Николай Коломейцев: «Набиуллина – это гиперлиберал чубайсовского пошиба»

На фото: Депутат ГД от КПРФ Николай Коломейцев

 

Эльвира Сахипзадовна Набиуллина – это гиперлиберал Чубайсовского пошиба. Министр финансов, который нигде, кроме Министерства финансов, не работал, прошел школу Чубайса, Кудрина, и они до недавнего времени оба были исполнительными директорами МВФ, которые проповедуют принцип вашингтонского консенсуса, который принуждает нас, в принципе, все свои конкурентные преимущества канализировать ныне на недружественный Запад, несмотря на три года СВО. В скобочках – войны.

Переходя к своей точке зрения, которую я излагаю от имени КПРФ, наша проблема заключается в том, что у нас двойственность есть во всем. Если посмотрите, у нас, в принципе, позитивные итоги 2024 года в части экономики, но, как сказал Сергей Юрьевич Глазьев, они же достигнутся за счет вливания денег в гособоронзаказ. А давайте посмотрим состояние гособоронпредприятий глазами Чемезова, который, выступая в конце ноября в Совете Федерации, сказал: «Если продолжится нынешняя денежно-кредитная политика, то в стране начнется массовое банкротство». Почему? Есть указ президента. Невыполнение гособоронзаказа – это уголовка. А процентная ставка, когда вы кредит ниже 27-30% не возьмете, вынуждает руководителей предприятий брать эти самые кредиты, для того чтобы выполнять гособоронзаказ. В результате, со слов Чемезова, две трети предприятий гособоронзаказа находятся в предбанкротном состоянии.

Посмотрите малый и средний бизнес. Кредиторская задолженность малого и среднего бизнеса выросла на 6 трлн. С 12 трлн на 1 января 2024 года до 18 трлн на 1 января 2025 года.

Давайте посмотрим с точки зрения состояния общества, которое как раз и влияет на демографию. Все говорят: «У нас все хорошо, все улучшается». Да, правда, что растет количество многодетных семей, но оно растет крайне медленно. Но вдумайтесь в эти цифры. 50 млн наших сограждан имеют кредиты, из которых треть имеют от 3 до 5 кредитов. При этом 8 млн имеют не просто кредитов три и более, но имеют кредиты в микрофинансовых организациях под 365%.

С учетом принятия закона о банкротстве физических лиц наблюдается следующая динамика. В прошлом году банкротами объявлено 431 тыс. С момента введения института банкротства – 1 млн 533 тыс. наших сограждан являются банкротами. И тенденция последние 5 лет — минимум 25% прирост. Это о чем говорит? Это говорит о том, что тенденция обнищания общества налицо. И куда пойдут эти 30%, имеющие три и более кредита? С моей точки зрения, подавляющее большинство из них не смогут погасить эти кредиты в силу ранее обозначенных коллегами вопросов о заработной плате. Но если посмотреть дальше, то у нас ведь ситуация следующая. Банки жиреют – 4 трлн за прошлый год. Но фактически вся помощь всем отраслям, получается, косвенно идет банкам. А если вы посмотрите, то 19 отраслей у нас имеют рентабельность ниже 13%, а из этих 10 — меньше 10%. Это о чем говорит? Что введенная ключевая ставка и депозит, ключевая плюс 1, вымыли инвестиционное желание у всех банков. Если вы посмотрите, то флоаторы — это самая ценная бумага Минфина, в основном все госбанки имеют. Зачем банку вкладывать в рискованный бизнес, если они могут положить деньги и получить то, с чем они борются. Вертолетные деньги.

118 трлн на депозитах – можете себе представить? Из них 58 — у физических лиц. Конечно, хотелось бы узнать, у каких физических лиц. Но проблема-то заключается в том, что инвестировать не хотят, а мы съедаем будущее. Но если посмотреть дальше, то ситуация, она еще хуже, потому что у нас смертность – за последние три года мы потеряли почти 2 млн. Это разница смертности и рождаемости. Плюс почему нет рождаемости? Минимальный прожиточный минимумы не соответствует действительности. Эксперты посчитали, что для того чтобы семья из четырех человек функционировала нормально, надо не менее 80 тыс. рублей. Посчитайте, какая зарплата должна быть средняя. Но среднюю от медианной считают, у нас все в методике расчета. Вот все хорошо, говорят, нацпроекты — это движение вперед. Мы посмотрели, правительство ввело такую интересную лингвистику — амнистия показателей.

Для чего? Чтобы получать KPI, первичные показатели с помощью хитрых механизмов уменьшают результат. Из десяти нацпроектов выполняли два. Я вас спрашиваю: зачем же нацпроект, который в принципе не решает вопрос? Или зачем руководители, которые корректируют цифры, а не выполняют их? Для примера, программа или нацпроект «Демография» выполнена на 99%, а смертность — минус 650 за прошлый год. Понимаете?

Поэтому, с нашей точки зрения, необходимы фундаментальные вопросы какие? Первое — необходима национализация Банка России. Но для начала хотя бы надо ввести в закон о Банке России ответственность за экономический рост. Кстати говоря, у всех стран «Двадцатки», кроме России, Центральный Банк имеет обязанность отвечать за рост экономики. Второе — политика процентных ставок. 21% – это убийство экономики, я с Сергеем Юрьевичем на 200% согласен. Но как можно бороться с ростом цен? Здесь многие руководители сидят. Если вам дали кредит под 30%, вы куда его? Вы его определите в себестоимость. А себестоимость куда? В цену. Как можно керосином бороться с огнем? Поэтому мы убеждены, что эта политика таргетирования ничем не определена, кроме как желанием удушить собственную экономику. Мы, кстати говоря, сейчас на отчете будем ставить вопрос о недоверии Набиуллиной, потому что мы считаем, что она, в принципе, ведет политику удушения нашей экономики.

И в завершении я хотел бы о чем сказать. Традиция — это самое правильное, что может нас возродить. Но должна быть традиция и в деятельности банка, и в функционировании экономики. Надо перейти от экономики освоения средств, которая у нас, в принципе, культивируется 35 лет, к экономике решения проблем. Тогда мы решим многие проблемы и начнем возрождение страны, а не такую скачкообразную стагнацию от кризиса к кризису. Потому что я убежден, что сегодня у нас, в принципе, кризис. Но кризис принятия решений. Потому что мне непонятна позиция, скажем, верхнего руководства, почему надо терпеть ЦБ, который потерял 356 миллиардов долларов золотовалютных резервов. Кстати, я перед вами сижу, на протяжении всего времени ставил вопрос, чем обеспечена сохранность наших ЗВР. Но до сих пор и в суд никто не подал, понимаете?

Из выступления Николая Коломейцева на пленарной дискуссии «Новая индустриализация и умножение народа» в рамках Московского экономического форума. МЭФ прошел под председательством промышленника Константина Бабкина.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2025

Выпуск: 

4