На фото: Л.Е. Эпштейн
Начало пути
Родился Лев 2 августа 1919 года в г. Орша Белорусской ССР в семье служащего. В 1928 году переехал с родителями в г. Минск, где пошел в школу и на протяжении десяти лет учился только на отлично, приобретя много закадычных друзей-одноклассников, связь с которыми поддерживал всю жизнь. В октябре 1938 года Лев был призван в ряды Советской Армии. В Ленинградском военном округе он учится в школе младших командиров 201-й Воздушно-десантной бригады имени С.М. Кирова.
Великая Отечественная...
В 1939–1940 годах в составе воздушно-десантной бригады Лев Эпштейн участвовал в войне с белофиннами. Когда в июне 1941-го началась Великая Отечественная война, 19-летним старшим сержантом сразу попал на фронт, где был ранен, контужен в бою и вынесен из кромешного пекла так и неизвестным ему, по предположению, затем сразу погибшим солдатом.
Месяц Лев Ефимович находился на излечении в госпитале в г. Боровичи Новгородской области, а после выписки вновь направлен на фронт.
Учитывая прошлый опыт, весной 1942 года попал в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк 2-го гвардейского авиационного округа в качестве инструктора парашютной подготовки летного состава. Приходилось непросто: теснота, грязь, сырость, а парашюты нужны сухими и их надо сложить так, чтобы не «заело» при прыжках и любой из них безотказно раскрылся, каждый парашют непременно проверялся: иначе нельзя – ведь и новый самолет тоже нуждается в испытании.
С момента образования в 1942-м и до победы в 1945-м полк, в котором служил Лев Ефимович, был задействован в обороне коммуникаций, проходящих по Ладожскому озеру, действовал в районе Ленинграда, а также привлекался ко всем операциям, проходившим в этом регионе: в сентябре-октябре 1942-го поддерживал действия наземных войск в районе Шлиссельбурга, Невской Дубровки; в январе 1943-го – в прорыве блокады Ленинграда, в феврале этого же года – в проведении частной Красноборской операции, летом – прикрывал мосты через Волхов, участвовал в Мгинской наступательной операции; в январе 1944 года принимал участие в Ленинградско-Новгородской операции, а в июне – в Выборгской наступательной операции, а также в налёте сил ВВС Балтийского флота на Котку, в результате которого был потоплен крейсер ПВО «Ниобе». В задачи полка входила очистка неба от истребителей противника до подхода бомбардировщиков и штурмовиков. Части, в которых служил и Лев Эпштейн, называли иногда «привилегированными»: они находились дальше других от линии фронта, паек был больше и даже сто граммов спирта полагалось. Зато здесь равно рисковали все: и рядовые, и командиры. Всем приходилось прыгать с парашютом, а значит, быть постоянно в форме.
...Спустя годы после войны, просматривая фильм «Живые и мертвые», Лев Ефимович отчетливо представлял «дорогу жизни» через Ладожское озеро, по которой везли продукты в Ленинград ночью, а иногда даже и днем, когда все как на ладони, и испытывал мороз по коже от одних воспоминаний...
Несколько раз он работал по заданию штаба партизанского движения. Сначала в Ленинграде готовилась группа десантников, их обучали, тренировали, а потом самолет шел ночью через линию фронта в заданный район: били зенитки, метались лучи прожекторов, но не так просто сбить самолет ночью...
На фронте Лев Эпштейн обрёл замечательных друзей – это был спаянный, веселый и самоотверженный народ. С двумя из однополчан, Героями Советского Союза Иваном Рыбиным и Михаилом Евтеевым, он дружил до последних лет своей жизни.
С конца 1944 года 11-й авиаполк барражировал над Ленинградом, однако его силами даже 8 марта 1945 года был сбит последний вражеский самолёт, пытавшийся пролететь к нашей северной столице.
