Владимир ЛИТОВ. Пять причин рекордного роста экономики СССР

Продолжение статьи «Какой социализм поднимет Россию»

Чем объясняется беспрецедентный по своим темпам и продолжительности экономический и социальный рывок нашей страны в сталинские 1929-1955 годы, когда промышленное производство возросло у в 14 раз, реальные доходы рабочих в 4 раза, а якобы «ограбленного» крестьянства по сравнению с лучшим для него 1913 годов в 6,5 раза? В книге «Кристалл роста. К истории экономического чуда», написанной коллективом авторов во главе с А. Галушко, выделяются 5 причин такого рекордного в мировой истории роста.

Первая. Целевое общегосударственное планирование, впервые примененное именно в Советском Союзе. Оно осуществлялось на основе лучших достижений мировой экономической науки того периода и учитывало сложившиеся хозяйственные реалии «нэповской» России конца 20-х годов. К этому времени был полностью восстановлен экономический потенциал страны, разрушенный сначала мировой, а затем гражданской войнами. Но остановиться на этом означало бы привести страну к неминуемой гибели от куда более развитой и натравливаемой западными державами и на Советскую Россию Германией. Большевистское руководство, в отличие от нынешнего российского, хорошо понимало смертельную опасность для страны многолетнего топтания на месте.

Был разработан и сразу же стал осуществляться курс на форсированную индустриализацию и модернизацию страны. На основе пятилетних государственных планов предусматривалась концентрация основных средств на решающих звеньях гигантской цепи всего перестраивавшегося экономического механизма. Одновременно шло выявление, взаимоувязка и согласование десятков тысяч всех хозяйственных связей с определением их узких мест и возможностей их быстрейшего преодоления.

Беспрецедентным в мировой экономической истории стало и применение в государственной планировании межотраслевых балансов, в чем Советский Союз опередил Запад на несколько десятилетий. Лишь через 40 лет американский экономист российского происхождения В. Леонтьев, предложивший использовать этот метод в условиях капиталистической экономики, получил за это Нобелевскую премию.

Кстати, когда Леонтьев попытался привлечь внимание к отечественному опыту, ельцинское руководство, его, как он сам писал, «даже не стали слушать». Тогдашнему, как, впрочем, и нынешнему руководству страны долгосрочное государственное планирование оказалось ненужным. Предпочитают, как это было в дореволюционное, царское время, безвольный и бесцельный дрейф по волнам рыночной стихии. Это вполне устраивает правящие в стране олигархические группировки, хотя создает не меньшую, а даже большую угрозу для безопасности, да и самого существования нашей страны, чем в конце 20-х годов прошлого века. Жалкой пародией на реальное государственное планирование выглядят широко рекламировавшийся вплоть до последнего времени национальные проекты, планы и программы. Учитывая их полный провал, об этом сейчас предпочитают помалкивать. Как и о громогласных обещаниях с самых высоких трибун «технологических рывков», так и оставшихся на уровне благих пожеланий.

Вторая причина. Реализация крупномасштабных хозяйственных проектов стратегического значения. Создание фактически «с нуля» наиболее перспективных отраслей промышленного производства, особенно отраслей машиностроительного производства группы «А». Всего за этот период было построено свыше 9 тысяч крупных и самых современных на тот период промышленных предприятий. Параллельно этому процессу шло массовое обучение и подготовка для работы на них многих миллионов человек, приобщавшихся к передовому производству и вливавшихся в него из активно коллективизировавшейся в тот период деревни. Все это шло при опоре на самый передовой зарубежный опыт и знания 30 тысяч иностранных специалистов, сначала американских, а затем немецких, помогавшим вчерашним крестьянам, становиться рабочими и инженерами современных предприятий, осваивать новую технику.

Денег на это не жалели, иностранцы получали намного бо́льшую, чем в своих странах, зарплату. Однако дорогостоящий приток мозгов и знаний из-за рубежа полностью оправдал себя, поскольку со временем, по мере освоения передового опыта, решающую роль стали играть отечественные кадры.

Выдвинутый Сталиным лозунг «большевистскому размаху – американская деловитость» с железной настойчивостью претворялся в жизнь и принес впечатляющие результаты. Если первенец пятилетки Сталинградский тракторный завод был фактически полностью перевезен из США, то уже в 1937 году трактор, созданный советскими конструкторам и инженерами полностью из деталей отечественного производства, получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Париже. Разительный контраст по сравнению с нынешней Россией. Непрекращающаяся и даже усиливающаяся утечка мозгов и знаний из нее идет в зарубежные страны, только укрепляет враждебный ей Запад.

Третья. Принципиально новая, так называемая «двухуровневая» система финансирования разработанных и утвержденных государством хозяйственных проектов, позволившая решить так называемую проблему «длинных» денег. Эта система безденежных расчетов позволяла каждые пять лет удваивать капиталовложения и обеспечивать ежегодное 18% обновление производственного потенциала. Совершенно «неподъемные» даже для самых высокоразвитых капиталистических стран цифры. Наличные же деньги использовалась лишь для оплаты труда в разных сферах народного хозяйства, а также колхозном и кооперативно-артельном секторах Подход, попросту невозможный в нынешней российской экономике, работающей на отечественных олигархов и стоящего у них за спиной Запада. Он означал бы посягательство на самое святое – на миллиардные доходы, нажитые их непосильным трудом. На что же тогда, спрашивается, содержать и приобретать самые дорогие в мире яхты, роскошные дворцы и поместья, а также другую огромную личную собственность, обладание которой и является основной целью и смыслом жизни нуворишей, в одночасье ставших хозяевами страны.

Четвертое. Создание подлинно инновационного механизма экономического роста, включавшего в себя макро- и микроэкономические стимулы постоянного технического обновления производства, привязанные к материальной заинтересованности как руководителей, так и рядовых работников. Основные его компоненты состояли в следующем.

Разработка и реализация государственных перспективных и текущих планов модернизации отраслей промышленного производства, которые увязывались с планами внедрения новой техники, а также ежегодным обязательным пересмотром норм выработки и на этой основе ежегодным снижением себестоимости продукции. 10 % плановой экономии издержек шло в директорский фонд предприятия, и до 75% внеплановой. А из этих средств выплачивались премии работникам предприятия, осуществлялось строительство социальных объектов.

Всемерное поощрение стахановского движения, позволившее без всяких затрат увеличить производительность труда в полтора раза. Применение состязательного подхода, то есть практика госзаказов на выпуск военной и гражданской техники нескольким конструкторским бюро, а также повсеместное развертывание социалистического соревнования. Даже в такой высокоцентрализованной отрасли, как авиастроение, действовало 6 крупных конструкторских бюро, конкурирующих между собой в разработке новых образцов самолетов и иных летательных аппаратов. Около 80 процентов всех занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве работали на условиях сдельной оплаты труда, по принципу «чем больше даешь, тем больше получаешь». В правительственных постановлениях и решениях партийных органов постоянно осуждался «гнилой принцип уравниловки», тормозивший рост производительности труда, но получивший повсеместное распространение в последующий хрущевско-брежневский период.

Ставка на интеллект, на культ знаний. Привилегированной и наиболее высокооплачиваемой прослойкой в таких условиях становились инженеры-конструкторы новой техники, а также изобретатели и рационализаторы производства. Разрешалась и подработка на производстве вузовских ученых, разрабатывавших перспективные направления технического прогресса. Для многих из них снимались ограничения по выплате денежного вознаграждения. В середине 50-х годов при средней зарплате квалифицированного рабочего в 200- 250 рублей свыше 1 миллиона человек получали более 1 тысячи рублей, при этом зарплаты партийных и советских работников, как в центре, так и на местах были существенно ниже. В стране появились и первые легальные миллионеры, получавшие доходы как раз от научной и инженерно-конструкторской деятельности.

«Три К» советской науки — академики Сергей Королёв, Игорь Курчатов, Мстислав Келдыш

«Три К» советской науки — академики Сергей Королёв, Игорь Курчатов, Мстислав Келдыш

Глубоко продуманный и хорошо просчитанный курс на постоянную модернизацию и техническое обновление производства принес впечатляющие результаты. По уровню производительности труда Советский Союз к концу 50-х годов вышел на первое место в Европе. По наиболее перспективным, ключевым направлениям научно-технического прогресса – авиастроение, освоению космического пространства, ядерной энергетике и ряду других СССР выходил на самые передовые позиции в мире, оставляя позади себя даже США. В становлении такой перспективной отрасли, как телеиндустрия, согласно ООНовским источникам, по интенсивности инноваций в 60-е и начале 70-х годы прошлого века СССР превосходил Соединенные Штаты Америки, Великобританию и Германию вместе взятые.

И почти забытый факт, зафиксированный, однако, в тех же справочных документах ООН. В конце 50-х-начале 60-х годов значительную часть советского экспорта в зарубежные, в том числе западноевропейские страны, составляла высокотехнологичная продукция отечественных предприятий – телевизоры, холодильники, различные бытовые электроприборы. Они раскупались там как горячие пирожки, поскольку по качеству и надежности превосходили продукцию ведущих западных фирм. О галошах, которые по мнению главы российского государства, только и выпускала советская промышленность, в ООНовских источниках ничего не говорится. Да и вряд ли они были нужны для полетов в космос, создания ядерной энергетики, других выдающихся достижений Советского Союза Видимо там, на самых политических верхах, пользуются в управлении страной какой-то секретной, недоступной многим информацией, что и приводит к нынешним, очевидными для всех результатами такого управления….

И, наконец, пятая причина. Несмотря на все обещания властей, малый и средний бизнес в России все больше «загибается», а в нынешнее ковидное время и вообще дышит на ладан. Но ведь в истории страны было время, когда ее руководство, как в центре, так и на местах, проявляло об отечественном предпринимательстве реальную, а не словесную заботу. Именно в сталинский период партийные и государственные руководители поощряли его активность и деловитость, приносившие ощутимую пользу большинству людей. Начиная с 1932 года, был взят курс на развитие кооперативно-артельного производства, работавшего на рыночных принципах. И не только в сервисной, торгово-закупочной и посреднической сферах, как в нынешней России, но и в материальном производстве и даже в сфере инноваций, где сегодня в нашей стране его практически нет. И тогдашняя «тоталитарная» якобы власть, также якобы душившие «свободу и демократию» партийные организации, выполняя решения сталинского руководства, оказывали частному сектору активную поддержку, контролируя его в то же время в интересах большинства населения. Именно при Сталине частный сектор, рынок работали на людей, а не на привилегированное меньшинство, как в сегодняшней России

В начале 50-х годов в частном секторе функционировало более 114 тысяч предприятий и работало около 2-х миллионов человек, в основном в кустарно-промысловой кооперации. В этой сфере, которая была освобождена от многих налогов и госплатежей, производилось 70% металлической посуды и 40% мебели, около трети трикотажа В частном секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и два научно-исследовательских института. Кстати, артель можно было зарегистрировать всего за один день. Они полностью освобождались от налогов на 2 года и получали кредиты в размере 3% годовых Именно артели и кооперативы, работавшие на рыночных принципах, обеспечивали людей сервисной и материальной «бытовкой», так необходимой в повседневной жизни. Если государственная промышленность производила чуть более 9 тысяч видов продукции, то в артели и кооперативы – 30 тысяч. Первые советские ламповые приемники и первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио». Даже первые образцы знаменитых военных ракетных установки «Катюша» были произведены на артельном предприятии. Кстати говоря, частный сектор имел свою пенсионную систему, а также социальное обслуживание, включая свои дома отдыха и пансионаты.

Развитием малого и среднего бизнеса занималось руководство кооперативного движения, так называемые Советы промкооперации. Они были прямо заинтересованы в росте кооперативного движения и артельного производства. И в то же время несли ответственность перед государством за его развитие, то есть совмещали контрольные и созидательные функции. Разительный контраст по сравнению с сегодняшним временем, когда малый и средний бизнес подвергается настоящему проверочному террору и запугиванию со стороны силовых органов., преследующих, естественно, чисто свои ведомственные, а часто и явно своекорыстные цели.

И еще одни важный момент. В сельском хозяйстве, начиная с 1935 года, колхозникам выделялись приусадебные участки до 1 гектара земли. Разрешалось иметь 2-3 коровы, несколько свиней, до 25 овец, неограниченное количество кур. По сути это были частные семейные предприятия, которые производили 85% яиц, 52 % мяса, 48 процентов овощей. Государство, в свою очередь, принимало меры по обузданию хищных поползновений со стороны разного рода перекупщиков и махинаторов, вытеснявших крестьян с колхозных рынков.

Безголовые преемники, прежде всего, Хрущев, свернули и кооперацию, и артели, резко урезали частные приусадебные хозяйства, задавив крестьян вдобавок и непомерными налогами. Под предлогом борьбы с «мелкобуржуазным и пережитками» началось сворачивание артельного производства и кооперативного движения. Это сразу же создало массу бытовых трудностей и неурядиц для большинства населения. Начался явный отход от продуманной и всесторонне просчитанной сталинской политики, учитывающей как достигнутую степень развития общества, так и уровень сознательности людей.

Наряду с политической «десталинизацией», начатой с разоблачения так называемого культа личности на 20-м съезде КПСС в 1956 году, приступили и к демонтажу самого эффективного в мире демонтажу инновационного механизма экономического развития. Были резко ослаблены его плановые, централизованные начала, нацеленность на постоянное внедрение самых передовых технологических достижений. Затем отказались от плановых заданий по снижению себестоимости производства и внедрения новой техники при обязательном пересмотре норм выработки продукции. Перестали уделять приоритет научно-конструкторской деятельности, движению изобретателей и рационализаторов производства. Инерционность экономического развития позволяла, правда, многие годы поддерживать сравнительно высокие, но постепенно снижавшиеся темпы роста. По мере отрыва правящей партийно-государственной элиты от масс, ее буржуазного перерождения, начался разворот в сторону прибыли, рыночных рычагов, свойственных капиталистическому производству. Произошел отказ от дальнейшего развития и активного использования объективных преимуществ социализма, к чему призывал Сталин, обосновывая в своих последних работах постепенный переход к бестоварному производству. От социалистических подходов и методов отказались, капиталистические так и не заработали в полной мере. В результате получили нынешний уродливый симбиоз всех худших сторон «застойного» социализма и таких же пороков полуфеодального, дикого капитализма, обрекающий страну на дальнейшую деградацию и неизбежную гибель.

«Надо взять из прошлого не пепел, а пламя». Этот известный афоризм привел в разбиравшейся здесь книге «Кристалл роста», один из ее авторов А. Галушко. Как представитель правящей российской элиты, заместитель Председателя Общественной палаты, бывший Министр по делам Дальнего Востока, он вряд ли согласится с моим мнением. А я убежден в том, что взять такое пламя сегодня – значит вернуться к сталинскому социализму, естественно, с учетом современных реалий. И это единственный реальный путь спасения страны.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

7