Или несколько региональных, таких же тяжёлых вместе, как глобальная?
Вопрос серьёзный. И сейчас многих волнует. События нарастают. Подключение к боевым действиям хуситов и большой теракт в «Крокусе» явно показывают, что на сегодняшний день эскалация продолжает раскручиваться. С другой стороны, проблема сегодня не только в противостоянии России (и БРИКС) с США и НАТО. 79 лет назад закончилась Вторая мировая война, обогатившая США. В 1991 году распался СССР и без всякой войны, что стало праздником для Запада. Ещё 20 лет они спокойно грабили и пили кровь у нас, пользуясь нашей простотой. Но теперь Россия, как и Китай, поумнели и стали сильнее. (Правда, у КНР нет боевого опыта, который никакими тренировками не заменить.) Но коллективному Западу, как большому хищнику, тоже отступать некуда. У них такая экономика. Ко-ло-ни-аль-ная. Им денег и ресурсов Европы МАЛО. У них мосты рушатся, заводы взрываются, поезда товарные. Мы в массе не понимаем, что ситуация у них отчаянная. Да и сами они это поняли только что…
Европа в реале материально не так уж богата. И потом ограбленная, нищая, она всё равно, как только англосаксам станет не нужна, будет подобрана русскими и китайцами. Ей дадут ресурсы, деньги, коммуникации… но она уже не будет англосаксонской. И вот Америка и Британия устраивают вторую войну на Ближнем Востоке. Она не столь масштабна и менее интеллектуальна (у арабов почти нет космической разведки и наведения, хотя хуситы где-то научились их услуги «покупать»). Но следует тому же алгоритму: Ближний Восток, как и Европа, становится проблемным, и денежки его… текут туда же. В Нью-Йорк, Чикаго, Лондон.
Им надо бы ещё и Дальний Восток подпалить, и Южную Азию. НО… Во-первых, Бендер не разрешает. То есть Россия укрыла их под ракетным ПРО и СПРН (система предупреждения о ракетном нападении, что самое главное) зонтиком. А они пока и Ближний Восток как следует не разожгли. Тут появляется «во-вторых». Им ресурсов на такой поджог хватит? Конечно же, ломать – не строить. Но и не XIX век на дворе. Люди в Европе испортились, перегорели, а на Востоке – повзрослели. Слушают не только Запад, но и русских. Сопоставляют. И что мы имеем? То, что пока машина западная не тянет. Снарядов мало, ракет, а все думали, что обычных, неядерных ракет у России впятеро меньше – тоже оказалось мало. Развёртывание ВПК? Так нам обещали в 22-м на 24-й год то, что потом в 23-м на 25-й, а теперь с 24-го на 26-й год… А что обещали? Да всё то же. Снаряды, Хаймарсы, танки, космос, полёт на Луну. Вот у нас в интернете модным стало слово «аналоговнет». О! Так это ж про них, ведь сколько они всего обещали за последние 15 лет… и всё как с гуся вода. К осени 23-го года из мировой прессы исчезли комментарии о преимуществе американского космоса над полем боя.
Авторитетные в этой теме товарищи Барт Хендрикс и Ребекка Коффлер доходчиво объяснили, почему. Сочетание спутников «Геотон-Л1» в космосе и несколько тысяч развёрнутых систем РЭБ «Тобол-1» уравняли шансы. Хаймарсы стали обычными ракетами. А особо стоит отметить нейтрализацию высокоточных дальнобойных снарядов «Экскалибур». Этими снарядами (вместе с Хаймарсами) Штаты и рассчитывали снести нашу оборону летом 2023 года. Но не вышло. Это стало главным событием военного космоса 2023 года. Вкупе с системой массированного точного минирования по ГЛОНАСС «Земледелие». Теперь они думают, что делать дальше. Если поставлять – то что, кому, куда. А может, подпалить Молдавию или Армению, или всё-таки Ливан. Но нам здесь надо привыкнуть к одному. Все рассуждения на тему «Зеленский отбился от рук», «Натаньяху вышел из-под контроля», «Американцы просят не бить по мирным… не бить по НПЗ» – это всё спектакль. Они так даже в хоккей играют. Когда мы играли с канадцами, то одни газеты писали: «русские – крутые», другие: «у русских конфликт в команде»… Это их почерк. Говорят разное, темы меняют «вдруг и все». Это их тактика по жизни: туман и «плюрализм». А на деле очень и очень жёсткая дисциплина. И за отход от сценария Зеленского и Натаньяху сразу бы прибили. Поэтому не стоит анализировать их масс-медиа на поиск истины. Это подается в стиле Адриано Челентано из кинофильма «Блеф».
Вот во что они играют с нами в первую очередь. Нам же надо ответить на главные вопросы: собираются ли они продолжать обычную войну (войны)? Способны ли они (следуя логике большого обычного противостояния) на применение тактического ядерного оружия (ТЯО). Ведь ситуация у них аховая. Мосты рушатся. Заводы взрываются, даже слишком часто. Триллионные долги. Бюджет – триллер. Они даже НЕ МОГУТ (с учётом инфляции) увеличивать свой реальный военный бюджет. Европа тоже. А одним лишь языком, как говорил классик нашей словесности Виктор Черномырдин, ракет новых не построить. И сама война на Украине и в Палестине для них пока что убыточна. А ракет и снарядов у них, как оказалось, меньше, чем у нас. И не просто меньше – мощности меньше, и в разы. Кадров, в том числе и квалифицированных рабочих, тоже меньше и в разы. То есть у нас тихой сапой перевооружение ещё при Примакове началось. Такое и с мощностями, и с кадрами за три года не исправить. И за 10–20 лет тоже. Ведь у них ещё и разрыв поколений произошел! У нас этой катастрофы не случилось. У нас 55-летние инженеры передали опыт как эстафетную палочку 20–25-летним. Нас грабили, правительство Ельцина пило водку, люди умирали, цвёл бандитизм. НО мы сохранили важнейшие компетенции. А они ели ананасы, читали «конец истории», куражились над нашей разрухой и… всё проспали. Теперь, пользуясь своими масс-медиа (а здесь они сохранили свою мощь), они мрачно вещают на мир, пугая людей. Пугают Россией, пугают Китаем, пугают войной. В мире стало очень неуютно, даже страшно. Но, как сказал бы классик Черномырдин: «А что вы можете реально бросить на весы?» Если у вас сильное стратегическое ядерное оружие (ЯО), СПРН и РЛС, вы можете вести обычные войны и даже развязывать новые, маневрируя ресурсами под силовым зонтиком ЯО. А если нет?
Ядерное оружие и третья мировая
Александр Дугин: «Сейчас Запад вместе со своим израильским прокси атакует исламский мир, подвергает палестинских арабов геноциду. Значит, приходит момент ислама. И в этой потенциальной войне мусульман с западной гегемонией, которая может вспыхнуть в любую минуту, у исламского мира есть объективные союзники. В этой ситуации — прежде всего Россия и Китай… Но, видимо, будут постепенно открываться и другие линии фронта. Может ли это привести к Третьей мировой войне? Скорее всего, да. И в каком-то смысле она уже идет».
Алексей Пушков: «На мой взгляд, серьезных предпосылок для этого нет. Такая война предполагает подключение крупных ядерных держав, но ни Россия, ни Китай не демонстрируют сегодня желания военным путем вмешиваться в ближневосточную ситуацию. И западные страны, хоть и находятся на стороне Израиля, также воевать не хотят — считают, что поддержки США вполне достаточно».
Эти двое по-разному видят наше ЯО. Пушков считает, что мы сильнее. Дугин, что пока паритет. А что же янки?
Первые удары, по версии экспертов США, будут нанесены по Москве, Санкт-Петербургу, Нью-Йорку и штату Флорида. Этот этап должен деморализовать мирное население и вызвать панику. От удара пострадают легендарные города, где живут известные люди, а простые граждане хоть раз там бывали или мечтали побывать. Но при этом всём даже применение 250 ядерных боеголовок (ЯБГ) мощностью 100 килотонн может привести к снижению средней глобальной температуры на 10 градусов. Многие отрасли сельского хозяйства в таком случае будут уничтожены. Стоп! А тут опять про блеф у Челентано. Ведь 250 ЯБГ по 100 кт – это 25 Мт (мегатонн). А все мы знаем, что Хрущёв взорвал бомбу «Кузькина мать» (она же – «Царь-бомба») мощностью 56 Мт на Новой Земле. И ничего. Мало того, ещё спецы СССР и США работали над 2 моделями. В 1-м суммарная мощь достигала 10 000 мегатонн, а во 2-м — 100 000. В 1-м случае период самоочищения атмосферы составлял месяц, а во 2-м — почти полгода. Температура падала на 15–50 градусов. Это была катастрофа. Но – при 100 000 Мт, то есть миллионе стокилотонных ЯБГ!!
А 10 000 мегатонн не так страшны. Расчеты тех времён сходятся с сильнейшими извержениями вулканов Тоба (70 000 лет назад излилось 2800 км2 магмы, аналог 9000 Мт) и Тамбора (1815 год, 150 км2 магмы, аналог 600 Мт, 1816 год стал прохладным («год без лета») в Западной Европе. В Восточной же лето было в пределах нормы. Так вот, у РФ на дежурстве и вместе со складами ЯО имеет мощь около 1500 Мт, у США 500. А у всех остальных стран вместе «мелочь», всего 60–80 мегатонн. В 80-е годы ХХ века мощь была раза в 3 больше, боеголовки грязнее, но менее точные. То есть тогда «год без лета» был более вероятен. И зачем американские ученые выдают новые дутые факты? Конечно, их публика схавает абсолютно всё. Но тут причина другая: они пытаются скрыть своё явное отставания от России в важнейших военных технологиях (в первую очередь в гиперзвуке, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), СПРН, системах ПРО и эффективности ЯБГ).
«Стеклянная» Америка
В 1961–1968 гг. (при Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне) министром обороны США стал Роберт Макнамара. Он вывел примерную величину неприемлемого урона для сверхдержав: 400 Мт. Отмечалось, что инфраструктура СССР была прочнее, с запасом, по сравнению со США. И на неё требуется около 1000 Мт. Оценки сегодняшних сооружений в США, концентрации промышленных центров, населения делают вывод, что «неприемлемым ущербом» для Америки является куда меньшее, чем 400 мегатонных боеголовок. Сегодня этот уровень колеблется в районе 150 мегатонных ударов или 400 ЯБГ систем «Булава» и/или «Ярс», более точных и сохраняющих гиперзвуковую скорость в атмосфере при подходе к цели, мощностью 150, 300 и 500 килотонн.
А для России, бывшей ядром СССР, цифра осталась около 800 Мт. Да, но у Америки всего 500 мегатонн вместе со складами (возвратным потенциалом)! А на ракетах всего 270 Мт против 750 Мт развёрнутых российских.
Также: в 80-е годы у США были точнее боеголовки, системы наведения, лучше РЭБ и СПРН. А сейчас всё наоборот… Плюс идёт явная деградация топлива их возрастных сухопутных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Минитмен-3» и «Питов» (т.е. плутониевых сердечников) морских ракет подводных лодок (БРПЛ) Трайдент-2. Начинать ядерную войну глупо для их реальной элиты. У них просто не хватает сил и средств.
В XXI веке американские эксперты стали писать, что концепция ответного ядерного удара времён Макнамары должна уступить место удару по четко определенному набору инфраструктурных объектов: электростанции, крупные предприятия, транспортные узлы, хранилища запасов, топлива и пр. Такой подход лишь на первый взгляд выглядит более гуманным. Нацеливание же на инфраструктуру производства и обеспечения ведёт к тому, что в течение следующих недель и месяцев выжившие будут умирать от голода, холода, хаоса и отсутствия медицинской помощи.
А каково применение ЯО?
И тут стареющие ракеты США и их владельцев ждут сюрпризы.
Первое. Российские спутники и РЛС СПРН засекают запуск ракеты ещё в тот момент, когда офицеры дежурного расчёта только-только поворачивают стартовые ключи.
Второе. После внедрения системы «Мозырь-М» (КАЗ, комплекс активной защиты ракетных шахт и важнейших бункеров) возможность поражения шахты с ракетой «Воевода» или «Сармат» посредством ЯБГ США «Трайдента-2» или «Минитмена-3», или крылатой ракеты (КР) с ЯБГ составила 0,5 %. То есть, чтобы поразить 10 ЯБГ им нужно потратить 200 своих. Убойное соотношение. Кстати, США не могут решить проблему постройки КАЗ математически, при всех их IT.