В день долгожданной победы, 9 мая, – как вспоминал Лев Эпштейн, – все, кто мог, с увольнительными и без них сбежали в Ленинград – и это был единственный за годы войны случай, когда «самоволка» была прощена.
Закончилась война, но только в октябре 1945 года был демобилизован молодой ефрейтор Лев Эпштейн, награжденный медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Мирное время. Учёба в ЛГУ
По возвращении сразу был зачислен студентом на экономический факультет Ленинградского государственного университета. В 1949 году экстерном, сдав за один год экзамены и зачеты за два курса, Лев Ефимович оканчивает университет с отличными оценками в дипломе по специальности «преподаватель политэкономии». Стимулов для экстерната было два: во-первых, жажда знаний, стремление наверстать упущенное в войну и, во-вторых, любовь к самой красивой девушке университета, учившейся курсом старше, и желание одновременно с ней окончить университет. Ревекка Нахимовна Лихтенштейн тогда стала его женой (и долгие годы после их распределения работала в ЧПИ доцентом на кафедре политэкономии).
Челябинск. ЧГПИ
В августе 1949 года по путевке Министерства высшего и среднего специального образования СССР Лев Ефимович начинает работать в Челябинском государственном педагогическом институте ассистентом на кафедре марксизма-ленинизма.
Научно-педагогическая карьера его – следствие большой работы, глубоких научных исследований, лидерских качеств талантливого педагога. Уже в 1954 году защищена кандидатская диссертация по политэкономии, в 1959 году он избран на должность доцента, а в 1960 году ВАК присваивает ему ученое звание доцента.
В начале 1960-х кафедра марксизма-ленинизма была расформирована, на ее базе возникло несколько новых кафедр. В 1962 году заведующим кафедрой политической экономии был назначен Л.Е. Эпштейн. Он много работает, формируя «лицо кафедры», уже в 1963 году открывает аспирантуру. Начинает складываться научная школа. Универсализм научного мышления, широчайшая эрудиция проявляются в том, что кандидатские диссертации его аспиранты и соискатели защищают и по политэкономии, и по педагогике, и по философии. Его ученики С.И. Машкауцан, Ф.Е. Губницкий, Л.П. Мельникова и др. под его руководством много сделали для развития кафедры, поддержания ее традиций. Теория экономического воспитания плодотворно развивается в трудах доктора педагогических наук, ректора ЧГПУ профессора А.Ф. Аменда, кандидатской диссертацией которого руководил Лев Ефимович.
Предметом его научных исследований была проблема экономического воспитания и образования трудящихся, она лежит на стыке нескольких наук: политэкономии, педагогики, социологии, философии. Итогом работы стала докторская диссертация по теме «Экономические факторы воспитания коммунистического отношения к труду», которую он защитил в 1967 году, но только в 1970 году она была утверждена ВАКом. С позиций сегодняшнего дня тема кажется безнадежно устаревшей. Но вчитайтесь в текст: «Когда человек трудится, он может двигаться к цели проторенным путем, делать так, как до него много раз делалось. Но можно постараться отыскать новые пути, средства, методы, решения» – ведь это и о предпринимательстве, о том стремлении по-новому соединить известные факторы производства, которое свойственно предприимчивому человеку, не бывшему в то время героем газетных страниц. «Одних знаний мало – надо еще уметь, хотеть и привыкнуть повседневно применять приобретенные знания». Он говорил о необходимости экономического всеобуча, о серьезном отношении к экономическому образованию и много делал сам в этом направлении. В учебном пособии «Экономика и ты» (Москва, 1971) он писал: «Работа для экономически грамотного человека становится интересней, жизнь богаче».
В нашей стране Л.Е. Эпштейна по праву считали руководителем целого научного направления. Под его началом кафедра проводила всесоюзные конференции, выпускала сборники научных статей, вела громаднейший объем научных исследований на предприятиях города и области. При кафедре была создана лаборатория социологических исследований. В 1969 году работа кафедры и лаборатории получила положительную оценку коллегии Министерства просвещения РСФСР.
