Александр АБРАМОВ. Есть ли основания у модернизации образования? Заметки о докторской диссертации И.И. Калины

Странным образом, постановку вопроса, вынесенного в заголовок, инициировал председатель московского департамента образования Исаак Иосифович Калина! 11сентября с.г. на заседании Диссертационного совета Московского психолого-педагогического университета (негосударственного) он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме "Аксиологические основания модернизации педагогического образования". Аксиология - это философское учение о ценностях.

 Программе модернизации образования уже 10 лет. Но ее обоснование отсутствует. Поэтому опыт серьезного фундаментального исследования, подводящего прочную научную базу под модернизацию (пусть и в узком аспекте), чрезвычайно поучителен.

 Сначала два замечания процедурного характера.

 - Во введении автореферата сказано: "В исследовании приняли участие 58429 студентов 1, 3 и 5 курсов (2009) и 6473 студентов первого курса (2010) более 150 вузов страны. И масштаб работы, и точность количественных данных впечатляют. Но возникают вопросы. Интересовался ли диссертационный совет достоверностью статистики и результатов ее обработки? Кроме того, насколько я понимаю, охват анкетированием беспрецедентен. В период с 2004 по 2007 год И.И. Калина был заместителем министра образования и науки и в принципе мог организовать эту работу. Но насколько этично и законно использование административного ресурса для удовлетворения собственного любопытства?

- Согласно требованиям ВАК, основные положения, выносимые на защиту, должны быть опубликованы. Список из 38 таких работ приводится. Но непосредственно к теме относятся 4 из 5 монографий, 8 из 15 научных статей - все это публикации за короткий период с 2009 по 2011 год. Остальные 26 работ имеют, мягко говоря, весьма косвенное отношение к теме. Это выступления крупного работника министерства "по случаю". Например, в работах "Пусть каждый занимается своим делом" и "Лучше быть богатым и здоровым" аксиологический аспект не просматривается.

 Несколько замечаний по существу работы.

 1) Я сильно сомневаюсь в правомерности утверждения темы. Как известно, докторская диссертация должна решать крупную проблему или открывать новое направление. Можно представить себе глубокое (но очень сложное) исследование аксиологических основ педобразования в целом. Но аксиология модернизации педобразования - это уже не допустимое сужение. Здесь хватило бы одной дискуссионной статьи, как это сделала, например, канд. пед. наук Е.И. Джалилова, опубликовавшая в 2011-ом году работу "Аксиологичекие основания модернизации экономического образования в высшей школе".

 Между тем, как известно, наша система педобразования проявляет "признаки неэффективности", и серьезная актуальная диссертация здесь бы не помешала.

 2) В согласии с законами жанра сформулирована проблема исследования: "В теоретическом плане - это проблема разработки аксиологической концепции модернизации педагогического образования. В практическом плане это проблема конструирования и реализации ценностных оснований содержания педагогического образования".

 О теоретическом плане чуть ниже. Но твердо можно утверждать, что поставленная практическая задача не решена. Никаких намеков на наличие хотя бы фрагментов реального содержания нет. И Слава Богу! Страшно подумать, что профессора по всем предметам будут строить курсы, непрерывно думая об идеях И.И. Калины. А студенты при этом должны сдавать экзамены, демонстрируя результаты высокого духовного воспитания.

 В своей управленческой ипостаси И.И. Калина известен как жесткий прагматик и рыночник. Поэтому трудно понять, как на основе его глубокого интереса и любви к аксиологии в Москве жестко и на рысях внедряются схема оплаты труда учителей в зависимости от качества, нормативное подушевое финансирование, укрупняется система образования. Убедительный пример, доказывающий принципиальную неразрешимость этого внутреннего противоречия, демонстрирует такой вывод диссертации: "Образование будет способствовать консолидации общества в том случае, если оно как услуга будет направлять свои ресурсы, в первую очередь, на развитие нравственности ученика, на воспитание в ученике добродетели, что приведет к тому, что благо ученика начнет совпадать с благом другого человека, с которым он связан и взаимодействует. Сущность образования как услуги, знаменующей собой начало необходимых институциональных изменений в обществе, заключается в интеллектуальном, духовном, физическом, эстетическом развитии конкретного потребителя."

 Сомнительна и возможность "поверить алгеброй гармонию" - по анкетам выяснить моральное здоровье (с точностью до сотых долей!) студентов. Оказывается, "добро" в их сознании на 1-ом месте, а "долг" отнесен к последнему, 13-ому рангу. А общая оценка состояния студентов - будущих учителей - крайне тревожна: "В смысловой динамической системе студентов связи между ценностями достаточно слабые, а обратные связи между ценностями значительно преобладают над прямыми связями между ценностями, которые к тому же практически отсутствуют"(!?). Вот это уже сверхсерьезное основание, чтобы потратить 12 лет на глубокое исследование аксиологических оснований.

 4) Вызывает удивление резкое расхождение общей стилистики диссертации с одной стороны и хорошо известного москвичам стиля публичных выступлений и текстов И.И. Калины. Весь текст автореферата - это трудно читаемая вязь философем высокого уровня абстракции. В "Выводах" ключевые слова и фразы таковы:" педагогическая реальность как локальная картина мира", "ценностный модус учителя", "мировоззренческие универсалии", "Принцип высоты ценностей", "принцип конвертируемости утилитарных ценностей", "принцип дурного прецедента" (а вот это уже ближе к действительности!) и т.п. Один из результатов таков: "мы обосновали, что нравственный опыт педагогической деятельности как компонент целостного опыта педагогической деятельности изоморфен нравственной культуре профессиональной группы учителей во всей ее (культуре) структурной полноте, но не объеме". Мысль настолько глубока, что понять ее трудно. Так же, впрочем, как смысл глагола "причинила" и существительного "причинение". Осмысление философии И.И. Калины потребует от студентов не только большого времени, но и необычайно глубоких умственных усилий

 Вместе с тем встречаются и предельно прозаические пассажи. Например, достоверность результатов исследования обосновывается, в частности, "положительным опытом работы автора в качестве разработчика аксиологической концепции". Иными словами, разработка хороша потому, что хорош разработчик. Логично. Потрясает финал: "исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как в модернизирующемся педагогическом образовании сформировать этическое сознание будущего учителя". А не эта ли задача ставилась в начале диссертации?

 Так что, судя по всему, политика модернизации образования лишена обоснования.

 Что касается анализа в целом, то это задача для очень большого коллектива читателей, желающих прикоснуться к высокой науке. Надеюсь, что современный вариант "Анти-Дюринга" будет создан в Интернете. Впрочем, обязан предупредить: чтение диссертации И.И. Калины не для слабонервных.

 Похоже, что не только в высшей школе, но и в педагогической науке, в системе защит диссертаций заметно обозначились свои "признаки неэффективности". А вообще- то говоря, защита Калины сильно напомнила мне сказку Андерсена "Новый наряд короля".

 

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2012

Выпуск: 

12