Вот уже два с половиной года идёт специальная военная операция. Она давно превратилась в крупномасштабную войну. Но эта война почему-то не стала доминантой в сознании людей. Как это сознание основной массы реагирует на огромное количество погибших как с той, так и с другой стороны? Потрясает ли их сознание огромное количество флагов на могилах? Сознаёт ли основная масса, что идёт продолжение Великой Отечественной войны, что правнуки тех, кто разгромил фашизм, воюют против правнуков тех, кто воевал на стороне германского нацизма? В начале Великой Отечественной войны была написана песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Страна встала и, несмотря на тяжелейшие поражения в 1941–42 годах, смогла блистательно завершить войну. Страна превратилась в единый, монолитный военный лагерь. Фронт и тыл были едины. Всё делалось для фронта, всё для победы. Народы СССР стали одной большой семьёй.
Нынешняя геополитическая ситуация является не только сложнейшей, но и опаснейшей. У нас есть политический союзник – Китай, но нет военного союзника (если не считать страны ОДКБ, но ситуация там непростая, по сути дела, по моему мнению, основным нашим военным союзником является Белоруссия). Против нас выступают 33 государства, входящие в блок НАТО. Особенно агрессивно выступают президент Франции Макрон, правительства Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, которые готовы вступить в войну своими официальными воинскими контингентами. По заявлению президента Российской Федерации В.В. Путина, в случае крайней необходимости, то есть в случае угрозы самому существованию России, как суверенному государству, мы можем применить тактическое ядерное оружие и нанести удар по военным объектам тех стран, откуда на наши города летят их ракеты. Мир впервые после Карибского кризиса 1962 года приблизился к опасной черте, за которой может начаться Третья мировая война...
* * *
К сожалению, у нас большое количество людей, особенно среди деятелей искусства, выступают с позицией пацифизма. А это на руку тем неонацистским элементам, в том числе и в нашей стране, которые считают возможным обстреливать ракетами жилища тех людей, которые хотят говорить на русском языке и учить своих детей в русских школах.
Ну а как же основная масса населения реагирует на всё происходящее? Какой ответ можно дать на те вопросы, которые я поставил в начале статьи? Ответ можно дать отрицательный. За период смутного времени господства так называемых демократов яд потребительства разъел души многих россиян. Основная масса наших соотечественников превратилась, к сожалению, в обывателей, которые не осознают критичность ситуации. Кто-то умирает за Россию, а кто-то прожигает жизнь в ресторанах и на зарубежных курортах... Второго издания «Священной войны» не получилось. Заводы оборонно-промышленного комплекса работают на полную мощь, но немалая часть людей стремятся попасть на эти предприятия, руководствуясь не лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы», а в основном интересом получения высокой заработной платы... Выражение «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина!», увы, не для всех стало нравственным ориентиром.
Особенно катастрофически обстоит дело с молодёжью. Это я могу заявить со всей ответственностью, как учитель, который 63 года учил и продолжает учить молодёжь истории. Большая часть учеников демонстрирует равнодушное отношение к изучению истории своей страны, в том числе и к изучению Великой Отечественной войны, и не каждому учителю удаётся преодолеть это равнодушие. По моему мнению, с точки зрения патриотического сознания можно считать поколение 90-х годов потерянным. Такая же опасность существует в отношении нынешнего молодого поколения. В чём причина этого?
Я лично вижу причину в необдуманной политике правительства вообще и в первую очередь министерства просвещения, так как руководящую роль в них осуществляют лица либеральной политической ориентации. Либеральная идеология во всех сферах нашей жизни себя дискредитировала. Но наибольший вред она нанесла сферам экономики и образования. Когда в советское время молодому человеку говорили: «За нашу советскую Родину!..» – ему это было понятно. А когда на всех телеканалах сейчас звучат фразы: «Оторвись по полной» или «Молодёжь выбирает пепси», то это тоже молодым людям понятно, но в другом направлении. Что же мы после этого хотим иметь?!
Эта близорукая политика правительствующих либералов нашла своё воплощение в абсолютизации личностно-ориентированного подхода. Наши отечественные либералы, руководствуясь идеями протестантской этики и духа капитализма Вебера, выдвинули идею формирования индивидуальности у молодого человека и потребительского отношения к жизни, чтобы он более успешно мог функционировать в условиях рыночной экономики. Этот молодой человек пойдёт к главной цели – получению прибыли – любой ценой, не будучи отягощённым нравственно-этическими императивами. В общем, либеральные идеологи поставили своей целью ни много ни мало – изменение русской национальной ментальности – искоренение такого качества русских людей, как стремление к соборности. А эта соборность – нравственная основа коллективизма. А без коллективизма не может быть никакого патриотизма.
Нам надо вспомнить основательно забытую систему Антона Семёновича Макаренко – воспитание в коллективе и через коллектив. Значит ли это, что нам надо отвергнуть личностно-ориентированный подход? Нет, не значит. Он нужен и в учебном, и в воспитательном процессах. Прав был великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, считавший, что если мы хотим влиять на воспитанника во всех отношениях, то мы и должны знать его во всех отношениях. Но при этом необходимо отвергнуть абсолютизацию этого подхода. Он должен быть подчинён социально ориентированному подходу, о котором люди, определяющие политику в сфере образования, перестали говорить. А между тем, принцип патриотизма и нравственно-этические нормативы зиждутся на ограничении своих биологических и социальных индивидуальных устремлений в пользу социума.
Нам надо вернуться к советской системе организации воспитательной работы, по злому умыслу отвергнутой власть имущими.
Базовым принципом в этом отношении должно быть оптимальное сочетание социально ориентированного и личностно ориентированного методологического подхода при доминирующей роли социально ориентированного подхода.
Ситуацию необходимо исправлять срочно. И перед общеобразовательной, и перед профессиональной школами стоит множество задач, но все их школы всё равно в полной мере не решат. История нам, педагогам, это простит... Но история не простит нам, если мы не воспитаем патриотов. Вот почему прав был президент Российской Федерации В.В. Путин, высказавший мысль о том, что патриотическое воспитание должно быть главной задачей у учреждений образования и воспитания, всех общественных и государственных организаций. Но поворот всех организаций, кроме школы, к решению этой задачи происходит очень медленно и не может быть признан удовлетворительным. А время не ждёт...
В условиях агрессивной политики НАТО, отвергнувшей все предельные договорённости, народы России должны стать ЕДИНОЙ СЕМЬЁЙ, как в годы Великой Отечественной войны.
г. Копейск
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин