На фото: Презентация книги «9 фроновых судеб» в Челябинской областной универсальной научной библиотеке 21.05.2025 г. Выступает Сергей Алабжин, справа Ольга Карпенко.
Недавно в свет вышла книга известного челябинского журналиста Ольги Карпенко «9 фронтовых судеб», в которую вошли биографические очерки о фронтовиках-преподавателях Челябинского государственного педагогического университета: Моисее Свирском, Владимире Антропове, Иване Семёнове, Василии Четине, Семёне Сидоренко, Андрее Абрамовском, Риде Брандесове, Льве Эпштейне и Николае Томине. Выход издания приурочен к 80-летию Великой Победы.
Очерки ранее были опубликованы в газете «Танкоград».
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей 90-летнего Южно-Уральского педагогического вуза и героическим прошлым нашей страны.
Всю свою жизнь я связан с фронтовиками. В детстве среди соседей были фронтовики. В селе, где я рос, их было много – они учили меня, работали, и даже участкового-фронтовика помню, всегда опрятного, в галифе, с начищенными до блеска сапогами. Когда на День Победы они собирались, мы бегали вокруг столов, нас, деревенских пацанов, брали на колени, пели песни, пили водку, вспоминали о былых сражениях, рассказывали забавные истории и обязательно поднимали тост за Сталина. Казалось, это было вчера, а прошло уже более пятидесяти лет.
В школах, где я учился, директорами работали фронтовики, и среди учителей их было немало. Всегда подтянутые, строгие, но между тем добрые люди. Когда я служил в армии, в нашу ракетную дивизию приезжал фронтовик Главком РВСН генерал армии Владимир Фёдорович Толубко и вручал нам Вымпел МО СССР «За мужество и доблесть» – и это было символично и до слёз трогательно.
Когда я работал директором двух школ в нашем городе, там меня тоже окружали фронтовики. Они дорабатывали, честно и добротно выполняя своё дело.
Во второй железнодорожной школе познакомился с ветеранами 96-й отдельной танковой Шуменской бригады имени Челябинского комсомола. Застал их, ещё последних в живых. Именно они попросили меня в той самой школе, где формировалась эта бригада в годы войны, открыть бюст Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР товарищу Сталину, и с их помощью, при их активном участии мы это сделали. На открытии бюста присутствовал генерал армии Герой Советского Союза, знаменосец Победы Валентин Иванович Варенников, тогда я познакомился с ним, и с тех пор мы общались до конца его жизни.
Нашу семью тоже война не обошла. Один мой дед, Алабжин Алексей Яковлевич, погиб в первом же бою на Карельском фронте. Он подвозил снаряды к артиллерийским установкам. Бабушка до конца своей жизни помнила текст похоронки, часто повторяла его и молила Бога за погибшего Алексея.
Второй дед, Жуков Иван Ильич, пришёл с фронта без ноги, был награжден Орденом Славы III степени. Помню, как я с гордостью надевал этот орден на рубашку, играя с мальчишками в войну, был командиром и всегда кричал, поднимая их в бой: «За Родину! За Сталина!». По своей наивности употреблял даже крепкие слова. Примерял деревянный протез деда. Он привязывал его к культе и ходил так на работу в другое село, где трудился кузнецом.
Из всех фронтовиков, кого я знал, с кем дружил и встречался, в живых сейчас не осталось никого.
* * *
В 1982 году после службы в армии поступил в Челябинский пединститут, где с первого до последнего курса нас учили преподаватели, прошедшие войну: Василий Егорович Четин, Иван Васильевич Семёнов, Владимир Михайлович Антропов. Надо сказать, они отличались от других своих коллег особенной собранностью, ответственным подходом к работе, в них чувствовалась армейская выправка, и взгляд у них был людей, познавших многое в своей жизни.
Преподаватели-фронтовики, о которых мы вспоминаем, в годы моего студенчества были примерно в том возрасте, в котором я сейчас пребываю. Но какая разница между нами: сколько выпало на их долю, и самое главное, что они сделали, – они защитили Родину, не жалея ни своей жизни, ни своей крови. А сейчас их внуки и правнуки с честью выполняют свой долг на СВО – вот она – непрерываемая связь времён. Спасибо им – воинам и защитникам нашего Отечества – и, прежде всего, простому русскому солдату. Красиво и точно о нём сказал Михаил Матусовский:
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шёл солдат.
Шёл солдат, преград не зная,
Шёл солдат, друзей теряя,
Часто бывало, шёл без привала,
Шёл вперед солдат.
Шёл он ночами грозовыми, в дождь и град,
Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.
Пел солдат, глотая слёзы,
Пел про русские берёзы,
Про карие очи, про дом свой отчий
Пел в пути солдат.
Словно прирос к плечу солдата автомат,
Всюду врагов своих заклятых бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском,
Глаз не смыкая, пуль не считая,
Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шёл солдат.
Шёл солдат-слуга Отчизны,
Шёл солдат во имя жизни,
Землю спасая, смерть презирая,
Шёл вперёд солдат.
Склоняю свою седую голову перед подвигом русского солдата. В моей памяти и в моём сердце он останется навсегда!
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин