Виталий ГУЛИЙ. Чиновник стырил чемодан

На фото: Олег Маркович Говорун (род. 15 января 1969, Братск, Иркутская область) – российский политический и государственный деятель

 

Как-то в очередном забугорском анализе событий в нашей стране иноагент и известный российский журналист Андрей Караулов* (*признан иноагентом) мимоходом упомянул о россиянине, которого турецкий суд приговорил к шести с лишним годам тюремного заключения. Вроде как за кражу чемодана в стамбульском аэропорту.

 Ну, что тут скажешь? Новость так себе. Мало ли краж происходит в мире ежедневно. Полагаю, несчетное количество. В аэропортах, в том числе. И некоторые наши граждане с низкой социальной ответственностью склонны к подобным поступкам. А в какой стране нет воришек? Не назовете. Да ведь и не в этом дело. Этот случай мне (думаю, и многим другим) был бы совершенно неинтересен, если бы не прозвучала фамилия осужденного – Олег Маркович Говорун.

 Уверен, большинству россиян это имя ничего не говорит. Зато тем, кто находится во власти и, особенно в ее высших эшелонах, оно очень даже известно. Ну, а мне тем более. Во-первых, с Олегом Говоруном я был знаком по службе в президентской администрации. Во-вторых, он является одним из персонажей моей скандально известной книжки «Подножие российского олимпа. Штрихи к портрету современного чиновника». Поскольку названная книга (в дополненном виде) опять предлагается читателю, то автор просто не может игнорировать вновь открывшиеся обстоятельства из жизни своих персонажей.

 Итак, кто же он – мистер Говорун, по мнению турецкой Фемиды, крадун чужого имущества? Об основных вехах его жизненного пути читатель может узнать из Википедии. Или же из других открытых источников.

 Позволю себе их процитировать: «25 января 2-й уголовный суд Газиосманпаша города Стамбул вынес приговор бывшему министру регионального развития Российской Федерации Олегу Марковичу Говоруну. Он признан виновным в краже чемодана, который содержал горнолыжную экипировку и одежду третьего лица. Преступление произошло в январе 2023 года на багажной ленте аэропорта Стамбула. Олег Говорун был приговорен к 6 годам и 3 месяцам тюремного заключения в соответствии со статьей 142 Уголовного кодекса Турецкой Республики.

 Решение суда было принято в отсутствие обвиняемого, так как Олег Говорун не является гражданином Турции и находится на территории России. В настоящее время ведется поиск бывшего министра для его задержания и передачи властям Турции».

 Вот тут сразу возникают вопросы, почему турки выпустили его из страны и что это за поиск такой?

 Почему выпустили – могу предположить. Полагаю, что он имел при себе дипломатический паспорт. Чиновникам его уровня такой документ выдается (знаю, потому что сам его имел). Он просто мог не сдать его при увольнении с госслужбы. Такое, к сожалению, наших спецорганов, бывает. Другое дело, как его искать-то собираются, кто ж его сдаст теперь?

 При известных взаимных симпатиях президентов наших стран, не думаю, что дело получит дальнейшее развитие и международный резонанс. Можно согласиться, что большой шум никому не нужен. Разумеется, исходя из высших государственных соображений.

 Но у себя-то дома, когда мы утверждаем высокие принципы демократии, когда мы демонстрируем миру свободу слова и т.п., наверное, можно надеяться на честный разговор на подобные темы.

 Ведь смотрите, что пишут о «птице высокого полета» наши СМИ: «Около 20 лет проработав в правительстве и администрации президента, Олег Говорун – некогда влиятельный куратор внутренней политики Кремля и ближайший соратник Владислава Суркова – начал скупать элитную недвижимость. The Insider* (Минюст включил The Insider* в список СМИ-иноагентов) удалось найти у госменеджера объекты собственности на более чем 2 млрд рублей. Чтобы заработать на это имущество, ему нужно было бы откладывать свою зарплату более ста лет».

 И далее сообщается, что чиновник объясняет свои элитные покупки многолетними «накоплениями» на службе.

 Даже не могу представить, в каких мешках он «зарплату» домой приносил. Однако есть основания полагать, что далеко не только из президентской кассы он ее получал.

 Как уже говорилось, мы в одно время работали в администрации президента. Я замещал должность заместителя полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе, он – зам начальника управления внутренней политики и курировал полпредства по ряду направлений. Приходилось общаться.

 Мне хватило пару встреч. Затем я заявил своему шефу, генералу К.Б. Пуликовскому, что больше с этой «серой мышью» встречаться не буду.

 – Что так? – поинтересовался генерал.

 – Да, – говорю. – Невнятный он какой-то. С ним разговаривать, что воду в ступе толочь. Мало того, что он ничего не решает, так и намеки какие-то странные делает. То ли денег хочет, то ли еще чего-то. Лучше сразу к Суркову идти. А это уже не мой, а ваш уровень.

Владислав Сурков тогда занимал должность заместителя руководителя администрации президента. Его можно было смело называть главным политтехнологом страны, идеологом партии «Единая Россия». Личность крупная, многогранная, тонко чувствующая политические веяния в стране и за ее пределами. Совсем неслучайно он многие годы, меняя различные высокие государственные посты, тем не менее, всегда находился рядом с президентом. Великий комбинатор современности, так кое-кто за глаза его обзывает, явно намекая на Остапа Бендера из «Золотого теленка».

 Ну и что? Лично я в этом сравнении ничего плохого (по большому счету) не усматриваю. Думаю, что многие почитатели творчества советских классиков И. Ильфа и Е. Петрова с большей долей симпатии относятся к Остапу, несмотря на то, что за ним тянется целый шлейф, мягко говоря, сомнительных дел.

 В деятельности Владислава Юрьевича Суркова критики находят массу недостатков и просчетов. Чего только стоит его теория «о суверенной демократии». О ней писано-переписано… Что касается моего к ней личного отношения, то, несмотря на ряд небесспорных ее тезисов, в целом она мне симпатична.

 Главный же недостаток «командора» вижу в подборе кадров. Особенно на ключевые должности. Со средним уровнем все нормально обстояло. И руководители отделов толковые были, и специалисты. Но вот начальство над ними – сплошь «идейные борцы за денежные знаки». Так Шура Балаганов себя характеризовал. Кем-то вроде него и стал Говорун у Суркова.

 Поэтому допускаю, что в начале их совместной деятельности имел место такой монолог командора: «Имейте в виду, уважаемый Шура, даром я вас питать не намерен. За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас множество мелких услуг».

 В противном случае становится непонятной привязанность командора к непутевому «сыну лейтенанта Шмидта». Правда, недобрые языки распространяли слухи о неких плотских привязанностях. Но мы, как говорится, свечку не держали, потому и версию эту во внимание не берем.

 Что же касается огромного имущества, нажитого непосильным трудом, то тут, конечно же, вопросы к правоохранительным органам. Очевидно одно, на государственной службе таких средств заработать невозможно. Даже если пахать, как раб на галерах.

 Видать со стороны притекало изрядно. На выборах, при назначениях… Внутренняя политика – дело тонкое и при определенных обстоятельствах может стать очень даже прибыльным.

…Хотите верьте, хотите нет, но я рад, что Говоруна не заковали в наручники и не бросили в турецкий зиндан. Не подумайте, что мне его жалко. Хотя, при всем моем цинизме, человеческого сострадания я все же не лишен. Однако представив себе картину, когда в камеру к отпетым радикальным исламистам подсаживают еврея, подумал, что гестапо может отдыхать. Подобный исход врагу не пожелаешь.

 Но дело не в этом. Тут есть очень важный нюанс, отличающий нашего крадуна от других ему подобных. Он секретоноситель. По статусу прежде занимаемых должностей, ему приходилось знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, раскрытие которых может нанести огромный ущерб стране. Кто считает, что турки не раскололи бы Говоруна? Готов держать пари на любую ставку, он сдал бы всех и все, что знает. Даже без физического воздействия.

 И вот здесь мне хочется отступить от основной линия повествования, и затронуть еще одну, не менее важную. Речь идет об этих самых секретоносителях, покинувших нашу страну. Говорят, существует, так называемый, «Список Зюганова». В отличие от широкоизвестного по одноименному фильму «Списку Шиндлера» Г.А. Зюганов не спасает евреев от концлагеря. Он называет чиновников, ранее занимавших высшие государственные должности и выехавших на ПМЖ в другие страны. Причем страны, совсем или частично нам недружественные. Подозреваю, что в глубине души Геннадий Андреевич предпочел бы, чтобы персоны из его списка оказались не в Израиле, а, скажем, на Колыме. Но это мои догадки, хотя такую позицию я вполне разделяю.

 Читаешь фамилии: Касьянов, Клебанов, Дворкович, Хлопонин, Чубайс, другие и сразу на память приходят их «героические усилия» по развалу страны на вверенных участках деятельности. Примеров не счесть. Тома написаны. У одного Зюганова уже с десяток книг наберется. И создается ощущение, что названные лица, продавали государственные секреты, еще не выезжая из страны. То есть уже тогда являлись секретоизменниками в широком смысле слова. Иначе откуда у них появились несметные капиталы?

 И более важный вопрос: как государство могло легко и свободно выпустить их из страны? Насколько мне известно, для определенного круга госслужащих (имеющих допуск к конфиденциальной информации), правоохранителей и армейцев существовали запреты выезда заграницу даже в отпуск. Не припоминаю, чтобы кто-то из них посетовал на нарушение конституционных прав. Знали ведь, куда на службу шли. А тут – скатертью вам дорога!

 Как-то странно и необъяснимо, с точки зрения здравого смысла, все это происходит. Потому и возмущен вождь российских коммунистов. Не сомневаюсь, что вместе с ним негодуют и ждут вразумительных разъяснений от властей большинство россиян.

 …Размышляя над чемоданной историей, рылся в памяти, отыскивая подобные случаи с высшими российскими чиновниками. И, надо же, вспомнил. Минсельхоз. Бывший министр Скрынник Е.Б., в определенных кругах имеющая погоняло «Мадам Лизинг».

 Когда я пришел на работу в министерство в качестве советника министра Н.В. Федорова, то он, показывая свой кабинет, заметил: «Вы даже не представляете, что она (т.е. предшественница – Авт.) унесла из комнаты отдыха».

 – Неужели унитаз?! – ужаснулся я.

 – Ну, не будем уточнять, – деликатно ушел от прямого ответа министр. Впрочем, мне и так от новых коллег все известно было.

 Хоть убейте, но никак в моей голове не совмещаются миллиардные состояния с унитазом (даже не позолоченным) и чемоданом с лыжной экипировкой. Могу лишь допустить, что это новый вид клептомании с названием «синдром Шуры Балаганова».

 Но Шура был мелким карманником, который больших денег никогда не видел. Когда Остап Бендер вручил ему пятьдесят тысяч и сказал что-то вроде: «Вот вам, Шура, ваша доля добычи, как вы и просили, и ни в чем себе не отказывайте. Только заплатите за кефир», Балаганов от счастья ошалел. Но даже куча денег не помешала ему стырить в трамвае у зазевавшейся гражданки кошелек с мелочью.

 Выходит, масштабность воровства вовсе не исключает тяги к чужому даже по- мелкому. Стоит поразмышлять над этим феноменом. Так что, как сказали классики: «Заседание продолжается, господа присяжные заседатели». 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

3