В 1960-е годы в мире формируется новая отраслевая экономическая наука – экономика образования. Среди советских ученых, сыгравших большую роль в становлении этой науки в нашей стране, – Лев Ефимович Эпштейн. А с 1970-х годов на всех факультетах ЧГПИ преподаватели кафедры политэкономии под его руководством начинают читать новую учебную дисциплину – экономику народного образования.
В середине 1960-х при Челябинском обкоме КПСС был создан общественный институт социологических исследований. Руководил институтом секретарь обкома партии, кандидат исторических наук Е.М. Тяжельников (прошедший в свое время в нашем педуниверситете путь от выпускника до ректора; известный как главный комсорг страны; дипломат). Тогда общественный институт издавал информационный бюллетень, в котором печатались результаты социологических исследований ученых вузов Челябинской области и практических работников промышленных предприятий, партийных комитетов. Лев Ефимович был бессменным редактором и составителем этого бюллетеня.
Л.Е. Эпштейн – в числе первых ученых, осознавших значение и возможности социологических исследований. С 1964 года он принимает участие в работе общественного Института социальных исследований, руководит проблемной группой социального планирования. Консультации для заводских социологов, работников экономических отделов, руководителей, хоздоговорные исследования на различных предприятиях были направлены на поиск путей повышения эффективности производства.
Лев Ефимович создал научную школу, в рамках которой подготовлены одна докторская и более 20 кандидатских диссертаций; опубликовано более 80 монографий и научных сборников; выпущен учебник для системы экономического образования; разработаны планы социального развития для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городов, регионов, благодаря чему в 1973 году ЧГПИ был участником ВДНХ и получил заслуженные награды.
Пропагандист, поборник экономического воспитания всего населения, он активно выступал с разъяснением соответствующих злободневных вопросов и в школьной, и в студенческой аудитории, и в производственных коллективах, и на курсах усовершенствования учителей истории и обществоведения.
В нашем университете учреждена именная стипендия Льва Ефимовича Эпштейна, которая назначается студентам старших курсов, успевающим на «отлично» и добившимся особых успехов в изучении социально-экономических дисциплин.
Портрет педагога
Лев Ефимович запомнился студентам энергичным, увлеченным, немного ироничным, с удивительно притягательным взглядом умных глаз. Судьба его была непростой, но это не позволило ему растерять бесценные человеческие черты: сопереживание, желание понять и помочь человеку, деликатность, чуткость. Уже к началу своей трудовой деятельности, будучи молодым преподавателем, он обладал не только солидными знаниями по политической экономии, но и большим жизненным опытом, приобретенным на фронте. Читал лекции обычным голосом, напрягать голосовые связки не было нужно: его слушали все – те, кто понимал политэкономию, и те, для кого экономические законы и категории представлялись китайскими иероглифами. Теоретические проблемы в изложении Льва Ефимовича запоминались на всю жизнь, но еще более запоминался образ настоящего интеллигента, ученого, фронтовика, мужчины, одним своим присутствием воспитывавшего молодежь, не взращивая специально культ знаний.
Яркий, талантливый педагог, Лев Ефимович Эпштейн стал легендой нашего вуза. Поколения студентов вспоминают его замечательные лекции, тонкое чувство юмора, умение захватить внимание любой аудитории. На занятиях профессор и студенты вместе думали и анализировали экономические процессы. Он всегда опирался на широкий круг информационных источников. Книги по экономической теории с грифом «для специальных библиотек» (П. Самуэльсон, Дж. К. Гэлбрейт и мн. др.), новейшие исследования советских специалистов в области эконометрики (одно время по его инициативе на кафедре для преподавателей вели спецкурс «Математические методы в экономических исследованиях»), хорошее знание реалий окружающей экономической жизни – все это позволяло профессору делать обоснованные выводы о текущих экономических проблемах, иногда они облекались в иносказательную форму, что было спецификой времени.
Он был живым и веселым, контактным и обаятельным, остроумным и доброжелательным. И просто добрым. Например, на пессимистичное заявление: «Лев Ефимович! Иванова знает только формулу оборота капитала!», он отвечал: «Вот видите! Она знает – формулу оборота капитала!». Или: на затянувшейся консультации перед экзаменом профессор устало спрашивает: «Ну, что вам еще от меня надо?..» – «Шоколада!» – подшучивают студенты. На следующий день на столе рядом с пачкой билетов лежал пакет конфет. Каждый экзаменуемый получал билет и конфетку. И вдруг в ответ на реплику: «Я не могу отвечать! Я не знаю этот вопрос!» – последовал ответ: «Успокойтесь, молодой человек, сядьте, подумайте. Вот вам еще конфетка». Много таких трогательных историй о нём хранят в памяти ученики. Его с восторгом вспоминают те, кто был его студентами, с благодарностью – аспиранты, с любовью и признательностью – коллеги. Он умел пробудить мысль: дать не сумму знаний, за которые надо потом «отчитаться», а учил размышлять, анализировать, думать. Любой вопрос, проблему он предлагал рассматривать с разных точек зрения.
Для Льва Ефимовича были небезразличны не только научные успехи или неудачи его учеников. Он хотел видеть в них не только ученых, но и людей, которые умеют сопереживать, поддерживать в трудную минуту, умеют радоваться чужому успеху.
Случилось так, что Лев Ефимович оказался в больнице с обширным инфарктом. «Наш самый жизнерадостный больной», – утверждали медсестры. Нельзя двигаться, но можно творить. Львом Ефимовичем написана поэма «Инфарктиада» с эпиграфом: «Инфаркт без причины – признак дурачины». И это, как видно, о себе:
Нестандартен человек
В высокостандартный век.
Его желания и мысли,
Как зарплату не начислить,
Под рентгеном не узнать,
Наперед не угадать.
А еще пятьдесят афоризмов. «Эйфоризмы», – так называет их автор. Например: «Инфаркт – это мина замедленного действия: ее закладывают обстоятельства, но фитиль поджигаем мы сами»... «Среди больных тоже бывают нахалы: их лечат, а они все равно выздоравливают». «Легче найти шпиона, чем санитарку». «Чтобы успешно излечиться, надо иметь одно из двух: либо терпение, либо здоровье».
У Льва Ефимовича было редко встречающееся сочетание таких качеств, как творческое мышление, демократизм и остроумие.
Эпилог
В его трудовой книжке в разделе приема на работу значится единственная запись: «Принят на работу в Челябинский государственный педагогический институт». В вузе он трудился в течение 30 лет.
За успехи в подготовке профессиональных кадров и научные достижения первый доктор экономических наук в Челябинске Лев Ефимович Эпштейн был награжден орденом Октябрьской Революции, Почетным знаком Министерства высшего и среднего специального образования «За отличную работу». Его имя занесено в Книгу почета ЧГПУ.
20 апреля 1979 года оборвалась его короткая жизнь. Несколько месяцев не дожил он даже до своего шестидесятилетия.
Остались его ученики. Его дети – сын и дочь (внуки появились уже после смерти деда). Его мысли. Его статьи и книги. Его дело – экономическое воспитание и образование молодежи, актуальное и поныне. Его широкая опора на социологические методы изучения экономических проблем, анализ статистики, математические расчеты, свидетельствующие о применении ученым различных методов исследования, стремлении достичь научной достоверности вдумчивым позитивно и творчески мыслящим человеком, ищущим пути повышения эффективности производства. В его работах – мысли, получившие сегодня распространение в концепции социальной рыночной экономики, в области управления производством и персоналом. Его предвидения и результаты научной работы, имеющие и сейчас практическую значимость. Его идеи, продолжающие развиваться учениками и последователями.
Источник: газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин