Александр КАРАУЛОВ. Памяти героев-священников Русско-японской войны

5 сентября (23 августа ст ст.) 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор завершивший вооруженное столкновение Российской и Японской империй. К сожалению, ни одна из многочисленных войн, которые вела Россия, не получила в истории столь необъективного и предвзятого освещения, как русско-японская. Сознательное шельмование действий высшего руководства страны и военачальников рвавшимися к власти партийными лидерами как «право-либерального», так и «лево-радикального» толка началось еще в ходе самой войны и  продолжалось их преемниками на протяжении всего ХХ столетия. Тень этого «партийно-политического» подхода до сих пор витает и над многими современными публикациями. Правда об этой войне с огромным трудом пробивается через частокол заскорузлых стереотипов, избитых штампов и нелепых мифов

Известие о внезапном нападении японской эскадры на Порт-Артур в ночь на 26 января 1904 г. было встречено в России массовым подъемом патриотических и национальных чувств. В церквах читался царский манифест, служились торжественные молебны о победе русского оружия. Во всех городах и весях проходили массовые манифестации и шествия. Все слои общества – дворяне, купцы, мещане, рабочий люд, и крестьяне,  напряглись в общем подъеме народного духа. Главный штаб и Красный Крест  осаждались добровольцами. Начался массовый сбор средств на развитие армии и флота, госпитали и лазареты, на вспомоществование семьям убитых и раненых.

Велик был патриотический порыв и среди духовенства. Первоприсутствующий в Святейшем Синоде митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) от имени всей полноты церковной обратился к Императору Всероссийскому с письмом, в котором в частности говорилось: «Дерзай, Государь! Кто Бог велий, яко Бог наш. … Располагай нами и имуществом нашим. Нужно будет – церкви и монастыри вынесут драгоценные украшения святынь своих на алтарь отечества».    

С самого начала войны общее руководство всеми делами по духовному окормлению воинов, отправляющихся в действующую армию, а также многогранной благотворительной деятельностью Церкви, решением Святейшего Синода было возложено на Протопресвитера военного и морского духовенства Александра Алексиевича Желобовского, и он блестяще справился с поставленными задачами. Все регулярные соединения сухопутной армии были укомплектованы штатными священниками. Большинство из них имели в своем составе походные храмы, которые было легко развернуть в полевых условиях. Своевременно проводилось назначения достойных пастырей во вновь формируемые из запасных части и соединения, а также обеспечение их необходимым церковным имуществом. С особой тщательностью подбирался штат судовых священников I и II Тихоокеанских эскадр.

Некоторые проблемы возникли при назначении пастырей в военные госпитали, а также санитарные отряды и лазареты Красного Креста.  По предложению о. Александра Св. Синод обратился со специальным воззванием к епархиальному духовенству. Добровольцев было так много, что уже 25 апреля 1904 г. Св. Синод был вынужден сообщить в печати, что «за назначением достаточного числа священнослужителей во все лазареты и госпитали при действующей на Дальнем Востоке армии, дальнейшая посылка священнослужителей приостановлена впредь до особых распоряжений». Позже о. Александр писал, что «пастыри, можно сказать, рвались на Дальний Восток из-за желания послужить родине вместе с христолюбивыми воинами»

Для руководства военными священниками в действующей армии  18 февраля 1904 г. Полевым  Главным священником Маньчжурской армии был назначен  Председатель Духовного Правления при Протопресвитере военного и морского духовенства протоиерей Сергий Голубев. В кратчайшее время ему удалось организовать действенное управление армейским духовенством, а также священниками госпиталей, находившихся в местностях, подведомственных командующему армией. В соответствии с «Положением о полевом управлении войск в военное время» он должен был находиться в назначенном от Дежурного генерала месте и наблюдать, чтобы «священники были при своих местах для молебствий, для ободрения православных воинов гласом Веры и благословением Церкви и для доставления раненым утешения Веры и Святого причастия».

Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексиевич Желобовский

Штат управления при Полевом Главном священнике был невелик и  состоял из священника, диакона, двух--трех псаломщиков и секретаря. Были в его составе священники для командировок, которые находились в постоянных разъездах и совершали богослужения в тех подразделениях (артиллерийские бригады, саперные батальоны, казачьи полки, части обеспечения, полевые лазареты, сборные пункты), в составе которых не было штатных пастырей.

Протоиерей Сергий Голубев по своему должностному положению был еще и настоятелем храма при Главной квартире. Штаб Командующего Маньчжурской армии генерал-адъютанта А.Н. Куропаткина размещался в огромном железнодорожном поезде, стоявшем на станции Гунжулин. В его составе был и специальный вагон-церковь с иконостасом из светлой карельской березы и большим количеством икон, поднесенных генералу на пути его следования из Петербурга в действующую армию. Так, среди них была уникальная икона-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанная на гробовой доске преподобного, которой братия Свято-Троице-Сергиевой Лавры во главе с наместником архимандритом Никоном благословила Командующего.

Осенью 1904 г., по мере увеличения численности войск, было принято решение о разделе Маньчжурской армии на три отдельных армии под общим Главным Командованием. Соответственно была изменена организационная структура управления, находившимся при них военным духовенством.

Протоиерей Сергий Голубев возглавил Управление Полевого  Главного Священника  при Штабе Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооруженными силами в Манчжурии.

Полевым Главным Священником при Штабе 1-й Маньчжурской Армии был назначен полковой священник 33-го Восточно-Сибирским полка иерей Георгий. Шавельский. С начала войны и до своего  назначения 1-го декабря 1904 г. на этот высокий пост, он успел принять  участие в двенадцати сражениях и проявить себя как мужественный пастырь. В одном из боев был контужен, но остался в строю. За героизм, проявленный при выполнении своего пастырского долга был награжден Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, а также орденами Св. Владимира 4-й ст. с мечами, Св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами. 

Полевым Главным Священником при Штабе 2-й Маньчжурской Армии был назначен настоятель Николаевского Тифлисского собора и благочинный госпитальных церквей Кавказского военного округа священник Александр Журавский с возведением его в сан протоиерея. Еще в 1900 г., будучи Старшим священником Охранной Стражи Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), он за мужество, проявленное при обороне г. Харбина во время восстания ихэтуаней, был награжден Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

Полевым Главным Священником при Штабе 3-й Маньчжурской Армии был назначен настоятель Ковенского военно-крепостного собора и благочинный церквей Ковенской крепости протоиерей Николай Каллистов.

О священниках, выполнявших свой пастырский долг в действующей в Маньчжурии армии и на флоте, в годы войны и в послевоенный период писали незаслуженно мало. В советское время как в исторических трудах, так и в художественной литературе о них  предпочитали не упоминать вообще.  Если же о них изредка и вспоминали, то неизменно с негативным оттенком и изображали нарочито карикатурно.    

К счастью, сохранилось огромное количество исторических документов и свидетельств современников о героическом и жертвенном служении священников за Веру, Царя и Отечество в годы войны. Однако это тема отдельного большого разговора.

Трудна и многообразна пастырская работа на войне. В период затиший а иногда и под обстрелом противника, священники служили Божественные литургии, другие богослужения, молебны и панихиды, исповедовали и причащали Св. Тайн свою паству, проповедовали слово Божие и вели беседы с воинами. В боевых условиях они утешали раненых, в отсутствие врачей и фельдшеров перевязывали их раны, причащали умирающих, ободряли павших духом, пастырским словом, а иногда и личным примером, вдохновляя воинов на борьбу с врагом. И, наконец, на них была возложена тяжелейшая миссия по отпеванию и участию в погребении погибших воинов.

Авторитет полковых и судовых священников, особенно во время боевых действий, был чрезвычайно высок. В армейской и флотской среде, в соответствии со старой русской традицией, их уважительно величали «батя». При встрече с пастырем офицеры всех рангов и нижние чины первыми отдавали ему честь. В ответ священник прикладывал руку к наперсному кресту, показывая тем самым, что честь отдается не ему лично, а, говоря словами псалмопевца, - «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу».

Полковые и судовые священники были чрезвычайно востребованы в военное время. По свидетельству современников, особо трогательными были богослужения в боевых условиях, когда тень смерти витала над воинами. При этом, знакомые с детства песнопения и слова молитв приобретали особый, сокровенный смысл. Подавляющее большинство нижних чинов армии и флота были деревенскими парнями, впитавшими Православную Веру с молоком матери и не мыслившими своей жизни без богослужений и наставлений пастыря. Много искренне верующих людей было и среди офицеров. Даже те из них, кто в предвоенные годы бравировал своим безразличием к «религиозным предрассудкам», в суровых реалиях войны были вынуждены пересмотреть свое отношение к Вере. Недаром самыми распространенными в годы войны были солдатские поговорки: «Кто в атаку не ходил - тот Богу не молился» и «В окопах безбожников не бывает». После окончания войны некоторые офицеры и солдаты, в соответствии с данными в ходе боев обетами, приняли монашеский постриг или стали священниками

Несколько слов о том, какими наградами отмечалось духовенство во время войны. Священники, принимавшие участие в сражениях и проявившие мужество и героизм при выполнении своего пастырского долга получали государственные награды, такие как: Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из кабинета Е.И.В., орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами, ордена Св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами. В отдельных случаях жаловались ордена с мечами и бантом, как свидетельство того, что эта награда получена за героизм, проявленный непосредственно на поле боя. Посмертное награждение в те годы было не принято.

Священники, находившиеся в составе действующей армии, но не участвовавшие в боевых действиях, за примерное  исполнение пастырского долга, также за труды и лишения походной жизни награждались теми же орденами, но без мечей    

Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, 

орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом,

орден Св. Анны 2-й ст. с мечами (в)

орден Св. Анны 3-й ст. с мечами (г).

Награждались священники и сугубо церковными наградами: возведением в сан протоиерея, Наперсным крестом с украшениями от Св. Синода, митрой, камилавкой, скуфьей, палицей и набедренником.

Был и исключительный случай награждения. 18 апреля 1904 года 11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк вел тяжелый бой в окружении при селении Тюренчен на реке Ялу. В ходе сражения полковой командир и многие офицеры были убиты. Ряды воинов дрогнули. В критический момент перед шеренгой вышел с крестом в руке полковой священник о. Стефан Щербаковский и повел за собой, воодушевленных его героизмом, солдат в наступление. Во время этой отчаянной атаки о. Стефан был дважды ранен, но продолжал идти, пока не потерял сознание. Только благодаря мужеству священника полк сумел вырваться из окружения и выполнить боевую задачу. Героя-священника в полевом госпитале посетил Командующий Маньчжурской армией генерал А.Н. Куропаткин и лично вручил ему орден Св. Георгия 4-й степени. Это был единственный случай награждения этим орденом священника за весь период русско-японской войны и всего четвертый за всю историю Русской армии.

Не получили государственных наград священники, прибывшие в действующую армию весной-летом 1905 г. в период затишья боевых действий и не успевшие зарекомендовать себя должным образом. Не подлежали награждению судовые священники, как и прочие члены экипажей боевых кораблей, сдавшиеся на милость победителя в Цусимском сражении, а также тех кораблей, которые уклонились от продолжения сражения, укрылись в иностранных портах и были интернированы.

После завершения войны все её участники, включая духовенство, были награждены медалью «Русско-Японская война 1904–1905 гг.», которая была трех достоинств - серебряная, светло-бронзовая и темно-бронзовая. Серебряной медалью награждались все лица, бывшие в Порт-Артуре во время его осады, светло-бронзовой - участники боевых действий на суше или на море, а темно-бронзовой – те, кто, не принимал участия в боях, но состоял на службе в составе действующей армии. Медаль носилась на соединенной  Александровско-Георгиевской ленте

Лица, принимавшие участие в деятельности Российского общества Красного Креста, в том числе и госпитальные священники, были награждены медалью  «В память Русско-японской войны 1904–1905 гг.»

Аверс и реверс медали «Русско - Японская война 1904 – 1905 гг.»

и  медали Красного Креста «В память Русско-японской войны 1904–1905 гг.» (в, г).

В последние два десятилетия появилось большое количество обстоятельных и объективных книг и статей, в которых рассматриваются различные стороны деятельности военного и флотского духовенства, в том числе и в период русско-японской войны. Тем не менее, эту тему нельзя считать исчерпанной. До настоящего времени нет единства даже в оценке количества священников, участвовавших в войне. По разным источникам оно составляло от 300 до 500 человек.

Настоящая статья посвящена поименному перечислению героев-священников русско-японской войны, как свидетельство того, что они не забыты благодарными потомками. Списки составлялись по крупицам с использованием многочисленных литературных источников и не претендуют на исчерпывающую полноту.

 

ПОЛКОВЫЕ, СУДОВЫЕ И ГОСПИТАЛЬНЫЕ СВЯЩЕННИКИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2 015

Выпуск: 

8