Николай ПЕРНАЙ. Любовь – энергетическое начало жизни

Гипотеза / На илл.: Художник Джозеф Ноэль Патон (1821-1901). Вечерняя звезда

Любовь – не менее таинственное и загадочное явление, чем процесс образования нашей Вселенной, или свойства темной материи, физического вакуума, бозона Хиггса или аномалии Бермудского треугольника.

С древнейших времен существует множество толкований этого явления – религиозно-философских, поэтических, научных и просто бытовых. Остановимся на некоторых из них.

Большая российская энциклопедия дает такое определение: «Любовь интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, этическое требование верности. Любовь возникает как самое свободное и непредсказуемое выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важностью и сложностью явление любви определяется тем, что в нем, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская любовь включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, любовь к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определенных уровнях культур…» «Подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою» (Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

Древние мыслители видели в любви космическую силу, подобную силе тяготения. Например, для Эмпедокла (V век до н.э.) вся история космоса – это противоборство двух конструктивных энергетических начал: любви и ненависти [https://bigenc.ru/c/liubov-6b0366].

Аналогично определение в Википедии: «Любовь чувство, свойственное человеку (о том, что это чувство может в какой-то мере быть свойственно и животным, почему-то не говорится. – Н.П.), глубокая привязанность и устремленность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь включает в себя ряд сильных и позитивных эмоциональных и психических состояний, от самой возвышенной добродетели и до самого простого удовольствия. Примером такого широкого диапазона значений является тот факт, что любовь матери отличается от любви супруга, которая, в свою очередь, отличается от любви к еде или любви к Родине … Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности. Чувство, противоположное любви, называется ненавистью…» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Любовь].

Социологический словарь краток: «Любовь – эмоционально окрашенное отношение к определенному объекту (человеку, предмету, идее и т.д.), выражающееся в потребности идентефикации с ним» [Социологический энциклопедический словарь. – М.: Изд-во НОРМА, 2000, с.163].

Известно, что в объективной реальности (в Универсуме) все явления, силы и субстанции обладают двойственным (биполярным) характером: плюс (+) и минус (-), тепло-холод, северный и южный полюса и т.д.

Любым началам свойственна двойственность. Так, субстанциальное начало пневма (ци) состоит из взаимосвязанных между собой противоположностей – инь и ян (женского и мужского начал); добротолюбие проявляется в виде добрых и недобрых действий – добра и зла; магнитные силы представлены северным и южным полюсом и т.д. Дуальные начала противоположны, но взаимосвязаны, действуя как пара противоположностей, они создают движение, образуют новые сущности и явления

Так принято в нашем мире.

Нетрудно заметить, что в приведенных энциклопедических определениях, любовь трактуется как чувство, эмоциональное состояние. Однако еще в древности любовь рассматривалась и как космический принцип, как энергетическое начало Мироздания. Исходя из этого, я выдвинул гипотезу о том, что любовь, как явление энергетическое и биполярное, возникает в результате взаимодействия двух начал: энергии любви и противоположной ей энергии ненависти (враждебности, агрессивности); взаимодействие этих противоположных начал создает общую – жизненную энергию (интегральную энергию любви). (Пояснения: под энергией здесь понимается скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия сущностей и явлений объективной реальности. Ненависть – сильное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению и проч.). Агрессивность – или враждебность – устойчивое свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных способов для причинения вреда окружающим, либо подобное аффективное состояние (гнев, ярость, злость).

 

Враждебность (ненависть) – противоположность любви

 

Объектом нашего исследования является не только любовь, но и её противоположность, каковой с древних времен принято считать враждебность, или ненависть, или агрессивность. (Психологи склонны усматривать тонкие нюансы различий между этими понятиями, но для нашей темы они несущественны.) Главный вопрос, на который мы пытаемся найти ответ: как взаимодействуют эти два полюса, два коренных начала – с одной стороны, начало, которое условно можно назвать «положительным» (любовь, симпатия, приязнь, нежность, дружелюбие, миролюбие, взаимопонимание, тяготение к другому существу, эмпатия, сочувствие, сострадание и тому подобные проявления), с другой стороны, начало, которое можно назвать «отрицательным» (ненависть, неприязнь, враждебность, злоба, агрессивность и другие подобные проявления)? И что происходит в результате взаимодействия этих двух начал?

Сегодня едва ли у кого вызывает сомнение единство и неразрывность различных проявлений любви и ненависти. Об этом ярко пишет выдающийся этолог Конрад Лоренц, твердо убежденный, что не бывает любви без агрессии так же, как – ненависти без любви: «В каждой настоящей любви спрятан такой заряд латентной агрессии, замаскированной узами партнеров, что при разрыве этих уз возникает тот отвратительный феномен, который мы называем ненавистью» [Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: «Прогресс», «Универс», 1994, с. 192].

Психолог Ролло Мэй также утверждает, что без агрессии, насилия и сопутствующего им риска жизнь обойтись не может. «Мы будем сталкиваться со вспышками насилия до тех пор, пока людям будет недоставать значимых переживаний. Каждому человеку необходимо чувство значимости, и если общество не может дать его человеку, или хотя бы предоставить возможность стать значимым, то это чувство будет достигаться деструктивными способами». Больше того, считает Мэй, каждый из нас нуждается в том, чтобы в его окружении был враг. Враги делают нас бдительными, мы нуждаемся в их критике. Враги нужны нам так же, как друзья [Мэй Р. Сила и невинность. – М.: Смысл, 2001, с. 218, 303].

Известный приматолог и антрополог Ричард Рэнгем считает, что в самом начале эволюции, мы, люди, скорее всего, были более драчливыми, чем сейчас. Но для современного человека характерен, по сравнению с другими приматами, довольно низкий уровень реактивной агрессивности в повседневной жизни, однако исключительно высокий уровень насилия во время войн [Рэнгем Р. Парадокс добродетели. – М.: АСТ: CORPUS, 2023, с.188,40].

Выдающийся философ, психолог и социолог Эрих Фромм также придает большое значение агрессии. Он считает, что важно учитывать, с каким видом агрессии мы имеем дело: с агрессией злокачественной или доброкачественной. Доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является результатом эволюционного закрепления, т.е. адаптивной. По мнению Фромма, стоит бороться только с социально опасными, мешающими адаптации формами агрессивного поведения, потому что недостаток адаптивной агрессии приводит к недоразвитию Я-личности, блокированию актов самореализации и самоутверждения, повышению инфантильности. А злокачественная агрессия деструктивна [Фромм Э. «Иметь» или «быть». – М.:АСТ, 2007, с. 22].

Более того. В жизни есть немало ситуаций, когда насилие является непременным атрибутом любви, или предшествует ей. Сексолог и психоаналитик Отто Кернберг отмечает, что агрессия является составной частью сексуального опыта как такового, при этом опыт проникновения, внедрения и опыт, когда в тебя проникают, входят, включает в себя агрессию, служащую любви, используя при этом эротогенный потенциал переживания боли как необходимой составной части несущего наслаждение слияния с другим в сексуальном возбуждении и оргазме. Агрессия приносит удовольствие, поскольку она является элементом любовных отношений [Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. – М.: «Класс», 2000, с. 25, 27].

Немало сторонников еще более радикальных позиций. Так, еще Гераклит (VI-V вв. до н.э. ) прославлял войну, считая, что только вражда и война создают между людьми правильные отношения; нужно стремиться не к миру, но к войне, помня, что только через причинение зла лежит путь к достижению добра [Досократики. – Минск: Харвест, 1999, с. 257, 296].

Социолог Георг Зиммель убежден, что враждебность не просто характерна для отношений между людьми, она является изначальной потребностью человека (т.е. потребностью адаптивной), а во взаимоотношениях примитивных групп она доминирует.

 

Социолог Георг Зиммель о враждебности:

«О естественной враждебности между человеком и человеком говорят скептические моралисты, для которых homo homini lupus est: «В несчастье наших лучших друзей есть нечто, не вполне для нас неприятное». «Эмпирически, согласно рассудку, человек является просто эгоистом, и обратить этот естественный факт в его противоположность уже никогда не сможет сама природа … Видимо, данная враждебность оказывается, по меньшей мере, некоторой формой или основой человеческих отношений наряду с другой – симпатией между людьми.<…>

 На мысль о том, что существует, изначальная потребность во враждебности, часто наводит и невероятно легкая внушаемость враждебного настроения. <…>

Интересы различного рода столь часто побуждают к борьбе за определенные блага, к оппозиции определенным личностям, что вполне вероятно, в качестве остатка в наследственный инвентарь нашего рода могло перейти состояние возбуждения, само по себе побуждающее к антагонистическим выражениям.

Известно, что … взаимоотношения примитивных групп почти всегда враждебны. Пожалуй, самый радикальный пример – индейцы, у которых каждое племя считалось находящимся в состоянии войны с любым другим, если с ним не был заключен внятный мирный договор» [Зиммель Г. Человек как враг.//Социологический журнал, 1994, №4, с. 501, 502, 504].

 

Философ Сатпрем идет ещё дальше, утверждая, что «не только «дурные мысли» или «злая воля» несут в себе насилие; нет ничего более агрессивного, чем добрые намерения, высокие чувства, альтруизм – в любом случае это эго, выпячивающее себя под видом нежности или насилия. Мы цивилизованны только на поверхности. Под нею в нас продолжает жить каннибал» [Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. – СПб: «АЛЕТЕЙА», 1992, с. 45].

А историк Борис Поршнев утверждает, что люди – единственный вид, внутри которого систематически практиковалось взаимное умерщвление. Это – так называемая адельфофагия, или умерщвление и поедание части представителей своего собственного вида. Она, – по убеждению Поршнева, – и привела к возникновению рода человеческого – Homo sapiens [Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов: Человечество как оно есть. – М., 1996, с. 7]. Эта идея Поршнева кажется фантастической и противоестественной, но она, в какой-то мере аргументированно объясняет тот невероятный скачок, сделав который, человек разумный резко оторвался от животного мира. Однако вряд ли этот скачок обусловлен только каннибализмом, и в этом плане аргументы именитого ученого трудно считать достаточными…

Таким образом, мы неожиданно обнаруживаем, что непременными спутниками проявлений любви являются проявления агрессивности, которые сосуществуют, взаимодействуют, дополняют друг друга и «работают» на человека совместно. И любовь, и агрессивность являются адаптивными качествами человека.

 

Взаимодействие сил любви и агрессии

 

Итак, антиподом любви и её оборотной стороной является агрессивность (вражда), которая эмоционально может проявляться в форме ненависти.

Любое движение (развитие, эволюция) любой системы есть результат борьбы противоположностей. Взаимодействие сил любви и агрессии является бинером, то есть единством связанных между собой двух противоположностей.

Нельзя думать, что такая, например, система, как общество, состоящая из множества микросистем, сможет быть устойчивой, если в ней будет преобладать какая-то однонаправленная сила, например, даже считающаяся положительной сила миролюбия. Только взаимодействие двух противоположных сил может поддерживать динамическое равновесие, устойчивость и развитие любой системы. Ни одна однополярная система стабильно существовать не может. Всегда и везде должно поддерживаться равновесие двух или нескольких связанных друг с другом начал. И в обществе, и между любящими людьми отношения могут строиться на проявлениях как любви, так и её противоположности – агрессивности. Каким должно быть соотношение того и другого – определить нелегко.

Именно как противоположность любви агрессия выполняет такие важные эволюционные задачи, как борьба за продолжение рода, за пищу, за выживание, за свою территорию, отбор наиболее сильных, различение «своих» и «чужих» и др.

 

Этолог Конрад Лоренц о любви и агрессии:

«По-настоящему ненавидеть можно, наверно, лишь то, что когда-то любил, и всё ещё любишь, хоть и отрицаешь это. <…> Личные узы, персональную дружбу мы находим только у животных с высокоразвитой внутривидовой агрессией, причем эти узы тем прочнее, чем агрессивнее соответствующий вид. <…> Общеизвестно, что волк – самое агрессивное животное из млекопитающих… он же – самый верный из всех друзей». В природе всё подчинено сохранению видов, и поэтому ради решения этой задачи у агрессивных животных со временем появилась необходимость в совместной деятельности. «Два великих конструктора, Изменчивость и Отбор, которые растят всё живое, именно грубую ветвь внутривидовой агрессии выбрали для того, чтобы вырастить на ней цветы личной дружбы и любви» [Лоренц К. Указ. соч., с. 212, 214, 65].

 

Агрессивность, наряду с любовью, является главным двигателем эволюции.

В основе любви лежит сила влечения к другой особи, но эта сила часто направлена также на преодоление силы агрессии объекта любви. Любовь и агрессивность – противоположности извечные и постоянные «заклятые друзья». Можно привести удивительные примеры проявления двух этих сил одновременно. Так, самки некоторых насекомых, удовлетворяя свои агрессивные аппетиты, поедают самцов сразу после совокупления с ними, т.е. после проявлений «любви»; самка паука «черная вдова» съедает самца, который после выполнения своего «долга» терпеливо замирает на паутине и ждёт своей участи, не делая никаких попыток сопротивления. А самка крупного насекомого богомола откусывает и съедает голову, затем переднюю часть самца, одновременно получая удовольствие от задней его половины, которая в этот момент продолжает её осеменять.

Нельзя не заметить, что самцы, подвергающиеся съедению самками, ведут себя так, словно они запрограммированы на выполнение какой-то высшей биологической цели. Какова эта цель? Ответ напрашивается только один: эта цель – продолжение жизни вида, и ей подчинена биологическая программа репродукции, которая «повелевает» отдельной мужской особи пренебрегать личной жизнью ради воспроизводства вида. Самцы погибают, выполнив свою программу продолжения рода, но, как оказалось, они при этом выполняют ещё одну задачу – укрепление здоровья потомства. Как показали длительные наблюдения, потомство у агрессивных самок, съевших своих партнеров, оказывается здоровее, чем у менее агрессивных самок, которые этого не делают.

Многие естествоиспытатели утверждают, что в биологическом мире самым мощным инстинктом является инстинкт самосохранения. Однако приведенные примеры заставляют усомниться в этом. Мы видим, что природа располагает ещё и механизмами защиты жизни вида. Защита вида обладает в мире насекомых явным приоритетом по сравнению с защитой особей. Самцы погибают, отдавая жизнь за спасение рода. Это значит, что у низших животных, по-видимому, инстинкт сохранения вида сильнее, чем инстинкт самосохранения. В какой мере эти приоритеты характерны для высших животных?

Оказывается, биологические программы репродукции видов имеют приоритеты перед программами сохранения особей во всем мире животных, несмотря на то, что у высших животных и людей эти приоритеты выражены не так ярко. (Быть может, кроме этих механизмов существуют ещё и механизмы защиты любой жизни?)

По мнению философа И.А. Бесковой, в ходе эволюции новые благоприятные мутации приобретались особями, обладавшими большими энергетическими возможностями, которые ощущались-переживались остальными как большая сексуальная привлекательность [Бескова И.А. Эволюция и сознании: новый взгляд. – М.: «Индрик», 2002, с. 22].

Замечено, что у многих млекопитающих половое чувство самца усиливается после подавления противодействия других претендентов на спаривание с самкой. После победы сильнейшего следует ритуал демонстрации покорности побежденных. Покорность самки, после некоторого её сопротивления, также усиливает любовное влечение самца. У удовлетворенного победителя активизируются силы для совершения полового акта. По-видимому, то, что завоевано в трудной борьбе, ценится больше того, что досталось без сопротивления.

Агрессия, по утверждению Лоренца, является существенной частью структуры, охраняющей жизнь [Лоренц К. Указ. соч., с.53]. Антропологи, наблюдавшие за жизнью обезьян, и зоологи, наблюдавшие за морскими слонами, отмечают, что агрессия внутри групп животных играет важную роль в организации питания и воспроизводства. Наиболее сильный самец демонстрировал повышенную агрессивность и, достигнув господствующего положения в группе, получал приоритет в сексуальных взаимодействиях. Самый агрессивный самец становился не только лидером среди сородичей, но и «первым любовником». Так его сила посредством энергии любви-агрессии передавалась потомству [Аронсон Э. Общественное животное. Введеие в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1999, с. 364].

Если признать, что сила агрессии всегда проявляется в паре с силой любви, то можно понять, как в ходе эволюции развивались вначале примитивные, а затем и всё более совершенные формы совместных действий и кооперативной деятельности животных: от простого спаривания для продолжения рода до создания семей из двух особей (например, некоторых птиц, млекопитающих), нескольких сотен (крыс) и нескольких сотен тысяч особей (муравьев, термитов, пчел). Человек тоже живет в поле действия этих энергий, и потому его естественные, так называемые, «животные» наклонности не так уж и плохи; но вот насколько они хороши для его жизни как общественного существа – большой вопрос.

 

Психолог и психоаналитик Ролло Мэй об агрессивности человека:

Не следует забывать о том, что, объясняя агрессию человека исключительно его биологической природой (следуя Фрейду или Лоренцу), мы рискуем видеть в человеке только его животные корни. Это было бы неверно. «Мы убиваем не по необходимости, но из-за преданности таким символам, как флаг и родина – мы убиваем из принципа. Таким образом, наша агрессия находится на другом уровне, чем у животных и, изучая животных, мало что можно узнать об этой исключительно человеческой форме агрессии» [Мэй Р. Указ соч., с. 189].

 

По мере выделения из животного мира росла мужественность человека, в основе которой была его растущая агрессивность. Если в период первобытного собирательства человек пассивно полагался на милость природы и питался ее плодами, то при переходе к активному формированию собственной среды обитания, стремясь уменьшить свою зависимость от мира стихий, он начал формировать совершенно новый, особый тип взаимоотношений с окружающим миром, а именно – стремление максимально полно контролировать происходящие процессы. Если человек до «грехопадения» всё отдавал на волю случая (удалось найти пищу – поел), то после «грехопадения» он предпочитал не рассчитывать на милость природы, а взять под собственный контроль ситуации жизнеобеспечения [Бескова И.А.Указ соч., с.71].

Поскольку после «удаления из рая» человек оказался в новом, незнакомом и враждебном ему мире, то, добывая «хлеб насущный», он «в поте лица своего» вынужден был противостоять этому миру, становясь всё более агрессивным. Со временем человек как вид стал обладать более высоким уровнем агрессии, чем другие живые существа.

Поскольку ничто животное человеку не чуждо, он не мог обходиться без агрессивных акций, которые в свою очередь порождали у него потребность в разрядке. Наши полудикие предки сдерживали свои агрессивные порывы настолько, насколько этого требовали конвенциональные нормы жизни сородичей, однако непрестанная борьба с чужаками из других племен, убийство, ритуальное съедание последних (как правило, с целью приобретения силы и мужества тех, кого поедали), а также бытовой каннибализм были составной частью этих норм. Агрессивность как базовая внутренняя характеристика, лежащая в основе растущей мужественности, была непременной составляющей эволюции человека. Мы, представители современной цивилизации, избавились от былой первобытной агрессивности, но взамен приобрели не только дружелюбие, но и неврозы. Было, например, обнаружено, что современные индейцы юта, лишенные привычного военного образа жизни, чаще, чем какие-то другие группы людей, страдают неврозами; причиной этого заболевания стала постоянно подавляемая агрессивность [Лоренц К. Указ. соч., с.153].

Еще Фрейд отмечал, что если не давать человеку излить свою агрессию, то это может вызвать напряжение. Энергия агрессии будет расти и в поисках выхода может привести либо к актам грубого насилия, либо – к психическим заболеваниям. Освобождаться от агрессивного напряжения, по мнению психоаналитиков, можно посредством катарсиса (от гр. katharsisочищение) – внутреннего очищения, наступающего в результате сильных переживаний и потрясений, или разрядки, «выпускания пара» при помощи, например, крика, громких ругательств или элементарного мордобоя.

Казалось бы, всё просто: стоит человеку выплеснуть свою агрессивность, и он освобождается от неё. Идея катарсиса очень привлекательна, но в последние годы психологи стали относиться к ней сдержанно. Дело в том, что катарсис действует лишь как средство для одномоментного снятия стресса, и он действительно может улучшить настроение, но не избавляет от самой враждебности. Имеются данные о том, что совершение первого акта агрессии против другого человека увеличивает отрицательные чувства агрессора в отношении жертвы и повышает вероятность повторных агрессивных действий в отношении нее [Аронсон Э. Указ. соч., с. 280].

С другой стороны, любовь, дружелюбие, стремление к кооперации являются теми качествами, без которых невозможно дальнейшее развитие общественных форм жизни и, в конце концов, сохранение видов. Еще русский мыслитель социолог Петр Кропоткин в начале ХХ века сформулировал «биосоциологический закон взаимной помощи», согласно которому животные (и люди) стремятся к объединению и гармоничному общежитию. Исследуя сообщества животных, Кропоткин отметил, что виды, у которых агрессивная борьба между особями не является доминирующей, а практика взаимной помощи стала привычной, неизменно оказываются самыми живучими, многочисленными и приспособленными к изменениям среды. Вывод ученого таков: взаимная помощь есть адаптивный фактор эволюции [Нартова-Бочавер Н. Психология личности и межличностных отношений. – М.: «ЭКМО-Пресс», 2001, с. 228].

 

Учитывая энергетическую основу любви и агрессии, можно сказать, что любовь есть способность одного субъекта (человека, другого существа) воздействовать в процессе биоэнергоинформационного обмена на другой субъект потенциалом своей любви-агрессии (потоком жизненной энергии).

Потенциалы энергии любви и энергии агрессии, вероятно, находятся в динамическом равновесии друг относительно друга, поэтому можно допустить, что в каждом отдельном условно равновесном состоянии системы количество действующей энергии агрессии должно уравновешиваться каким-то количеством противодействующей ей энергии любви.

Никакого развития без силы любви и противостоящей ей силы агрессии быть не может. Мы живем в условиях постоянного противодействия этих антиподов и нередко оказываемся втянутыми в их борьбу. Довольно часто, пытаясь усилить свое дружелюбие к внешнему миру, мы с изумлением замечаем, что непостижимым образом возросло недружелюбие если не к нам лично, то к нашему окружению. Пытаясь избавиться от агрессии, мы начинаем энергично бороться с агрессором, но нередко добиваемся обратного результата: агрессор еще больше свирепеет. Как быть?

Для человека нормально и естественно время от времени испытывать и проявлять агрессивность, прежде всего потому, что она, несомненно, является адаптивной видовой характеристикой. Не нужно стремиться уничтожать адаптивную (доброкачественную, по Фромму) агрессивность или уменьшать её силу; установлено, например, что неагрессивные молодые люди, никогда не совершавшие предосудительных проступков, рискуют достигнуть зрелого возраста с дефицитом агрессивности [Зеленский Н.Н. Невыносимая легкость насилия.//Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. – М. : «Когнито-Центр», 2006, с. 173]. Бороться нужно с деструктивной агрессивностью.

 

Противостояние агрессии

 

Запретить или искоренить агрессивность как таковую невозможно. Но можно и должно предотвращать или гасить антисоциальные агрессивные действия. Каким образом?

Современные педагогическая и психотерапевтическая практики с очевидностью показывают, что не нужно стремиться к тотальному уничтожению агрессивности. Это кажется парадоксальным, но означает всего-навсего признание того факта, что агрессивность – оборотная сторона любви.

Полагаю, что нужно наращивать общий потенциал жизненной энергии и превосходящей силой проявлений любви (её «положительных» проявлений) подавлять (или блокировать) злокачественную агрессивность, а также удерживать в разумных пределах энергию доброкачественной агрессивности. Нужно строить мир при помощи превосходящего положительного потенциала жизненной энергии. В практике педагогики это означает, прежде всего, следование закону первичности любви.

А что делать, если мы понимаем, что наши силы не превосходят силы агрессора или преступника? Не вмешиваться? Позволять убийце убивать, бандиту грабить? Издали молча наблюдать, как педофил насилует ребенка или пьяные подростки издеваются над бессильным стариком? Смотреть, как бандиты избивают близких вам людей? Разве этому учили нас наши предки? Думаю, нет. Со злом нужно бороться изо всех имеющихся у вас сил и возможностей, изо «всех сухожилий», невзирая на численное или силовое преимущество противника. Конечно, страшно, можно и погибнуть. Но и жить, осознавая, что мог и должен был хоть что-то сделать, но побоялся и ничего не сделал, – так жить – стыдно! Самый главный Миролюбец именно нам оставил заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин 15:13].

Следовательно, у адепта Любви нет права на ненависть или агрессию, у него есть только одно право и одна возможность – противопоставить силам ненависти силу своей Любви. А там будь что будет.

Конечно, человечеству известны и другие способы преодоления агрессии, в том числе – превосходящими силами агрессивности. Однако здесь и сейчас мы рассматриваем, прежде всего, возможности противостояния агрессии именно силами любви.

Возможно, в том и состоит непостижимая тайна любви, что она содержит в себе не только сладость жарких объятий, высшее сексуальное удовлетворение, нежность и тонкость духовного родства, счастье от того, что тебя понимают, готовность пожертвовать ради любимой самым дорогим, но – ещё и жажду обладания любимым существом, и эгоистическое желание причинять ему боль, как только узы любви начинают ослабевать, и необычайную жестокость при измене, вплоть до желания убить любимого человека. Трудно мириться с тем, что любовь значима только на фоне ненависти, а без ненависти она равнозначна бесполому существованию, существованию без ощущений, физическому несуществованию. Но – увы! – любви без ненависти не бывает.

