верховному главнокомандующему польских вооружённых сил, находившемуся в Британии. Политическое руководство AK осуществлял делегат лондонского правительства Польши в стране. Основной целью АК было восстановление польского государства при поддержке Запада, в особенности Британии и США. АК готовилась к всеобщему восстанию в момент приближения фронта или в случае всеобщего крушения вооружённых сил Германии и её союзников.
Крупнейшей акцией Армии Крайовой в реализации плана «Буря» стало Варшавское восстание. План этой операции особо тщательно готовился в Лондоне как поляками, так и британскими спецслужбами. Около 40 тысяч бойцов Армии Крайовой тайно проникли в столицу. В течение трёх дней они должны были освободить от немцев Варшаву. После захвата мест, пригодных для посадки самолётов, из Лондона должно было быть переброшено эмигрантское правительство, а из Шотландии — воздушно-десантная польская бригада.
Советские войска к началу восстания (1 августа 1944 года) находились в нескольких десятках километров от Варшавы. И, по расчётам польских генералов, части Красной Армии, подойдя к польской столице, должны были обнаружить там «законное правительство» и не менее чем 100-тысячную польскую армию, состоявшую из бойцов Армии Крайовой, мобилизованных варшавян и переброшенных по воздуху солдат из Англии и Италии.
Командующий частями АК в Варшаве генерал Бур-Комаровский издал приказ: «Комендант Армии Крайовой обязал подавить всякие попытки поддержки Советов. Немцы удирают. К борьбе с Советами! Да здравствует свободная Польша!»
Войска 1-го Белорусского фронта в ходе наступления с 23 июня по 1 сентября 1944 года прошли с боями свыше 500 км. Логистика была на пределе возможностей. Нужно было подтянуть тылы. Связь, снаряды, боеприпасы. Взять Варшаву они физически не могли.
Восстание продолжалось 63 дня. Погибли или пропали без вести 18 тыс. повстанцев. Около 25 тыс. были ранены. Погибли 180 тыс. мирных жителей Варшавы. Почти полностью был разрушен город. Ну а далее АК начала войну с Красной Армией. Формально АК была распущена эмигрантским правительством 19 января 1945 года. Но фактически её части продолжали войну с Советским Союзом до 1947 года.
В боях с Красной Армией в 1939–1947 годах поляки потеряли около 100 тысяч человек. Кроме того, 700 тыс. поляков воевали на стороне немцев. Польские власти вообще не хотят говорить об этих 700 тыс. соотечественников. А когда их припирают, говорят, что это злодеи-немцы насильно мобилизовали бедных поляков. Увы, никакой мобилизации ни в вермахт, ни в части СС немцы не вели не только среди поляков, но и среди русских, французов и т.д. В СС поляки поступали добровольцами, а в вермахт – по несколько иной схеме. Для начала пан всеми правдами и неправдами доказывал, что он не поляк, а немец. Причём германские власти не приветствовали эту метаморфозу. Ну а раз назвался немцем – полезай в кузов: отправляйся в вермахт защищать фатерланд. Вспомним, что в армии Наполеона поляки занимали второе место после этнических французов, совсем ненамного уступая им в численности. Ну а в советских лагерях военнопленных оказалось 60 277 польских «туристов» в униформе вермахта и войск СС. Конечно, надо отдать справедливость Войску Польскому, воевавшему в составе 1-го Белорусского фронта. К концу 1945 года его численность достигла 200 тыс. человек. Однако Войско было сформировано в СССР в 1939 году. Главный же секрет Войска – это гражданство его личного состава. Менее 50 % его составляли поляки, жившие в границах Польши на 1938 год, 15 % составляли поляки – уроженцы СССР, а остальные – советские воины, зачисленные в поляки нашими генералами. Кем же в 1939–1945 годах Польша приходилась СССР – союзником? Или, мягко говоря, только формально союзником? Не только не питавшем к освободителям симпатии, но и явно бывшем враждебно настроенным, как к врагам.
И если англосаксы не любят Россию как главного конкурента, то поляки – эмоционально, иррационально. Поэтому договариваться с ними даже сложнее, чем с Америкой.
И что теперь
Большое отличие Польши от России в том, что Польша не является геополитическим врагом западу. Да, они поляков не считают своими, но и врагами не считают. Поэтому США, которые стали гегемоном в мире с 1991 года, дали возможность Польше нормально развиваться. А вот России не то что развиваться не позволили, её активно начали грабить через своих ставленников типа Чубайса, Касьянова и Ходорковского. А Польше, как самому русофобскому форпосту Запада, давали немалые кредиты. Поэтому и получилось, что Польша добилась многих экономических успехов за это время.
Кроме того, Польша расположена географически рядом с Россией, и поэтому её приняли в НАТО. А в 2004 году Польшу приняли в Евросоюз. А первый президент опять «новой Польши» Лех Валенса заявил: «Первой задачей было разрушить старую мировую систему. И мы совместными усилиями этого добились… Однако мы не снесли все до конца, потому что остались Россия и Китай».
То есть мы видим классического польского пана, врага ЛЮБОЙ России. И в отличие от Черчилля, Эйзенхауэра, Киссинджера, его отнюдь не гложет червь сомнения по поводу России. Он, как и его наставник Збигнев Бжезинский, прямолинеен, как носорог в русском вопросе. Как и Юзеф Пилсудский в прошлом веке.
После 1991 года Польша по сути-то не стала независимой страной. Она просто поменяла хозяина с СССР на США. Вот и всё. А Соединённым Штатам что нужно? Чтоб их вассалы ненавидели их противников больше, чем они сами. Что Польша и делает, и оч-чень старательно. Как никто другой.
Эта страна ведёт себя нагло не по статусу, потому что чувствует, что она нужна для выполнения грязных дел. И, как они думают, США не дадут их в обиду. Так же, как и раньше думали, что Великобритания не даст их в обиду Германии.
Польшу можно назвать «полицаем славянских народов» – она ищет внешнего заказчика и прогибается под него. Продаёт свою ненависть к соседним народам. Кроме того, поляки всегда относились к белорусам, украинцам и другим, как к людям второго сорта. Просто киевскую хунту сейчас хозяин из-за океана приказал любить...
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин