Макарий Калязинский. Икона.
19 мая 2012 года в г. Калязине состоялись Первые Макарьевские чтения, посвящённые большому событию – переносу мощей преподобного Макария Калязинского из Твери в Калязин. Проведение такой научно-исторической конференции явилось поручением митрополита Тверского и Кашинского Виктора, поскольку данное мероприятие призвано привлечь внимание широкой общественности к личности преподобного Макария, основателя Троицкого Калязинского монастыря, и его жизни; активизировать работу учёных, историков, краеведов, чтобы изучить эту тему глубоко и предметно.
Для организации Чтений был создан оргкомитет, куда вошли С.А. Голубев, зам. председателя Законодательного Собрания Тверской области, кандидат исторических наук, К.Г. Ильин, глава Калязинского района, Я.В. Леонтьев, доктор исторических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова), протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского благочиния, Е.Л. Конявская, доктор филологических наук, главный редактор журнала «Древняя Русь», Г.С. Гадалова, кандидат исторических наук, лучший специалист по житию Макария Калязинского и житиям других тверских святых.
Мероприятия в рамках Чтений начались уже 18 мая, поскольку в этот день из Москвы прибыли основные докладчики – широко известные в своей области учёные. Чтений: доктора и кандидаты. (В общей сложности в дни работы чтений в них приняли участие 3 доктора и 11 кандидатов наук – исторических, философских, филологических и искусствоведения). Делегацию москвичей встречали в Кашинском Николаевском Клобуковом монастыре. И это было действительно логично, поскольку именно отсюда начал свой молитвенный путь инок Макарий (в миру Матвей Кожин). Усилиями игуменьи и послушниц, благодаря имеющейся фотографии знаменитого русского фотографа С.М. Прокудина-Горского, недавно была восстановлена келья преподобного, сохранявшаяся в веках. Сейчас она находится в притворе Алексеевского храма и доступна для паломничества.
Гостеприимство настоятельницы монастыря матушки Варвары и сестёр гости оценили по достоинству. Для них был приготовлен вкусный домашний обед, во время экскурсии им показали келью Макария, восстанавливающийся Алексеевский храм и даже пригласили на звонницу Покровской церкви, где матушка сама благословила этот день радостным колокольным звоном.
Здесь же, в стенах монастыря состоялась премьера документального фильма С.Н. Козлова «Встань за веру, русская земля!». Была организована обзорная экскурсия по городу Кашину с посещением краеведческого музея.
Основной день Чтений собрал в зале администрации района учёных, историков, краеведов, почётных гостей и просто любителей истории из Москвы, Петербурга, Твери, Углича, Борисоглебского района Ярославской области, Коврова (Владимирской области), Кашина, Кимр и Калязина.
Открывало эту памятную встречу выступление детского вокального коллектива при Калязинской районной библиотек «Домисолька» (рук. Н.Ю. Скерджева). Приветствуя гостей, глава Калязинского района К.Г. Ильин отметил, что «такое событие, как перенос мощей — это большая редкость, оно свидетельствует о возрождении веры Православной, о возвращении к ценностям нашего народа, о восстановлении исторической справедливости. Это и другие события в современной духовной жизни маленького русского городка Калязина говорят о том, что жива в нашем народе особая память души, которая всегда, что бы не происходило в стране, все равно возвращает нас к нашим корням, к нашей истории. А краеведение – это самый лучший путь для воспитания молодых поколений, для противостояния чуждой нам, заморской идеологии, которая бездуховна и приводит к гибели».
Затем к организаторам и участникам первых Макарьевских чтений обратился благочинный Кимрского округа прот. Евгений Морковин. Он передал благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора на проведение данного форума и подчеркнул, что этим событием начинается благодатное действие – возвращение в г.Калязин святых мощей его духовного покровителя и основателя преп. Макария Калязинского. «Многие годы, почти два десятилетия, православные калязинцы горячо молились и верили, что преподобный Макарий вернется в свой город святыми мощами, а духовно он никогда не покидал его, и также усердно молился чтобы калязинцы вновь обрели самое главное – веру в Бога Вседержителя. И вот эти две молитвы услышаны и свидетельство тому – эта встреча».
Приветствие от имени председателя Законодательного Собрания Тверской области А.Н. Епишина передал его заместитель, лидер фракции «Единой России» С.А. Голубев.
Первую сессию научной конференции открыл главный организатор научной части Чтений, староста Кашинско-Калязинского землячества в Москве Я.В. Леонтьев. Он передал приветствие от выдающегося учёного Сергея Михайловича Каштанова, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН, который не смог прибыть в Калязин, но является первым исследователем архива Троицкого Макарьевского монастыря, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов, и должен был выступать с докладом на тему «Из ранней истории Калязинского монастыря». Этот материал будет обязательно включён в сборник, издаваемый по итогам конференции. Также Ярослав Викторович представил собравшимся и поблагодарил от имени всех присутствующих члена Совета Кашинского-Калязинского землячества, бизнесмена В.Н. Барышникова, профинансировавшего выход в 2008 г. книги «Житие Макария Калязинского. Древнерусский текст и перевод», подготовленной покойным В.З. Исаковым и Г.С. Гадаловой.
С фундаментальными докладами в этом блоке выступили В.А. Кучкин – доктор исторических наук, руководитель Центра истории Древней Руси, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, И.Г. Пономарева – кандидат исторических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета, Г.С. Гадалова – кандидат исторических наук, доцент филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери, главный библиотекарь научной библиотеки Тверского госуниверситета, П.Д. Малыгин, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ТвГУ. В прозвучавших докладах были отражены и общие темы, раскрывающие исторический период накануне Батыева нашествия, о том, какие в то время были на Руси города, как менялся их состав; и конкретные вопросы, связанные с историей Калязина, Троицкого монастыря, фигурой Макария Калязинского по материалам «Слова Похвального о преподобном Макарии». Интересна была информация о вкладчиках монастыря, были названы фамилии землевладельцев, которые передавали свои земли обители. Потомки их, возможно, до сих пор живут в Калязине, носят те же фамилии. Была представлена историко-археологическая характеристика г. Калязина по карте, раскрывающей территорию города до и после затопления.
Во второй сессии с анализом «Сказаний о чудотворных иконах» в тверской литературе и книжной традиции XV-XVII веков выступила Е.Л. Конявская – доктор филологических наук, профессор кафедры истории мировой литературы Университета РАО, главный редактор журнала «Древняя Русь», г. Москва. О.А. Монякова – кандидат исторических наук, директор Ковровского историко-мемориального музея из Владимирской области в своём выступлении открыла для калязинцев новую страницу в почитании преподобного Макария Калязинского, рассказав о престоле его имени в древнейшем храме города Коврова. С конца 16 века и по сей день в Христорождественской церкви есть придел в честь нашего великого земляка.
С.В. Алексеева – кандидат исторических наук, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Московского государственного объединенного музея-заповедника, г. Москва представила интересный доклад об игумене Анатолии (Смирнове) – настоятеле Троицкого Калязинского (а затем Антониевом Краснохолмском) монастырей, выдающемся церковном деятеле XIX в. О.А. Никитина – кандидат филологических наук, корреспондент газеты «Кашинский вестник» из соседнего Кашина рассказала о духовной связи между Клобуковым и Троицким монастырями на примере трагической судьбы их настоятелей - игумена Иосифа (Решилова) и архимандрита Иоасафа (Маевского), которые вместе участвовали в политических событиях 18-го века и были за это арестованы в царствование Анны Иоанновны.
Стержнем выступления Н.А. Майоровой – старшего научного сотрудника Тверской областной картинной галереи, стал вопрос о необходимости создания иконописных образов Макария Калязинского для активно восстанавливаемых храмов Калязина и Кашинского Клобукова монастыря. Её научное исследование касалось иконописных образов прп. Макария Калязинского по материалам тверских хранилищ.
Во время круглого стола, который состоялся во второй части Чтений, были заслушаны несколько ярких по своей известности и научно-практической деятельности людей. Во-первых, это без преувеличения, человек-легенда В.И. Брагин – кандидат исторических наук, автор серии книг по истории Бежецкого и Кашинского края, г. Москва. Широкому кругу наших соотечественников он известен, как в своё время председатель телерадиокомпании «Останкино», заместитель министра культуры РФ, представитель Президента РФ по Тверской области, директор Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Привезя с собой уникальный экспонат – альбом с рисунками уроженца родины преподобного Макария Калязинского с. Кожино - Николая Гроздова, сына священника из церкви в этом селе. Рисунки, которые чудом донесла до нас многолетняя история, выполнены в 1920-30-е гг. в окрестностях с. Кожино и дают нам представление о том, каким было это село до того, как там разрушили церковь и уши последние поселенцы. Этот артефакт прямо во время заседания был передан Вячеславом Ивановичем представительнице Кашинского краеведческого музея.
Об истории села Кожино, его усадьбах и храмах рассказали и другие специалисты: В.В. Савельев – кандидат искусствоведения, научный сотрудник Тверского научно-исследовательского историко-археологического и реставрационного центра, петербуржец, работающий в Твери, и П.С. Иванов – кандидат философских наук, доцент кафедры теологии ТвГУ, зав. отделом культуры газеты «Тверские ведомости». А.П. Малова – старший научный сотрудник Кашинского краеведческого музея раскрыла личности преподобных Сергия и Марфы – святых подвижников Кашинской земли, живших в 17-м в.
Ряд сообщений с наглядными презентациями был посвящён произведениям искусства, связанным с памятью Макария Калязинского. Так, В.В. Хухарев – старший научный сотрудник ТНИИР-Центра, проанализировал сюжет св. вмч. Никиты, побивающего беса, на крестах и иконках (в том числе поступивших на хранение из бывшего Калязинского монастыря). Об иконографии Макария Калязинского на церковных стенных росписях в Угличском, Краснохолмском, Сонковском, Ростовском и Суздальском крае, а также в сельских храмах Калязинского района подробно рассказал хороший друг калязинских краеведов В.В. Бородулин – фотограф, краевед из г. Углича. Это выступление – результат многолетних наблюдений фотографа и запечатлённых им образов.
В.С. Мартышин – краевед и директор средней школы из Борисоглебского района Ярославской области в своём выступлении связал историческими нитями нынешние Макарьевские чтения и Иринарховские чтения, проходящие уже много лет в Борисоглебском монастыре. Этой связью стал рассказ о молитвенной преемственности старца Иринаха-затворника – духовного наследника Макария Калязинского, пошедшего по его стопам и впоследствии ставшего также почитаемым русским святым.
Таким образом, направления большой научной работы, проведённой уважаемыми участниками Чтений, были очень различны.
Научная конференция проходила весь день, почти каждый доклад сопровождался вопросами и живым обсуждением участников и слушателей Чтений. Во время свободного микрофона те, кто пожелали высказаться в завершение встречи (в том числе новый член Совета Кашинского-Калязинского землячества С.Е. Ушакова), отметили, что первые Чтения прошли совсем даже «не комом» (авторитетное мнение В.А. Кучкина), был отмечен высокий уровень подготовленных материалов, прозвучали пожелания непременно их опубликовать, издать сборник. Членами оргкомитета был ряд дан предложений по проведению следующих Чтений: это разработка своей эмблемы, символики, корректировка названия с учётом того, что Макариевские чтения, посвящённые святителю Макарию, митрополиту Московского и всея Руси, проходят не первый год в Можайске. По вопросу частоты проведения чтений возникли прения: прозвучало предложение проводить их не ежегодно, поскольку серьёзные научные изыскания требуют многих месяцев, а то и нескольких лет работы (это и доступ к архивным документам, и сопоставление различных источников, и многое другое). Однако в качестве весомого аргумента за традиционное проведение Макарьевских чтений прозвучали предложенные Я.В. Леонтьевым темы возможных будущих выступлений. Это предстоящая большая дата – 500-летие обретения мощей прп. Макария, которая будет отмечаться в 2021 году; это тема исторической связи через Живоначальную Троицу между Макарьевским монастырём, Троице-Сергиевой Лаврой, Троицким Рябовским монастырём. Все эти древние обители имеют связь (например, через героев и события Смутного времени), что может быть обобщено в интересном докладе с учётом проходящих ежегодно молодёжных экспедиций. Ещё не охвачен исторический контекст жизни Макария Калязинского через его современников – Афанасия Никитина, Василия Тёмного, преподобных Иосифа Волоцкого и Паисия Угличского, князя Андрея Большого (Углицкого) и других исторических личностей. Интересна для исследований и новейшая история Калязина, связанная с драматическими событиями затопления, раскрытия её через судьбы монахов Калязинского монастыря, подвергнутых гонениям, репрессиям и расстрелам. Да и сама судьба мощей преподобного уже в ХХ веке – это целое переплетение фактов, событий, имен, которые могли бы стать основой для интересного доклада. Многие другие темы также ждут своего увлечённого исследователя, потенциал здесь – по мнению Ярослава Викторовича – ещё далеко не исчерпан.
Закрывая Чтения, Глава калязинского района К.Г. Ильин отметил, что калязинцам такое мероприятие обязательно необходимо каждый год. Это хорошая площадка для обсуждения широкой общественностью не просто истории, но многих проблем современности в разрезе исторических исследований, многовекового опыта наших предков, это и поле для педагогов, и для приложения сил молодых калязинцев. Чтения позволяют нам принять и полюбить историю Отечества не как отвлечённую дисциплину, а как близкую и дорогую сердцу. Он поблагодарил всех организаторов, участников и слушателей этой встречи, а настоятельнице Кашинского Николаевского Клобукова монастыря м. Варваре вручил благодарственное письмо за помощь в организации Первых Макарьевских чтений.
Для гостей конференции по традиции была организована экскурсия с посещением памятных мест Калязина. Участники Чтений возложили цветы к памятникам преподобного Макария и князя М.В. Скопина-Шуйского, сфотографировались на память на фоне колокольни Николаевского собора.
Уже после проведения Чтений, во время обмена мнениями и откликами, у некоторых из участников возникли новые идеи относительно возвращения памяти преподобного Макария в нашу жизнь. Это создание нового иконописного образа святого, нового похвального слова в честь перенесения мощей, дата которого станет отмечаться особой праздничной церковной службой, и многое другое, что позволит нам укрепиться в вере, объединиться в памяти и почитании небесного покровителя земли Калязинской.