 

Добрым быть труднее, чем злым: как правило, зло происходит просто при попустительстве человека, а для того, чтобы творить добро, нужны значительные усилия. Агрессия изливается из нас инстинктивно, без усилий, любовь же требует значительных энергетических затрат. Любящим быть намного труднее, чем нелюбящим.

Стать Человеком любящим (Homo amans), значит, – стать сильным, обладать особой внутренней жизненной энергией, способной одолеть агрессию. Сложность состоит еще в том, что и доброта, и любовь не всегда понимаются и принимаются людьми. Часто доброту принимают за слабохарактерность, а в бескорыстность и силу любви вообще мало кто верит. Между тем энергия доброты и любви при некотором старании и усилии человека может творить чудеса: сохранять миролюбие в критических ситуациях, усмирять злобных и сильных агрессоров, разрешать конфликты, подкреплять обессилевших и даже врачевать.

Таковы самые общие подходы к проблеме противостояния агрессии, в частности, сбережения и наращивания жизненной энергии (интегральной энергии любви) Человеком любящим (Homo amans).

 

Намного труднее и сложнее организовать борьбу с проявлениями насилия, агрессивности, межэтнической и межрелигиозной нетерпимости и вспышек терроризма в масштабах государства. Всем нам, обитателям нашей неспокойной планеты, хочется мира и покоя, и мы мечтаем когда-нибудь построить такое общество, в котором не будет никаких войн, но будут – всеобщее благополучие и спокойствие. Вот, какие пожелания на этом счет высказывает известный либеральный немецкий публицист, доктор философии Каролин Эмке: «Для просвещенной Европы имеет решающее значение оставаться и дальше светской, открытой, современной. Важно продолжать не только терпеть, но и продвигать культурное, религиозное и сексуальное разнообразие. Только в многообразии процветает свобода индивидуума, нестандартной личности, диссидента. Только в либеральной среде сохраняется пространство для противоречия, для сомнения в себе, а также ирония как признак неоднозначности».

«Только либеральное общество, которое мыслит себя открытым и плюралистичным, которое никому не диктует, как и во что веровать или не веровать, защищает индивидуальные убеждения …»

«Общество, которое определяет себя как открытое и инклюзивное и постоянно само себя с сомнением спрашивает, в достаточной ли степени оно таковым является, такое общество вызывает доверие и более защищено от любого нападения или отчуждения» [Эмке К. Против ненависти. – СПб.: 2024, с.218, 224, 226-228]

На первый взгляд, это – прекрасные мудрые конструктивные пожелания либеральным обществам «просвещенной Европе». Однако беда в том, что таких обществ ни в Европе, ни в остальном мире никогда не существовало и не существует.

К созданию миролюбивого эгалитарного общества всеобщего благоденствия вполне можно и нужно стремиться. Но такое общество либеральным быть не может, скорее всего, оно будет социалистическим (но без диктатуры пролетариата, диктатуры правящей партии и прочих диктатур).

 

Энергия любви-ненависти – то же, что жизненная энергия (ци, прана)

 

В некоторых моих работах, в первую очередь, тех, которые были опубликованы в сборниках «Живая лицейская педагогика» в 1999-2009 годах, давались определения понятия «любовь» как философской категории, которая представляет собой одно из начал жизни, противоположное другому – «вражде», или «ненависти». Два противоположных начала, два полюса, связанных друг с другом, – любовь и ненависть – рассматривались мною как два энергетических начала; эти два начала, будучи взаимосвязаны и взаимозависимы, действуют совместно, и на основе их единодействия рождается энергия, которая наши древние предки называли жизненной энергией.

Однако если исходить из того, что единодействующая энергия любви-ненависти на самом деле есть то, что мы привычно всегда называли любовью, то тогда надо признать, что любовь и есть жизненная энергия.

Поэтому дабы избежать терминологической путаницы, в настоящей работе приняты следующие уточнения. Понятие любовь, или интегральная энергия любви, равнозначно понятию жизненная энергия. Иначе говоря, два противоположных начала: первое – проявления всего того, что привычно называется любовью (эмптатия, собственно любовь, взаимопонимание, добротолюбие, приязнь, дружелюбие и т.п.) и второе – проявление враждебности, ненависти, агрессивност, – эти два начала, несмотря на антагонизм, действуют согласованно и в единстве рождают жизненную энергию, или любовь (интегральную энергию любви).

Согласно закону противоположностей, сформулированному еще древними Фалесом (VII-VI вв. до н.э.) и Гераклитом, и закону двойственности Эмпедокла, между противоположностями идет вечная борьба, которая есть закон существования и развития.

