На илл.: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Калинина, 220
В преддверии 80-летия Дня Победы. История поисков биографии солдат, защищавших страну от фашистских оккупантов
Вряд ли мы, занятые своими ежедневными заботами, придаем значение таким учреждениям как архивы России. И далеко не каждому из нас придет в голову заглянуть в тишину архивных покоев и поинтересоваться, что именно там находится на хранении и как выглядят подлинники документов, где зафиксированы основные этапы жизни практически каждого из нас. А зря. Вся история нашего великого государства сосредоточена и опирается именно на документы разного периода становления и развития Российского государства. Не зря Петр I в свое время принял закон об устройстве и правилах работы этих учреждений, которые и по сей день соблюдаются уже на современных основах.
Не вдаваясь в детали, поясним, существуют центральные архивы (Российский архив древних актов, Российский исторический архив, Центральный архив Министерства обороны и т.п.) Далее идут архивы республиканские, областные, городские и ведомственные. Большинство из них содержатся за счет государства, а потому доступ к делам в них хранящимся, свободен для каждого желающего, даже если он проживает в другом городе и у него нет возможности физически появиться на пороге нужного ему заведения. Он может просто отправить туда запрос и ему вышлют требуемый документ за небольшую оплату, куда входит работа сотрудников по поиску документов и изготовление их копий.
Казалось бы, все хорошо и просто, все во благо. Но на практике поиск той же справки о рождении или смерти близкого человека, жившего несколько десятилетий тому назад, может обернуться чередой писем и обратными ответами от архивистов такого содержания: «Нужный вам документ не найден». Вот сиди и гадай, может и впрямь документ, запрошенный тобой, отсутствует, а может, его плохо искали? Не говоря уже о том, что может и никаких усилий к поиску не приложили, а потому и прислали подобный ответ. Надеюсь, читатель догадался, насколько важна высокая квалификация архивных работников, которые должны знать подведомственные им фонды, чтоб как штурман корабля, минуя всяческие препятствия, провести судно в нужную гавань. Вот и приходится порой человеку ехать за тридевять земель, чтоб самому убедиться в причине отказа и, если повезет, отыскать хоть какое-то упоминание о нужном ему человеке, а то и целом поколении.
Не секрет, что в последние десятилетия резко возрос спрос на посещение архивов нашей страны и они, архивы, справляются с наплывом посетителей каждый в меру своих сил: одни надолго закрывают доступ таких страждущих, другие оставляют приемные дни лишь в раз в неделю или ищут иные формы, как справиться с нашествием жаждущих установить истину поисковиков. Хотя, казалось бы, выход лежит на поверхности и с появлением новых технических средств интернет-связи все документы можно отсканировать и выставить их копии в электронном виде. Так что любой и каждый владелец компьютера через интернет, находясь у себя дома, может зайти на сайт нужного ему архива и (не без определенных навыков) найти все, что ему требуется.
Но не тут-то было. Архивисты почему-то не спешат переходить в современный формат и живут по законам прошлых веков, словно весь технический прогресс прошел мимо их тихих и неспешных покоев. Из личного опыта скажу, что таких продвинутых организаций можно насчитать не больше чем число пальцев на руках у человека. А живущих по старинке, в нашей стране не одна сотня! Почему они не желают переходить на современную платформу, сказать не могу. Скорее всего, из-за нерадивости руководства, которому и так неплохо живется на государственном обеспечении. Не желают отказываться от тихой и спокойной жизни, которой они жили совсем недавно.
Чем же можно объяснить подобный интерес огромного количества рядовых граждан к своим предкам? А ведь именно они и есть главная часть посетителей архивных фондов. Как тут не вспомнить в очередной раз пророческие слова классика о сущности русского человека: «Любовь к родному пепелищу / Любовь к отеческим гробам». На наш взгляд, под «пепелищем» поэт понимал наше нематериальное наследство, те самые документальные свидетельства, о которых и идет речь. А под «отеческими гробами» – родных и близких, многих из которых нам не довелось застать живыми.
Если говорить о неожиданно возникшем интересе к своим предкам значительного числа живущих в нашей стране людей, то это можно объяснить в первую очередь тем, что пришла пора в открытую, а не шепотом говорить о своих родных, живших когда-то в прошлые века и занимавших некие должности на ступенях власти, бывших промышленниками, купцами или просто видными людьми того времени, кого не пощадили революционные преобразования. Потому и едва ли не в каждом городе создаются родоведческие или генеалогические общества, и они отыскивают порой такие документы, что диву даешься. Выпускают собственные сборники и монографии отдельных авторов. Причем бескорыстно, чаще за собственные деньги, используя все свое свободное время, многие дни посвящая переписке, а то и поездкам в те самые хранилища, не желающие приоткрыть им завесу своих невостребованных документальных свидетельств прошлого, спокойненько лежащих на полках и порой веками не востребованных. И все это стало возможно благодаря ряду демократических преобразований, извините за казенный язык. Вот только почему-то нынешние властные структуры в упор не видят результатов их трудов и хранят глухое молчание, а, точнее, равнодушно относятся к недавно зародившемуся движению искателей родовых основ, хотя это и есть одни из главных патриотов нашей Родины. Да, демократию каждый понимает в меру своего образования и призвания.
Лично мне повезло, потому как довелось быть на Первом съезде генеалогов России в Санкт-Петербурге, где было принято решение о его создании как общественной организации. Именно тогда и стал одним из первых его членов и перезнакомился с ведущими специалистами этого движения. Сам неоднократно выступал на различных конференциях, опубликовал ряд статей, вел переписку со многими архивами нашей страны от Хабаровска и до западных границ нашей страны, нашел новых родственников, о которых ранее и не подозревал. Пришлось столкнуться и с заинтересованностью сотрудников, реальной помощью (тот же Хабаровск, Барнаул, Омск, Татарстан, Челябинск) и стеной глухого непонимания, когда до сей поры не можешь добиться хоть каких-то результатов и не помогает даже письмо на имя губернатора Курганской области. Люди не хотят или не умеют работать. Что тут сказать…
И все бы было хорошо, все более-менее терпимо, если бы вдруг недавно мне не довелось столкнуться с вопиющим фактом неприкрытой торговли документами моих предков, в которых упоминается фамилия моего родного деда Ювко Максима Васильевича, родившегося еще в конце века девятнадцатого в одной из станиц нынешней республики Адыгея. Так случилось, что он оказался участником трех войн: Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Потом его семья перебралась под Ростов в тогда еще станицу Семикаракорсую, где он и прожил до самой смерти. Почетный гражданин нынешнего города.
В первые годы после войны моя мама по распределению прибыла в город Тобольск, где вышла замуж за моего отца. Нас у родителей трое детей. В гости к родителям мамы выезжали не раз и слушали рассказы деда. Но по молодости лет не записали факты из его биографии, знаем лишь, что он и еще семеро его сестер и братьев рано лишились матери и он, будучи подростком, пошел работать, окончив лишь церковно-приходскую школу. Потом армейская служба. Его имя занесено в общероссийскую «Книгу Памяти». А вот о детских его годах, об его собственных родителях, братьях и сестрах практически ничего не известно.
Имея многолетний опыт работы с архивами, пишу подробнейшее письмо в Национальный архив Адыгейской республики, находящийся в Майкопе. И чуть ли не на следующий день получаю по электронной почте сухой, казенный ответ: «Сведениями не располагаем». Все понятно, искать не захотели, но вряд ли сам могу это каким-то образом доказать. Ну, не может так быть, чтоб не сохранились хоть какие-то сведения о целой семье, тем более, насчитывающей чуть не десяток человек! Звоню знакомым родоведам, которые побывали в том самом архиве Майкопа. Смеются. Мол, это очень непростой архив, мы к ним тоже пробовали писать, но получили аналогичный ответ. Пришлось ехать. И все нашли. Да, знакомая картина: «Приезжайте к нам, мы вам будем ужасно рады...» Ближний свет через несколько тысяч километров перебраться, особенно, если живешь в Сибири.
Так что мне подобная поездка совсем не улыбается. Думаю, неужели не удастся найти общий язык с архивистами Майкопа? И тут мне подсказывают, а ты загляни на российский генеалогический сайт «Древо». Тем более, сам давно на нем зарегистрирован и кроме добрых слов сказать об этой интернет-платформе ничего не могу. Даже добровольных помощников в своих поисках обрел именно там. Захожу. И точно: некий доброхот пишет: располагаю сведениями о Майкопских «красных партизанах». И в его списке как раз стоит фамилия моего деда: Ювко Максим Васильевич. Ура! Тут же пишу на адрес доброго самаритянина и этак через час получаю ответ. Оперативно работает, думаю, явно не за даром… И точно. Цифра его гонорара, который он запросил лишь для начала работы, думается, не только меня ошарашит. И никаких гарантий конечного результата поиска. Еще более удивился, когда внимательно прочел что это за «частный специалист», как он сам себя обозначил, ну, почти по Булгакову! Оказывается, никакой он не самаритянин, а чистейшей воды израильтянин и проживает не где-нибудь, а в самом Тель-Авиве. И фамилия «частного специалиста»: Каминский Валерий Владимирович, доктор истории (PhD history) (причем непонятно какой именно истории). И далее: «Занимаюсь военно-персональным поиском, даю частные консультации по
военно-персональному и чекистскому поиску, работаю в военных архивах: РГВА, РГВИА, ЦАМО». А это, ни много ни мало: Российский государственный военный архив и Российский. Военно-исторический архив и Центральный архив министерства обороны. Как говорится, информация к размышлению, как это граждане Израиля получают доступ к нашим воинским документами, хранящимся в самых засекреченных архивах страны, насколько мне известно и доступ туда получает далеко не каждый гражданин РФ. Законные подозрения, кем-то наверняка делятся полученным гонораром за свои не бескорыстные поиски.
Может, какие-то более серьезные службы проявят интерес к подобным «частным специалистам» и хоть они наведут порядок в данном непростом вопросе? Кстати, отзывы все на том же сайте об этом «специалисте» самые что ни на есть отрицательные. Хамит. Результаты работы заказчиков не устраивают. А деньги просит платить вперед, причем без заключения письменного договора.
Вот тут и вспомнился мне еще один классик русской литературы. Николай Васильевич Гоголь. И его «Мертвые души» и герой, который эти самые души скупал за бесценок, чтоб потом их реализовать в банковские бумаги. Жаль, что автор не дописал до конца свой замысел и не продемонстрировал, что стало с его главным героем, а то бы, глядишь «его пример другим наука». Но чтоб в наши дни возник новый Чичиков, о том пока подобных романов мне встречать не приходилось. Но наверняка еще появятся, коль дальше дело так пойдет.
Меж тем, решил выяснить что это за «красные партизаны Майкопа» оказались в руках господина Каминского. И без труда обнаружил на сайте https://libinfo.org/index/index.php?id=64849 сообщение от 1 октября 2023 г., под заголовком «Майкопская районная комиссия по делам бывших красноармейцев, красных партизан Гражданской» и далее в моем пересказе: комиссия решила рассекретить по истечении срока в 75 лет документы «красных партизан» времен Гражданской войны.
Сообщается даже фонд хранения в Национальном архиве Майкопа: Фонд: Р-52, Опись: 1.Ед. хранения: 2071; Дата: 1928-1935. И приписка - см. Ф. Р-26.
Национальный архив Республики Адыгея note@radnet.ru;
385006, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Калинина, 220.
Директор: Брантов Азамат Измаилович, формальный ответ от которого получил не так давно.
Что же это получается? Господин Брантов не в курсе какие материалы находятся на хранении в подведомственном ему архиве. Неважно, он сам или его сотрудники, за работу которых он непосредственно несет персональную ответственность, в то время как ушлый гражданин Израиля (не самого дружелюбного к нашей стране государства) поименно знает фамилии этих самых красных партизан, о чем во всеуслышание сообщает на генеалогическом сайте, поскольку ничуть не боится наказания за торговлю «мертвыми душами» наших граждан.
Вот его анонс на сайте https://forum.vgd.ru/3299/115487/:
Внимание!
Жемчужины Майкопского архива: анкеты и ЛД красных партизан.
Автобиография и личное фото, характеристика службы и этапы боевого пути. Все это и не только можно найти в личных делах партизан, отложившихся в фондах Национального Архива Республики Адыгея (НАРА, г. Майкоп)
Уважаемые господа и дамы, а также - товарищи и товарки!
Вы имеете возможно лицезреть уникальнейшую тему, посвященную анкетам и личным делам советских партизан периода Гражданской войны. В рамках этой темы нами уже выложены образцы партизанских анкет, а также - образец партизанского ЛД (см. 1-ю страницу настоящей темы). Если кто-то найдет в этих списках своего родственника, мы всегда сможем поискать для него в недрах ГУНАРА (Майкоп) персональные партизанские анкету и ЛД.
И еще раз попробовал воззвать к разуму архивистов Адыгеи, написав на имя заведующей отделом по делам архивов администрации г. Майком Ашиновой С.Ю. Ее ответ еще более удивил меня, поскольку на нескольких страницах излагались правила пользованиями фондами архивов РФ. С первого взгляда понятно, что заведующая отделом попросту разучилась или не умеет писать общечеловеческим понятным языком и привыкла ссылаться на инструкции и разные там постановления. Действительно, как и предупреждали меня друзья, очень непростой это архив, а еще более загадочны его сотрудники.
Может и впрямь наступит время, когда все документы, хранящиеся в архивах страны будут доступны любому и каждому, кто желает восстановить свое родословие? И не придется прибегать к услугам «частных специалистов» за бешенные деньги или вести диалог глухого со слепым между поисковиками-родоведами и работниками архивов, которым проще отправить отписку вместо нескольких дружеских слов и советов. Ведь без этого «душа пуста», возвращаясь к строкам поэта:
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
октябрь 1830