Илл.: Коллаж наш. Плакат советского времени, певец Я. Дронов
Итак, прошло 34 месяца спецоперации. То есть достаточное время, чтобы изучить обстановку, сопоставить различные факторы, провести сравнения с войнами прошлых лет и современными. Учёные люди наверняка уже пишут кандидатские и докторские диссертации, прогнозисты дают всё более точные прогнозы экономических, геополитических, психологических, экономических последствий.
Попытаюсь и я, «неразумный». Это только в сказках дело кончается свадьбой. В жизни свадьбой все проблемы только начинаются. Ой! Не туда пошёл. Я же собирался высказаться только на тему пропаганды и особенно о необходимости в военное время патриотической пропаганды.
Начну с вывода. Вывод один. Российская пропаганда после развала Союза почти окончательно деградировала. Начнем с массовой песни. 26 июня 1941 года по радио прозвучала «Священная война», и неважно, была ли она написана за сутки или заранее. А после неё: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою», «Артиллеристы, Сталин дал приказ», «Шумел сурово Брянский лес», «Ростов-город», «Тёмная ночь», «Мишка-одессит», «Эх, дороги» – да перечислять устанешь…
А что сделали высокооплачиваемые труженики песенного фронта сегодня? «Я русский всему миру назло»… На этом творческие способности исчерпаны.
В эвакуации, на каком попало оборудовании, экономя каждый метр плёнки, монтируя с первого дубля, сняли прекрасные художественные фильмы «Она защищает Родину» Эрмлера, «Радуга» Донского, «Жди меня» и «Парень из нашего города» Столпера, «В шесть часов вечера после войны» Пырьева… У нас недавно обсуждался казус – пятьдесят режиссеров отказались участвовать в съемках патриотического фильма…
При Сталине, наверное, во всей стране не было пятидесяти режиссеров художественных фильмов, однако немногочисленные режиссеры снимали шедевры…
Выходили «Боевые киносборники», «Человек № 217» Ромма, «Нашествие» Роома, «Оборона Царицына» братьев Васильевых, «Александр Пархоменко» и «Два бойца» Леонида Лукова, «Котовский» Файнциммера, «Воздушный извозчик» Раппапорта…
Но военной темой репертуар не ограничивался. «Насреддин в Бухаре» Протазанова, «Актриса» Трауберга, «Кащей Бессмертный» Роу… Сравните «Зою» Арнштама, над которой рыдали не только пионеры и женщины, но и солдаты… и недавнюю киноподелку, которую справедливо раздолбал обозреватель Евгений Владимирович Баженов (BadComedian).
Сравнивать тогдашнюю поэзию и публицистику с нынешними просто невозможно. Не буду утомлять именами и названиями, можно посмотреть любую книгу о советской литературе периода войны… А что теперь… прилепинская команда, исполняющая обязанности русских патриотов…
Народ не понимает целей войны… «денацификация» – а что это? Тогда было ясно «Наше дело правое – мы победим!», «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Смерть немецким оккупантам!» – простые и понятные лозунги. А сейчас что? Нужно освобождать украинских братьев от зеленского гнёта? Или это не братья, а враги, которые должны быть уничтожены, а их территория заселена мигрантами из Средней Азии? Или ограничиться присоединением каких-то областей?
В тяжелейшем ноябре 1942 года товарищ Сталин просто и доступно разъяснил конечную цель войны: «У нас нет такой задачи, чтобы уничтожить Германию, ибо невозможно уничтожить Германию, как невозможно уничтожить Россию. Но уничтожить гитлеровское государство – можно и должно».
А сейчас… если украинцы являются тупым орудием в руках НАТО, то почему не разорваны дипломатические и торговые отношения со странами НАТО? Я уж не говорю о личных интересах нынешней «элиты» в странах НАТО… Где и семьи в заложниках, и недвижимость, и вклады… Можете представить себе депутатов Верховного Совета СССР, имеющих виллы в Третьем рейхе? То-то…
А с владельцами «коминтерновских» вкладов в германских банках товарищ Сталин разобрался в 1937 году. И вишенкой на торте – по мере убытия воинов на СВО – массовое переселение в Россию мигрантов с южных гор и пустынь. Народ вряд ли видит врага в населении Украины, народная масса панически боится «трудовых мигрантов», которые вот здесь и сейчас.
Теперь о соотношении сил в культуре 80 лет назад и сейчас. Тогда коллаборационисты в культуре составляли ничтожное меньшинство. Да, были талантливые люди, даже с мировыми именами (Алехин), замечательные литераторы (И. Шмелев, Сургучев, В. Ильин и др.), артисты (Блюменталь-Тамарин, Лифарь) и т.д. Высоко профессиональная газета «Новое слово». В общем, немного.
А теперь. Многие релоканты отнюдь не бедствуют и не сидят сложа руки. За это время выявили, кто из них способен нанести России наибольший вред в разных отраслях, и в зависимости от этого определили специализацию. Кому вредить в экономике, кому в науке, кому в культуре. Один фестиваль «Словоново» – название явно перекликается с «Новым словом» В.М. Деспотули (главный редактор еженедельной газеты «Новое слово», которая выходила в Берлине с июня 1933 по ноябрь 1944 года). Теперь их объявили иноагентами, так бороться с врагами народа надо было не в разгаре войны, а до неё. Имена-то какие! Сплошь гордость советского искусства, любимцы интеллигенции и широких народных масс. Пугачёва и Ротару – две суперзвезды. Макаревич* и Шевчук. Дружная семейка – Литвинова и Земфира*. Макс Покровский*, журналист, коновод, академик Невзоров*, о чьих неоднозначных политических позициях в Израиле говорили ещё четверть века назад.
А литература!.. Да вся страна писала тотальные диктанты по текстам Улицкой* и Быкова*, Акунина* и Глуховского* и пр. Государство тридцать пять лет тратило деньги почти исключительно на антирусскую и антироссийскую пропаганду. В результате имеем то, что имеем. То есть – около нуля.
В 2012 году готовящийся антипутинский переворот сорвали не награжденные официальные журналисты, а сетевые тролли, которые грубо, но эффективно обливали помоями Навального* и его национально-сексуальную поддержку. А теперь русскому интернету релоканты пакостят из любой точки земного шара, причём на сайтах любой тематики – от технических до коммерческих.
Россия смогла противопоставить этому натиску только добрые старые «глушилки». Глушить, конечно, надо. Но это явно недостаточно...
(*в России признаны иноагентами)
Источник: газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин