На илл.: Валерий Скрипко на берегу Галилейского моря
1.
Шёл 2014-й год. Проезжая в автобусе вместе с другими паломниками по израильским равнинам в сторону Красного моря, в пути, я часто думал о странном светловолосом мальчике, который где-то в этих краях пас стадо овец и не догадывался о своей великой судьбе. Из всех героев ветхозаветных повествований о древней Иудее я любил Давида больше всех за искренность, душевность, глубокую религиозность! Жил этот Божий человек в очень непростое время! Читал я в «Ветхом Завете» про ужасы тогдашнего противостояния разных племен и народов, про вынужденную жестокость Давида, когда он стал правителем, читал и удивлялся суровости тогдашних нравов!
И всё же мне по душе был этот удивительный человек. Обладая непривычной для того времени человечностью, Давид сильно выделялся на фоне современников – верных слуг своих пороков. Но не давала мне покоя история встречи царя с замужней женщиной Вирсавией. Да, царь потерял голову от любви, хотя, кажется, не было никаких причин, чтобы её «терять». Могущественный правитель мог собрать со всего своего царства и взять в жёны множество очень молодых, невинных девушек, которые отличались примерным поведением и ждать появления на свет достойного наследника.
Как известно из «Ветхого завета», став властителем иудейского государства, царь Давид приказал привести ему еще несколько новых жен. В общем сложности они родили Давиду двенадцать детей. (Их имена названы во главе «Паралипоменон».) Но самый необычный из них по имени Соломон, будущий великий мудрец и правитель, строитель первого храма в Иерусалиме, рождается на свет в результате сложной комбинации обстоятельств и греховных страстей.
Чтобы завладеть чужой супругой, правитель Давид специально направил её мужа – одного из своих военачальников по имени Урий на верную смерть в самое опасное место боев, и тот погиб. Может, это всесильные Небеса внушали царю, что дело в особых качествах личности его новой возлюбленной. Поведение Вирсавии было зашифрованным посланием Давиду о любви, которой хотел сам Создатель. Версавия не так ходила, не так улыбалась, как сотни многочисленных любовниц Давида, которых для него тщательно выбирали дворцовые знатоки. И каждое движение новой возлюбленной отзывалось волнением в сердце великого царя.
Во время недавнего паломничества по Святой Земле, оказавшись вместе с нашей группой возле башни Давида, я спрашивал нашего гида:
– Михаил Николаевич, может, вы знаете, где была эта роковая для царя баня?
Наш гид задумчиво ответил:
– Точно сказать не могу. Царя трудно было удивить внешними данными. Здесь была какая-то тайна из области физиологии или еще чего-то. Это явление очень сложно для понимания.
Я до сих пор не могу забыть один из лучших кадров о любви из фильма «Ликвидация». Там перед стиркой героиня прижимает к лицу рубашку своего возлюбленного, с наслаждением вдыхая запах пота любимого мужчины. Это приметы настоящей любви. Здесь даже запахи, да и другие приметы – это особые знаки, которые посылает некая неземная сваха.
Царь впоследствии горько сожалел об том, что разрушил семью Версавии. Стон души, мучения совести он воплотил в проникновенный псалом, который значится в сборнике псалмов под номером 50.
Потомки читали Псалтырь, сочувствовали автору псалма, но некоторые из них недоумевали: почему встретились два грешных человека – Давид и Версавия, и стали счастливыми родителями мудрейшего царя Соломона? Ответ дан в другом ветхозаветном тексте, где сказано, что Господь послал к новорождённому мальчику пророка Нафана, который огласил его имя Иедиа, что значит «Возлюбленный Богом».
Ничего не приходит на ум, кроме одной мысли: значит, такого гения, как Соломон, на Небесах решено было создать именно таким образом. И поэтому Бог простил родителей-прелюбодеев, дал им впоследствии еще много радостей и благ.
Нам, земным людям, знающим только результат Божьего замысла, и вовсе не пристало осуждать Давида и Версавию. Осуждая, мы впадаем в заблуждение героя древней «Книги Иова», который высказал Богу своё мнение о том, что мир управляется неправильно. И получил закономерный ответ: где был ты, когда я основал землю? Научи, если обладаешь ведением! Кто положил меру ей, когда знаешь…(1)
Иов подумал над вопросом Создателя мира и успокоился, стал верой и правдой служить ему.
Святитель Григорий Богослов считал, что существует три типа религиозно-нравственной жизни. Носителей этих типов он назвал: рабы, наёмники и сыновья. Раб боится побоев, наёмник одно имеет в виду: что-то получить. «Если стоишь выше раба и наёмника… стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить – угодить Отцу само по себе награда». (2)
Так думал и поступал Давид – верный сын Божий. Оставил бы его Отец Небесный пастухом овец, Давид был бы рад и такому дару Отца. При этом, как сын Его, по сыновьи любил, и постоянно отца благодарил за то, что дал возможность видеть солнце, радоваться кувшину холодной воды в жару и куску горячего хлеба.
Пример такой неприхотливой жизни нам сейчас показывают бедуины. В пути следования автобуса с паломниками по Святой земле нам встречались небольшие посёлки, где они жили. Вместо домов у бедуинов были сооружены навесы на столбах… без стен. А под навесами – всё необходимое для семьи. Остаётся гадать: как можно существовать в таком «жилище» в зимний период?
Так же когда-то и пастух по имени Давид вставал с восходом солнца и шёл пасти овец, принимая с благодарностью всё, что дал ему любящий его Бог! В своё время, если бы он волею судьбы остался здесь жить, была бы у пастуха единственная супруга – верный помощник во всём. Жена пастуха казалась бы ему слаще всех многочисленных наложниц, которых он много лет спустя познал в царском дворце. Любимая женщина, единственная в своём роде, была бы праздником души и тела простого пастуха! Он бы жил в ней, своей возлюбленной, и она жила в нём. В него как бы добавилась еще целая половина любящего существа, и они стали единым живым созданием. (Я беру смелость так утверждать, прожив со своей женой 51 год. Царствие ей Небесное!)
2.
Этого подлинного счастья не было у царей, которые заводили целые гаремы наложниц, надеясь обрести его в обильном любовном общении, но попадали в дьявольскую ловушку греха, который мог дать только физическое пресыщение, опустошающее душу!
Царь Соломон в своём «Экклезиасте» ярко выразит свое отрицательное отношение к женщинам, которых он познал достаточно, чтобы делать какие-то выводы. Чтобы иметь более полное представление о женской половине человечества, Соломон приказал доставлять ему наложниц самых разных национальностей из разных стран. И каков же вывод: «И понял я, что горше смерти женщина, потому что она сеть, и сердце её силки, руки её оковы, добрый перед Богом спасётся от неё, грешник уловлен будет». (3)
Но этот ошибочное мнение мужчины, который думал, что ищет любовь, а на самом деле искал работниц для учреждения сексуальных услуг, которое в старину называли гаремом. А там – другие правила, другая игра интересов и самолюбий. Там всё идёт от гордыни и повреждённого ею ума.
– Любви нет! – орёт гордец, с помощью власти или денег превративший женщину в покорную рабыню. – А для тебя и не будет! – отвечает Господь. – Не там ты ищешь её.
Соломон верно заметил, что добрый перед Богом спасётся от неё, грешник уловлен будет». Правда, рассуждая так, сам своего гарема не разогнал, оставил его обитательниц жить как прежде, в поиске царских выгод и удовольствий.
Соломон, хоть и мудрый для своего времени человек, тут выбрал заведомо негодный путь грешника, который будет «уловлен». И поддался мудрец с разгорячённой плотью этому дьявольскому обману. Образно говоря, сам стал играть по чужим правилам, сам лез в эти «силки» и «сети», но обиделся не на себя, а на женщин, которые по своим качествам такие нехорошие, что не смогли дать ему подлинной любви. Не там искал её царь!
Согласно преданиям «Соломон полюбил много чужестранных женщин, и, когда состарился, склонили его жены к другим богам. Стал царь Соломон служить Астарте –богине сидонской, построил капище Хамосу, богу моавитскому, и Молоху-богу аммонитскому». (4)
Так сластолюбец-царь своим жёнам угодить хотел, чтобы получить от них еще больше удовольствий за то, что присоединился к их служению идолам! Но сделал только хуже своей душе.
И нам, потомкам, этот самый премудрый Соломон дал неверное направление мыслей в оценке характера взаимоотношения полов. Благодаря греховной жизненной практике, и мы через много веков стали повторять те же ошибки сластолюбцев древности. И мы вместо любви ввязывались в состязание гордынь и тщеславий с очень одарёнными в этом отношении женщинами, и так же разочаровывались в них, как «всезнающий» Соломон. Очень жаль красоту, которая дана капризному, дёрганному созданию.
Был бы Соломон действительно премудрым, взял бы в жёны повзрослевшую девушку из добропорядочной иерусалимской семьи, может быть, ту, которая ему нравилась, когда он юношей бегал по улицам. Женился бы, да прожил с ней всю жизнь! Вот было бы счастье, и по поводу женских качеств никогда бы не заморачивался. Разочарование в женщинах вообще Соломон «организовал» себе сам, сосредоточившись только на плотских достоинствах женщин своего гарема. Духовных качеств своих подруг он, скорее всего, так и не узнал. Да в этом заведении – и не к чему!
Опыт веков показал, что женщину к настоящей любви и созданию счастливой семьи надо специально готовить. Для того и существуют строгие нравы восточных народов с их очень серьёзными ограничениями свободы передвижения и общения. У нас, в России, тоже был своеобразный семейный устав под названием «Домострой». Здесь главная цель одна: созданием соответствующей обстановки в быту – не дать дьяволу будить зверя гордыни в женщине, в будущем чьей-то подруге или жене, не позволять этому «зверю» вести «игру» самолюбий для захвата власти над своим избранником, не дать «проснуться» в её сознании всего набора мерзких отрицательных качеств, которыми для каких-то целей наделил женщин Создатель. И тем самым, лишить возможности бесам чувствовать себя, как дома, в её красивой голове. Строгие ограничения в общении очень необходимы для её же блага.
Этот многовековой опыт также полезен и мужской половине человечества, часто страдающей теми же душевными недугами. Беда в том, что для достижения здесь положительного результата, многим народам надо перестраивать все свои общественные отношения, многие законы, многие нравственные правила и обычаи. Особого энтузиазма заниматься этим до сих пор не наблюдается: лидером в большинстве человеческих сообществ по-прежнему является тщеславный, волевой человек.
Историк-марксист Эдуард Фукс, изучая историю нравов, классифицировал разные эпохи, где женщина кем только не была: и рабыней, и гетерой, избалованным предметом роскоши, «терпеливой машиной для деторождения», и «домашним вьючным животным». Историк обнаружил даже такие эпохи и классы, «в которых муж и жена становятся верными товарищами, рука об руку поднимающимся по крутым тропинкам жизни навстречу её более высоким целям». (5)
Но ни дат этих особых, образцовых «эпох», ни благополучных «классов» историк не называл. Возможно, где-то в сельской местности, среди тружеников и встречались такие немногочисленные прекрасные семьи, но трудно представить подобные супружеские отношения в городах, где любовь становилась или разновидностью товара, или средством для удовлетворения своей гордыни каждым из супругов.
Как только не эксплуатировали люди этот сильнейший повод для соблазна и, чаще всего, себе во вред, судя по печальным последствиям.
Двадцать первый век вообще золотой век для всех форм греха вокруг такого явления, как любовь. Обитательницы гарема Давида даже не мечтали, что плотское наслаждение превратиться для большинства потомков в главную цель в жизни, в своеобразную религию. Научно-технический прогресс «разогреет» аппетиты человека-потребителя во взаимоотношениях полов до максимальной степени, точнее, до абсурда!
3.
Наша группа паломников живёт в Вифлееме, городе, где родился Иисус Христос. Город – палестинский, город, где мусульман большинство, и в нём редко можно встретить женщин на улицах, в сфере обслуживания. Горничными в нашей гостинице служат молодые парни, готовит еду в столовой тоже мужской персонал.
Спокойно и тихо в городе, где жители сознательно не дают «разгуляться» сатане, который использует женскую красоту ради своих целей. В странах развращенного Запада, да нынче и в наших мегаполисах, эту красоту превратили в самый ценный «товар». Как стервятники добычу, рвут её соперники друг у друга. Но этот рынок «любви», «игрища» тщеславия и ненасытности опасны тем, что пробуждают, развивают и совершенствует в женщине те отрицательные качества, от проявления которых потом страдают обе стороны любовных отношений, и за что обладательниц женских чар много веков ругают и проклинают.
Эйлин Рибейро в своей книге «Мода и мораль» верно заметил: «в церкви женщины слушали проповеди, изображающие их глупыми созданиями, чересчур склонными к тому, чтобы следовать зову плоти, и подверженными гордыне и тщеславию.
Одна из традиционных тем поэзии ХIII века – непостоянство женщин и их корыстная натура. (6)
Так и хочется спросить: строгих критиков-мужчин, а какое счастье вы хотели получить от женщин, если веками только тем и занимались, что старались заманить их в свои «сети» и «силки» самыми негодными средствами, всякими соблазнами и подарками, постоянным обращением к их отрицательным качествам натуры, которые потом будите проклинать?
(Но, похоже, потомки никаких полезных выводов из нашего общего прошлого не сделали. Дело хозяина иерусалимского гарема-царя Соломона в последующих поколениях живёт и побеждает.)
Никто не обращает внимания на последствия служения греху в виде пустоты в душе и разочарования в любви.
Название знаменитой «Книги Экклезиаста» в переводе означает «проповедник в собрании». Что положительного может проповедовать о любви, о женщинах проповедник, который основывает свои выводы на отрицательном опыте общения, на сексуальной патологии гарема? (Да простят нам медики использование их термина.)
Святоотеческая литература ввела понятие, которое считается таким же необходимым для верующего, как смирение и способность к покаянию. Это – внимание к себе, к своей душе. Большинство правителей многие века жили, особо не задумываясь о греховности своих поступков. Как их предки, они были жестоки и охочи до земных благ! На их примере потомкам можно было понять, что эта охота часто заканчивается позорным рабством у своих страстей.
Давид по самой глубинной своей сути был другим. Его душа была способна всё время чувствовать Бога, отзываться на его обращения. И постоянно прислушиваться к себе: правильно ли он думает, действует ли он в соответствии с Волей Божьей!? И когда земная жизнь затягивала его в очередную авантюру, он потом долго страдал и отчаянно пытался снова заслужить прощение своего Небесного Отца.
Возможно, в момент искушения шептал ему на ухо падший ангел по имени сатана: ты властелин, ты можешь себе позволить всё, что ты хочешь! Здесь легко совсем потерять себя, стать бездумным, бессердечным существом.
Давид, может быть, второй человек в древнем мире после Авраама, у которого с Богом была живая духовная связь! Он оставил нам урок: можно грезить и оступаться, но надо, очнувшись от греха, как болезни, всё время возвращаться к себе, прислушиваться к себе, всеми силами пытаться вернуть счастливое духовное состояние присутствия Любви Божьей в своей душе! При этом, не гордиться, не приписывать себе никаких заслуг в любом успехе, в любой удаче.
Законы мира жестоки и непонятны. Человеческая гордыня часто оскорблена на них и не хочет им подчиняться. А Давид не отчаялся, не обозлился. Он оставался преданным сыном Божьим и любил народ свой.
4.
А вот и Галилейское море. В окнах автобуса синеет водная гладь. В одной из статей я вычитал, что не так давно здесь на дне нашли полуразрушенную временем лодку, на которой плавали рыбаки I века н.э. В здешних местах в те времена вряд ли было более ответственное занятие, чем рыболовство на Галилейском море. Будущие апостолы были кормильцами в своих семьях, их опорой во всех других делах. Отсюда и очевидные опасения рыбака Симона, будущего апостола Петра и других рыбаков, которые явно переживали за своих родных. В Евангелии от Марка это чувствуется в словах Петра: «…вот мы оставили всё и последовали за Тобою».
Иисус Христос утешает Петра: «…истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия.
И не получил бы ныне, вовремя сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».
В интернете можно найти описание раскопок на месте Древнего города Капернаума, где жили будущие апостолы. Их жилища очень напоминали пещеры, где когда-то селилось множество домочадцев: молодёжь и старики, женщины, дети, домашние животные. Археологи нашли в этих пещерах обычную утварь, которая была в жилищах всех галилейских рыбаков того времени.
Мы не знаем, как выживали домочадцы тех семей, которые покинули рыбаки, чтобы пойти на служение за своим учителем – Иисусом Христом.
Евангелист Марк не даёт даже краткого описания материального благополучия этих семей до и после встречи со Христом. Нет никаких археологических доказательств, что жилища семей апостолов отличались каким-то особенным благополучием после того, как сами апостолы отправились с проповедями по Святой Земле.
Но ведь жили члены их семей под Божьей защитой, а, значит, лучше, чем прежде! Духовно – лучше! Всё вокруг в их преображённом сознании стало другим, праздничным!
И в вечность ушли, как желанные гости Небес!
Полное, безграничное Доверие к Богу – вот второй урок для нас верующих, на этот раз из Нового Завета.
Прочитав священные тексты, мы узнаём, что апостол Пётр стал первым епископом в Риме и, руководителем христианской общины. Но, даже не зная многих подробностей, можно с уверенностью сказать, что первым христианам жилось несладко в столице язычников в материальном отношении. И всё же, их жизнь была необычайно богата духовным содержанием, борьбой за веру христианскую. Она прошла в проповедях и молитвах!
Это было время, о котором историк религии Лев Тихомиров писал: «Царство зла мало по малу расширяется в особое царство, вступающее в борьбу с Царствие Божьим. С пришествием Спасителя Царствие Божье приблизилось к людям, и, хотя лишь частично осуществилось, но уяснило в возможной для нас степени своё содержание». (7)
В столице Римской империи тогда было полно всяких «чародеев» и предсказателей.
Священник Фаст в своей книге приводит одну историю: «В Риме проповедовал апостол Пётр. Там же некий Симон выдавал себя за «силу божью» (с ним женщина Селена, которая называла себя «Премудростью Божией»).
Они путешествовали по империи, смущая людей.
«Симон в присутствии императора Нерона обещает вознестись на небо. Симон действительно оторвался от земли и летал по воздуху. Апостол Пётр горячо молился, чтобы Господь посрамил это бесовское действо….
Симон Волхв упал с высоты на землю, разбился и умер в мучениях». (8)
Как утверждают некоторые историки, раньше имя Пётр (что означает камень) никому из людей не давали. Иисус Христос первым назвал так своего апостола Симона.
Господь знал, что для галилейских рыбаков служение Вере лучше их прежней жизни на берегу Геннисаретского озера! Она приобрела высший смысл и значение. И они были по-настоящему счастливы!
Постепенно христианин начинал приобретать опыт христианской жизни, «узнавать совершенно по-новому людей, самого себя, жизнь и, само главное, узнавать, хотя бы как-то, в маленькой, ограниченной степени, Бога». (9)
Примечания
1) глава 38 «Книги Иова». стр. 349 «Ветхого Завета» 2-я книга царств.
2) Без церкви нет спасения», Сретенский монастырь, издательство «Знамение».
3) Экклезиаст. Глава 7. стр. 209.
4) «Библейские легенды». Из-во Интерэкспресс,1992 г.стр.132.
5) Эдуард Фукс. «Иллюстрированная история нравов», Москва. издательство «Республика»,1993 г. стр.23.
6) Э. Либейро. «Мода и мораль», Новое литературное
обозрение. Москва.2012 г. Стр.46
7) Лев Тихомиров. «Религиозно-философские основы истории». Москва. ФИВ, 2015 г. стр. 43.
8) Протоирей Геннадий Фаст. «Кто же сей»? (Книга об Иисусе Христе). Издательство «Никея», 2013 г. стр. 339.
9) Игумен Нектарий (Морозов). «Душа», православный сборник для всех. Стр. 31.