Александр БОБРОВ. Трава зверобой на ветру

На фото: Александр Бобров (в центре) и группа «Зверобой»

 

Не северный ветер ударил в прибой,

В траву подорожник, траву зверобой…

Александр Прокофьев

Знают ли молодые про такую летящую песню Олега Иванова на яркие стихи песельника с Ладоги – «Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…»? Зверобой – трава, которая убивает паразитов. А ещё «Зверобой» – разящая артиллерийская установка, а ещё – рок-группа, которая спела на высоком берегу Оки в Музее космонавтики, на писательском пути вдоль подорожников Калужской земли.

Самую чистую реку Калужской области Угру называют поясом Богородицы. На берегах Угры и Оки встретились русские писатели накануне Рождества Богоматери, чтобы поклониться нашим предкам, сотворившим подвигами и трудами русское государство и вручить премию «Моя Россия». Подробнее о поездке и награждении написал для «Российского писателя», но заметки пока не появились, и я хочу повторить несколько важных для себя посылов.

Мы начали свою поездку со Свято-Тихонова монастыря. Главная святыня – Калужская икона Державной Божией Матери – уникальна. Она, со слегка угадываемым животиком, изображена с Книгой в руках. Вот чей образ должен быть в стенах Союза писателей России, в его отделениях и кабинетах высоких чиновников, отвечающих за культуру – Вера и Книга прежде всего!

Значение обители и её настоятеля – святого Тихона Калужского в одолении грозного врага – огромно, как и великого предшественника – духовника Дмитрия Донского игумена Троицкой лавры Сергия Радонежского. Один благословил московского князя Дмитрия в 1380 году на первую открытую битву с Золотой Ордой, другой укрепил великого князя Московского, чтобы он отверг через 100 лет притязания Ахмата и стоял до конца, до смертной осенней битвы, если потребуется. Замечательный художник Павел Рыженко – автор впечатляющей диаграммы в музее Владимирского скита и запечатлел этот совет с приближёнными. Кто говорил – погасим долг, откупимся данью, кто призывал уйти в московские пределы, но Иван – будущий государь Всея Руси – принял судьбоносное решение. В России – всё от первого лица зависит, если окружают и укрепляют его духовники и соработники-патриоты, каким был, например, у Дмитрия Донского мой однофамилец Боброк-Волынский. Воевода готовил Засадный полк для решающего удара из Дубовой рощи, а не воровал княжескую казну сундуками!

Вот и тут, многие писатели, начиная с выступления председателя правления СП и жюри премии «Моя Россия» Николая Иванова, говорили о Великом стоянии на Угре, но перекидывали это понятие на сегодняшний день: великое стояние и противостояние ширится на поле брани, на идейном и духовном поле. Кто укрепляет Главнокомандующего и стан нашего войска? Ведь и тогда, в пору первых русских пушек, поход объединённого войска на Угру был куда больше отдельных княжеских воинских вылазок – СВО того времени. Что же про сегодня говорить при таком размахе геополитического противостояния! Много рассуждали об этом с друзьями поэтами Геннадием Ивановым, издавшего фронтовые стихи в книге «Нашим», и Евгением Юшиным, общее настроение выражено в частушке:

Если это только СВО,

То тогда и ничего.

Если смертная война –

То должна бы вся страна!

Характерно, что по традиции в едущем автобусе слово, как обычно, дают поэтам – для знакомства, для поднятия настроения и вхождения в творческий ритм. Все получившие микрофон поэты говорили о своих поездках «за ленточку», в госпиталя, в возвращённые исторические земли. Один я не стал рассказывать о недавней поездке в ЛНР, но прочитал стихи нашего старшего товарища замечательного лирика-фронтовика и наставника молодых Николая Старшинова, который был ранен на Угре в 1942 году. Тут и фронтовая память, и горечь от расставания с Юлией Друниной:

 

…Ах, костёр, наш костёр!

Разгорелся он горячо!..

Ну а помнишь, ты помнишь –

Такое забыть грешно, –

Как у самой Угры

Бинтовала моё плечо?..

Это было.

Но было давно.

Давным-давно...

 

Ну а память? А песни? А радости?

Всё не в счёт!

А тревоги? А раны? А трудности?

Всё вчера!..

Лишь, камыш раздвигая,

Течёт она и течёт,

Всё течёт, всё течёт

Фронтовая река Угра...

 

Как всё мастерски переплетено в этом взволнованном стихотворение – и нервная строфика, и патетика, и былая любовь. Перед публикой мы – не выступали, огромный творческий потенциал нашей группы не был никак задействован Калужской областью, что достаточно странно! Но стихи – постоянно звучали, потому что краткая поездка была неимоверно насыщенной и душевной. Главное для меня – председателя Совета по песне СП России, который для первой премии попросил ввести номинацию «Песня, в атаку!» и вошёл в состав жюри – стало то, что опять сбылось задуманное. Давний наш товарищ и глубоко православный писатель Владимир Крупин, обладатель прошлогоднего гран-при, вручил премию «Современная поэзия» Елене Заславской из Луганска за сборник военной поэзии «Эти русские» (в переводе на украинский и ЕС-совский «Ох, уж эти русские!»). Сама Алёна писала после оглашение состава награждённых на ММКЯ так: «Книга издана в 2022-м в очень непростое для меня время. Минимальный тираж – 100 экземпляров. Самиздат. Это значит: у книги нет тех возможностей для выхода к читателю, какие бывают у книг, изданных в раскрученных издательствах. К счастью, книга, несмотря на минимальный тираж, своего читателя все-таки нашла, а теперь ещё и отмечена литературным сообществом… Отдельное спасибо «зверобоям» Дмитрию Сосову, Алексею Иовчеву, Александру Носкову за отзыв на стихи».

Вот в том-то и штука, и нежданная радость, что в прошлом годку премию тоже получил сравнительно молодой поэт-активист и тоже за книжечку, изданную тиражом 100 экземпляров (наваждение какое-то!), но его и до Куликова поля никто не знал, и после вручения престижной премии ничем имярек не засветился.

 А вот стихи дочки ополченца первой войны Александра Ивановича, а теперь и самой матери солдата отозвались во многих сердцах, а главное, обрели крылья в композициях группы «Зверобой». Она стала открытием для многих писателей – без всякого возрастного или жанрового барьера. Да, это русский рок, который был добит стонами Гребенщиковых-Макаревичей, перестал ставить ребром русские вопросы, поднимать и даже упоминать острые общественные проблемы, отказался от образной поэзии, сатиры, уйдя в местечковые штучки. А теперь вот снова поднимает голову. Нам музыканты рассказали, что сейчас в их активном репертуаре примерно сто песен, из них десять – Лениных, «самая лучшая часть репертуара».

Самая известная на Донбассе – антибандеровская, с казачьими интонациями:

Едут-едут БТРы

По Донбасской стороне,

И наследники Бандеры

Порасселись на броне.

 

Не спасать, не защищать,

Едут-едут зачищать…

 

Вывод? Ищите стихи настоящих соавторов-поэтов, рокеры и рэперы – хватит мутоту гнать! А жюри премии должно икать вот такую поэзию на суровом ветру нашего времени.

Подробно обо всех награждениях написала оперативно Нина Попова на сайте СП, которая сама вместе с Виктором Кирюшиным была награждена как представительница коллектива авторов и составителей антологии современной патриотической поэзии Союза писателей России «За други своя».

Митрополит Калужский и Боровский Климент сказал проникновенное слово, премию «Современная проза» получил калужский врач и прозаик Андрей Убогий за роман «Красная зона», ну а гран-при получил известный прозаик с ещё более известной киношно-поэтической фамилией Михаил Тарковский, который нашёл место, где жили в Калуге его прадедушка и прабабушка: на улице Гагарина, примерно там, где жили мы в гостинице почему-то с итальянским названием «Вилладжио». (Чего там итальянского – разве что невкусный салат из незнамо чего – кризис…). Так что и Калуга ярко прозвучала, только почему-то никого не было от Калужского отделения Союза писателей России, ни руководителя, ни заинтересованных коллег. Вот времена, а литераторы ещё от власти ждут неравнодушия! А сами-то?

На завершающем ужине руководитель оргкомитета премии Марина Гусева попросила мужиков из «Зверобоя» завершить» наше торжество на берегах Оки. И снова зазвучали песни, в которых отозвалось Время и Родина!

 

Эти русские…

 

Эти русские мальчики не меняются:

Война, революция, русская рулетка,

Умереть пока не успел состариться,

В XIX, XX, XXI веке…

Эти русские девочки не меняются:

Жена декабриста, сестра милосердия,

Любить и спасать, пока сердце

В груди трепыхается

В XIX, XX, XXI веке.

 

В сети очень много клипов этой песни, но я сам закрыл композицию фотографиями, вспоминая нашу поездку и то, как я её сам воспринял. Мы же слушаем песню личным внутренним слухом.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

9