На фото: Алексей Фёдорович Кухарев
Недавно из печати вышел пятисотстраничный том поэзии Алексея Кухарева с необычным названием «Там жизни нет, где нет крестьянства, где нет засеянных полей». Название далеко не полно отражает содержание книги, Кухарев пишет о деревне и о городе, о России и о мире, о любви и о смысле жизни.
Автору 87 лет, он семь десятилетий сочиняет стихи, один из основателей литературной студии «Вдохновение» при Челябинском отделении Союза писателей России, единственный участник всех выпусков альманаха «Звёздный голос». У него есть сложившийся круг горячих поклонников-«фанатов». Недавно он выпустил большой сборник лирики под названием «Слово». Не прошло и года и выходит в свет новый сборник, в который добавлено более 380 стихотворений!
Я не раз писал о творчестве Алексея Фёдоровича, первый раз ещё лет 12 тому назад для «Звёздного голоса». Затем делал предисловие к его стихотворному роману-хронике «От студенчества – вверх, к совершенству». Небольшие фрагменты из моей статьи 2012 года были использованы автором и в новом сборнике в качестве маленького предисловия. Думал, что на этот раз серьёзной работы не потребуется, разве что придётся добавить что-то о новых стихах.
Прочитав сборник, я убедился в том, что практически каждая фраза моей тогдашней статьи требует исправления, а порой смены смысла на противоположный. Ибо новая книга существенно изменила моё мнение об Алексее Фёдоровиче. Эта книга существенно больше по объёму, чем предыдущие сборники Кухарева. Но главное – её автор значительно крупнее того Кухарева, которого мы знали раньше. Этот том открывает нам новые стороны дарования поэта, демонстрирует многообразие его поэтической личности. Повторяю: не только книга больше предыдущих сборников поэта, но её автор шире, разностороннее, глубже того Кухарева, которого я знал до выхода этого сборника.
Мне пришлось переменить мнение об этом поэте, о его месте в литературе. Раньше я считал его одним из представителей поколения, течения, направления, выразителем каких-то взглядов… Если раньше я причислял его к продолжателям поэтов-суриковцев, полагая, что для этого есть известные основания, а то и в порядке стёба мог объявить его наследником традиций Ручьёва-Татьяничевой…
Автор этой книги не «представитель», а мощная поэтическая личность. Тут иной уровень. Эта книга требует серьёзного чтения и серьёзного разговора. Повторяю: содержание книги далеко не исчерпывается её названием.
Мы знали Кухарева как поэта-мемуариста, поэта-хрониста, пишущего о себе и своей жизни на фоне истории страны. В новой книге, кроме новых стихов, написанных в традиционном стиле для поэта и на традиционные темы, есть многочисленные и неожиданные находки. В новых стихах меньше идеологии и политики, больше философии и морали. Алексей Фёдорович любит людей и это вдохновляет его на хорошие стихи. Этот технарь по образованию великолепно знает историю России, философию, религию, я видел его солидную библиотеку.
Алексей Фёдорович упустил момент «прекрасных шестидесятых», когда некоторые его сверстники сделали быструю литературную карьеру. Тракторы оказались стране нужнее стихов, и конструктор Кухарев изобретал и совершенствовал тракторы, и это у него прекрасно получалось...
Начинается сборник многократно изданным и проверенным временем циклом стихов о военном детстве. Отец ушёл на фронт и не вернулся. Алексей Фёдорович ведёт активную работу в обществе «Память сердца», участвует в издании сборников стихов и воспоминаний.
В этом сборнике поражает обилие мыслей. Обычно, когда пишут о поэтическом сборнике, то приводят какие-то характерные цитаты. В этом случае десяток цитат нам ничего не скажет о книге в целом, настолько она тематически и жанрово разнообразна. Пейзажная лирика. Много стихов о соратниках Кухарева по поэтическому цеху. Поэтому не буду цитировать, а прилагаю несколько стихотворений, отобранных по моему вкусу.
Алексей КУХАРЕВ
ПОПУТЧИКИ ЖИЗНИ МОЕЙ
Попутчики жизни моей,
Я вам благодарен – вы были,
Мы вместе мечтали, любили,
Мы вместе свой путь проходили –
Попутчики жизни моей.
Попутчики жизни моей,
Друзей находил среди вас,
В далёкие годы, сейчас,
Мы помним армейский наказ –
Попутчики жизни моей.
Попутчицы жизни моей,
Среди вас нашёл я жену,
Как ангел, родную, одну,
Храню перед нею вину –
Попутчицы жизни моей.
Попутчики жизни моей,
Вы Родины славной орлы,
Дорогами честными шли,
Отзывчивы, грозны, не злы –
Попутчики жизни моей.
Я ЖИЛ МЕЧТОЙ
Я жил мечтой, я был мечтатель,
В мечты свои был погружён,
Как будто чуда ожидатель,
И жил во мне красивый сон.
С прелестной девой он являлся,
И тихо, тихо она шла,
В неё, загадку, я влюблялся,
Она манила и звала.
Меня преследовали девы
И соблазнительный их вид,
И лились райские напевы,
Но сердце, кажется, болит.
И так я жил, и так стремился,
В дороги, вдаль меня вело,
А время шло, а время шло,
Искал, куда-то торопился,
Но чуда не произошло.
МЫ НЕ УЗНАЕМ…
Мы не узнаем никогда
Устройство мира перед нами,
Нам светит солнышко-звезда
И греет тёплыми лучами.
Но это мало, так ничтожно
В том мире Божьем, где живём,
Мы вверх стремимся непреложно,
Но до вершин мы не дойдём.
МГНОВЕНЬЯ
И почему мне помнятся мгновенья
Нежданных встреч, улыбок, нежных слов,
И через годы с чувством умиленья
На них молиться я готов.
И я молюсь, и чувствую отраду,
И оживает в сердце божество,
И, может быть, да, может, так и надо,
Чтоб жило в нас родимое, земное,
Любимое когда-то существо.
Да, потому и, может, так и надо,
Чтоб жило в нас извечно божество.
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин