Виктор СОШИН. Неразгаданный Скворцов

На фото: Константин Васильевич Скворцов

13 апреля 2024 года известному русскому поэту и драматургу Константину Васильевичу Скворцову исполняется 85 лет

Сколько я ни общаюсь с Константином Скворцовым, до конца не могу понять: в чем секрет его таланта?

Песни, пьесы, исторические драмы, лирические стихи…

А в чём сердцевина?

В общении доступен, открыт, коммуникабелен, симпатичен, гостеприимен… А всё же, всё же…

До главного своего он не подпускает, не раскрывается.

Создаётся впечатление, что всё ему даётся как-то легко. Потому, мол, и песни у него душевно красивые, да и понятные. Но когда вчитаешься глубоко в то, что им написано, то понимаешь, что за всем этим стоит глубокий, напряжённый труд. Где-то Константин Васильевич лукавит: не так уж и легко всё ему даётся.

Написать драматическое произведение на историческую тематику не каждому дано. Изложить исторические факты поэтическим словом, не исказив сути, – это эталон профессионального мастерства. Вроде бы и по образованию он не историк, а инженер-механик, работал вдалеке от литературного процесса – на сельскохозяйственном поприще, на промышленном производстве, а в его произведениях отражается история России и мира. В девятнадцати драматических произведениях, начиная с «Ущелья крылатых коней», которое он написал в 31 год, и завершая «Юлианом Отступником», написанным в 68 лет, он поведал нам и об Иоанне Златоусте, и об Алене Арзамасской, о Бестужеве, о Кибальчиче, о Курчатове – и везде звучит тема Родины – Руси, России. У него есть чёткое звучание преданности Родине в произведении «Отечество мы не меняем».

Я как-то спросил Константина Васильевича: «Что Вы считаете главным в своём творчестве, стихи или драмы»? Он однозначно ответил: «Драмы».

Это основа его творчества. А в стихах, лирике поёт его открытая душа.

Стихи его легко сочетаются с музыкой – певучие, душевные, слова в них доходят до каждого.

Это всё от характера самого автора: он прост в общении, интересен в разговорах и беседах, особенно у костра на его даче в Переделкине, под шатром раскинувшегося маньчжурского ореха, который к тому же охраняет от назойливых комаров. Мы неоднократно там встречались со Скворцовыми.

Последний раз мы заглянули к ним в гости с уральцами. Приехали Олег Павлов – поэт, драматург, председатель Челябинской областной писательской организации, Сергей Алабжин – главный редактор известной патриотической газеты «Танкоград», публицист, Алексей Казаков – литературовед, широко известный исследованиями творчества Сергея Есенина, Людмила Семёнова – критик, публицист, живущая в Москве, ну и я, как рождённый на реке Урал.

Вот такая немножко шумно-колготная компания нагрянула к семейству Скворцовых.

И что бы вы думали, Константин Васильевич нисколько не смутился, не растерялся, а наоборот обрадовался и, как положено по русскому хлебосольному обычаю, начал усаживать нас за гостеприимно накрытый стол. Состоялся душевный разговор с воспоминаниями и стихами. Уральцы к тому же запечатлели это всё на камеру и успели взять интервью у Константина Васильевича. Была в нашем общении какая-то душевность… Здесь хорошо раскрывается человек, виден его характер, его взгляд на существо нашей жизни.

Меня, конечно, затрагивала тема воспоминаний о моём брате – поэте Вячеславе Богданове. К. Скворцов и В. Богданов вместе росли в Челябинске как поэты, становились на поэтическое крыло. Константин Васильевич много рассказывал о Славе, вспоминал, как они были в Кремле на съезде писателей, как ездили вместе выступать. Так, при подъезде в город Сатку Слава сказал: «Хороший город Сатка, прочитал стихи – двадцатка». Это, конечно, шутка. Раньше выступления им, как и командировочные, оплачивали из литфонда. Раньше заботились о поэтах, а сейчас каждый спасается от замалчивания как может. Так уж сложилось у нас…

Челябинск – поэтический родник. Вроде бы летишь на самолёте и видишь одни трубы и огненно-оранжевые шары горячего выхлопного газа от «трудяг» – тяжёлых и очень нужных для страны заводов-гигантов. Чего здесь только не производят: и металл разного профиля, и трактора, и трубы, и дорожные машины, всего и не перечислишь...

И вот на этом промышленном фоне рождаются поэты, рождаются замечательные стихи и поэмы.

Какие знаменитые имена поэтов: Людмила Татьяничева, Михаил Львов, Борис Ручьёв, Яков Вохменцев! Это плеяда военного времени и периода возрождения России.

А им на смену пришла целая семья замечательных поэтов послевоенного времени: Валентин Сорокин, Вячеслав Богданов, Константин Скворцов, Геннадий Суздалев, Атилла Садыков, Александр Куницын и много других хороших поэтов. Но, как в жизни и бывает, из всех выделяются лидеры, наиболее одарённые. Это, конечно, Валентин Сорокин, Вячеслав Богданов и Константин Скворцов. У Вячеслава Богданова, к сожалению, жизнь и творчество трагически оборвались очень рано, в 1975 году. Остались написанные им стихи и поэмы.

Валентин Сорокин и Константин Скворцов стали в Москве флагманами литературного процесса в нашей стране. Ещё в СССР Валентин Сорокин, пройдя путь работы в журналах «Волга» и «Молодая гвардия», возглавил в должности главного редактора крупное, вновь организованное издательство «Современник», а затем более тридцати лет руководил Высшими литературными курсами при Литературном институте имени А.М. Горького. Константин Скворцов после руководства Челябинской областной писательской организацией был избран секретарём Союза писателей СССР и до сих пор является сопредседателем Союза писателей России.

Два уральца, два челябинца внесли и вносят достойный вклад в развитие русской литературы. Надо сказать, что оба никогда не кичились занимаемым положением. Главным, конечно, для каждого из них всегда было творчество, то, что им подарил Всевышний. И каждый из них имеет свой особый, неповторимый голос. Константин Васильевич более раскрепощённый, чем Валентин Васильевич. У Сорокина сохранился отпечаток огненного труда на мартене на всю жизнь. Скворцов по натуре больше тянется к природе, любит рыбалку, охоту, грибы, растительный мир. Творчество Сорокина – натянутая струна на протяжении всей жизни. Баловала ли их вниманием критика, я бы не сказал. Как-то всё и всегда сдержанно в оценке их творчества. Почему? Это отдельная тема.

Меня радует, что уральцы-челябинцы своим поэтическим Словом достойно вошли в золотой фонд русской литературы.

А в чём же всё-таки секрет творчества юбиляра Константина Васильевича Скворцова? Мне думается, в его ненавязчивости и в отсутствии желания отстаивать свое место в литературе. Просто он делал своё дело так, как подсказывало ему сердце, душа, реализовывал тот потенциал, которым его наделил Бог (или наделила природа).

Достойная оценка его творчества будет дана, бесспорно, нашими потомками. Его Слово будет звучать ещё долго в нашей великой России.

С Днём рождения, Константин Васильевич, с юбилеем! Здоровья и долголетия!

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

4