Валерий Тимощенко не рассказывал о себе в предыдущих своих фильмах «Русский заповедник», «Трезвитесь», «Георгий», «Чистая победа», отмеченных многими призами на кинофестивалях. В новой же четырёхсерийной документальной картине «Крестьянская история», прошедшей по телеканалу «Культура», через историю своей семьи он рассказал о том, как библейский мир русского крестьянства был заменён марксистским антимиром. Но богатейшую историю, которая нам досталась, у нас никому не отнять. «Пора вступать в наследство», – говорит автор фильма.
Один из лучших режиссёров-документалистов, выпускник ВГИКа Валерий Тимощенко часто повторяет: «Я же деревенский». Со своим багажом знаний, цельным мышлением, работоспособностью он искренне смотрит на мир и на русскую историю из окна деревенского дома. Из той кубанской станицы Васюринской, откуда родом все его предки – землепашцы, строители, воины, охранители южнорусской границы – одним словом, казаки.
Герои фильма «Крестьянская история» сошли на экран с фотокарточки конца XIX века. На ней прадед Валерия Тимощенко Герасим Иванович Прийма, в кругу своей огромной семьи – более двадцати человек добротно одетых, достойных, серьёзных людей. Герасим Иванович, чьи предки из запорожских казаков в XVIII в. переселились на Кубань, служил на Иранской границе, воевал в Манчжурии… Тогда на каждого мужчину в станице давалось 25 – 30 десятин, т.е. гектаров земли. «Навсегда. Навечно», – мерно звучат эти слова в фильме.
И проходит рыба в воде, пролетают над лугом птицы, машет гривой конь на берегу реки... Пейзажи Тимощенко, как длинноты Тарковского, лелеют нашу мысль, дают место раздумью...
Таким образом, у семьи было до 100 десятин земли. Простым подсчётом Тимощенко вычисляет, что урожайность с гектара была не меньше 60 центнеров, т.е. крестьянская семья собирала до 300 тысяч тонн зерна в год. По нынешним ценам, минимум 300 долларов за тонну, – доход семьи составлял около 100 тысяч долларов.
Валерий Тимощенко долго готовил свой авторский фильм: работал в архивах, встречался со старожилами, а главное - вынашивал в сердце семейные истории, допустим, о том, как станичники собрали деньги и командировали Герасима Ивановича в Египет для закупки твёрдых сортов пшеницы, которую выращивали там со времён фараонов. И в том, что до революции Кубань выращивала 3,5 – 4 млн тонн пшеницы, есть заслуга и этого казака. Ныне в хороший год Кубань даёт 7 – 8 млн тонн, с учётом возросшего в пять раз населения и на порядок больше запаханных земель. Да и невозможно не учесть, что Герасим Иванович выращивал зерно без минеральных удобрений. Российская Империя давала треть мирового экспорта зерна, а Кубань четверть российского.
И в экспорте станичники не были зависимы от посредников. В 150 км от станицы Васюринской находится Новороссийск – главный южный порт тогдашней империи. В нем в 1893 г. был построен крупнейший и сверхсовременный элеватор в Европе, там впервые в мире был применён двигатель трёхфазного тока. Черноморский экспресс выезжал прямо на пирс, у которого уже стоял океанский рейсовый пароход, курсом на Константинополь.
На киноленте 1910 г. оператора Николая Миневрина, фрагменты которой проходят в фильме «Крестьянская история», мы видим, как хлеб в станицах убирают небольшими машинами, как работает трактор французского производства, который покупался, как правило, на четыре семьи. Машины также использовали на обмолоте и помоле.
Свою задачу автор фильма видит не в том, чтобы нарисовать красивую картинку прошлого. Он старается донести до современников свою тревогу за сегодняшнее аграрное положение страны, где за 20 лет посевные площади сократились на 43, 9 млн га.
Фильм «Крестьянская история» невольно строится на сопоставлениях. Тимощенко рассказывает, что в станичном табуне его прадеда было примерно 15 лошадей. Герасим Иванович также должен был вырастить три строевых коня – для военной службы троим сыновьям. «От технических характеристик лошади зависело больше, чем жизнь, – победа, – комментирует режиссёр фильма. – Строевая лошадь стоила 250 рублей, а корова 5 рублей. По нашим меркам, такой конь стоил миллион рублей. Как японский джип хорошей комплектации». У многих ли сегодня в деревне есть три джипа на семью? А такой строй жизни был нормой для станичников.
И жили они не ради богатства. Герасим Иванович, по рассказам его детей, был верующим человеком, пел на клиросе, дружил с батюшкой Усть-Лабинской станицы, который мученически погиб в 1921 году.
В 1911 г. жители станицы Васюринская своими средствами построили гимназию, здание которой исправно и поныне.
Из этой «Крестьянской истории» можно выводить сюжеты и других реальных картин. Вот один из них: в Первую мировую войну Герасим Иванович едет к сыну – на Западный фронт в Белоруссию, и привозит оттуда мальчика–сироту, который прижился в полку. Впоследствии этот спасённый и усыновлённый казаком белорусский мальчик Иван участвовал в Великой Отечественной войне, поднялся от младшего лейтенанта до полковника, после войны стал генералом, служил на Дальнем Востоке.
А уж о том, что в самих станицах не было брошенных детей, и говорить не приходится. Для русского крестьянина было стыдом, если он не возьмёт к себе сироту. Сегодня же в России два ребёнка из ста – беспризорники.
«Земляки, жители одной станицы обязательно служили и в одной сотне. Из этих станиц Васюринской, Динской, Усть-Лабинской формировался Первый Екатеринодарский полк. Несколько поколений персонажей фильма служили в нём столетиями. Боевой путь полка описан подробнейшим образом. В Первую мировую войну в этом полку примерно из 1,5 тысяч человек 600-700 награждены георгиевскими наградами: либо крестами, либо медалями. Это какие-то фантастические цифры… Потери полка больше чем за два года тотальной войны составляли 5-7% личного состава. Цифры поразительные. Берегли своих», – говорит Валерий Тимощенко.
И тут же добавляет: «Казакам не нужна была никакая “Альфа”. Жаль тех террористов, которые решились бы напасть на эту станицу».
Может, это мы идеализируем Российскую Империю или тех людей, которые могли дойти от Дона до Тихого океана и заселить самую большую страну в мире? Но ведь не поспоришь с тем, что говорит автор фильма о своих предках – кубанцах: «Своя вера, своя земля, свой Государь, свое производство полного цикла, школа, которую ты сам построил для своих детей на свои деньги…».
Российская Империя была на 80 % крестьянской. При Императоре Николае II население России увеличилось со 122 до 172 млн. Это ли не показатель успешного развития страны? В 1920-е гг. сотни тысячи русских крестьян погибли от голода. Это ли не война против России? Вот вопросы, которые поднимает фильм Валерия Тимощенко.
Теперь мы видим, какое преступление совершали те, кто уничтожал голодомором, ядовитыми газами, ссылками в непригодные для жизни края русских крестьян. Для Валерия Тимощенко власть Ленина-Троцкого – это власть инопланетян. Потому что они не знали русского мира, но ненавидели его уклад и все верования и чувствования, которыми люди жили тысячелетиями.
Валерий Тимощенко побывал со своей съёмочной группой и в северной тайге, куда были сосланы его прадеды. Прикоснулся к той земле, на которой не приспособленные жить в таёжном лесу станичники рыли себе землянки возле сосен. Те, которым удавалось выжить, только через год – два могли построить себе жилище. Георгиевским кавалерам и их жёнам, окончившим епархиальное училище, пришлось входить в образ жизни, которым жили дикие племена. Мужчины научились у народа племени манси, который жил в тех краях, ставить самострел на лося, ловить рыбу сподручными средствами. А на Кубани, где совсем недавно ломились житницы, в те годы разразился убийственный голод, что тоже отразили и киноленты, и фотографии. И выжили практически только те казаки, которых сослали в тайгу.
Тогда же смертность населения резко повысилась и в Америке, ибо прекратились поставки русского зерна. Весь мир, кажется, пошатнулся с убийством русского Государя и убийством русского крестьянина.
Именно с этими факторами увязывает Тимощенко и сегодняшние геополитические проблемы.
Катастрофы XX века нарушили лад крестьянской России, породили сегодняшние беды не только нашей страны, но и цивилизации в целом: это и использование генномодифицированных продуктов, и природные аномалии, и неизлечимые болезни, а главное – духовный кризис. Ведь созерцание природы в крестьянской жизни рождало музыку, песню, молитву. «Деревня рождала смиренные души», – звучат слова отца Виктора Салтыкова – героя многих фильмов Валерия Тимощенко.
Крестьянская история не обрывается сегодня, на что сделан важный акцент в фильме. Пройдя таёжными тропами, Валерий Тимощенко возвращается в казачий отряд, чтобы промчаться со станичниками по родной земле, послушать на привале, как они сегодня воспитывают детей, какие у них семьи, как исполняют они воинскую службу, как в Бога веруют. Важно это и нам узнать. Потомкам казаков охота и сегодня послужить государеву службушку. И землю свою обихаживать. Но дали сегодня казаку шесть соток. А как развернутся на них? Какую технику купишь? Не получается. Мы сегодня вынуждены потреблять некачественный импортный товар, потому что российский фермер (хозяин) ограничен в производстве качественной натуральной продукции. «В бельгийской курице было обнаружено превышение диоксида в 1500 раз. 30 тысяч тонн мяса отправили в Россию, где его съели!», – говорил мне в своём интервью несколько лет назад председатель Общественного совета по возрождению российских деревень, писатель Александр Арцибашев.
«Сокращение производства сельхозпродукции и употребление ненатуральных продуктов сказалось на генофонде. Масса тела у молодого жителя нашей страны уменьшилась на 20%, т.е. идёт вырождение человека, – продолжает А. Арцибашев. – В молочных продуктах, лежащих на прилавках магазинов, содержится до 60 % пальмового масла, которое раньше использовали как смазочный материал в промышленности. Потребление его в пищу, по данным исследований, снижает минеральную плотность костной ткани и накопление костной массы. От этого 90 % детей у нас имеют ту или иную патологию».
Поэтому и потянулись сегодня многие молодые семьи в деревню. Спустя почти сто лет с начала раскрестьянивания России и глобальных непродуманных преобразований природы, как то - изменение русла рек, затопление чернозёмных полей для выращивания риса, когда уничтожили и то, и другое, стало очевидно, что только связь со своей землёй может вернуть нам жизненные силы и жизненные смыслы. Сегодня уже реально стоит вопрос о создании ветряных и водяных мельниц, которые веками служили человечеству. «Ветер ведь дуть не перестанет», – комментирует В. Тимощенко. Экология заставляет нас задуматься: будет ли завтра жизнь в городе? А вот в деревне она будет всегда, как и пять тысяч лет назад.
На вопрос о поисках национальной идеи один из героев фильма – потомок сосланных в тайгу казаков говорит: «Вернуть память народу – тогда и страна поднимется».
Фильм Валерия Тимощенко «Крестьянская история» открывает нам «поле непаханое» для работы над историей каждого русского села, каждой семьи. «Пора вступать в наследство».
Впервые опубликовано в информационно-аналитическом издании «Столетие»
Ирина УШАКОВА. «Пора вступать в наследство». О новом документальном фильме Валерия Тимощенко «Крестьянская история»