Владимир ЛИТОВ. Почему Европа так вцепилась в Россию

На илл.: Кир Стармер и Эммануэль Макрон прибыли на площадь Этуаль, чтобы отметить 106-ю годовщину перемирия, положившего конец Первой мировой войне, в Париже (Reuters)

Европа терпит гораздо большие убытки от конфликта с Россией, чем США. И, тем не менее, занимает по отношению к ней куда более воинственные позиции. Президент США Трамп, в отличие от западноевропейских лидеров, представляет себя в качестве посредника в российско-украинском конфликте и даже осуждает киевский режим и президента Зеленского за «неуступчивость и «непонимание» законных интересов России. Хотя подталкивать этот режим на войну с Россией и втягивать в нее своих натовских союзников стал именно Трамп в период своего первого президентства в 2016-2020 годы. Он разрешил поставки американского оружия – гаубиц и противотанковых «джавелинов» на Украину и поддержал подписание своими союзниками – Германией и Францией – минских соглашений, под прикрытием которых они подготавливали Киев к войне с Россией. Именно США были главным организатором и спонсором «майданного» государственного переворота на Украине 2014 года и прихода к власти там русофобски настроенных деятелей, готовых к развязыванию войны с Россией.

Все эти очевидные факты хорошо известны западным политикам. Казалась бы, они должны были заставить пересмотреть свою позицию по украинской проблеме. А заодно и отношение к Соединенным Штатам, втянувших их в российско-украинскую войну, а затем ставших отходить от поддержки киевского режима, перекладывая все ее издержки на плечи своих союзников.

 Конечно, недовольство действиями своих правительств в западноевропейских странах растет. Это с особой силой проявляется во Франции и Германии, где оппозиция, выступающая за прекращение военной поддержки Украине, буквально дышит в спину их нынешнем руководителям. Да и сами эти руководители мало-помалу начинают отмежевываться от этой поддержки, сознавая ее бесперспективность. Тратить огромные средства и ресурсы, крайне необходимые в условиях растущих экономических трудностей на далекие и малопонятные цели «защиты суверенитета Украины», вряд ли укрепляет их позиции, скорее, наоборот. Но так просто и сразу отказаться от ее поддержки тоже не получается. Невольно возникает вопрос: «А почему вы не сделали этого раньше?» Отсюда и запугивания населения своих стран угрозой «российской агрессии» Особенно неистовствует здесь британский премьер-министр Стармер. Его резиденция на Даунинг-стрит в Лондоне довольно скромна. А то давно бы выбросился с высокого этажа, как это сделал в начале 50-х годов потерявший голову американский сенатор Маккарти с предсмертным воплем «Русские идут!».

 И разве только Стармер… И президент Франции Макрон, и канцлер Германии Мерц хорош знают, что на другие страны и даже на всю украинскую территорию Россия не претендует. Речь идет лишь о защите ее безопасности и прекращении геноцида русскоязычного населения Юго-Востока Украины. Знают, но русофобскую истерию раздувают по любому поводу и даже без него. При этом игнорируются реальные угрозы, возникающие для населения европейских стран из-за продолжающейся войны на Украине. Например, угрозу экологической катастрофы, которая может затронуть весь континент вследствие разрушения атомных станций, которых немало на Украине.

Еще более опасно сохранение здесь очага военной напряженности, которая может перерасти и в мировой ядерный конфликт. В конце концов, именно отсюда начинались две разрушительные мировые войны. И первыми жертвами новой, еще более разрушительной, могут стать те же европейцы.

Конечно, сказывается убожество и ограниченность сегодняшних западноевропейских лидеров. Де Голлей и Черчиллей среди них, способных твердо защищать национальные своих стран, не осталось. Нынешние живут сегодняшним днем, и заглянуть даже в ближайшее будущее просто неспособны. Когда, осознав масштабы возникших угроз, схватятся за голову, может быть уже поздно…Такое впечатление, что западноевропейские политики получили задание как можно больше навредить своим странам и постоянно упрекают Трампа за то, что, что он не помогает им в этом.

Впрочем, «милые бранятся, только тешатся». При всей грызне в этой волчьей стае, называемой «цивилизованным западным сообществом», в нее доминирует пока общий интерес. Речь идет о сохранение мировой гегемонии «золотого миллиарда», проживающего в этом «цивилизованном сообществе». Наибольшая угроза этой гегемонии исходит от России и особенно Китая. С двумя сразу бороться сложно. Поэтому сначала надо расправиться с Россией, а затем перейти и к Китаю. Вот она, краеугольная установка транснациональных финансово-промышленных кругов своим ставленникам в правительствах капиталистически стран. Где-то на них давят прямо, а где-то косвенно, учитывая сложившуюся в них политическую реальность, замаскированная различными факторами. Приход к власти в США Трампа несколько ослабил позиции этого «глубинного» государства, но отнюдь не подорвал его стремления диктовать свою волю всему миру. Да и сам Трамп за сохранение гегемонии Запада на мировой арене, другое дело, что он пытается придать ей более национальную, «американскую» окраску.

 Впрочем, помогать западным державам поддерживать и вооружать киевский режим помогают и переговорно-миротворческие иллюзии российской дипломатии, унаследованные с горбачевско-ельцинских времен. Очередной, заведомо бесплодный тур российско-украинских переговоров в Стамбуле российских министр иностранных дел С. Лавров охарактеризовал как «конструктивный и «полезный». И такой подход, по его мнению, надо продолжать и дальше. Хотя никаких результатов не было достигнуто. Кроме обмена пленными и телами погибших воинов, хотя такие обмены осуществлялись уже около 70 раз самими венными двух стран, как говорится, в оперативном порядке без дипломатических встреч и переговори на высоком уровне.

Парадокс в том, что призывы к мирным переговорам постоянно звучат с российской стороны, хотя, если брать реальную ситуацию, все должно быть наоборот. Ведь российские войска наступают вполне успешно, украинские же терпят поражение, фронт, как признает их командование, еле держится. Западные лидеры расценивают готовность к пустой дипломатической говорильне как слабость и неуверенность в своих силах России и увеличивают военную помощь украинскому режиму, который, де, вполне может добиться победы.

 Данный фактор сказывается, конечно же, на позиции Вашингтона. Но там все-таки исходят из отстаивания своих, сугубо национальных интересов. Что касается союзников, то почему бы не поднажиться за их счет? Пусть они вместе с Украиной воюют с Россией, США уже на эту войну слишком много потратили и имеют все основания «умыть» руки. США в годы Первой и особенно Второй мировой войны резко подняли свой экономический и научно-технический потенциал за счет воевавших между собой государств, предоставляя им займы, кредиты, а также военные грузы, что стимулировало развитие американской экономики. Почему бы, спрашивается, не повторить такой опыт, теперь уже на примере Украины?

 Есть тут и другой важный аспект. В Вашингтоне, наконец, в отличие от западноевропейских лидеров, осознали, что Россию лобовым натиском не возьмешь. А вот попытка удушить ее в «мягких», торгово-инвестиционных объятиях, может принести успех. Как это было в начале 90-х годов прошлого века, в ельцинско-горбачевский период. Тем более, что реализация трамповских коммерческих проектов предусматривает сохранение отсталого сырьевого характера российской экономки и ее сильной зависимости от мирового рынка.

Фактически Трамп стремится к ослаблению России, также как и к ослаблению своих натовских союзников, перекладывая на них все издержки, связанные с войной на Украине. Западноевропейским лидерам это явно не по душе. А вот в российских политических кругах на такой «коммерческий» разворот возлагают определенные надежды. Там со времен минских соглашений привыкли к пустым надеждам и обману со стороны зарубежных «партнеров». Почему бы не обмануться еще раз?

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2025

Выпуск: 

6