Виктор БИРЮКОВ. Крестьяне Кузины старше царей Романовых.

Обычно тема интервью с главой агрохолдинга «Талина» Виктором Бирюковым так или иначе касается экономики, агропромышленного комплекса. Но не сейчас. Дело в том, что гость журнала «Суждения» еще в середине 2000-х годов приступил к исследованию своего родословия. Следует заметить, что у Виктора Степановича нет аристократических корней, а происходит он из крестьянского рода Кузиных. С этих крестьянских корней мы и начали разговор.

– Виктор Степанович, я изучила ваше родословие в «Родоводе». Оказывается, ваш первопредок Осип родился в разгар Смутного времени, в 1612 году. То есть выходит, что вашему роду 400 лет. Только через год собрался Земский собор и избрал Михаила Романова царем. И династия Романовых отметит свой 400-летний юбилей в будущем году…

– Ну, во-первых, нужно четко понимать, что в реальности и Кузины, и Романовы, да и любой другой род гораздо древнее, вот только «раскопать» более отдаленных предков зачастую невозможно в силу слабого распространения письменности в целом и архивного дела в частности. Во-вторых, в нашем конкретном случае речь идет о разгаре Смутного времени, когда учет населения велся слабо или не велся вовсе, шла грандиозная гражданская война.

– Позвольте, почему же гражданская? Это же польские интервенты вторглись в московские пределы?

– Еще в XIV веке Великое княжество литовское отхватило западную часть Руси у ослабевшей в междоусобицах Золотой Орды. В итоге в Смуте XVI века и на стороне польского воинства выступало немало русских, и многие бойцы гетмана Ходкевича были русскими (в литовских владениях русские составляли порядка 90% населения), и Семибоярщина была русской. Вот почему мне представляется, что Смута была прежде всего борьбой между русскими, условно говоря, западными и русскими, условно говоря, восточными. Так или иначе, в архивах сплошь и рядом зияют белые пятна. Мы не знаем ни числа, ни месяца, ни точного места рождения Осипа, ни того, как звали его отца. Что же касается фамилий, то они станут появляться у российских крестьян лишь с конца XIX века.

 

ДЕРЕВНЯ БЕЗ СЛЕДОВ

– Но Кузины в 2012 году все-таки отпраздновали свое 400-летие? Как же вы выбрали дату?

– Признаюсь: дату я выбрал  из чисто прагматичных соображений. Мы с родственниками списались по электронной почте, посоветовались и решили отметить кузинский юбилей летом 2012 года, когда посевная позади, уборочная еще не началась, у детей каникулы, у взрослых – отпуска. Мы же по-прежнему в душе крестьяне, хотя многие-премногие Кузины, включая вашего покорного слугу, перебрались в города.

– Кстати, вы сами-то Кузин в каком поколении? И сколько уже всего на белом свете кузинских поколений?

– Я представитель 13-го поколения, а самое юное поколение у нас 15-е, к нему принадлежат, например, мои внучки.

– Вы сказали, что не знаете точного места рождения «первопредка» Осипа. А хотя бы приблизительное место рождения вам известно?

– О том, где Осип родился, мы судим по тому, что в деревне Лусяны Владимирского уезда (ныне Владимирская область) у Осипа в 1636 году появились сын Матвей, а в 1648-м – младший сын Герасим. Вероятнее всего, имелись и другие Осиповичи, семьи в ту пору были многодетными, но и высочайшая детская смертность выкашивала отпрысков как крестьян, так и бояр. Деревня же Лусяны принадлежала Волосов-Никольскому монастырю, и с учетом закрепощения крестьян можно с высокой вероятностью предполагать, что и сам Осип родился в Лусянах.

– Вы там побывали? Что сегодня представляют собой Лусяны – ваша прародина?

– Еще в 2008 году мы с родными предприняли целую экспедицию, чтобы отыскать Лусяны. Ан нет, не вышло: и следа от деревни не осталось. Заглянули в Волосов-Никольский монастырь, который с некоторых пор превратился из мужского в женский. К сожалению, все насельницы оказались пришлыми и просто впадали в ступор от наших расспросов о Лусянах. Одной матушке стало так неловко, что она пыталась избавиться от нас, пугая кружившими вокруг пчелами: дескать, они кусают людей с незнакомыми «городскими» запахами дезодорантов и духов. Другая монахиня любезнейше присоветовала сходить к бабушке Ире – старожилу села Волосово (оно прямо у стен обители), участнику Великой Отечественной. Увы, милейшая Ираида Ильинична тоже оказалась неместной: приехала после войны. Название «Лусяны» она впервые услышала от нас.

 

ЛЕНИН ЕЗДИЛ ПО УЛИЦЕ... ЛЕНИНА

– Ваши предки некогда покинули родную деревню? Вам удалось выяснить, почему это произошло, что их подтолкнуло?

– Да, сыновья Осипа со своими семьями стали сходцами, то есть переселенцами. Затеял это дело Осипов сын Матвей. В 1670-х годах он, сам уже ставший главой семейства, перебрался на территорию будущего Атяшевского района Мордовии: в деревню Чемзино (ныне называется Чамзинка с ударением на «и»; подчеркиваю этот момент из-за того, что имеется в Мордовии и крупный райцентр Чамзинка с ударением на 1-е «а»). Можем лишь догадываться, что причиной «схода» стал церковный раскол в результате которого люди, не принявшие «затеек» (как тогда говорили) патриарха Никона, подались прочь из центральной Руси – кто на запад, кто на восток, а кто и на север. Матвей подался через территорию будущей Рязанской области на восток.

– Ваши родственники и сейчас живут в Чамзинке?

– Нет, никого не осталось. Оно и неудивительно, ведь Кузины жили там лишь до 1913 года. Ну, впрочем, это не так уж и мало, около 250 лет они там провели. Затем родные братья Устин Платонович (1879–1956) и Владимир Платонович (?–1925) Кузины перебрались – соответственно – в Алатырь и Стемасы (теперь в Алатырском районе Чувашии), расположенные неподалеку от Чамзинки. Таким образом, до возникновения советских автономных республик (АССР) родные села Кузиных оказывались то в Пензенской, то в Симбирской губерниях. И по сей день ветви Кузиных населяют соседние Алатырский район (юг Чувашии) и Атяшевский район (северо-восток Мордовии).

– Вы рассказываете о своих предках будто это эпос какой-то…

– На самом деле меня история моих предков с каждым годом все больше захватывает. Судите сам: Устин Платонович служил гренадером в полку, который охранял императора Николая II, а Владимир Платонович поселился в Стемасах в доме, который купил у помещика Барсукова – однокурсника и приятеля Владимира Ленина. Мы выяснили прежде неизвестный факт ленинской биографии (вроде бы изученной вдоль и поперек): оказывается, однажды он заезжал погостить к Барсуку, как прозвали барина односельчане. Сейчас этот самый дом стоит на улице, которая гордо носит имя вождя мирового пролетариата. Правда, Кузины там давно не живут.

– Насколько я поняла, ваши кузинские встречи стали регулярными совсем недавно…

– Понимаете ли, как вышло. После войны связи между потомками Устина Платоновича (моего прадеда) и Владимира Платоновича ослабли, хотя от Алатыря до Стемас всего-то пять километров. Жители Стемас, в том числе «Владимировичи», возят свою сельхозпродукцию на базар Алатыря. И наоборот, часть алатырских «Устиновичей» держат пасеки, а стемасские «Владимировичи» приобретают у них мед. Более того, некоторые «Владимировичи» переселились из Стемас в Алатырь, чье население составляет всего-то 40 тысяч, но и там они «не наткнулись» на «Устиновичей». Дело в том, что на протяжении десятилетий в обеих ветвях большого нашего рода рождались преимущественно девочки. Выходя замуж, они меняли фамилии, и их детей Кузиными уже никто не считал: у нас ведь строят родословные по мужским линиям. Плюс война существенно сократила число Кузиных-мужчин. Так что встретились обе ветви сравнительно недавно, да и то благодаря случаю.

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

– Говорят, все случайное закономерно…

– Наверное, все случайное и правда закономерно, поскольку встреча произошла как раз-таки в ходе моих генеалогических штудий. Когда родословная Кузиных по линии Устина Платоновича была составлена, я задумал издать ее в виде книги. И обратился через знакомых к одному московскому писателю, чтобы посоветоваться, как это лучше сделать. Вот представьте себе: писатель листает кузинское родословие и вдруг натыкается на то, что некий Владимир Платонович Кузин поселился в Стемасах. Писатель не верит своим глазам: его жена родом из этих самых Стемас, а теща в девичестве носила фамилию Кузиной. Конечно, фамилия распространенная, но уж Стемасы-то в мире только одни. Писатель делает сверку по отчествам и дотошно расспрашивает жену. Все сходится: она – правнучка Владимира Платоновича!

– То есть ваша четвероюродная сестра? С ума сойти!

– По-своему невероятно, так как дело было в Москве. Мне, правнуку Устина Платоновича, нужно было приехать в Белокаменную, чтобы познакомиться с правнучкой Владимира Платоновича. Воистину Москва – магический город для русских. Помнится, стояло лето 2008 года, и на вторую встречу со мной писатель приехал вместе со своей супругой, познакомил нас и сообщил о своем открытии – дескать, вот ваша четвероюродная сестра. Поначалу я даже не поверил в такое совпадение.

– А где произошла первая встреча Устиновичей и Платоновичей? Как новообретённые родственники отнеслись к внезапно отыскавшимся «коленам»?

– Прямо скажу, что у части сродников имелось большое недоверие. Зато другие быстро припоминали передававшуюся из поколение в поколение историю с отъездом из Чамзинки Устина и Владимира, сходу принимались определять кто кому кем приходится. В общем, со всеми этими новостями пришлось «выспаться», свыкнуться. В итоге первую встречу мы провели лишь летом 2010 года, зато в весьма романтической обстановке. Дело было в Стемасах за длинным-предлинным столом, который накрыли под раскидистой яблоней на крутом берегу прохладной и чистой Суры, где многие потом еще и купались. Нас набралось тогда не очень-то много – человек сорок. Кое-кто попросту застеснялся, иные не поверили в успех мероприятия, некоторые поленились ехать. И все-таки многие добирались до Стемас не только из Алатыря и Атяшево, но из Саранска и Чебоксар.

 

И ЕЩЕ АЛЛЕЯ ВНУКОВ

– К следующей встрече скепсиса поубавилось?

– Да, конечно, свою роль сыграли рассказы о прекрасной первой встрече. Летом 2011 года мы съехались уже в мой родной поселок Атяшево. На сей раз набралось около 70 взрослых и детей – целое столпотворение. Добрый час мы знакомились друг с другом да изучали вывешенное в садовой беседке генеалогическое древо: каждому хотелось отыскать себя на этом огромном бумажном листе! Наконец Кузины загрузились в автотранспорт и направились в свое родовое гнездо – деревню Чамзинку, что в 12 километрах от Атяшево. Увы, никто из жителей Чамзинки, где сейчас обитаемы лишь восемь домов, о Кузиных не помнил. Затем мы покатили на руины Троицкого храма – старейшей каменной церкви Мордовии, где крестились, венчались и отпевались многие поколения наших предков.

– Почему развалины, это дело рук большевиков?

– Лишь отчасти. Большевики превратили Троицкую церковь в зернохранилище, а в 1937-м вовсе решили стереть ее с лица земли, но не преуспели: крепкая оказалась! Как ни странно, добить храм попробовали относительно недавно, в начале 1990-х. Вздумав разобрать развалины на кирпичи, какие-то вандалы подогнали экскаваторы и принялись крушить уникальное сооружение итальянских зодчих. Правда, раствор XVII века держался намертво, и негодяи убрались восвояси. Однако сегодня работу за них доделывают мороз и солнце, осадки и ветры. С каждым годом в уцелевших стенах храма прибавляется трещин, и все больше лежит на земле оторвавшихся краснокирпичных спаек. Даже шумные праправнуки Устина и Владимира примолкли 25 июня 2011 года от такого зрелища.

– А где и как Кузины отметили 400-летие?

– Мы выбрали Алатырь. В Стемасах и Чамзинке уже были, и такое решение представилось вполне логичным, тем более, что в этом райцентре проживают потомки обоих братьев, как Устина, так и Владимира. На сей раз набралось нас около 100 сродников, и первым делом мы отслужили молебен по предкам в Крестовоздвиженской церкви, которую ежедневно посещал член церковной десятины Алатыря Устин Платонович Кузин. Потом сразу за церковной оградой высадили, как мы ее назвали, Аллею внуков, то есть внуки Устина и Владимира прикопали в лунках саженцы можжевельника. Далее мы побывали на Алатырском кладбище, где похоронен Устин Платонович и многие другие члены рода. Потом совершили автобусную экскурсию по Алатырю. Ну, а уж затем в одном из кафе состоялся большой праздничный обед.

 

В РОДСТВЕ СО СКУЛЬПТОРОМ

– Удалось ли в ходе юбилейной встречи узнать что-то новое о своих родственниках?

– Как ни странно, да! Представители нашей чебоксарской ветви поведали, что одна из Кузиных – Анастасия Карпова – была супругой брата всемирно известного скульптора Степана Эрьзи (1876–1959), чьим именем назван Мордовский республиканский музей изобразительных искусств. А я волею судьбы в последние годы являюсь заместителем председателя попечительского совета данного музея. И на нашей последней встрече (в Алатыре) присутствовала Женя Карпова – очаровательная 18-летняя мастер спорта по художественной гимнастике и... праправнучка этой самой Анастасии. Выходит, Женя – моя племянница, пускай и не родная. Ну, а Кузины оказались в родстве с Эрьзей. Поистине неисповедимы пути Господни! Тем не менее, мы хотим подтвердить эту версию по архивным источникам. Дело в том, что о личной жизни как самого Степана Дмитриевича Нефедова (Эрьзи), так и его брата, известно очень мало. Теперь появился немаловажный повод расширить знания об их биографиях.

– Какие планы на 2013 год, где соберутся ваши родные люди?

– Пока мы не определились. На 400-летии в Алатыре родилось предложение летом будущего года совершить двухдневный круиз по Волге: мол, выйдем из Чебоксар, куда немало сродников переехали из Алатыря и Стемас. А переночевав на борту теплохода, вернемся в исходную точку, в Чебоксары. Но напоминаю, среди нас много крестьян. Одним днем обернуться мы еще кое-как можем, а двухсуточный круиз – это, боюсь, перебор. У многих скотина и огороды, слишком сложно договариваться с соседями насчет дойки, кормления, полива и прочего. Поэтому предполагаю, что в 2013-м мы соберемся либо в Чебоксарах, либо в Саранске, но лишь на один день.

– Давайте на прощание откроем вашу «генеалогическую», если так можно выразиться, мечту. Какие цели ставит перед собой Виктор Бирюков, исследовавший «на глубину» аж четырехсот лет собственную родословную?

– Ответ простой: теперь хочется исследовать генеалогию Кузиных «в ширину», о чем, собственно, я и говорил на юбилейной нашей встрече минувшим летом. Судя по имеющимся архивным данным, нас, чувашско-мордовских Кузиных, рассеяно по свету очень много. Это косвенно подтверждает даже непрерывно нарастающий поток участников от встречи к встрече. Надеюсь, в будущем году нас уже съедется (неважно, в Саранск или в Чебоксары) гораздо больше, чем в 2012-м. Вообще, россиянам пора отказаться от общественных структур, построенных в духе «иванов, не помнящих родства».

Беседовала Наталья Пашкевич

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2012

Выпуск: 

9