Илья ШУХОВ. «Везет» Пресновскому району!.. Особенности местной топонимики

Время от времени общественное сознание всколыхивает ставшая токсичной темагеографических переименований. Предлагается изменять названия всего и вся – от областей, районов, городов до сел, аулов, улиц и переулков. Мнения казахстанцев об этом диаметрально противоположные – от одобрения до негодования и возмущения: неужелиу нас нет более важных социальных проблем?

Вот и опять, 21 мая 2025 года, в интернете была выставлена беседа на эту будоражащую общественность, навязшую в зубах тему с одним из экспертов, не поленившемся, говоря по-современному, тщательно промониторить сей „животрепещущий“ вопрос. В результате глубоких исследований эксперт насчитал более тридцати сел с одинаковыми названиями, а также по нескольку повторяющихся названий районов. В их числе оказались и три Жамбылских района, из которых два расположены в южных краях республики, а третий находится в нескольких тысячах километрах от них – в Северном Казахстане играничит с Курганской областью России.

Но – какова же суть инновационных предложений эксперта? Он рекомендует из повторяющихся названий административных территорий и населенных пунктов оставить какое-нибудь одно, а другим вернуть их прежние, исконные наименования. Вроде бы, рациональное зерно в этом есть. Однако, все не так просто, как это кажется на первый взгляд.

Ну вот, возьмем, например, Жамбылские районы, которых, напомню, в республике три. В советские годы административным центром района, что в Северном Казахстане, было село Пресновка, по названию которого естественным образом именовался и Пресновский район. Кстати, это село, а первоначально – станица, было основано аж в 1752 году, как казачья крепость на знаменитой Горькой линии. И с тех пор Пресновский район существовал под своим именем до конца 80-х годов прошлого века.

Но на исходе советской эпохи кому-то ни с того ни с сего пришла в голову идея присвоить району имя казахского акына, по прежней транскрипции, Джамбула, а по новой Жамбыла. И эта идея, к сожалению, без огласки и согласования с общественностью была поспешно реализована. Хотя, судя по откликам уже постфактум, большинство граждан высказалось о нововведении весьма неодобрительно.

Обращусь снова к аргументации вышеупомянутого эксперта. Он подчеркивает: на местах власти часто меняют топонимические названия, присваивая подопечным территориям, населенным пунктам, улицам и так далее, имена тех или иных личностей.

И здесь тоже не все однозначно. Возьмем Североазахстанскую область. Волею судьбы, она оказалась, фигурально говоря, самой „литературоцентричной“: здесь родились и жили классики казахской советской литературы Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Магжан Жумабаев. В их честь и были переименованы соответствующие районы, и это в определенной степени оправдано: колыбель, отчая земля замечательных людей. Кроме того, появился еще и район Шал акына – исторической личности, певца-импровизатора, современника хана Абылая. Раньше район назывался Сергеевским.

Что касается истории северо-казахстанского Жамбылского района, напомню, ранее испокон веку бывшего Пресновским. Пресновка – малая родина моего отца, который прославил её и в своих известных романах, и в автобиографических повестях „Пресновские страницы“. Не представляю, как бы он воспринял переименование своего „милого, благословенного края“, которому был верен до конца своих дней!

Ну ладно, эмоции – эмоциями, но обратимся к элементарной логике. Ведь получается: то, что намечает эксперт, наносит ущерб не только топонимике, но и самой действительно легендарной личности, которую хочет увековечить, – Джамбулу Джабаеву (Жамбылу).

Где же здесь логика, если имя знаменитого акына исчезнет с карты родных для него южных, семиреченских мест, но останется на далекой от его аула северной окраине, где, как известно, он и близко ни разу в жизни не бывал? И почему именно в данном случае эксперт сам же отступает от своего принципа – возвращать, во избежание повторяемости, исконные исторические топонимы?

В итоге, в качестве резюме, он директивно заявляет:

 “1. Жамбылский район Алматинской области переименовать в Кастекский район. Это исторический топоним.

2. Жамбылский район Жамбылской области переименовать в Аулиеатинский район (прежнее название)».

 И – внимание!

«3. Жамбылскому району Североазахстанской области – ОСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ».

То есть, чётко и недвусмысленно даётся понять: на возвращение изначального названия района – Пресновский – не стоит вам, граждане, даже надеяться …

Невольно закрадывается мысль: уж не ради ли этого третьего пункта, в частности, и затевается вся эта „ребрендинговская“ кампания?
А что – таковы специфические особенности нынешней суверенной топонимики...

г. Алма-Ата

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2025

Выпуск: 

6