Павел ТУЛАЕВ. Юрий Венелин и начала болгароведения.

Доклад Тулаева П.В. во время презентации первого
собрания сочинений Ю.И. Венелина в Болгарии в 2012
году, дополненный после возвращения в Россию.

Юрий Иванович Венелин (1802-1839) – классик и пионер российской школы славяноведения XIX века. А для Болгарии он – народный герой, один из апостолов просвещения и идеолог национального освобождения. Венелин написал первую научную историю болгар с древнейших времен до войн князя Святослава. По поручению Российской Императорской академии он совершил ученое путешествие, в результате которого первым в Европе собрал и переложил на русский язык 66 старинных влахо-болгарских грамот, а также записал около полусотни фольклорных песен.  По итогам археографической поездки  наш славяновед составил первую грамматику новоболгарского языка и написал очерк о ростках возрождавшейся болгарской литературы.

Современники, восхищавшиеся творческим подвигом Венелина, называли его «болгаролюбом», «болгарским народозащитником» и даже «вторым Паисием Хилендарским», в честь знаменитого православного историка и национального будителя XVIII века, прославленного Церковью во святых. Первому болгароведу были посвящены торжественные Оды, художественные портреты и установлен скульптурный памятник в центре города Габрово. Именем Юрия Венелина названы улицы – в Софии,  Варне, Бургасе, Руссе – и большой поселок в районе Долни Чифлик. Его фамилия преобразована в болгарское имя ВЕНЕЛИНА.

В современной Болгарии нашего пионера славяноведения помнят и любят. Но его труды знают лишь некоторые специалисты, поскольку Венелин не издавался здесь более 70 лет. В 1942 году Петр Динеков опубликовал небольшую подборку из наиболее популярных сочинений Венелина. Надо ли объяснять, что брошюра почти сразу стала библиографической редкостью? Выход в свет венелинской «Грамматики нынешнего болгарского наречия» («Граматика на днешното българско наречие») в 2002 году, то есть через 170 лет после её написания (русское издание 1997 года), стала подарком к 200-летию автора. Однако одна эта грамматика не дает представления о творчестве Юрия Венелина в целом.

Вот почему я решил привезти в Болгарию подготовленное мною первое собрание сочинений Ю.И. Венелина «ИСТОКИ РУСИ И СЛАВЯНСТВА», которое издал в 2012 году Институт Русской Цивилизации. Этот труд объемом 850 страниц  включает 12 работ нашего славяноведа, и дает возможность читателю, наконец-то, оценить его наследие по достоинству.
 

 Глубокие корни исторических событий

 

 Научный интерес Юрия Венелина к Болгарии был не случаен, поскольку сама история русско-болгарских  отношений имеет глубокие корни, уходящие в античную эпоху.

Своими давними предками болгары считают киммерийцев (киммеров), живших в сердце Евразии. Одна из старинных рукописей, опубликованная историком Георгием Раковским, гласит: «Болгарски народъ изиде древле от Чернаго моря от реки Волги из Великия Скандинавии, и звахуся тамо Гиммеры и Кимеры, егда умножишася, изидоша первое на овня страны, и еще предъ Александром Македонскимъ»(1)

Киммерийцы, по мнению современных ученых, имели ирано-арийское и туранское происхождение. В XII–VIII вв. до н.э. их цивилизация распространила свое влияние в степях Поволжья и Средней Азии, а в эпоху классической Эллады они господствовали в восточной части Причерноморья, в районе Меотийского озера (Азовского моря) и реки Танаис (Дон). Пролив между Понтом и Меотидой назывался Боспором Киммерийским.

После того, когда могущественный племенной союз скифов, живших к западу от Танаиса и  Борисфена,  вытеснил киммерийцев из Причерноморья, последние стали известны в Европе под именем кимвров (лат.- cimbri).

На Балканах, где существовали древние культуры пеласгов и эллинов, в скифскую эпоху расцвела цивилизация фракийцев. Она насчитывала множество племен (Даки, Карпы, Костобоки, Геты, Меды, Скирры, Трибаллы и другие). Некоторые из них были прямыми предками славян. В V веке до н.э. часть родов объединилась в могущественное Одрисское царство, раскинувшееся от Дуная до Эгейского (Белого) моря. Фракийская аристократия во времена царей Тереса и Ситалка имела богатую культуру и позволяла себе роскошь, сопоставимую с сокровищами Афин и Рима. Украшения той эпохи из золота и серебра известны своим изяществом во всем мире. Как и скифы, фракийцы, почитали богов Ареса, Диониса, Артемиду. Их любимыми героями были певец Орфей и гладиатор Спартак.

 Александр Македонский, сын царя Филиппа, воевавшего с фракийцами и их соседями иллирийцами, объединил усилия народов Балканского п-ва, и в результате завоевательных войн на Востоке и Юге создал в IV веке до н.э. гигантскую империю. Знаменитая «Грамота Александра Македонского славянам», где упоминаются их владения «от полнощного моря великого Ледовитого океана до Итальянского южного скалистого моря», хотя и признана литературным документом средневековья, отражает подлинные исторические события.

Став одним их центров мира, Фракия вступила в военно-политическое противоборство с Римом. В борьбе за независимость от империи прославились её вожди Буребиста и Децебал. Оба они принадлежали к фракийскому племени даков (по-гречески – гетов). Буребиста распространил свою власть от Балкан до Буга, а Децебал принудил римлян выплачивать ему ежегодную дань.

К началу нашей эры Римскую империю окружали многочисленные племена, известные как венеды, анты, иллирийцы, скифы, русы, геты, сарматы и т.д., которых христиане называли общим именем «варвары». Они жили на просторах Евразии тысячи лет, приходя в движение во время крупных войн или природных катаклизмов. Тогда еще не было понятия «славяне», но память о предках славян сохранилась в народной памяти и летописной истории.

 По свидетельству летописца Нестора, одной из прародин славянства был бассейн реки Дунай (Истр). «Спустя много времени [после потопа], – пишет автор «Повести временных лет, – сели славяне [СловЪни] по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян [СловЪнъ] разошлись по земле и прозвались именами своими, где кто, на каком месте сел».(2)

Часть племен ушла на восток, сначала за Карпаты, а затем расселилась по Днепру и его притокам, а часть – еще дальше на север: в леса и равнины балтов, угров и финнов, в бассейн реки Волга. Свой изначальный этноним сохранили словене [СловЪни] новгородские (ильменские). После призвания варягов они, как и поляне, жившие по Днепру, стали именоваться Русью.

Русы (россы, руги, роги) были одним из самых известных варварских племен Европы. Их происхождение является предметом научных дискуссий, но факт активного участия россов в европейской политике с эпохи раннего средневековья – бесспорен. Один из центров россов (ругов) находился на Среднем Дунае, где они вступили в борьбу с готами за обладание влиятельным центром торговли. Уже в 307 году нашей эры Руги были юридически обозначены в составе народов Римской Империи.

На территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан относил их к «многолюдному племени венетов». Они были родственниками тех самых «андов», которых упоминал ещё Юлий Цезарь в своих знаменитых «Записках о галльской войне». Когда готский вождь Германарих (IV век) в своем завоевательном походе на восток, «вступил в пределы антов», он сначала потерпел от них поражение. Однако затем взял реванш, распяв их короля Божа (Буса) с сыновьями и семьюдесятью старейшинами.

Против наступающих с северо-запада готов выступила объединенная армия гуннов, скифов, сарматов и аланов. Она не могла не включить в себя славянские элементы. В этой армии были, наверняка, и болгары. Какую именно часть они составляли в орде гуннов эпохи великого вождя Аттилы (434-453) и какова была их роль в его империи, простиравшейся от Волги до Сены, это спорная тема.

В 476 году во время мятежа власть в Риме захватил наемный воевода Одоакр (Odoacer), вождь герулов и скирров. Сам Одоакр был сыном Эдика, сподвижника Аттилы, и вел сложную игру взаимоотношений между варварами и империей. Ему удалось сдержать наступление славянских племен на Рим, но он не мог остановить их самостоятельное развитие. В эпоху подъема феодальных государств на Дунае продолжали существовать Рутения (Ругеланд) и Рутенская марка, которые были частью Великой Моравии. Родовые, торговые и дипломатические связи дунайских ругов с балтийскими и днепровскими руссами изучаются историками.(3)
 

 

Освоение Мизии и Фракии

 

 Под давлением с востока в VI веке н.э. в пределы Византийской империи вторглись  племена антов и склавинов. Они перешли Дунай и в союзе с другими славянами начали активную колонизацию Балканского п-ва. Эти события описаны в сочинении средневекового автора Прокопия Кесарийского(4). Варвары, пришедшие с северо-востока, захватили огромные территории от Понта до Адриатики и Эгейского моря, где основу населения прежде составляли фракийцы и иллирийцы. Современник той эпохи церковный историк и ученый Исидор Севильский в своей «Хронике» обобщил эти события ёмкой фразой: «Славяне отняли у римлян Грецию»(5).

 

В ходе пассионарной экспансии в Подунавье сложился так называемый «союз семи славянских племен» с центрами Русе, Доростол (Дръстр) и Россава. К началу VII столетия в северной и средней полосе Балканского полуострова славяне превратись в господствующую силу, подчинившую себе или ассимилировав местных жителей(6).

Одновременно славяне продолжали колонизацию Днепра, Двины и верхней Волги. На северо-востоке Европы, где расселялись венеды (финские «вене») возник легендарный Славенск, предшественник Великого Новгорода. «Иоакимовская летопись» сохранила следующее предание: «Славянъ князь, оставя Фракии  и Иллирии на вскраи моря и по Дунаеви сына Бастарна, иде къ полунощи, и град Великий созда, во свое имя Славенскъ нарече, а Скиф остася у Понта и Меотиса въ пустяняхъ обитати, питаяся отъ скотъ и грабительства, и прозвася страна та Скифия Великая».(7)

В «Повести временных лет» пересказывается легенда о Кие, одном из первых русских князей, имевших знатный род. Некоторые ученые связывают его имя с реальной личностью V века н.э. На месте нынешнего Киева он вместе с младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрою Лыбедь построил город, который назвали в честь старшего брата. С воинской дружиной Кий ходил по Русскому морю к Цареграду. Когда он возвращался домой, то облюбовал на Дунае место, где срубил новый городок – Киевец. Правда, жить он там не стал, а когда вернулся к полянам, то тут же «умер», а вместе с ним и братья его Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь.(8)

По торговому пути «из варяг в греки» Русь ходила за Дунай неоднократно. Этот маршрут был хорошо освоен еще со времен скифов и готов, когда целые армии воинов на ладьях шли на Царьград или другие византийские города за данью или добычей. Одно из первых письменных свидетельств под названием «Осада Константинополя скифами, кои суть русские», датирует поход 626 годом.sup>(9)

Примерно в это же время в Приазовье возникла так называемая «Стара Велика България», которая, вероятно, была частью гуннской империи хана Ирника (болгарское написание слова «кън» близко к русскому «князь» и скандинавскому «конунг», а не только к татарскому «хан»). Великая Болгария прославилась в Европе в VII веке в годы правления хана Кубрата из династии Дуло. Сам Кубрат получил образование, крещение и титул патриция при дворе византийского императора Ираклия. Его государство со столицей в Фанагории (на Таманском п-ве у Керченского пролива), включало территорию Боспорского царства скифов и отсюда вело активную военную и политическую деятельность. Могила хана Кубрата была найдена в 1912 году в около деревни Перещепино (Полтавская область современной Украины), где ныне великому болгарину поставлен памятник. Именно отсюда, из долин рек Куфис (Кубань), Танаис (Дон) и Кочо (Днепр) разошлись по Евразии сыновья и наследники хана Курбата со своими дружинами.

 Старшие сыновья Баян (Бат-Баян) и Котраг сначала защищали оплот династии Дуло в Причерноморье, но затем под натиском хазар в 671 году были вынуждены отступить по Дону в среднее Повольжье, где возникло государство, известное как «Волжская Болгария». В связи с этим возникает вопрос о происхождении этнонима «болгары»: то ли они (волгари) взяли своё имя от реки Волга (старославянское – Вльга), то ли сами потомки хана Кубрата дали древней реке Рха (Итиль) новое имя? Среди болгар бытуют легенды, что их этноним более раннего происхождения. Одни связывают его с именем племени  античной Бактрии (Средняя Азия), где до сих пор есть город Балх. Другие этимологически выводят из древнего тотема волка («Волчьи люди», «черноголовые») и т.д.(10)

 

Третий сын хана Кубрата – Аспарух (Исперих) – пришел со своим войском на Балканы в конце VII века. Он подчинил себе «союз семи славянских племён» на Дунае и некоторые соседние народы, создав объединённое государство Болгария, признанное в 681 Византией. Таким образом, Аспарух стал первым ханом славяно-болгарской державы [681 – около 701].  Её столицей стал город Плиска, основанный недалеко от священной горы Мадара и древней крепости Шумен, существовавшей еще в эпоху Трои.

Младший брат Кубер прошел с войнами против авар через Паннонию в Македонию, а пятый наследник Алцек   перекочевал в Северную Италию, где вступил в союз с лангобардами.

 Арабские путешественники того времени в своих географических сочинениях постоянно подчеркивали близость Болгар и Руссов, живших по соседству. Ибн-Фадлан пишет: «Болгар – город славян лежит на севере», а Ибн-Рост уточняет, что «болгаре живут на берегу реки, которая впадает в море  Хозарское и прозывается Итиль»). Торговые пути Руссов проходили через земли Болгар по рекам Волга, Днепр и Дон, где их старались остановить конкуренты – хозары и печенеги. Император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении государством» пишет: «В Болгарии также сидит Печенежский народ по [нижним] частям Днепра, Днестра и других протекающих там рек». Это письменное сообщение подтверждает факт существования в X веке владений династии Дуло в Причерноморье и северном Предкавказье.(11)

 

С болгарской точки зрения, совсем по-иному выглядит привычная для нас история Киевской Руси и Восточной Европы в целом. Юго-восточная перспектива, связанная с древнейшими пластами истории: от киммеров и пеласгов до варварских походов на Рим и расцвета Византийской империи, качественно отлична от норманнской теории.(12)
 

 Крещение и введение кириллицы

 

Одним из ключевых, и вместе с тем, весьма противоречивых эпизодов истории, является сюжет о крещении славян и религиозной миссии солунских братьев Кирилла и Мефодия, причисленных Церковью к лику святых. Спорный вопрос о том, кто они были по происхождению: греками, болгарами, македонцами или смешанных кровей, можно считать второстепенным. Главное, что по распространенному мнению, они «создали славянскую письменность», так называемую «кириллицу», которой мы пользуемся до сих пор. В связи с этим День Святых Кирилла и Мефодия 24 мая – государственный праздник в Болгарии, России и Македонии. В Чехии и Словакии он отмечается 5 июля. В действительности, солунские братья не были первыми создателями письма у славян. Задолго до них существовали «черты и резы» у пеласгов, вендов, руссов, готов, сербов и других родственных племен, живших до появления обобщенного этнонима «славяне».(13)

Солунские братья были церковно образованными христианскими проповедниками в Болгарии, Моравии и Хазарии. Их миссия началась примерно в 850 году по воле патриарха Фотия и императора Михаила III. Через десять лет один из братьев прибыл в Корсунь (Херсонес), которая была тогда важным православным центром на пути «из варяг в греки». Политически город подчинялся хазарскому кагану, что вынудило Константина учить еврейский язык. В Корсуни в 860 году он обрел мощи Св. Климента (1 в. н.э.), а также нашел Евангелие и Псалтырь, написанные «руськими письменами», как об этом свидетельствует житие солунских братьев. 

Современные ученые по-разному трактуют это открытие Константина. Одни говорят, что он имел дело с «сурьскими», то есть сирийскими, или арамейскими буквами. Другие считают, что речь идет о языке готов,  на который перевел библию епископ Вульфила (IV век). В любом случае, именно открытие «руських письмен» помогло проповеднику переложить греческие Евангелия и латинское богослужение на словенский язык.

В результате Константин изобрел так называемую глаголицу. Это была качественно новая азбука (алфавит), буквы (графемы) которой были составленная с учетом звуков (фонем) славянских языков(14). В 863 году глаголические рукописи уже распространялись единомышленниками в Сербии и Моравии. Однако в Риме они были объявлены еретическими писаниями. Там же, в возрасте 42 лет в результате неожиданной болезни умер сам изобретатель глаголицы, принявший перед смертью духовное имя Кирилл. В славянских провинциях византийской империи, особенно в Далмации, новое письмо еще долго использовалось для литургии, о чем свидетельствуют сохранившиеся глаголические книги.

Специалисты считают, что кириллица, или так называемая «старославянская азбука», была создана позже при помощи Мефодия и учеников Константина, уже после крещения Болгарии (864) при царе Борисе Первом. Тогда после подавления восстания язычников во главе с Владимиром Расате и начался перевод церковной литературы на болгарский язык. В основе кириллицы лежало привычное для книжных переписчиков греческое унициальное письмо,  реформированное с учетом славянской фонетики. К нему были добавлены новые буквы: Б, Ж, Ш, Щ, Ч, Ц, Ъ, Ь, Ы, Ю, Я, созданные Кириллом или заимствованные им из других алфавитов, в том числе – глаголического. Первым пропагандистом кириллицы стал Климент Охридский (ок. 840 – 916), христианский писатель, переводчик и основатель православного университета.

Критические замечания по поводу истории глаголицы и кириллицы Юрий Венелин высказал в книге «Древние и нынешние словене» (1841) и статье «О времени рождения названий: греческое, латинское, немецкое, русское или гражданское, славянское письмо» (1847), которые были опубликованы после его смерти. Многие аргументы нашего пионера славяноведения до сих пор не услышаны.(15)

Формирование церковно-славянской письменной культуры привело к появлению болгарских и русских летописей. Их сравнение с византийскими хрониками проясняет многие спорные вопросы истории и произвольные авторские суждения. Например, сопоставление соответствующих разделов «Повести временных лет» Нестора с трудами Константина Манассия,  Льва Диакона и Иоанна Скилицы  даёт более полную картину первых военных походов Руси на Балканы. По-другому выглядит и история крещения Руси.

Идеологически важный сюжет о проповеди Православной веры среди славян в середине IX века был вставлен в русские хроники в связи с житием киевского князя Владимира, принявшим  христианство более чем на столетие позже (988 г.). В начальной версии летописи, восходящей к болгарским и византийским источникам, речь шла об Аскольде и Дире, новгородских варягах, самовольно утвердившиеся в Киеве. В 860 году эти варяжские князья направили в Царьград за данью многотысячную армию и флот из 200 (по другой версии – 360) кораблей. Император Михаил III, помнивший о нападение новгородского князя Бравлина, захватившего в конце VIII века Корсунь (Херсонес), Сурож (Судак) и Корч (Керч), решил избежать военного столкновения и предложил варварам заключить союзный договор. Одним из условий было крещение Руси.  Именно в этом 860 году в Корсунь с религиозной миссией прибыл св. Кирилл.

На Балканах тогда важным христианским центром была Плиска, столица Первого болгарского царства. К середине IX века при Борисе крестителе она стала одним из крупнейших городов восточной Европы. Средневековая крепость занимала территорию общей площадью в 23 кв. километра, была окружена тремя оборонными полосами, защищавшими Тронную палату и византийские храмы.

В 893 году болгарский царь Симеон (864-927), третий сын царя Бориса, свергнувший своего брата-язычника Владимира Расате, перенес столицу в город Великий Преслав. Он стал новым центром христианизации славян и военно-политической экспансии, по своему религиозному влиянию сопоставимый с Константинополем. Глаголические и кириллические переводы священных текстов, распространявшиеся из Преславской книжной школы по всей Европе, превратили староболгарский язык в литургический, который ныне изучается как церковнославянский. В 918 году Византийская империя была вынуждена признать императорский титул Симеона (цезарь, басилевс), а еще через год – автокефалию Болгарской Церкви  во главе с её Патриархом. В связи с этим эпоху правления царя Симеона некоторые историки называют «золотым веком болгарской цивилизации».

Русь ощущала на себе болгарское влияние, и она тоже стремилась к независимости от Византии и Хазарии. После убийства в 882 году в Киеве самозванцев Аскольда и Дира свою власть установил варяжский воевода Олег, посадивший на трон малолетнего князя Игоря, потомка Рюрика. Собрав ратные силы от Новгорода до Тавриды, он тоже двинулся к Константинополю с многотысячным войском «на конех и кораблех» (то есть по морю и по суше – через Дунай). С этой ратною силою вещий Олег осадил Царьград и «повесил щит свой на вратах, показуя победу».(16) 

 
 

Есть основания предполагать, что у воинственного Олега, принудившего Византию силой заключить с ним мир в 907 и 911 годах, и властного царя Симеона (Владимира от рождения), с 894 года постоянно теснившего византийцев на Балканах, были общие интересы, а также военные и политические связи. В 913 году, вскоре после дипломатических побед «вещего Олега», Симеон осадил Царьград и взял Адрианополь. Его наступательная стратегия превратила православную Болгарию в крупнейшее государство Восточной Европы, а град Преслава – в конкурента Царьграда. Кстати, турки называли его до 1878 года «Эски-Стамбул», то есть старый Царьград.

Возможно, что именно победоносные походы Олега на Константинополь и его стратегические планы привели к заключению династического брака между его наследником Игорем и княгиней Ольгой. «Новый Владимирский Летописец» сообщает о том, что вещий Олег «ожени [сына Игоря] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».(17)Место её рождения Плесков они переводят как Плиска (название первой болгарской столицы), а не как Псков. Зачем великому князю Игорю, благородное происхождение которого было главным аргументом его воцарения в Киеве, жениться на обыкновенной перевозчице через реку под Псковом (хрестоматийная версия)? Княжеские браки заключались для решения государственных и дипломатических задач, а для удовольствия языческие вожди могли иметь десятки наложниц. Как мы знаем, Игорь продолжил геополитику своего наставника Олега, совершив два военных похода на Царьград. В 941 году русский князь потерпел неудачу, зато в 944 году он добился успеха и заключил с Византией выгодный договор. То есть можно сказать, что «путь из варяг в греки» был не только торговым или военным маршрутом, а исторической осью, вокруг которой складывалось Русское государство.

С другой стороны, гипотеза о болгарском происхождении княгини Ольги объясняет некоторые важные детали ее дипломатической миссии ко двору византийского императора. Не случайно ведь, что в 955 году в Цареграде жена Игоря приняла крещение от патриарха  Феофилакта и императора Константина Багрянородного, получив духовное имя Елена. Надо учесть также, что именно в Великом Преславе в годы правления царя Петра, сына Симеона Великого, сформировался центр христианского учения «богумилов», которое каноническая Церковь объявила одной из ересей. Распространение «богумильства» стало одной из причин недовольства византийских иерархов, не желавших мириться с возрастающим могуществом Болгарского царства. Используя старые хитрости тайной дипломатии, константинопольский царь Никифор натравил на Болгарию с помощью патрикия Калокира войско русского князя, сына православной княгини Ольги. (18)
 

 Последняя война князя Святослава

 

 Святослав Игоревич (942 – март 972), сначала воспитывался в Новгороде, а потом – правил в Киеве. Его матери Ольге крестить сына не удалось, поскольку для него христианство было «юродством». Князь-язычник любил войны и находился в постоянных походах. Согласно «Повести временных лет» в 964 году Святослав прошел через земли вятичей на Оке, покорил волжских Булгар и напал на Хазарию, блокировавшую водный путь по Волге в Каспийское море. Победив хазар, он взял в 965 году их столицу Итиль и Белую Вежу (Саркел) на Дону. На юге Святослав подчинил своей власти Тмутаракань (Кубань), а на востоке – Семендер (в Дагестане). Хронология военных действий обсуждается историками, поскольку данные летописей недостаточны для точных выводов.(19)

 

Византия была заинтересована в поражении Хазарии и ослаблении болгар, а нараставшую русскую мощь старалась использовать в своих интересах. Уговоры Калокира начать войну против Болгарского царства Святослав, в свою очередь, использовал как дипломатический повод для продвижения за Дунай на Балканы, хотя война на два фронта – восточный и западный – была весьма опасной стратегией.

В 967 году армия Святослава числом около 60 тысяч воинов, вторглась в пределы Болгарии и захватила 80 городов.  Этот факт, упомянутый в летописях, всегда вызывал вопросы и дискуссию у исследователей. Либо число взятых городов преувеличено, либо сын княгини Ольги, родом из Плиски, заключил союз с болгарами, и города ему сдавались сравнительно легко. Своею резиденцией, согласно русским летописям, Святослав сделал город Переяславец, который ему пришлось штурмовать в 971 году во время второго похода, когда он вернулся в Болгарию после освобождения Киева от осады половцев.  Ученые спорят, идет ли тут речь об исчезнувшем городке Преславце (Преславе Малым), который находился в устье Дунае за Трояновыми валами, или самом Великом Преславе (по-гречески Μεγαλη Πρεσθλαβα), где Святослав держал под охраной малолетнего царя Бориса II.  По-видимому, именно Преслав киевский князь назвал «серединой земли своей» в знаменитом обращении к матери Ольге, поскольку туда в X веке, действительно, стекались всяческие блага: «из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».(20)

Русские летописи дают весьма скудные и противоречивые сведения о военных походах Святослава в Болгарию. А вот византийские авторы, особенно Лев Диакон в своей «Истории», подробно излагает события тех лет с изложением тонкостей борьбы за власть в Царьграде и описанием сражений.(21) Это дало повод специалистам высказать предположение, что Древнейший Киевский свод 1039 года был основан на более ранней болгарской хронике. Изложим коротко византийский источник для ясности исторической картины тех событий.

В 971 году армия императора Иоанна Цимисхия, сменившего Никифора Фоку, предприняла решительный поход на север и неожиданно подошла к стенам Великого Преслава. Его войско составляли 15 тысяч отборных гоплитов, так называемых «бессмертных», и 13 тысяч всадников. Город, внутри которого находились юный царь Борис и патриций Калокир со свитой, обороняли полтора десятка тысяч скифов (если верить данным Льва Диакова). Сначала они вывели часть войск для сражения за пределы крепости на ровное поле, построившись в ряды, защищенные щитами с головы до ног. «Рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, [они] бросились на ромеев (т.е. римлян-византийцев). Ромеи столкнулись с ними и храбро сражались, совершая удивительные подвиги: однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх». Тогда Иоанн Цимисхий запустил в бой конницу, и пешие скифы были сломлены. Средневековый историк утверждает, что во время этого наступления погибло 8 500 скифов.

 

<Калокир бежал к Святославу в Доростол (Дръстър,  совр. Силистра). Однако русское войско, оборонявшее Преслав,  не сдалось. Когда византийцы прорвались внутрь крепостной стены, они во главе с воеводой Сфенкелем (Сфангелом) заняли  позиции внутри дворца, где оставался царь Борис. Чтобы выбить россов из царского дворца, Иоанн Цимисхий приказал бомбардировать его огненными ядрами. «Когда разгорелось сильное пламя, сжигавшее все на своем пути, росы, числом свыше семи тысяч, вышли из здания, выстроились на открытом месте у дворца и приготовились отразить наступление»… Завязалось сражение, и россы отчаянно сопротивлялись, не показывая врагам спины; однако ромеи [победили] своим мужеством и военной опытностью, и всех их перекололи». Так в течение двух дней византийцами был завоеван Великий Преслав.  Юный царь Борис был пленен и понижен в титуле императором Цимисхием до наместника.

Вдохновленные стратегической победой римляне продолжили решительное наступление на позиции скифов, взяв по пути город Плиску и другие крепости. Мисяне (как тогда называли болгар) стали сдаваться в плен и переходить на сторону победителей. В связи с этим Святослав принял жестокое решение казнить около 300 предателей из знатных семей. Собрав остатки своей армии, он неожиданно атаковал авангард византийцев, продвигавшихся к Доростолу.

 

На подступах к древней крепости состоялось первое рукопашное сражение. Россы сражались отважно, напрягая все силы, но в решающий момент битвы, перед самым закатом солнца, мощная конница римлян сломила пешие ряды скифов и вынудила их отступить за стены города. Тогда Иоанн Цимисхий начал длительную осаду Доростола, перекрыв к нему все дороги, включая водный путь по Дунаю к Понту. Совершив несколько дерзких вылазок, россы собрали совет («комент»), дабы сообща решить, как лучше поступить в сложной ситуации. Именно на этом совете князь Святослав произнес свое знаменитое обращение к воинам, приведенное летописцем Нестором в «Повести временных лет»:

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим  — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора.. Если же побежим, позор нам будет. Не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то о своих   сами позаботьтесь».(22)

 

На следующий вечер скифы вывели свое войско для решающего сражения. И снова завязалась кровавая битва. И снова русичи наступали до тех пор, пока в бой не вмешалась конница. В неравном бою было уничтожено более половины героического войска Святослава. Автор хроники утверждает, что скифов погибло в этой битве 15 тысяч. От всей 60-ти тысячной армии, по данным византийцев, осталось  22 тысячи человек. Сам Великий князь, израненный стрелами и потерявший много крови, едва не попал в плен. Вынужденный снова отступить, в гневе и печали Святослав  принял решение просить Цимисхия о мирных переговорах. Он согласился сдать императору Доростол, на условиях, что тот пропустит остатки скифской армии при отступлении из Мизии за Дунай. Цимисхий принял эти условия. Однако злая фортуна преследовала князя Святослава. При переходе через Днепровские пороги на его дружину неожиданно напали печенеги. Там состоялось последнее сражение киевского князя, где он был убит и обезглавлен.

 

 Юрий Иванович Венелин, посетивший развалины стен Доростола в 1830 году, когда он был в Силистре,  интересовался подробностями описанных выше событий. В своем дневнике он оставил запись о Святославе Хоробром: "Вот там, вот там он сражался; вот там защищался он. Ах! Вот где! Вот где он произнес к последней своей дружине те незабвенные слова, которые сильнее, убедительнее и вместе короче всех речей Александра Македонского, Сципионов, Аннибалов и которые должны быть высечены не на белом мраморе, но в сердце всякого россиянина». Однако Венелин не успел изучить подробности этой трагической истории.

 

Первое научное исследование о задунайском походе киевского князя принадлежит Александру Дмитриевичу Черткову (1789-1858), выдающемуся российскому археологу, библиофилу и нумизмату. В 1842 году он опубликовал труд «О переводе Манассиной летописи на славянский язык, с очерком истории болгар». В византийской хронике XII века есть небольшие разделы о царствовании Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, которые Чертков прокомментировал в связи с интересовавшими его событиями. В 1843 году вышла его книга «Описание войны великого князя Святополка Игоревича против болгар и греков в 967–971 годы», куда включил результаты более раннего сочинения «О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии». Они были  опубликованы в 1842 году в «Записках Одесского общества истории и древностей Российских».

В художественной форме сюжет последнего похода князя Святослава за Дунай переосмыслил историк и писатель пушкинской эпохи Александр Фомич Вельтман, о котором еще пойдет речь. В 1843 году он выпустил роман «Райна, королева болгарская», где в легендарный сюжет, помимо военных действий, добавлена любовная линия. Великий князь Киевский женится на болгарской царевне, и она трагически гибнет вместе с ним в последней битве на Днепровских порогах. В XIX веке сочинение Вельтмана было популярно не только в России, но и за её пределами. Оно неоднократно издавалась на болгарском языке в переводах Е. Мутьевой и И. Груева. Наконец, повесть была инсценирована Добри Войниковым. Его пьеса "Райна княгыня" с успехом шла в Болгарии, Валахии, Молдавии на протяжении многих лет.

Труды российских историков помогают найти ответы на вопросы, возникающие при чтении противоречивых летописей. Почему воинственный князь вместо того, чтобы следовать советам матери, принять христианство и сидеть в Киеве, отправился в очередной военный поход на Балканы? Почему Святослав считал, что «середина его царства» должна быть в Переяславце на Дунае? Почему князь Киевский говорит о Болгарии «Не посрамим земли Русской»?

Доклад перепечатывается с сайта П.В. Тулаева.

Павел ТУЛАЕВ. Юрий Венелин и начала болгароведения.

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2012

Выпуск: 

8