Николай ПЕРНАЙ. Почему крайне важно, чтобы дети воспитывались в атмосфере любви?

Илл.: Художник Эльмира Тофик кызы Петрова

 Многое свидетельствует о том, что доминирующая роль в воспитании  ребенка и становлении его как личности принадлежит матери.  Младенец в основном воспитывается по образу и подобию матери. Особенно велика роль матери в перинатальный период вынашивания плода и в первый год жизни младенца. Отцу, по-видимому, выпадает поддерживающая, жизнеобеспечивающая роль (по отношению к семье в целом и к каждому её члену).

Чаще всего маленькие дети не являются духовными наследниками своих отцов. Возможно, это объясняется тем, что главным воспитывающим фактором является любовь. Причем любовь матери безусловна, первична, инстинктивна, а любовь отца обусловлена: отец любит своего ребенка за то, что тот удовлетворяет неким предъявляемым требованиям.

Отцовская любовь отличается от материнской большей взыскательностью. Любовь отца нужно заслужить, так как отец относится к своему чаду более требовательно, чем мать; отец больше ориентируется на достижения и успехи. Но именно отец обычно вводит ребенка в мир социальных отношений, ролей и деятельности.

Любовь матери сильнее и действеннее, чем любовь отца. 

Материнская любовь, или «любовь к беспомощному существу», отличается полной самоотдачей и служением ребенку, независимо от его личных качеств. Материнская любовь в младенческий период жизни ребенка, в значительной мере определяет запас энергии любви человека на всю его жизнь. Способность человека любить себя и других, его жизнелюбие закладываются матерью и отцом именно в его первые годы жизни. Любить по-матерински значит:

  • любить безусловно, безоговорочно, «ни за что» своего ребенка;
  • заботиться о любом слабом, беспомощном существе, потому что оно нуждается в помощи [Пернай Н. Собр. соч. в 4-х т. Т. 2. – М.: Родина, 2022].

Главной задачей женщины на Земле, считает психотерапевт Анатолий Некрасов, является раскрытие своей сути, высочайших качеств женственности и создание пространства любви совместно с мужем, то есть создание такого пространства, в котором и она, мать, и муж, и дети – все – любимы и любят друг друга [Некрасов А.А. Материнская любовь. – М., 2013].

Можно смело утверждать, что здоровые дети рождаются и вырастают у родителей, которые были счастливы в любви, в том числе, в постели. Любимая мужем женщина-мать, получающая удовлетворение в сексуальной жизни, способна легко удовлетворить потребности своего ребенка, потому что обладает для этого достаточным запасом энергии любви [Поздняков В.А. Психология и психотерапия детских травм. – М., 2005].

Установлено, что счастливые семейные пары отличаются общностью взглядов на понимание сущности любви.

Воспитание в раннем возрасте формирует и личность взрослого

Потенциал энергии любви у каждого человека свой. У одних людей он мал, у других, напротив, – очень велик, и они заметно выделяются своим добросердечием и жизнелюбием. Отчего – так: одним дано много, другим мало, или – почти ничего? Нет сомнения, что при рождении все младенцы наделены потенциалом энергии любви, хотя, скорее всего, и не поровну. Дальнейшее сохранение и наращивание этого потенциала зависит вначале от родителей, особенно от матерей, от того, насколько они любят своих малышей, от родных и близких, от педагогов, но по мере роста и развития человека – от него самого, от его желания быть человеком любящим, от его работы над своим духовным самосовершенствованием.  

Имеется немало научных свидетельств того, что накопление энергии любви (жизненной энергии) начинается в младенческом, и даже раньше – во внутриутробном периодах. И этот опыт оказывает решающее влияние на дальнейшее сохранение и развитие личностного потенциала любви. Психолог Мелони Кляйн убедительно показывает, что у очень маленького ребенка в первые дни и месяцы действует два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Овладение этими инструментами проходит посредством взаимоотношений ребенка с его первыми объектами – грудью и самой матерью. Ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями, усваивая эти первичные объекты. Характер развившейся личности можно понять, если заглянуть в психику младенца и проследить ее развитие в дальнейшей жизни [Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. – СПб.: БСК, 1997, с. 8, 9].

Грудь – основа жизни младенца. Хорошая» грудь, которая питает и дает начало любовным отношениям с матерью, представляет собой инстинкт жизни. Одним из главных производных способности любить является чувство благодарности. Благодарность необходима для построения отношений с хорошим объектом. Она уходит корнями в эмоции и отношения, возникающие на наиболее ранней стадии младенчества, когда для младенца мать – это единственный объект. Счастье, пережитое в младенчестве, и любовь к хорошему объекту, обогащающая личность, являются основой способности к удовольствиям и позволяют чувствовать себя удовлетворенным и в старости [Кляйн М. Указ. соч., с. 15, 26, 28].

Всем нам нужно усвоить очень важную истину: именно мать является главным субъектом воздействия (в том числе, разумеется, воспитательного воздействия) на младенца как в дородовой период, так и в первый год после его рождения. Мать значительно теснее отца связана с младенцем. Она периодически кормит его грудью, чаще прикасается к нему, проявляя нежность и ласку, убаюкивает и успокаивает его мягким ритмическим голосом. Во время кормления ребенка мать испытывает удовольствие, похожее на сексуальное, что в свою очередь гормонально стимулирует её желание ухаживать за малышом, ласкать его. Крайне важно, чтобы мать сразу после родов находилась в тесном контакте с ребенком [Ильин Е.П. Психология любви. – СПб.: Питер, 2013, с. 202].  

У ребенка до года потребность в любви и ласке проявляется в виде потребности быть на руках у матери, прикасаться к ней. Ребенок подпитывается и наслаждается теплом тела матери. Ношение на руках малышей полезно не только в грудном, но и в более позднем возрасте. Благодаря постоянному телесному и эмоциональному контакту с мамой – её ласковым прикосновениям, объятьям и поглаживаниям, улыбкам, мелодичной речи – ребенок получает всё необходимое не только для своего физического здоровья, но и для интеллектуального и эмоционального развития. Есть еще одно обстоятельство, связанное с ношением малыша на руках. Постоянный контакт с матерью влияет на формирование у ребенка базового доверия к миру, которое, как установлено, формируется в течение первого года жизни и, будучи несформированным, никогда уже не может быть восполненным. Отсутствие же базового доверия к миру обычно является причиной развития различных комплексов и трудностей [Ильин Е.П. Указ. соч., с. 209, 211]. 

Именно с матерью связан опыт необычайно сильной интимной привязанности, обусловленной телесной и психологической близостью младенца. Именно этот опыт интимной близости формирует устойчивое стремление в течение всей последующей жизни к такой же интимной близости с другими людьми [Прехт Р.Д. Любовь. – М.: АСТ, 2011, с. 179].

Психологи Джек Палмер и Линда Палмер о воспитании в раннем возрасте:

«Наилучшими когнитивными способностями обладали те, кто в свое время получал грудное молоко. <…>

Воспитание в раннем возрасте формирует и личность взрослого. Воспитание, характеризующееся низким уровнем заботы, пренебрежением или даже жестоким обращением, порождает личность, склонную к импульсивному поведению…

Ранние впечатления играют решающую роль и в степени реализации когнитивного потенциала. Ключевое значение имеет хорошее питание до и после рождения. Грудное молоко содержит ряд незаменимых жирных кислот, которые сложно получить из других источников, и было показано, что грудное вскармливание оказывает значительное влияние на IQ. <…>

 …Люди, в детстве окруженные большой родительской заботой, адаптированы к высокому положению в обществе во взрослом возрасте (т.е. они коммуникабельны, ответственны, обладают хорошим самоконтролем и низкой импульсивностью). В противоположность этому, лишенное заботы и полное семейных конфликтов детство порождает людей, предрасположенных к низкому статусу (т.е. их отличает низкая социальность, безответственность и плохой самоконтроль, они высоко импульсивны)» [Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. – СПб., 2003, с. 214, 218, 234].

Но одной родительской любви ребенку недостаточно: ему нужна автономия и возможность стать самим собой. Психотерапевт Кристиане Бассиюни показывает, как авторитарное воспитание, причем воспитание «любовное», может подавлять самостоятельность ребенка, приводить к появлению людей, утративших своё «Я» и слепо верящих в авторитеты.

Так, если беспомощность кричащего младенца неверно воспринимается родителями как «агрессивное поведение», то этим ему отказывают в утолении его страданий и закладывают основу для изначального недоверия. Мир – то есть, другой человек – воспринимается ребенком как ненадежный, черствый, нелюбящий и нелюбимый.

В борьбе за автономию и обретение своего «Я» ребенок может получить независимость только с помощью матери и только в тех случаях, когда она играет правильную роль: позволяет ребенку ощущать свою поддержку тогда, когда он совершает свой первый самостоятельный шаг, затем – следующие шаги. Для маленького ребенка чрезвычайно важно утвердить свою самостоятельность.

Психотерапевт Кристиане Бассиюни о воспитании послушания «любящими» родителями:

«Чрезмерное стремление к достижениям, к успеху; выраженное честолюбие, строгая дисциплина, принужденная корректность, чистоплотность становятся свойствами характера.

Это принуждение осуществляется большей частью именно любимыми, самыми важными значимыми лицами, от которых ребенок полностью зависим. Так может образоваться извращенное понятие о «любви» как о комплексе ощущений, который, наряду с защитой и попечением, включает в себя муку неумолимой строгости. Так родительская любовь может восприниматься и усваиваться как «непостижимая» – как «враждебная любовь сильного»: любовь представляется тогда неразделимо связанной с жестокостью и наказанием…

Нет никакого сомнения в добрых намерениях воспитателей, требующих послушности и опрятности. Раннее воспитание чистоплотности, которое приучает ребенка к контролируемой «отдаче» и «задержке, удерживанию», совершается с благой целью вырастить из него «адекватно функционирующего человека».<,,,>

Однако это приводит, вследствие потребности в автономии в этой жизненной фазе, к борьбе между силой (воспитателя) и бессилием (ребенка, борющегося за автономию своего «Я») – к анальной борьбе за власть…<,,,>

Привитое в раннем возрасте полное послушание, слепое подчинение более сильному, в дальнейшем должно поневоле сохраниться в душе как «хороший, образцовый порядок бытия», поскольку развивается ролевая идентичность с авторитарным родительским примером» [Бассиюни К. Воспитание народоубийц: власть или зрелость. – СПб.,  1999, с. 21, 40].

Нам нужны наши по-настоящему любящие нас родители, чтобы иметь в них достойные доверия и подражания образцы – и людей вообще, и мужа и жены. Иметь «душевную родину» у родителей означает иметь защищенность, то есть теплое ощущение любви, становясь при этом совсем иным – самобытным и самодостаточным существом [Бассиюни К. Указ. соч.,  с. 14, 19, 69].

Утверждение к жизни ребенка, в первую очередь, установка, которая внушает ему любовь к жизни и дает почувствовать, что хорошо на свете жить, обеспечивается также через родителей. Материнская любовь к жизни особенно заразительна, точно так же, как заразительна тревога и нелюбовь. Если у ребенка проявляются гнев, зависть, злоба, то следует знать, что они являются следствием его неудовлетворенности в любви, признании, уважении. Фундаментом внутренней устойчивости личности ребенка являются чувство внутреннего благополучия, формирующегося у него в результате любящего отношения к нему родителей. Они должны постоянно внушать ребенку, что он хороший, любимый, желанный, способный. Однако, отмечает психотерапевт Анатолий Некрасов, ребенку нужна не только любовь непосредственно к нему. Ребенок нуждается в любви между родителями, наличии сильного пространства любви в семье. В пространстве любви он получает всё, что ему нужно для естественного развития [Некрасов А.А. Материнская любовь. – М., 2013 ].

Дочь Л.Н. Толстого Т.Л. Сухотина-Толстая пишет:

«Иногда я вижу, как папа подходит к мама и через ее плечо смотрит на ее писание. А она при этом возьмет его большую сильную руку и с любовью и благоговением поцелует ее. Он с нежностью погладит ее гладкие черные волосы и поцелует ее в голову.

И в моем детском сердце поднимается при этом такая любовь к ним обоим, что хочется плакать и благодарить их за то, что они любят друг друга, любят нас и окутали всю нашу жизнь любовью» [Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. – М.,1981, с. 45].

С первого дня жизни человек использует энергию любви так же, как другие животные, но, в отличие от животных, он обладает большими возможностями дальнейшего наращивания потенциала этой энергии. Естественно, что любовь или агрессивность, являясь адаптивными механизмами, проявляют себя в зависимости от ситуаций: например, при возникновении угроз самосохранению чаще включаются защитные агрессивные реакции, а при благожелательном, спокойном окружении – реакции любви. Неопровержимо доказано, что чем больше в течение первых лет жизни ребенок погружен в атмосферу любящих отношений, тем больший потенциал энергии любви он получает и накапливает. Сохранение этой тенденции в последующие годы отрочества, юношества и в зрелые годы также способствует увеличению потенциала энергии любви.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2025

Выпуск: 

3