Алла БУРЦЕВА. Социальный фонд… против социальной солидарности

На фото: Сергей Чирков, глава Соцфонда РФ, продемонстрировал Татьяне Голиковой работу цифровых сервисов Социального фонда на выставке «Россия». 22 ноября 2023 года. Источник фото: Социальный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ (ныне – Социальный фонд РФ) создавался с исключительно благими намерениями. А именно – для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Да и какие ещё намерения могут быть у государства, социальная ответственность которого закреплена Конституцией?

То есть прямая обязанность Социального фонда РФ – обеспечить права граждан на своевременное и полное начисление и выплату пенсий. И сотрудники СФ РФ в многочисленных отделениях фонда (как правило, расположенных в удобных и дорогостоящих зданиях) должны встречать граждан со всем вниманием и уважением. Должны помогать в оформлении документов, разъяснять все положенные льготы, если необходимо, помогать восстанавливать стаж и т.д. Это их работа, которую наше государство неплохо оплачивает.

В идеале можно предположить, что сотрудники Социального фонда для наших граждан, которые пенсионеры и предпенсионеры – лучшие друзья и защитники прав и интересов. Но эта прекрасная мысль легко опровергается практикой.

Не будем здесь обсуждать многочисленные многомиллиардные коррупционные скандалы, так некрасиво связанные с Пенсионным-Социальным фондом, не станем обострять ситуацию с недавней потерей фондом данных о гражданах, имеющих право на досрочную пенсию, не оцениваем количество нападений на отделения и сотрудников фонда. Для этого есть компетентные органы, они пусть и выполняют свою работу. Наш вопрос другой – легко ли совсем обычному гражданину защитить свои права… от сотрудников Социального фонда, которые считают, что за свою зарплату ничего нам не должны?

Конкретный пример. Москвич Александр Тукмаков о том, что Пенсионный фонд имеет к нему претензии, узнал после того, как ему исполнилось 60 лет, и через МФЦ он оформил статус предпенсионера в 2021 году. Буквально через два месяца социальную карту в метро ему заблокировали. В Пенсионном фонде заявили, что у москвича… нет рабочего стажа. В ответ Александр предъявил трудовую книжку. И что? В Пенсионном фонде признали свою ошибку? Увы – они «отправили запросы в организации», где когда-то работал москвич. И полгода (!) человек не мог пользоваться законно положенной ему льготой. Ибо где-то бродили «запросы».

Спустя полгода льготы вернули, извинений, само собой, не последовало. И при этом выяснилось, что два с половиной года из стажа Александра Пенсионный фонд признавать отказался. Якобы по этому запросу не нашлось организации. Интересные поиски в черной комнате черной кошки. То есть запись в трудовой книжке есть. В поисковике Яндекса стоит набрать «Югра Интертур», как выскакивают многочисленные базы данных, где эта организация представлена подробно – с датами работы, кодами, адресом, ФИО директора – то есть именно Александра Сергеевича Тукмакова. Налоги платили, отчётность сдавали. Но все попытки обратить внимание сотрудников Пенсионного фонда на эти факты оказались тщетными. У них «запрос» не подтвердился. Само собой, ни «запроса», ни ответа на него, Александру не предъявили.

Три года (!!!) длилась переписка Александра Тукмакова с Пенсионным-Социальным фондом РФ. Итоги: стаж, заработанный в районах, приравненных к Крайнему Северу (Ханты-Мансийск, Берёзово), северным так и не признали, причина ни устно, ни письменно не объяснена. Два с половиной года стажа в «Югра Интертур» не признали, даром, что организация работала в здании правительства Ханты-Мансийского округа. Обучение на дневном отделении Казанского университета не включили в стаж, якобы не предъявлен диплом, хотя диплом предъявлен. И, как вишенка на торте, не включен стаж, который идёт по сей день. То есть на данный момент и 2023 год не причислен. В пенсии гражданину, достигшему 63 лет, отказано.

Зато опять (!!!) фондом отправлен «запрос» по всем местам работы Александра Тукмакова. Зачем? А вот тут и встаёт вопрос о личной добросовестности и профессиональной пригодности сотрудников фонда.

Ещё в 2021 году Верховный суд РФ вполне определённо разъяснил, что, если Пенсионному фонду что-то кажется недостоверным, он не вправе ни лишать гражданина пенсии на время разбирательства, ни отказывать в ней. То есть – будьте любезны, выдайте всё, что следует из представленных документов, а потом уже, если сомневаетесь, доказывайте, что документ фальшивый, стаж недостоверный и т.д. Просто – соблюдайте презумпцию невиновности, которая есть краеугольный камень современной юриспруденции, а также воплощение здравого смысла.

Но здравый смысл и конкретные сотрудники Пенсионного-Социального фонда явно живут в параллельных Вселенных. Например, Соснина Наталья Владимировна, начальник отдела по заблаговременной работе с застрахованными лицами Социального фонда РФ, общалась с гражданином Тукмаковым 25 января сего года, накануне того дня, как Александру Сергеевичу должны были назначить пенсию.

И со слов этой ответственной чиновницы, оказалось, что трудовая книжка Александра Тукмакова недействительна – дата рождения написана карандашом. Предъявленный паспорт Соснину не убедил. Потребовала свидетельство о рождении. На следующий день, ровно в день рождения Тукмакова, когда ему исполнилось ровно 63 года и должна быть начислена пенсия, в это отделение фонда были предъявлены (в очередной раз!) трудовая книжка, паспорт, свидетельство о рождении, диплом об окончании Казанского университета и даже охотничий билет. То есть – все вопросы о дате рождения должны были бы быть сняты. А обучение на дневном отделении университета добавлено в стаж. Но – ничего подобного. В письменном ответе, который был направлен от Социального фонда в адрес Тукмакова – якобы диплом не предъявлен, а «запросы» на подтверждение того, что трудовая книжка настоящая, отправлены. То есть ждите ещё непонятное количество времени.

И спрашивается – как защититься гражданину, имеющему право на пенсию, от таких вот «Сосниных»? Эта милая дама в процессе беседы потребовала даже доверенность на право представлять интересы Тукмакова от его жены. Невзирая на то, что муж рядом и вполне доверяет. Это, кстати, об уровне правовой грамотности сотрудников Пенсионного-Социального фонда. Та же Соснина, ни разу не стесняясь диктофона, объяснила, что всё, что предъявлялось в прочие отделения фонда, им неинтересно. То есть единой базы данных у Социального фонда… нет! И это в Москве, столице цифровой России! Не стоит ли спросить, куда делись средства на программное обеспечение этого незаменимого для граждан фонда?

Вопросов очень много.

Отвечают наши эксперты:

Дмитрий Журавлёв, научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового института при Правительстве РФ:

– Пора вводить персональную ответственность сотрудников Социального фонда за неправомерный отказ в пенсии, за занижение ее размера и т.д. Сотрудники СФ РФ должны понимать, что работают с людьми, которые практически перед ними беззащитны, т.к. альтернатив обращения в СР РФ нет. И те, кто обращается в этот фонд, чаще всего, уже в пожилом возрасте, имеют заболевания, сложные жизненные ситуации, и отказ в пенсии может оказаться для человека просто трагическим. Можно сказать, что произвол в назначении пенсий и волокита с ними – это сродни преступлениям против человечности.

Это особенно страшно сегодня, когда страна находится в сложной ситуации, и необходимо сохранение социальной солидарности. Получается, что Социальный фонд на государственные деньги работает против страны.

 

Татьяна Федяева, руководитель приюта «Ремесло добра» для людей в сложной жизненной ситуации:

Наш приют для людей в сложной жизненной ситуации принял за годы своего существования много людей. В основном, предпенсионного и пенсионного возраста. Кроме обычных проблем: состояние здоровья, отсутствие жилья и постоянной работы – перед нами всегда остро стоял вопрос оформления пенсий.

Дело в том, что в результате последней пенсионной реформы с ее баллами, стажем, возрастом и прочими данными в виде электронного учёта у большинства тех, кто обратился за пособием, в голове полная неразбериха. А часто – отчаяние. Помочь пришедшим за пенсией должен конкретный человек в заветном окошечке. Но далеко не всегда у него это получается. Нужны профессиональные знания, учёт особенностей ситуации и психологии человека. Порой отсутствуют эти компоненты.

 Известно, что данные по налогам граждан в ПФ есть только с 1997 года. Весь остальной стаж ты должен подтвердить сам. Нам приходилось сталкиваться с тем, что ответы на запросы были следующие: архив не сохранился, предприятие меняло владельцев, название, форму собственности, в связи с чем невозможно «найти концы», и много чего другого. Но самое печальное то, что немалое число наших сограждан в 90-ые, нулевые и последующие годы трудились без официального оформления. Они сейчас оказались крайними в пищевой цепочке. Проще всего именно их объявить виноватыми. Хотя, когда у человека не было выбора: не иметь никакого места работы или работа «вчерную» – можно ли только его за это порицать?

Актуален сегодня вопрос и о персональной ответственности. Всех, начиная с операторов социального фонда, и заканчивая депутатами ГД, принимающими законы, во-первых, без разъяснения из сути гражданам, а, во-вторых, без учёта сложившегося положения. В советское время существовала система отчёта перед населением, как народных избранников, так и руководителей разного ранга. В некоторой мере она позволяла корректировать не только нормативные акты, но и отношения власти и народа, не провоцируя обоюдного недовольства, которое может привести к различным эксцессам, вплоть до социального взрыва. Непонятно, почему забыта эта неплохая практика.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

4