Энергетический потенциал развития действует: либо (а) в направлении организации, негативной энтропии, развития и поддержания жизни (в этом случае потенциал проявляется в силе любви, созидания, организации), либо (б) в направлении дезорганизации, энтропии, развития, хаоса (проявляется в силе агрессии, деструктивности, разрушения). Собственно, энергия любви-агрессии, или жизненная энергия, и может проявляться либо как сила созидания, либо как сила разрушения. То есть и созидание, и разрушение происходят с участием взаимодействующих между собой сил любви и агрессии. Совокупное действие этих сил приводит к возникновению процесса развития.

Такой подход основывается на позициях древних греков, которые признавали две первоосновы мира – Любовь и Вражду, утверждая, что с одной стороны действуют силы «с нежными чувствами» (Любовь, Дружба, Приязнь, Гармония, Афродита, Киприда, Веселие, Милость), с другой стороны – «кровавые», «гибельные» силы (Вражда, Ненависть, Война, Арес). В частности, Эмпедокл считал, что эти две силы смешиваются, и потому Любовь и Вражда «были прежде, будут после, и я не думаю, чтобы когда-либо в беспредельное время отсутствовала одна из них» [Досократики, с. 635, 689].

В традиционных космогонических представлениях древних китайцев мы встречаемся с аналогичным, но более системным видением интересующих нас проблем. Согласно этим представлениям созидательными началами всего сущего являются две противоположности – инь и ян. Благодаря движению инь и ян по Пути (Дао) появилась Вселенная и всё живое. Инь и ян – это взаимодействующие и взаимозависимые противоположные начала: положительный и отрицательный полюса, энергия созидания и энергия разрушения, энергии притяжения и отталкивания, энергии любви и ненависти. Инь и ян пребывают в единстве, но все же разделены подобно северному и южному полюсам магнита.

Согласно представлениям даосов, инь и ян, соединяясь в своем взаимодействии, дают начало потоку жизненной энергии ци, – который свободно движется по Пути (Дао), пронизывая всю Вселенную, каждую материальную («проявленную») сущность, в том числе, каждого человека. В результате движения ци поддерживается равновесие Вселенной. Свободное движение ци по энергетическим каналам тела, является основой жизни человека. Движение ци способно обеспечивать равновесие между инь и ян в организме, которое является условием поддержания здоровья человека.

Инь и ян по природе своей являются энергетическими началами и обладают потенциалами. Древние китайцы утверждали, что их энергия существовала изначально. Но все же попытаемся ответить на вопрос: а что является источником этой энергии? Какова природа субстанции, которая служит веществом энергетического мира, в том числе энергетической системы человека?

Многие современные философы отвечают на этот вопрос так: источником энергий может быть сознание. Сознание, извечно составляющее одну из основ нашего бытия, является универсальной силой: с одной стороны, это универсальная сила, которая участвует в создании структур, воплощающихся в физическом мире, с другой – это сила, продуцируемая самим человеком в процессе его эволюционного приспособления к специфическим новым условиям [Бескова И.А. Указ. соч., с. 104-105]. Если это так, то, надо думать, что человек в ходе адаптации к изменяющимся условиям и следования по Пути (Дао) мог сам формировать себя путем выделения из себя собственной универсальной силы – собственного сознания, которое способствовало генерированию его жизненной энергии.

Легендарный Лао-Цзы под Дао понимал источник жизни, «мать всех вещей», начало и конец всего. В 4-м стихе приписываемого ему трактата «Дао Дэ Цзин» говорится:

«Дао пусто (т.е. не имеет тела. – Н. П.),

но благодаря ему существует всё и

не переполняется…

Я не знаю, кто породил тебя,

похоже, что ты существовало еще прежде Небесного Владыки» [Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин (Книга о Пути и Силе). – Новосибирск: «Вико», 1992, с. 12].

Лао-Цзы учил, что Дао (Путь) есть одна из принятых человеком иллюзий, а какова реальность, неведомо, это – загадка. Всё, что необходимо путнику, избравшему Дао, это он сам, его жизнь [Лао-Цзы. Указ. соч., с. 86].

 Знакомясь с представлениями древних мыслителей о космогенезе и антропогенезе, мы убеждаемся в том, что любые биполярные явления рассматриваются ими как явления, несущие энергетический потенциал.

 

Шкала ци

 

Поскольку жизненная энергия (ци), или интегральная энергия любви, проявляется, в виде эманаций любви и агрессии, то, если бы мы смогли каким-то образом измерить величины этих эманаций, динамику их изменений можно было бы, вероятно, отразить на некоей (пока не существующей) шкале ци. И тогда изменение параметров ци выглядело бы на шкале ци как на термометре: например, изменение параметров в одну сторону показывалось бы на шкале как увеличение (уменьшение) ци в сторону проявлений любви, в другую сторону – как увеличение (уменьшение) агрессивности.

 

Жизненная энергия (ци) – то же, что психическая энергия

 

Если обратиться к учению Агни Йоги в изложении Елены и Николая Рёрих, то здесь мы встречаемся с такими понятиями, как энергия всеначальная, или психическая энергия. При внимательном рассмотрении выясняется, что это всё та же жизненная энергия. Елена Ивановна поясняет: «Психическая энергия называется энергией ВСЕНАЧАЛЬНОЙ, следовательно, она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями … психическая энергия в качестве жизненной силы разлита всюду, как ПРАНА … Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как все сущее в проявленной Вселенной, т.е. может служить добру и злу» [Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2-х т. Т. 1. – Минск: 1992, с. 272-273].

Психическая энергия считается первопричиной всего, она присутствует во всем [Агни Йога. В 3-х т. Т.3, Аум, 426.– Самара,1992], она пронизывает Вселенную и действует как единая великая сила, которая всё объединяет, всё творит и все разрушает [Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3-х т. Т. 2. – Рига: Виеда, 1991, с. 6].

Герметическая философия в интерпретации современного философа Джона Бейнса придерживается аналогичных позиций, считая, что любовь как универсальная энергия есть созидательная сила, действующая во всем Космосе и поддерживающая существование всего сущего во Вселенной [Бейнс Дж. Наука о любви. – М.: 1994, с. 190].

 

Круг наших рассуждений замыкается, и мы обнаруживаем, что понятия, которые относятся к различным научным, религиозным и эзотерическим учениям, выстраиваются в один ряд и обозначают одно и то же: любовь, жизненная энергия, ци, прана, всеначальная энергия, психическая энергия. Любопытно, что в учении Агни Йоги даются и другие синонимичные названия этой энергии: энергия живительная, энергия духовная, энергия жизненного начала, энергия нервная, энергия Кундалини, энергия божественная, энергия сердечная, энергия огненная, Агни, Атма, Дух святой и др. Однако природа этой энергии остается неизвестной человечеству.

 

Гпотеза

 

Подводя итоги сказанному, сформулируем некоторые положения нашей рабочей гипотезы:

– любовь, или интегральная энергия любви, или жизненная энергия проявляется в виде потока жизненной энергии (ци), образованного в процессе взаимодействия двух противоположных, но взаимосвязанных энергетических источников: источника энергии любви, условно называемого нами «положительным» и источника энергии агрессивности (вражды), условно называемого нами «отрицательным»;

– любовь, симпатия, приязнь, эмпатия, влечение к другому субъекту являются такими же естественными проявлениями жизненной энергии, как враждебность, агрессивность, неприязнь и ненависть;

– любовь, или интегральная энергия любви, или жизненная энергия есть всеначальная, или первородная энергия, которая является одной из первопричин эволюции жизни и Вселенной;

– любовь (интегральная энергия любви, жизненная энергия) присуща человеку с самого момента его рождения;

– человек тоже является генератором жизненной энергии (любви);

– интегральная энергия любви (жизненная энергия) у каждого человека по мере его развития может либо возрастать, либо угасать; во многом этот процесс зависит от самого человека;

– поток первородной жизненной энергии (любви), движущейся по непредписанному и непредсказуемому Пути (Дао), является животворящим потоком, который, если верить даосам, герметикам и Агни Йоге, пронизывает Вселенную, всю живую материю и поддерживает жизнь и здоровье в каждом человеке;

– поток интегральной энергии любви (жизненной энергии) одного человека оказывает биоэнергоинформационное воздействие на других людей. Биоэнергоинформационное воздействие интегральной энергии любви (жизненной энергии) на других людей и существ проявляется комплексно и одновременно как в виде «положительных», так и «отрицательных» (условно говоря) чувств, эмоций, произнесенных слов, мимики, взглядов, тактильных прикосновений, физических взаимодействий, запахов, биотоков и прочих способов и средств. При этом воздействие силы с преобладающим «положительным» потенциалом проявляется преимущественно в виде любви, симпатии, приязни, дружелюбия, миролюбия, а при воздействии силы с «отрицательным» потенциалом проявляется неприязнь, враждебность, агрессивность. Однако как не бывает любви без агрессивности и ненависти, так и агрессивности и ненависти не бывает без любви. Поэтому в каждом «положительном» воздействии может содержаться зародыш «отрицательного» и, наоборот, каждое «отрицательное» воздействие не обходится без «положительного».

Учитывая энергетическую основу любви, мы даем такое определение: любовь (интегральная энергия любви, жизненная энергия) – это энергетический потенциал субъекта, который проявляется в виде как «положительных», так и «отрицательный» эманаций, посредством которых он воздействует на других людей и существ в процессе биоэнергоинформационных контактов. Любовь проявляется в тяготении к другому субъекту, в интеграции с его энергией любви и направлении суммарной жизненной энергии на удовлетворение инстинктов (самосохранения, сексуального инстинкта, заботы о потомстве, общения), духовных потребностей, потребности в самореализации и, в конечном итоге, – на получение удовлетворения от самого процесса взаимодействия и соединения субъектов. Вследствие действия сил любви происходят созидательные процессы: упорядочивается и гармонизируется мир, улучшается организация, эволюционные процессы получают положительные импульсы, уменьшается энтропия жизненного пространства. Взаимодействие любящих субъектов усиливает эффект синергии, в результате чего увеличивается суммарный потенциал их жизненной энергии. Поскольку любовь (жизненная энергия), наряду с положительным несет в себе и отрицательный потенциал, между любящими людьми временами возможны и проявления ненависти и агрессивности, что может приводить к ссорам, размолвкам и враждебным действиям.

Поэтому нужно учить людей любви и их воспитание строить в соответствии с принципами и методами педагогики любви. Но это отдельная тема.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

10