По сути дела в Ленинграде после долгих десятилетий забвения и гонения на искусство книжного знака из старых мастеров малой графики, которые начинали в первое послереволюционное десятилетие, никого почти не осталось, помимо сталинских репрессий 1930-х годов невосполнимый урон нанесла 900-дневная ленинградская блокада, она унесла жизни многих ленинградских художников. Из художников старшего поколения в искусстве книжного знака в 1960-х годах работали очень немногие графики - Г.Д.Епифанов, Н.К.Фандерфлит, И.И.Варакин, В.А.Меньшиков. Старейший ленинградский график Леонид Семенович Хижинский продолжал активную работу в книжном знаке, но к этому времени он, как и Дмитрий Исидорович Митрохин, переехал в Москву. Возрождение малой графики в северной столице было связано с творчеством графиков среднего поколения и молодых художников, получивших художественное образование после войны. Они развили лучшие традиции мастеров прошлого, обогатив художественную палитру и содержание книжных знаков. Экслибрисное творчество А.А.Ушина, О.А.Почтенного, Ф.Ф.Махонина, И.Г.Гиммельмана, В.Г.Шапиля, В.И.Сердюкова, А.И.Полякова, В.А.Меньшикова сыграло значительную роль в возрождении ленинградского книжного знака, вызвало живой интерес поклонников малой графики. Новому подъему искусства экслибриса в Ленинграде способствовали высокий уровень библиофильства в городе и повышенный интерес к нему широкого круга книжной общественности. Ленинградский экслибрис со времени своего зарождения имел одну существенную особенность, которая заключалась в том, что основная часть книжных знаков была выполнена для личных библиотек. Таким экслибрисам художники уделяли главное внимание. Ленинградский экслибрис, понеся тяжелые потери, медленно, но верно возрождался, и здесь на первых ролях были молодые и талантливые художники, чьими усилиями и был обусловлен подъем отечественного искусства книжного знака.
Всего два экслибриса в гравюре на дереве выполнил в 1960-х годах преподаватель Полиграфического института Геннадий Дмитриевич Епифанов. Оба выполнены им для ленинградского работника книжной торговли И.С.Наумова, один из них - шрифтовой, в композиции второго изображена ваза на фоне лесного пейзажа, эта гравюра выполнена на высочайшем графическом уровне, все в ней гармонично и со вкусом сделано, как изображение, так и шрифт. Остается сожалеть, что один из лучших ксилографов страны выполнил всего три книжных знака, настолько он был равнодушен к этому виду графики, но то, что он сделал, говорит о блестящем графическом мастерстве художника, Изредка делала ксилографические экслибрисы старейший ленинградский гравер Наталья Константиновна Фандерфлит. Один из ее знаков этого периода был выполнен для ленинградского коллекционера В.А.Дукельского. В 1964 году награвировал 6 книжных знаков старейший ленинградский график, в прошлом вологжанин Иван Иванович Варакин. Известный мастер архитектурно - исторического пейзажа в технике линогравюры, впервые обратился к экслибрису и остается сожалеть, что он так поздно пришел в искусство книжного знака, ранее он никогда не обращался к этому виду малой графики. Всего художник выполнил знаки для трех человек, по два для жены М.Н.Варакиной, два для Макаускаса, причем один в цвете и два для С. Симонова, все в технике линогравюры. Его экслибрисы интересно скомпонованы, красивы по силуэту и гравированы в манере поздних эстампов мастера.
Из старшего поколения ленинградских художников активно работал в малой графике Василий Андреевич Меньшиков. Рисованный экслибрис выполнил он для библиотеки доцента вокального факультета Ленинградской консерватории Бориса Лушина и музыканта Янины Пушкиной. Библиотеку артиста оркестра Ленинградского малого оперного театра, коллекционера материалов о музыке и музыкантах Ивана Семенова также украсил меньшиковский экслибрис. Великолепный пушкинский книжный знак выполнил художник для писателя Константина Коничева, где на фоне зимнего пейзажа показал ленинградские архитектурные силуэты с «Медным всадником», венчают эту графическую миниатюру пушкинские слова «Дикость и невежество не уважают прошедшего». Кунсткамера и Ростральная колонна с железными рострами - изображениями носовых частей кораблей на стрелке Васильевского острова в центре композиции меньшиковского книжного знака для работника книжной торговли П.Н.Мартынова.
Разнообразна тематика знаков Меньшикова, так на экслибрисе С.Л.Барского нарисован великолепный портрет Шекспира, голубь мира Пикассо и греческая богиня правосудия Фемида с повязкой на глазах и весами в руках украшают графическую миниатюру для Ю.И.Лурье. Роза на фоне Петропавловской крепости и раскрытая книга со словами А.М.Горького «Всем хорошим во мне я обязан книге» в сюжете знака для Лили Рудаковой, а танцовщица со змеей в центре графической миниатюры для книг домашней библиотеки Штакельберг. С любовью рисовал художник книжные знаки для детей, так на экслибрисе Лены Соловейчик видна клавиатура фортепьяно и сцена из балета на фоне портрета девочки с раскрытой книгой. В книжном знаке для Толи Гладкова художник показал остров в океане, где под пальмами видны воинственные туземцы с копьями и приближающийся к берегу парусник.
Один из лучших ленинградских граверов новой волны Андрей Алексеевич Ушин увлекся гравюрой в 1943 году, когда ему было 16 лет. Годы труда, колоссальная работа, требовательность к себе, неустанный поиск и конечно природный талант позволили ему стать художником большим, самобытным и ярким. Ленинградский график В.Г.Шапиль прекрасно знавший Ушина писал: «Его гравюры всегда узнаваемы. Наблюдательность, твердость руки, мастерское владение штихелем, самобытное использование фактур, неподдельность, умение решать глубокие и сложные задачи - все это есть в его гравюрах» 1.
Художник начал свой путь в экслибрисе с отличных знаков для библиотек известных людей. Лаконичен и строг его книжный знак для американского астронавта Нила Армстронга, который первым из землян вступил на поверхность Луны 21 июля 1969 года. В графических миниатюрах художника часто встречаются архитектурные мотивы родного города – это Петропавловская крепость и памятник Петру I «Медный всадник» в экслибрисе для московского журналиста и коллекционера Якова Бейлинсона. Это Исаакиевский собор в знаке для Л.Я.Яновского, или стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами в графической миниатюре для врача, книголюба и коллекционера из Сочи Бориса Самуся.
Для дочки Арины Ушиной художник выполнил трогательный книжный знак с сидящей под елкой среди игрушек и книг девочкой с флажком в руках. В сюжетных экслибрисах Ушина сюжетной основной канвой зачастую является природа - знаки для Л.В.Боровской, Н.Г.Стрижака, Ю.И.Предеина и др. Есть в экслибрисном творчестве художника и книжные знаки с обнаженной натурой - для Д.Р.Зельдовича на медицинскую тему, А.Давыдовой на театральную тему, Б.Козлова и др. С.Г.Ивенский, исследуя творчество Ушина, отмечает, что его экслибрисы выглядят миниатюрными станковыми эстампами, а не знаками. Это своего рода дань станковиста и иллюстратора общему увлечению экслибрисом, не более 2. Думаю, что это не так, экслибрисы, выполненные Ушиным в 1970-1980-е годы, являются тому подтверждением. Правда он не всегда регулярно и охотно занимался малой графикой, но то, что он сделал в искусстве книжного знака, является, бесспорно, событием и занимает свое достойное место в отечественном экслибрисе.
Олег Алексеевич Почтенный увлекся линогравюрой в годы учебы в художественной средней школе при институте имени И.Е.Репина, несколько позже он занялся и ксилографией, в этих техниках и выполнены его экслибрисы. Первые книжные знаки Почтенного не отличались ни сюжетом, ни композиционным построением, это хорошо видно из серии автоэкслибрисов той поры. Но, работая над экслибрисом, художник совершенствовал свое мастерство, как рисовальщика, так и гравера, вырабатывал свой графический почерк, мастерски разрабатывал композиции, был очень точен в сюжетных решениях. С юмором выполнил он книжный знак для Б.Козлова, где изобразил козла, который взбирается на стопку книг и графических листов, украинским национальным колоритом проникнута графическая миниатюра художника для Остапа Почтенного и Н.Тарановской.
Коренной ленинградец, он не мыслил себе книжного знака без близких его сердцу ленинградских архитектурных «примет», скульптурных фигур, пусть иногда лишь едва обозначенных деталей. Такова ксилография для доктора искусствоведения ленинградки Н. Калитиной, где он показал родные ей с детства места. Великолепен экслибрис Почтенного для народного художника РСФСР Георгия Семеновича Верейского, все в нем совершенно, начиная от техничного исполнения, кончая тонкой изящной проработкой элементов композиции знака от узнаваемых гравюр великих мастеров до лупы - орудия производства гравера. Графический язык этого книжного знака выгодно отличается от ранних работ автора, подтверждая его быстрый профессиональный рост.
Четкостью сюжетных решений, декоративностью, безупречностью графического языка отличаются знаки ленинградца Филиппа Федоровича Махонина. Он учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, там же в 1956-1959 годах занимался в аспирантуре. Гравер по линолеуму, он работал в книжной и станковой графике, первый экслибрис выполнил в 1968 году. Интересна его линогравюра для библиотеки переплетчика и библиофила Леонида Мисюка. Предназначена она для его книг, спасенных в блокаду, на гравюре изображен мальчик в валенках и шапке ушанке с поднятым вверх воротником зимнего пальто, который в зимнюю метель тащит, выбиваясь из сил, санки с книгами. Путь его лежал от разрушенного дома на 14 линии Васильевского острова через мост лейтенанта Шмидта на Невский. В то блокадное время Мисюку было 12 лет. Он мерз и голодал, но берег любимые книги, они как верные друзья поддерживали его в самые трудные дни. Книги спасли его от смерти, они поддержали его угасающие силы и вселили надежду на победу 3.
Великолепен экслибрис Махонина для норвежского этнографа и археолога Тура Хейердала. В 1947 году он проплыл с экипажем на плоту «Кон Тики» от Перу до Полинезии, а в 1969 и 1970 годах на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки. Лодка «Ра» и изображена на знаке знаменитого путешественника. Не обошел экслибрисом художник и одного из семи членов интернационального экипажа экспедиции Тура Хейердала советского врача Юрия Сенкевича. На его знаке, как и на миниатюре Тура Хейердала, изображена папирусная лодка «Ра» названная по имени древнеегипетского бога Солнца, построенная по образцу древнеегипетских судов. Экспедиция была предпринята с целью доказать возможность плавания в Америку древних египтян. Первая попытка закончилась неудачей, вторая лодка «Ра-2», вышедшая из Сафи (Марокко), за 55 суток достигла острова Барбадос.
На экслибрисе китобоя Ю.А.Борисова художник с юмором показал кита заглатывающего парусные лодки, а на автоэкслибрисе усатого милиционера с огромным револьвером, выглядывающего из книги, текст на которой гласит, что «сия книга принадлежит МФ». Для искусствоведа Семена Ивенского художник сделал книжный знак, на котором изобразил человека, раздавленного кипой графических листов, на них сидит смеющийся черт, а для книг о космосе Виктора Кривого художник сделал графическую миниатюру, на которой изобразил Луну по поверхности, которой движется луноход.
Прекрасный график-станковист, иллюстратор и гравер на линолеуме Махонин, взяв старт в 1960-е годы, продолжил активную работу в жанре экслибриса. Много гравирует художник на пластике, ряд его знаков этого периода цветные. Страстный яхтсмен, он выполнил серию экслибрисов и посвятил ее теме робинзонады. Первые экслибрисы Махонина показали ему, что работа над большеформатными графическими листами отнюдь не выявляет всех возможностей материала. Только экслибрис открыл для него новые графические свойства линолеума, дисциплинировал глаз и руку, что, в конечном счете, привело и к заметному улучшению качества его станковых работ. Махонин был одним из молодых ленинградских графиков новой волны, он, пожалуй, лучше кого-либо понял природу книжного знака и его экслибрисы, как черно-белые, так и выполненные в несколько досок, наиболее полно отвечают назначению знака.
Илья Генрихович Гиммельман активно работал с начала 1960-х годов над книжным знаком, один из них он выполнил для ленинградского филолога Константина Авдеева, на нем, летящий над книгами пегас, на корешке одной из книг надпись «Есенин» и пушкинский текст:
И чье-нибудь он сердце тронет,
И сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет,
Строфа, слагаемая мной…
Художник часто использует в композициях своих экслибрисов архитектурный пейзаж родного города, так на знаке для Петра Мартынова на фоне проливного дождя и вспененной Невы видна Петропавловская крепость. Празднично украшенные корабли на Неве, а вдали Исаакиевский собор на экслибрисе С.К.Авдеева, арка Генерального штаба на графической миниатюре А.В.Улитина. Красив гиммельмановский книжный знак для библиофила Бориса Николаевича Дуковича, посвященный Александру Блоку, силуэт поэта дан на фоне блоковского дома. Рисунок знака очень чист, компоновка безупречна, шрифт органично связан с изображением. Для ленинианы И.Н.Киселева художник выполнил портретный ленинский книжный знак.
Метеором ворвался в ленинградский книжный знак Виктор Григорьевич Шапиль. Не получив художественного специального образования, он в начале 1960-х годов начал вначале рисовать, а затем и резать на линолеуме графические миниатюры. Первые работы Шапиля отличались буйной фантазией и слабым графическим языком, но молодой начинающий художник упорно совершенствовал свое мастерство гравера и рисовальщика. К концу 1960-х годов у него выработался свой графический почерк, свое композиционное и сюжетное видение книжного знака. Результаты незамедлили сказаться, Шапиль занял свою нишу среди художников - экслибрисистов Ленинграда. Оригинален его книжный знак для ленинградского инженера – геодезиста И.С.Пандула, на нем приведены слова известного геодезиста, генерал-лейтенанта, автора книг по топографии, геодезии и картографии Василия Васильевича Витковского: «Мы все учимся до самой смерти, и никто из нас не может сказать, что он достиг в своем деле совершенства».
Влюбленный в свой город, Шапиль уже в ранних своих экслибрисных опусах активно вводит в композицию знаков ленинградские архитектурные и скульптурные сюжеты. Это знаменитые сфинксы на знаке для московского коллекционера Евгения Минаева, стрелка Васильевского острова в экслибрисе А.Н.Дукельского, вид на Петропавловскую крепость в знаке народного артиста СССР Бориса Тенина, атланты Эрмитажа на миниатюре Л.Пантелли. Активно работает Шапиль над ленинской темой, им выполнены портретные ленинские знаки для врача и коллекционера Бориса Самусь, историка, академика Исаака Израилевича Минца, ленинградского коллекционера экслибрисной ленинианы Николая Стрижака, библиофила Вилена Бялого и др.
Не оставляют равнодушными экслибрисы Шапиля для детей Оли Улитиной с улыбающимся медведем и Кати Улитиной с русским лаптем в танце с солнцем. «Ню» тема также присутствует в экслибрисном творчестве Шапиля, это книжные знаки для В.Костюка, С.П.Фортинского, И.О.Эрама, Штефана Котарски, С.Г.Алексеева, С.А.Вуля и др. Отличный портретист Шапиль гравирует экслибрисы с портретами знаковладельцев И.С.Пандула, Б.В.Самуся, А.А.Меерова, Е, Брандиса, А.Шалимова и др. «Обкатавшись» в книжном знаке в 1960-е годы, Шапиль занял свою нишу в ленинградском экслибрисе следующего десятилетия и достойно представлял его в искусстве отечественного книжного знака.
Анатолий Моисеевич Гетманский экслибрисом занимался мало, но как график был широко известен в Ленинграде. Одна из его линогравюр была выполнена для А.Ф.Крутякова. На ней молодой пастушок увлеченно читает книгу, примостившись под деревом, вдали под ярким солнцем спокойно пасутся коровы и овцы. На втором книжном знаке для И.О.Смирнова художник изобразил атлета - лучника посылающего стрелу навстречу солнцу. Знаки графика Гетманского контрастны, тщательно продуманы композиционно, в них програвирована каждая мельчайшая деталь, каждый завиток. Графический язык художника ясен, понятен, рисунок точен и логичен.
Универсальный книжный знак сделал в 1969 году ленинградский график Владимир Иванович Сердюков. Экслибрис предназначался для книг, посвященных Октябрю, здесь изображено здание государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции (бывший особняк Кшесинской), где с марта по июль 1917 года помещались Центральный и Петроградский комитеты партии большевиков. Святозар Александрович Остров выполнил экслибрис для артистки балета, солистки Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова Татьяны Вечесловой, на нем изображена раскрытая книга и горящие свечи в подсвечнике, за окном в ночи видны контуры деревьев. Гравировал на линолеуме книжные знаки и Михаил Николаевич Писанко. На одном из его экслибрисов для Семена Ивенского изображен читающий книгу Дон Кихот. Экслибрисы гравировали в материале также ленинградцы Валентин Николаевич Блинов, Владимир Владимирович Марков, Михаил Николаевич Успенский.
В офортной технике над книжным знаком в Ленинграде работали немногие художники. Среди них профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Е.И.Репина Петр Петрович Белоусов, подаривший офортные экслибрисы старейшему ленинградскому искусствоведу Петру Корнилову и вологодскому коллекционеру Семену Ивенскому с уголком сквера у Русского музея. Над офортным экслибрисом в Ленинграде также работали Вячеслав Егорович Зойченко, Владимир Андреевич Скубыра и Эдди Давыдович Мосиэв, выполнивший знак для музыканта и коллекционера рукописных, и других материалов по музыке и театру Моисея Лесмана и коллекционера Александра Левицкого со стилизованным образом древнерусского воина.
Над рисованным книжным знаком в Ленинграде в 1960-е годы трудились многие художники, как профессионалы, так и любители. Интенсивно в эти годы трудились многие художники, как профессионалы, так и любители. Интенсивно в эти годы работал скульптор Александр Иванович Поляков. Его экслибрисы отличались безудержной графической фантазией, отличительной их чертой являлось то, что почти во всех его книжных знаках присутствует обнаженная женская натура чаще всего нарочито гротесковая. Одним из серьезных недостатков графических миниатюр Полякова являлась небрежность его в шрифте, который зачастую никак не вязался с изображением знака. Кроме знаков рисованных тушью Поляков выполнил несколько гравюр на дереве и на пластмассе.
Интересны его экслибрисы, выполненные для Семена Ивенского, почти все они по «ню» теме, на одном изображена сидящая на книгах обнаженная натура, на другом виден дьявол с женским торсом, на третьем показана обнаженная натура внушительных габаритов в танце. На одном из знаков этой серии можно увидеть двух особ мужского пола с бутылкой в руках после сильного возлияния с татуировкой на груди одного из них «EX LIBRIS Семена Ивенского», для какого раздела библиотеки известного искусствоведа и коллекционера предназначался этот экслибрис остается догадываться. Поляков выполнил книжные знаки для Л.С.Лобуревой с балериной на раскрытой книге, В.В.Гура с изображением книги в руке, В.М.Малкова с фигурой обнаженного мужчины, автоэкслибрис со своим портретом, В.В.Ермонской с силуэтом женщины, читающей книгу и др.
Продолжил работу над рисованным книжным знаком ленинградец Рюрик Борисович Попов. Его экслибрисы отличались незамысловатым сюжетом и простым композиционным построением. Такова его серия экслибрисов для ленинградского геолога и коллекционера А.В.Улитина. Для его собрания книг по истории религии художник схематично изобразил характерные символы различных религий, для книг по геологии автор показал работу геолога в пещере свод, которой образован из многотомья книг, на одном из его знаков он изобразил скульптора ваяющего из глины сидящую обнаженную натуру. «Ню» тема присутствует в ряде поповских книжных знаков для Т.А.Кондратовой, В.И.Гладкова, В.Саакова и др. Позже появятся в экслибрисном творчестве Попова знаки, выполненные в ксилографии, связанные с историей и архитектурой родного города, в ранних же работах художника эта сюжетная линия не прорабатывалась. В книжном знаке для библиотеки Павла Никитина, художник дал портрет А.П.Чехова и привел его слова «Все бледнеет перед книгами».
В конце 1969 года нарисовал один из первых своих экслибрисов ленинградский инженер-конструктор из государственного оптического института имени С.И.Вавилова Алексей Андреевич Горбоконь, был он предназначен для известного ленинградского букиниста С.А.Наумова. Как и все знаки автора, эта работа композиционно перегружена деталями. В центре экслибриса дан портрет знаковладельца и картина с видом Санкт-Петербурга. В композицию знака включена стопка различных газет в том числе «Ленинградская правда», «Известия», «Смена», «Советская Россия», «Правда», а также книги с надписями на корешках «СПБ. Ленинград», «Искусство, литература», «Краеведение», «Фольклор», «Словари». Венчают эту графическую миниатюру слова А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее учение». Книжный знак скрупулезно прорисован, сюжетно и композиционно целен, книжен и логически связан с профессиональной деятельностью и интересами владельца библиотеки.
В 1960-е годы начал рисовать книжные знаки ленинградский инженер и коллекционер материалов, связанных с Дон Кихотом, Яков Григорьевич Добкин. Интересны его портретные экслибрисы для Ленинградского книжного магазина № 66 с образом поэта Михаила Светлова, Якова Грида с портретом Владимира Маяковского, пушкинский знак на свое имя, Надежды Крупской со словами «Надо учиться не только из книг, но и у жизни» для Антонины Богдановой. Портрет А.С.Пушкина и шаржевые изображения поэтов Л.Н.Озерова и М.А.Светлова автор дал в книжном знаке для Льва Озерова, а по мотивам «сказки о царе Салтане» выполнен знак для эстонского коллекционера Пауля Амбура. Слова Александра Грина «Мечта разыскивает путь…» украшают графическую миниатюру Ираиды Зевс, на которой изображен корабль с алыми парусами и чайка, взлетающая из рук гриновской Асоли. «Берегите, дети, книжки эти!» начертано на детской книге в экслибрисе для юных читательниц Аллы и Инны Добкиных. Удачно дополняет композицию знака тропический пейзаж и детские игрушки. С юмором сделал автор экслибрис для Льва и Розы Гурарье, изобразив на знаке льва, лежащего на книге и розу, на знаке для С.И.Рыбакова видна золотая рыбка со скальпелем во рту, а на экслибрисе для рижского писателя-сатирика И.Меламеда улыбающегося крокодила с трубкой в зубастой пасти.
Очень плодотворно работал в 1960-е годы в малой графике ленинградский инженер и художник - любитель Николай Георгиевич Стрижак. Его графические миниатюры украсили библиотеки многих известных людей в стране. Подарил он экслибрис одному из крупнейших пианистов XX века Святославу Рихтеру, где на клавиатуре фортепьяно, среди нот изображены руки пианиста-виртуоза. Очень лиричен книжный знак для композитора Александры Пахмутовой, на нем изображена женщина с книгой в руках, которая задумчиво смотрит в даль, сидя на берегу спокойной в утренней дымке реки. На графической миниатюре подаренной скульптору Михаилу Аникушину, фрагмент его пушкинского памятника в Ленинграде. Нарисовал Стрижак экслибрисы для библиотеки балерины Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова народной артистки СССР Натальи Дудинской и композитора Эдуарда Колмановского.
Большое число экслибрисов выполнил художник для коллекционеров книжных знаков. Пожалуй, самая большая серия его книжных знаков, предназначена для библиотеки врача и коллекционера Бориса Самуся. Среди этих графических миниатюр следует отметить знак для него с портретом Леонида Утесова и словами его песни «Спасибо сердце, что ты умеешь так любить». Раздел библиотеки Самуся, связанный с военной литературой и мемуарами, украсил экслибрис Стрижака с портретом Михаила Кутузова. Обширна экслибрисная пушкиниана Стрижака. Так в экслибрисе для библиотеки Веры Хабаровской он нарисовал памятник А.С.Пушкину скульптора М.К.Аникушина в Ленинграде, на автоэкслибрисе дал портрет поэта в профиль с факсимиле «А.Пушкин», а на знаке Соломона Вуля изобразил памятник А.С.Пушкину в Москве скульптора А.М.Опекушина.
Есенинская тема также нашла свое отражение в экслибрисном творчестве Стрижака. Один из знаков он выполнил для геолога из Ленинграда Алексея Улитина, где дал портрет Сергея Есенина и поникшую женскую фигуру «Скорбящей музы» на фоне осеннего пейзажа. Для знака для Юлии Стрижак автор нарисовал ясноглазое лицо младенца на фоне многочисленных книжных полок, где на корешке одной из книг написано «Есенин». Стрижак нарисовал на экслибрисах портреты Ф.М.Достоевского для Игоря Эрама, Д.И.Менделеева для М.А.Фриша. М.Ю.Лермонтова для Мечислава Трухницкого, портреты итальянского поэта, автора бессмертной «Божественной комедии» Данте, древнегреческого поэта-лирика Анакреонта, основоположника итальянской национальной поэзии Петрарки, римского поэта, автора любовных элегий и поэм «Наука любви» и «Средства от любви» Овидия и древнегреческой поэтессы Сафо для Стефана Романенко.
С любовью сделаны экслибрисы Стрижака для детей, так в экслибрисе для Ники Стрижак автор нарисовал портрет ребенка на фоне нотной партитуры Сергея Рахманинова, а в знаке для юной читательницы Светы изобразил улыбающихся матрешек. В графической миниатюре для Наташи Першиной наряду с портретом девочки автор изобразил многочисленные персонажи детской литературы. Обширна и лениниана Стрижака, на эту тему он выполнил портретные ленинские экслибрисы для П.Богданова, А.И.Москалевой и В.А.Лязгина, доктора исторических наук В.Д.Королюка, С.А.Вуля и др.
Ряд ленинградских художников, как профессионалов, так и любителей рисовали книжные знаки крайне редко в основном для личных домашних библиотек или для своих друзей. Так чудесный экслибрис для А.Б.Лоева нарисовал известный художник-карикатурист Владимир Александрович Гальба (Гальберштадт). На нем он изобразил «Лоев ковчег» с различными зверями на борту. Здесь изображен жираф голова, которого находится в дождевой туче, лев, лежащий на книжной полке, слон, верблюд и обезьяны, птицы и мышата, а также Лоев в образе Ноя, сидящий под зонтом на слоне и читающий книгу. Два экслибриса для своей домашней библиотеки нарисовал народный артист СССР, актер Ленинградского театра драмы имени Пушкина, исполнитель заглавной роли в фильме «Петр I» Николай Константинович Симонов. Один из них был нарисован по мотивам «Пиковой дамы», где изображен Герман на мосту, внизу нарисована книга и лист с факсимиле автора знака, на втором, выполненного по мотивам «Медного всадника» показан памятник Петру I, поставленный на пьедестал из книг. В технике рисунка тушью с последующим клишированием в 1960-е годы работали ленинградцы Сергей Иванович Барабошин, Сергей Александрович Васильев, Игорь Савельевич Урусов, Лев Моисеевич Голубовский, Борис Александрович Гречкин, Игорь Петрович Корнилов, Иосиф Яковлевич Латинский, Вячеслав Павлович Шкурко и др. Графические миниатюры ленинградских художников-экслибрисистов постоянно экспонировались на выставках в различных регионах страны 8.
Примечания
1 Шапиль В.Г. Памятка Ленинградского клуба экслибрисистов и любителей графики. Засед. № 172 от 5 апреля 1978 года.
2 Ивенский С.Г. Мастера русского экслибриса. Л., 1973. С.63.
3 Гетманский Э.Д. Российский книжный знак 1917-1991. Тула, 2004. С.308
4 Ивенский С.Г. Указ. С..
5 Гетманский Э.Д.
6 Гетманский Э.Д.
7 Гетманский Э.Д.
8 Гетманский Э.Д. Советский книжный знак (1917-1991). Каталог выставки. Тула, 1977; Гетманский Э.Д. Подвигу жить в веках. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1978; Гетманский Э.Д. «Живые, трепетные нити…». Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1978; Гетманский Э.Д. Ex libris. Визитная карточка книги. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1979; Гетманский Э.Д. Вождь, учитель, друг. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1980; Гетманский Э.Д. Советский художественный книжный знак. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1982; Гетманский Э.Д. Лениниана в искусстве книжного знака. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1983; Гетманский Э.Д. Гетманский Э.Д. Охранная грамота книги. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1984; Гетманский Э.Д. Суровая память войны. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1985; Гетманский Э.Д. Экслибрисы советских художников. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1986; Гетманский Э.Д. Советский портретный экслибрис. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1987; Гетманский Э.Д. Экслибрис - знак книголюба. Каталог выставки книжных знаков тульского коллекционера Гетманского Э.Д. Тула, 1989; Гетманский Э.Д. Советский экслибрис 80-е годы. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1990; Гетманский Э.Д. Российский книжный знак (1917-1991). Тула, 2004-2005; Гетманский Э.Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991). Тула, 2008; Гетманский Э.Д. «Отпечаток человеческой души» (каталог коллекции книжных знаков). Тула, 2012-2014.