Воссоединение России и Белоруссии в XVIII веке было не прихотью Екатерины Великой и не реализацией "захватнических" планов Российской империи, а торжеством исторической справедливости и удовлетворением многовековых чаяний простого народа Западной Руси и многочисленных его просьб к "Белой русской царице" взять его под свою защиту.
В белорусский народных песнях и сказаниях российский монарх традиционно считался своим, русским "Белым царём".
"Биларускай царь всим царям ацец,
Ион дзяржиць веру хрыстиянскую,
Хрыстиянскую, багамольную,
Кали будзе время апаследняя -
Вси цари-карали к яму приклонютца".
Белорусский фольклор также полностью отрицает пропагандируемый современными белорусскими националистами тезис о том, что Отечественная война 1812 года не была для белорусов Отечественной, и что население западнорусских земель в массе своей якобы поддерживало Наполеона.
"У двананцатым гаду падняўся на белага рускага цара пранцуз Напальён. Нагнаў ён сюды войска, бы цёмная хмара, ды й пачаў паліць вёскі, гарады ды забіваць людзей".
На основании исторической памяти народ безошибочно определяет врагов и союзников во время войн. Сам народ есть историческое явление, существующее как субъект истории. Поэтому фольклор, а сегодня это общественное мнение и есть подлинное историческое знание.
Начиная с Люблинской унии в 1569 году, когда образовалась Речь Посполитая, а Великое княжество Литовское и Русское утратило свою русскую политическую составляющую, начались притеснения православной церкви, изгнание западнорусского письменного языка из делопроизводства, общее преследование всего русского, особенно усилившееся после Брестской церковной унии. Шел непрерывный процесс борьбы русского православного населения Западной Руси за воссоединение с Россией. Это были века непрекращающейся народно-освободительной борьбы на территории Украины и Белоруссии. И полностью эта борьба завершилась не с политическим воссоединением белорусских земель и России 240 лет назад, а только после отмены церковной унии на Полоцком соборе в 1839 году и освобождением крестьянства от польских помещиков в 1861 году, подавлением польского мятежа 150 лет назад в 1863 году.
Говоря о современном восприятии вопроса единства истории России и Белоруссии, стоит обратить внимание на то, что на страницах наиболее читаемых белорусских СМИ, ориентирующихся на Запад, история Белоруссии преподносится как что-то отличное от истории Русского мира. Россия и Российская империя выставляются в образе извечного врага белорусов. Период падения Речи Посполитой трактуется как захват Россией "родного" для белорусов Великого Княжества Литовского. А Тадеуш Костюшко изображается национальным белорусским героем, наряду с одним из руководителей последнего польского мятежа Константином Калиновским. Малозначительное столкновение польских мятежников с русскими войсками в 1863 году под Миловидами националистическими СМИ включено в список 10 величайших побед белорусского оружия. Польским и литовским шляхтичам, активно воевавшим против России, возводятся памятники, им посвящается множество статей и книг. В то же время в СМИ не прекращаются разговоры о целесообразности закрытия музея Александра Суворова в Кобрине, как музея палачу белорусского народа.
Ложь прозападных белорусских СМИ о событиях времён воссоединения Белоруссии и России во многом базируется на белорусских учебниках истории, в которых воссоединение называется "интервенцией", антирусское восстание Тадеуша Костюшко - попыткой сохранить "суверенитет", а мятеж Калиновского - стремлением к возрождению "государственности". Стоит ли так уж сильно обвинять авторов современных белорусских учебников в какой-то особой фальсификации? Дело в том, что это не их авторство, поскольку почти все перекочевало еще из советских учебников истории Белоруссии. Советской историографии была стройная линия классовой борьбы, и все ей подчинялось. Главным врагом народа было русское самодержавие и православие как его опора. Соответственно, любой, кто боролся с царизмом, возводился на пьедестал борца за народное счастье. А все прочие аргументы не принимались во внимание. Польские национальные герои перекочевывали в белорусский советский пантеон героев. Это привело к тому, что молодые белорусы после изучения этой истории и, не имея в базе детского восприятия "свой-чужой" в виде народного предания в исторических сказаниях и песнях, уже легко поддаются на пропаганду прозападных СМИ, которые утверждают, что белорусы чужды русским, а Россия их извечный враг.
До революции существовала "История государства Российского", в изложении которой вся Историческая Россия была единым субъектом истории. Была стройная концепция русского православного государства, управляемого помазанниками Божьими Рюриковичами и Романовыми. Советская историография все это зачеркнула.
В современном положении, когда Историческая Россия разделена на три русских государства: Российскую Федерацию, Белоруссию и Украину, крайне необходимо начать выстраивать единую для всех наших государств концепцию исторического процесса Русской православной цивилизации. Если хотите это концепция панрусизма, в белорусском случае - это подход современных западнорусистов. Только в этом случае, когда будет преодолена фрагментация нашей истории, когда начало нашей государственности будет рассматриваться от Крещения Киевской Руси в едином процессе, как с периодами расцвета, так и социальных смут, сопровождаемых временным разделением, и каждый раз заканчивающихся новым воссоединением, возможно построение братских и союзных отношений между тремя русскими государствами. В противном случае, через некоторое время все они, включая Российскую Федерацию, потеряют свою «русскость».
Литература:
- Е.Ф.Карский. Белорусы. Т.3, ч.1, М.,1916, стр. 503
- Сергей Михайлович Соловьёв "История падения Польши" Глава I http://vivatfomenko.narod.ru/lib/istoriya_padeniya_polshi.html#linkchapter1
- Сборник памятников народного творчества Северо-Западного края, Вильна, 1868, с.115.
- Сборник памятников народного творчества Северо-Западного края, Вильна, 1868, с.116.
- Щеглов Гордей Эдуардович «Год 1863. Забытые страницы» Минск, 2004г. Издательство Братства в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви.
- С.В. Панов «Материалы по истории Беларуси» Минск, Аверсев. 2008 г., стр 131
- С.В. Панов «Материалы по истории Беларуси» Минск, Аверсев. 2008 г., стр 162
Игорь Фёдорович Зеленковский,
руководитель проекта «Западная Русь»