Николай ХРИПКОВ. Безответственное слово

На илл.: Владимир Соловьев

Помните хрестоматийное: «Словом можно убить, словом можно спасти, / Словом можно полки за собой повести»?

Каждый человек несет ответственность за свои слова, даже тогда, когда он не хочет признавать этого. «Не надо с меня спрашивать. Ведь это просто болтовня. Ни к чему не обязывающий пустячок».

То, что для одних пустая болтовня, ни к чему не обязывающая, для других может отозваться болью и сильными переживаниями, а то и глубокой душевной раной.

Каждый человек несет ответственность за свои слова, как и за свои действия, ибо слово – тоже есть действие.  Но во много раз эта ответственность возрастает, когда речь идет не о рядовом человеке, но от таком, от которого зависит состояние других людей, материальное и ментальное. Это относится, прежде всего, к политикам, чиновникам, журналистам. Посмотрите, с какой тщательностью подбирает слова наш Президент, порой мы видим, как он старается подыскать единственно правильное слово. Ему часто приходится отвечать на вопросы журналистов и рядовых граждан. Он не знает, с каким вопросом к нему обратятся в следующую минуту. И вопросы бывают очень острыми. Президент не торопится с ответом, он подыскивает правильные слова, которые бы адекватно отражали его позицию и в то же время были искренними. Он не старается уйти от ответа, лавировать, превратить всё в хохму. Это уже искусство, талант, мудрость, свидетельство честности и ответственности за каждое произнесенное слово.

А порой из уст наших «рулевых» мы слышим такое, что вызывает возмущение тысяч, миллионов людей. СМИ разносят эти высказывания, и они уже становятся достоянием общественности.

И еще одна категория людей, чьи слова несутся по всей стране, тиражируются, распространяются, формируют общественное мнение – это журналисты.  В последнее время очень популярным на телевидении стал жанр полит-шоу, когда в студию приглашаются эксперты и политики, и они ведут разговор по самым острым вопросам, которые волнуют всё общество. Разумеется, эти программы получили большую популярность у телезрителей.  Почти каждый канал обзавелся таким шоу, даже такой, казалось бы, далекий от политики спортивный канал «Матч». А разве болельщикам ничего, кроме спорта, не интересно?

Можно уже выстраивать рейтинг таких программ. Но если выстроить антирейтинг, я бы (это мое субъективное мнение, и я его никому не навязываю), то первое место по праву занял бы «Вечер с Владимиром Соловьевым». Кто-то с этим, конечно, не согласится.

Программа идет по каналу «Россия-1». Начинается поздним вечером в двенадцатом часу и заканчивается глубоко за полночь. Идет с понедельника по четверг, и в воскресенье «Воскресный вечер с Соловьевым». Поэтому ее вряд ли смотрят «жаворонки», то есть те, кому рано вставать на работу. Скорей всего, смотрят пенсионеры, отпускники и те, кому не надо вскакивать ни свет ни заря. Так что все разговоры о том, что Соловьева смотрит чуть ли не вся страна от мала до велика, одно из проявлений мании величия ведущего.

Владимир Рудольфович Соловьев – человек, несомненно, талантливый и трудолюбивый. Кроме телешоу, он ведет радиопрограмму, которую тоже скромно назвал своим именем «Соловьев-лайф».

Написал несколько книг, регулярно выезжает на фронт, берет многочисленные интервью, в том числе и у высокопоставленных лиц. Порой удивляешься, когда он всё успевает делать. За однозначную проправительственную позицию получил прозвище «кремлевского пропагандиста». На него наложены санкции США и Евросоюза.  Так было не всегда. Свою журналистскую деятельность он начинал в либеральных изданиях и выступал на «Эхе Москвы» и на «Дожде», разделял взгляды оппозиционеров.

Сейчас он гневно обличает тех, кто работает в этих медиаструктурах, обличает сторонников Немцова и Явлинского, к которым и сам принадлежал в одно время. О своем либеральном прошлом никогда не вспоминает.  Пожил он и в Штатах, где учился и сам учил. Приобрел виллу в Италии. Но несколько лет он «невыездной».

Главное его детище – вечерняя телепрограмма «Вечер с Владимиром Соловьевым», где он в полной мере проявил свои таланты и сомнительные достоинства.

Программа задумывалась как политическое шоу, где эксперты обсуждают злободневные события. Обсуждают их долго, от передачи к передаче, пока событие не потеряет свою злободневность и не будет вытеснено другими.

Долгое время держалась тема Белоруссии, когда у страны возникли трения с Россией из-за цены на газ. «Батька» Лукашенко заявил, что они могут обойтись и без России и стал поворачиваться к Западу. Но после попытки госпереворота, устроенного Западом, когда существующая в Белоруссии власть была поддержана и спасена российскими властями, «батька» снова стал мудрейшим политиком и лучшим другом России. И тема Белоруссии сошла на нет.

Какое-то время продержался в центре событий Казахстан в связи с известными там событиями. Но вот уже несколько лет основной темой является Украина. Другие темы мелькают, но особенно на них не останавливаются. Они второстепенны.

Быстро сложилась стилистика шоу. Первое и самое главное – это диктат Соловьева, который неоспорим и ему беспрекословно должны подчиняться все участники шоу. Но он старается преподнести себя как диктатора всезнающего, мудрого и остроумного, шутки которого, он уверен, должны мгновенно тиражироваться. 

Ни один из ведущих других политшоу не назвал программу своим именем. Им хватило такта и скромности не делать этого. Но такие качества у Соловьева напрочь отсутствуют.  Соловьев, называя шоу своим именем, тем самым подчеркнул, что это моё, моя собственность и поэтому здесь всё я решаю, и все должны мне беспрекословно подчиняться. Все подчиняются тем порядкам, которые я установил. Никакая самодеятельность не только не допускается, но и жестоко наказываются.

Этот порядок подчеркивает и красно-черный дизайн студии. Сам ведущий в неизменном френче полувоенного образца, почти такого же, как у Сталина, только что без отложного воротничка. Соловьеву нужно показать, кто в доме хозяин.

Состав участников шоу давным-давно не меняется. Иногда мелькнет новое лицо, но долго не задерживается. Какие-то оппозиционеры-диссиденты здесь уже не могут появиться, как это было на первых порах.  Они доводили ведущего до белого каления, и он собственноручно или при помощи охраны вышвыривал их из студии, и больше там они уже не появлялись. Остался Василий Бакаров, бывший украинский политик, но он уже свой, московский, ручной и к тому же мальчик для битья и ехидных шуточек, на которые он привык не обижаться и не отвечать. 

Большую часть экранного времени занимают собственные монологи Соловьева, к тому же он постоянно перебивает говорящих, вставляет свои реплики, шуточки, которые только ему одному кажутся ужасно остроумными, ёрничает, передразнивает и пародирует политиков Запада, сплошь представляя их полными ничтожествами.  

У Соловьева сложился панк-стиль, особенность которого хамство, невоздержанность, потоки базарной брани, которая балансирует на грани нецензурщины. Тут его словарный запас весьма велик. И такое впечатление, что он регулярно пополняет его, посещая злачные места. Если речь заходит о западных политиках, у него начинается словоизвержение, где самые невинные слова «говнюк» и «говноед». Тут он в площадной брани виртуоз, это его стихия.  Никаких правил этикета, он не может сдержать себя. Но назвать подобное праведным гневом язык не поворачивается. Для панка не существует приличий. Он бросает вызов, говорит гадости, издевается, не щадит ушей слушателей. Для Соловьева такими объектами издевательств являются все враги режима, и зарубежные, и отечественные.

Дискредитация противников идет по трем линиям. Первое. Они полные кретины, дебилы, маразматики, от которых, конечно, ничего путного и ожидать не приходится. Второе. Они моральные, нравственные уроды, извращенцы, богохульники. Поэтому они отвратительны и мерзки. И ничего, кроме брезгливости, не могут вызвать. Третье. И физически уродливы. Старшие всегда говорят детям, что нельзя смеяться над физическими недостатками других людей. И вообще надо делать вид, как будто их и вовсе не существует. Но Соловьеву, наверно, не говорили об этом. Он их находит на ровном месте. Вы ничего не видите. Ан нет! Оказывается, что вы очень ненаблюдательны. Враждебный России политический деятель должен обязательно обладать и уродливой внешностью.

Министр иностранных дел Украины как-то назвал канцлера ФРГ Улофа Шольца «ливерной колбасой». И Соловьев с азартом подхватил это. И теперь, как только речь заходит о канцлере, он непременно вворачивает это прозвище.

Генсек НАТО у него плоская селедка. При упоминании украинского журналиста Гордона у Соловьева сразу появляется рифма, означающая просторечное название средства предохранения. Ну, а поскольку у Гордона лысый череп, то соловьевская фантазия ассоциирует его с мужским половым органом. После чело следует пространная филиппика с самыми бранными характеристиками. Зеленскому он постоянно напоминает, как он играл на пианино причиндалами. Всех западных политиков Соловьев подает как законченных уродов и полных идиотов. И кроме площадной брани он в их адрес ничего не высказывает.

Не щадит он и политиков-дам. Все они у него физически уродливы, по сравнению с которыми Баба-Яга – эталон красоты, и страдают крайним скудоумием или вообще отсутствием ума.

Свою особенность Соловьев видит в том, что он еврей. Как известно, он один из руководителей еврейского конгресса в России. Это предмет его особой гордости, граничащей с тщеславием. А как же! Он принадлежит к избранному народу и постоянно напоминает об этом, чтобы не забывали, кто перед ними – избранный представитель богоизбранного народа.

Такие постоянные напоминания вряд ли уместны. Вы можете представить художника Левитана, который бы на каждом углу кричал о «моем народе», имея в виду еврейское происхождение.  Левитан – великий русский художник. Но надо сказать, что после зверств Цахал в секторе Газа, Соловьев уже крайне редко говорит о «моем народе» и дифирамбов Израилю не слагает.

На политшоу Соловьев принес элементы кривлянья, обезьянничанья, что для серьезной программы выглядит довольно странно. Причем, как говорится, берегов он не знает. Как дети передразнивают других людей, коверкая язык, так и Соловьев не чужд этой детской забавы.  Если речь заходит о Германии и немцах, он начинает лаять, подражая Гитлеру. Получается у него это плохо и не смешно. В конце концов, это оскорбительно для целого народа. На немецком языке не только Гитлер и главари третьего рейха произносили речи, но писал и Гете, и Шиллер, и великие немецкие философы. Но как-то до Соловьева не может дойти простой факт, что не бывает плохих и хороших языков. Если речь заходит о прибалтах и финнах, то он непременно начинает тянуть гласные, считая это чрезвычайно остроумным и артистичным. Эффект получается обратным. Он только раздражает зрителей своим кривляньем, которое выглядит не совсем уместным для передачи, что претендует на серьезную аналитику.

Звучат постоянные заявления о необходимости восстановления СМЕРШа, который бы он возглавил. Вот тогда бы, уверен Соловьев, в пятой колонной было бы покончено раз и навсегда.  Он предлагает вешать предателей прилюдно. Надо, чтобы их трупы висели днями и неделями в самых людных местах, чтобы было неповадно другим. Если бы это было даже шуткой, то шуткой очень глупой. Но он-то говорит это всерьез.  Это что? Это как назвать? А постоянные призывы к атомной бомбардировке европейских и американских городов? Или Соловьев уверен, что можно это делать безнаказанно, не получив ответного удара?

Еще Соловьев уверен, что все западные политики непременно смотрят его программу. Бросают все дела и прилипают к телевизорам. Поэтому он обращается к ним напрямую, а некоторых даже вызывает, как купец Калашников, на поединок, обещая начистить рыло. Вот такой он боец!

Так что остается поздравить Владимира Рудольфовича с созданием нового телевизионного стиля. А вот телевидение как-то не хочется поздравлять с этим сомнительным ноу-хау. Пожелать успехов соловьевской программе язык не поворачивается.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2024

Выпуск: 

11