Третье. Их АПЛ «Огайо» залпового пуска ракет в нашем понимании… сделать не может… У них залпом считается пуск 4 ракет в течении суток. Максимум «Огайо» может отстрелять 20 ракет за 36 часов (доклад Ребекки Кеффлер.) У нас «Борей» – все 16 ракет за 2 минуты, «Дельфин» – за 5 мин. Янки считали, что Минитменов хватит, чтобы выбить нашу СУ (систему управления) и не спеша добивать нас с АПЛ и бомбардировщиков. В «Мозырь» они не верили. То что «Бореи» и «Дельфины» получат беспилотники сопровождения и станут устойчивыми в морях и океанах, а в Арктике – и от самолетов-разведчиков за счёт идеальной против них ракеты Р-37М на МиГ-31 тоже не верили. ТАМ эти разведчики – законная цель. А теперь: «Минитменов» – мало. Сколько их взлетит, никто не знает. У союзников еще хуже. «Бюллетень ученых-атомщиков» перед новым годом поведал, что АПЛ Франции (и КНР), чтобы запустить 2 БРПЛ с ЯО потребуется 7 дней, то есть неделя. Англия свои «Трайденты» не может запустить… с 2010 года! Т.е. сделать атомный заряд сегодня может Голландия, но вот быстро и надёжно доставить его… только Россия (всеми ракетами: шахтными и подвижными сухопутными МБР и морскими с АПЛ) и американские сухопутные МБР «Минитмен», которых мало для поражения России (это цинично, но очень сильно сдерживает глубинное государство США).
Поэтому появились мнения, что Россия в важнейших технологиях опередила всех не на 15–20 лет, а гораздо больше, как Англия на море в 1588 году. Генерал Ивашов, не склонный к эпатажу, заявил, что сегодня после ядерной войны… мы восстановимся через 9–10 лет. США и НАТО – исчезнут… Лавров заявлял схожее. Что же Запад?
Интересные данные в статье «Плутониевые сердечники – критическое препятствие для ядерных планов США» американской журналистки Черил Рофер. Её стаж – 35 лет в Лос-Аламосской лаборатории. «Соединенные Штаты не смогут изготовить планируемое количество плутониевых сердечников. Ни теперь, ни в ближайшем будущем. Возможно, никогда». «Новое поколение сотрудников оказалось трудно научить необходимым навыкам». «Давая показания в Конгрессе, официальный представитель правительства подтвердил, что увеличение производства даже до 25–30 сердечников в год не будет достигнуто». В термоядерном заряде сердечник служит запалом для инициации основного заряда. Это компонент, без которого невозможно производство ЯО.
Аналогичная статья – Александр Белов (10 лет в Лос-Аламосе). Первым эту проблему озвучил сам Дональд Рамсфелд в нулевых. Но тогда и его не услышали. Упомянутый выше журнал «Бюллетень ученых-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists (BAS) также ведет проект «Часы Судного дня») опубликовал, «основанный на открытых данных», обзор ЯО России в 2023 году: «Система ПРО России ориентируется на мощные и точные системы «Нудоль» и «С-500». Они лучше, чем «Иджис». Единственная страна, имеющая шанс остановить боеголовку современного способа доставки и размера – это Россия».
МБР «Ярс» и морская «Булава» у России могут как преодолевать перспективные ПРО (США), так и «бить» очень защищенные объекты (например, бункеры управления). «Авангарды» тоже, нанося особо мощные удары. У РФ действительно есть «торпеды Судного дня» под названием «Посейдон» «для нанесения широкомасштабного ущерба гаваням и городам у военных баз».
«Расчёты, что суммарно города США в 3,8 раза больше по площади, чем в РФ, не важны, т.к. они из стеклобетона и деревянных конструкций по окраинам – разрушатся и сгорят. А сельское население в США ничтожно, т.е. эвакуация нереальна». «Тактическое ядерное оружие (ТЯО) США в 6-10 раз меньше, чем у РФ».
И вот теперь неотвратимо снова встаёт вопрос: при таких соотношениях технологий пойдут ли они на большую войну или несколько войн? Ведь история с вакцинами, когда руководство ЕС тайком ставило себе любимым русские вакцины, с эболой, конго-крымской… – в общем, и там у них лидерства нет, а применение сложнее и неоднозначно (мягко говоря), говорит о том, что глобальных козырей у них нет, есть весьма тотальные проблемы с математикой и материаловедением… А с другой стороны, им отступать-то некуда, кирдык им вырисовывается. Так что будут воевать. Грязно, рвано, стравливая, прыгая с региона в регион, оглашая и срывая дутые мирные переговоры. Запуская при этом взаимоисключающие, сбивающие с толка версии, тенденции, туман.
Рано или поздно, но тормознуть их может только удар, хотя бы ТЯО, либо такая наглядная демонстрация мощи (а варианты есть просто неожиданные и эпатажные, при этом нелетальные, хотя и шокирующие для психики людей и животных). Ну, или ситуация типа 1863 года, когда русский флот у Нью-Йорка и Сан-Франциско обрушил систему морского фрахта Англии. Но сможет ли Россия сегодня провести такую уникальную конвенциональную операцию? Поживем – увидим, время покажет...
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин