
На илл.: Режиссёр фильма Валерий Тимощенко. Вид на Северодонецк
Краснодарская киностудия имени Николая Минервина, её руководитель известный режиссёр и военный документалист Валерий Тимощенко при поддержке Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» работает над документальным фильмом «Георгий» – о сегодняшней войне на Донбассе. Её история показана через мужскую и воинскую судьбу конкретного человека…
В каком-то смысле фильм Валерия Тимощенко – обо всех русских добровольцах, о тех, кто летом 2014-го сам, по своей инициативе, взял в руки оружие и пошёл воевать, защищая женщин, детей Луганска и Донецка, свои убеждения и Русский мир – такой, каким они его видели и понимали. О соотечественниках внутри войны, страшно подумать, уже скоро тринадцатилетней, но пока, похоже, так и не осмысленной нами всерьёз.
Главный герой фильма – Георгий – доброволец с 2014-го, тогда совсем молодой человек, но уже опытный воин, офицер-спецназовец. Сегодня Георгий – командир взвода «штурмов», то есть штурмовой пехоты 6-й мотострелковой казачьей бригады ЛНР, и прямо сейчас воюет на самом, что ни на есть, передовом крае СВО. Орден Мужества и медаль «За отвагу» подтверждают его сегодняшний чудовищно реальный и предельно современный боевой опыт, но по итогам двенадцати лет войны он только «старлей» и комвзвода. Учитывая то, что он участвовал и в боях за Луганский аэропорт в 2014-м, и в отчаянной обороне Новосветловки во время одного из «контрнаступов» противника и в штурме знаменитой высоты Саур-Могила, да много еще где и в чём, согласитесь, карьера его не слишком задалась.
Все мы, и литераторы, и кинодокументалисты, также как наши предшественники, находимся в поисках героя нашего военного времени. И точно также, как в позапрошлом веке этот герой нашего времени не может быть просто рыцарем без страха и упрёка, Дон Кихотом, который с кастрюлей на голове отправляется воевать с ветряными мельницами. Нет, он не идеален, он такой, какой есть. И именно он – реальный герой фильма «Георгий».
Как ни странно, в этом фильме повторилось название другого фильма Валерия Тимощенко – о герое Великой Отечественной войны Георгии Савенкове, который прошёл всю войну в разведке морской пехоты и дальше в танковом десанте. И, похоже, это не случайное совпадение.
О своих соотечественниках внутри войны Валерий Тимощенко начал снимать документальное кино с июня 2014 года. В 2017-м фильм «Луганская повесть» вышел в свет и стал победителем многих российских кинофестивалей. А съёмки продолжались, и в 2021 году был завершён документальный фильм «Донбасс. Резервный полк», в котором прослеживалась дальнейшая судьба героев первой ленты. История выстраивала сюжеты и драматургию. В 2022 году итогом нескольких командировок в Луганск стал фильм «Донбасс. Резервный полк», в котором автор запечатлел, в том числе, и то, как происходила общая мобилизация на Донбассе.
Главный герой тех фильмов – Владислав Багринцев, позывной «Казак», в то время командир взвода, много позже уже в самом начале СВО стал командиром резервного полка и сумел провести свой полк сквозь все тяжелейшие испытания трёх лет спецоперации с минимальными потерями. Он всё время был на передовой, хотя комполка имеет моральное и должностное право находиться на КП, а не лезть под убийственный артогонь. Влад был тяжело ранен под Кременной, сейчас уволен в запас.
Владислав Багринцев и познакомил Валерия Тимощенко с будущим героем его нынешнего фильма «Георгий». «Представили его мне, как начальника разведки Станично-Луганского десантно-штурмового батальона, тогда этим подразделением командовал еще один мой нынешний друг Сергей Сивак, позывной «Югослав».
«В то лето на Донбассе еще только разгоралось народное сопротивление, непредсказуемая, почти партизанская война людей, которые упорно не хотели жить в нацистском государстве и как могли бились за Русский мир, – рассказывает Валерий Тимощенко. – Они тогда немного идеализировали Россию, ждали от неё немедленной помощи, а та всё не приходила и не приходила. Но потом, наконец, пришла в виде белых КАМАЗов с гуманитарной помощью, в виде русских добровольцев, которые брали на работе отпуск и, никого не предупреждая, ехали воевать. Им никто ничего не платил, не обещал, не помогал, они сами встали и пошли помогать ополченцам Донбасса, хотя их вполне могли потом назвать наёмниками и даже судить за то, что они воевали в другом государстве. Но они сделали свой выбор: я – русский доброволец. Георгий был одним из них…»
В фильме есть кадры 2015 года, когда автор со своим героем проезжают через расстрелянный, срезанный осколками «сказочный» лес, приезжают в батальон и там становится ясно, что шансы выжить в «располаге» – три к одному, как в песне Трофимова, которую Георгий слушал в машине. В расположении батальона явно только что был прилёт, одного из бойцов тяжело ранило и его срочно увезли в медсанбат, всех остальных серьёзно контузило. Видно было, что «Славянина» все здесь знают, ждут от него приказов, советов, поддержки. Он на бегу даёт распоряжения, поддерживает настроение: «Вы только в запой не уйдите, ребята, держитесь, вы же неубиваемые!».
Почему «Славянин»? Потому что Георгий родом из Средней Азии. Точнее, родители его из Донецка, но какое-то время жили и работали в Средней Азии. Именно там он ощутил на себе агрессивный национализм, именно тогда сказал себе: я – славянин. Семье пришлось уехать, по сути, бежать, и Россия их приняла. Может быть, поэтому он без сомнений пошёл воевать за нее. Когда уезжал на Донбасс в 2014-м, его провожала молодая красивая женщина – это тоже снято. То есть уходил он, вполне успешный молодой человек, не от одиночества, не от неприкаянности и не от безденежья, а совершенно сознательно. Границу в 2014-м переходил нелегально, никого не предупреждая, с одним ножом, самостоятельно дошёл до ополченцев. И они приняли его, людей не хватало. Учился по ходу, случалось, даже смотрел в интернете, как пользоваться ПТУРом и другими переносными ракетными системами. В Чечне, где он тоже воевал совсем ещё молодым парнем, их почти не использовали. А потом уже уверенно учил новобранцев.
Был момент, когда он увёл своих бойцов в Россию, чтобы там тренировать их. И это породило страшный конфликт с коренными донбассовцами. Он увёл их из окопов, не хотел сидеть там и просто терпеть, ждать, пока прилетит. Ему нужно было что-то яркое и важное совершить на фронте.
…Георгий тогда возглавил 18 боевых смелых ребят. Но война изменилась, и командованию не нужны были герои американских боевиков. Его ребят как раз бросили на штурм Саур-могилы. Это высота, которая штурмовалась в Великую Отечественную войну. Дали ему пару танков и без разведки отправили на штурм. И они почти взяли. Но должны были отступить. Георгий получил тогда ранение и уехал лечиться в Россию.
В какой-то момент весной 2022-го он собрался и ушел снова в ЛНР. В поисках боевого подразделения шел в одиночку через «серую зону». При этом снимал себя на маленькую камеру, как вычисляет и обходит мины, как ночует в спальнике под кустом, как дремлет, как прислушивается, вдруг рядом ДРГ врага… Так или иначе, он дошёл тогда до наших позиций, нашёл командиров, с которыми был знаком с 2014-го, и ему дали взвод для обучения боевой работе. С этим взводом он проходит все этапы уже сегодняшней страшной, сначала артиллерийской, а потом и FPV-дроновой войны.
Задача автора фильма «Георгий» – прорисовать этот реальный портрет, судьбу, прослеженную в течение 13 лет. Только тогда зритель поверит.
Валерий Тимощенко убеждён, что такой невыдуманный и непарадный мужской портрет, честно прослеженный во времени, позволит лучше понять события, которые разворачиваются у нас на глазах все эти двенадцать лет. Они должны остаться во времени максимально полновесные, полноцветные портреты живых людей на линии противостояния, где и сегодня продолжает разворачиваться величайшая трагедия нашего народа.













