На фото: Памятный знак Павлу Анатольевичу Судоплатову, П.А. Судоплатов
Чтобы помнили
Давняя мечта многих ветеранов советской разведки – участников Великой Отечественной войны, партизан, чекистов, да и всех патриотов, людей государственно мыслящих, поставить памятник выдающемуся разведчику Павлу Анатольевичу Судоплатову, человеку-легенде, организатору многих блестящих операций советских спецслужб, в том числе и ликвидации Троцкого и главаря ОУН Коновальца; организатору партизанского движения в фашистском тылу в годы Великой Отечественной войны.
Хотя напоминаем, что 27 июня 2015 года, в канун Дня партизан и подпольщиков, на въезде в Смоленск был открыт памятный знак в честь легендарного Павла Судоплатова. Открытие этого памятного знака стало, в том числе, мягким, тактичным напоминанием современным последователям Троцкого и Коновальца о том, что человек не только смертен, но и внезапно смертен…
Все те, кто организовали это мероприятие и установили памятный знак Судоплатову, заслуживают глубокого уважения. Но этого, по моему мнению, недостаточно, Павел Анатольевич достоин большего, по его великим заслугам необходимо поставить памятник во весь рост со всеми знаками отличия в столице нашей Родины – городе-герое Москве.
Я не буду в этом эссе пересказывать его заслуги перед нашей Родиной и несправедливое осуждение после смерти Сталина – он отсидел 15 лет во Владимирской тюрьме и вышел оттуда больным и измученным стариком, долго боролся за возвращение доброго имени, был реабилитирован лишь в 1992 году, а через четыре года после этого скончался.
Предполагаю, какое сопротивление будет оказано в установке памятника Судоплатову со стороны так называемой российской либеральной общественности. Начнётся вой. Свой голос поднимут троцкисты, бандеровцы, коллаборационисты и прочая нечисть. Здесь бы могли сказать свое веское слово нынешние коллеги Судоплатова по службе, но…
Раздумывая по этому поводу, я пришел к убеждению, что инициативу по установке памятника должны взять на себя дети и внуки фронтовиков, чекистов, ибо Судоплатов является символом чести, достоинства и отваги. Это в нынешних условиях сделать не так просто, я бы сказал, люди, которые выйдут с этой идеей и будут её осуществлять, должны и сами иметь внутри себя несгибаемый стержень и желание их должно быть продиктовано, прежде всего, чувством убежденности в своей правоте.
Может быть я и завышаю планку, предъявляя всё это будущим организаторам установки памятника, если найдутся такие. Но мое внутреннее чутьё подсказывает, что рано или поздно, а скорее всего рано, памятник Павлу Судоплатову будет установлен, если и не в столице нашей Родины, то в другом месте. Он будет величественным, могучим и потомки с благодарностью и уважением будут смотреть на него, а враги нашей Родины будут обходить с опаской и злобой...
Да будет так!
Памятнику быть!
17–18 ноября мы с Иваном Дубровиным – директором литейной мастерской из Екатеринбурга, побывали в селе Фершампенуаз, посмотрели будущую площадку под памятник полковнику СВР Батраеву, встретились с руководством. Иван Сурменев – глава Нагайбакского района провел рабочее совещание, обозначил приоритеты в работе по увековечиванию памяти Бориса Никодимовича Батраева. Разговор получился живой, непринужденный и деловой по своей сути. На совещании присутствовали заместитель главы по социальным вопросам Ирина Юскина, председатель районного Собрания депутатов Владимир Бурмистров, начальник управления культуры Елена Васильева, председатель Совета ветеранов Нагайбакского района Николай Лесов и глава Фершампенуазского поселения Борис Сагитдинов.
Администрацией района эта инициатива одобрена, памятник решено возвести на спонсорские средства в парке Победы села Фершампенуаз. Литейная мастерская уже сделала предварительный эскиз-проект. Как пояснил Иван Дубровин, предполагается, что памятник будет в виде бронзового бюста на постаменте из монолитного гранита. Общая высота его планируется около трёх метров.
На совещании было четко заявлено и одобрено всеми присутствующими, что памятник Борису Никодимовичу Батраеву обязательно должен быть установлен, ибо он достоин того, чтобы его помнили и чтили земляки.
В музее села оборудован стенд, посвящённый Борису Батраеву. Там рассказ о нём, его жене и их совместной работе во внешней разведке.
18 ноября мы посетили село Требия, где родился разведчик Батраев. Перестройка, окаянные 90-е и мутные нулевые годы наложили отпечаток и на это поселение... А места здесь красивые – ширь, даль, степь.
По дороге в Челябинск мы разговорились с Дубровиным, и он мне поведал, что родился в семье потомственных литейщиков, этим делом занимались его дед и отец. В 2005 году была создана семейная компания Литейный дом «Дубровин». С 2005 года отлито более 1387 памятников, бюстов, фигур, монолитов по России и в ближайшем зарубежье.
На фото: Иван Дубровин
Первая работа – памятник Высоцкому и Марине Влади, установленный в городе Екатеринбурге. И с тех пор начался триумфальный путь в создании монументальных произведений: «Семнадцать лет я занимаюсь любимым делом, мы сотрудничаем с талантливыми российскими скульпторами, но я выделил бы особенно Михаила Васильевича Баскакова, по моему глубокому мнению, он обладает уникальным чутьем и мастерством воплощения. Совместно мы создали ряд высокохудожественных работ, в том числе и у вас в области стоят его памятники, например, «Военное детство» в Магнитогорске, там же был установлен монумент «Защитникам Отечества посвящается».
На фото фрагмент памятника «Военное детство»
Ваша газета («Танкоград» – ред.) выступила с инициативой об увековечивании памяти выдающихся советских и российских разведчиков, родившихся на Урале. Мы с Баскаковым с удовольствием принимаем в этом участие. Я думаю, – сказал Дубровин, – у нас всё обязательно получится».