Леонтий РАБЧЕНОК. Феномен личности Поляничко

На фото: Леонтий Рабченок (слева), Виктор Поляничко // Виктор Петрович Поляничко (9 марта 1937, Ростов-на-Дону — 1 августа 1993, с. Тарское, Пригородный район, Северная Осетия) — политический и государственный деятель СССР и РФ. Единственный политик в новейшей российской истории, погибший в ранге вице-премьера Правительства РФ.

 

Размышляя над феноменом личности В.П. Поляничко, я часто задаю себе один и тот же вопрос: «Кто он больше – поэт и романтик, мечтатель, увлеченный и умевший ставить и решать крупные, масштабные задачи; системный и требовательный администратор, у которого все разложено по полочкам; руководитель, умевший подчинить людей своей воле, сделать их единомышленниками, чтобы вместе с ними добиваться успеха; интересный и задушевный собеседник, много чего знающий о жизни, к которому тянуло как магнитом, с кем было просто и удобно не только рассуждать. Многогранный мыслитель, который знает больше других и видит дальше, чем дано каждому из нас. Или он просто тонкий психолог, знавший, какие струны затронуть в человеке, чтобы тот поверил твоим планам и сделал их своей целью, частью своей жизни. Недаром же близкие ему люди утверждают, что он был своим в любой среде – с поэтами и писателями, журналистами, с художниками, студентами, с молодыми рабочими, солдатами, офицерами. Почему ему удавалось делать так много за сутки, не могу сказать за день, ибо рабочий день у него был, как мне казалось, длиннее суток, иначе не успеешь охватить так много».

Зная о его способностях, может быть больше других, размышляю и о том, почему он так долго, почти целых шесть лет работал в одной и той же должности и стал политическим долгожителем в комсомоле. Убежден, что в рамках молодежного лидера ему было уже тесновато, он как личность масштабная был способен сделать политическую карьеру другого уровня. Ведь время в комсомоле ограничено возрастом, да и не такой уж заманчивой на самом деле является должность первого секретаря обкома ВЛКСМ, чтобы занимать её так долго. Больше него это удалось преемнику Виктора Петровича Ю. Александровичу. Что это? В обкоме партии не видели ему замены? Родионов держал его рядом во имя какой-то большой цели?

Из тех качеств личности Поляничко, которые выделяли его на фоне известных мне других комсомольских деятелей, я не одно не могу выделить в качестве главной, ведущей. Поляничко был многогранный, редкий по всему набору качеств, которые подарили ему родители, и та обстановка, в которой он все время находился. Если говорить о времени, которое, как он говорил, выбрало нас, то теперь, уже задним числом могу сказать, что из него не хотелось уходить. Мы просто жили, не думая о карьере, набираясь опыта, покоряя одну ступеньку за другой по горизонтали. Нам не дано было предугадать всего, что приготовила жизнь. Виктору то место, с которого он шагнет в бессмертие. Нам, его сверстникам, пережить своего лидера на много лет и не увидеть стариком. Для нас теперешних он человек-легенда, политический и государственный деятель, которому посвящены книги и кинофильмы, стихи и песни, памятники и обелиски, мемориальные знаки на домах и улицах, где он жил и работал.

У меня и моих коллег в памяти самая прекрасная пора в жизни – комсомольская юность, годы, проведенные вместе в Челябинском обкоме комсомола. Повторюсь, мы тогда, как и он, просто жили, не думая о своей политической биографии, не задаваясь целью сделать головокружительную политическую карьеру. Жизнь сама все расставила по местам.

Он не был стандартным ни в чем, даже внешне, крупный, статный, такой, что не затеряется в любой толпе. И начинал он вхождение в нашу жизнь тоже нестандартно.

Кто он был, идеолог на организационной работе, или великолепный организатор на идеологическом поприще. Мы не раз говорили с ним на эту тему, особенно тогда, в 1968 году, в гостинице «Юность», где жили вдвоем в одном номере. Он делился со мной после беседы в ЦК ВЛКСМ и в ЦК КПСС, где ему предлагали пост завотделом пропаганды ЦК ВЛКСМ вместо ушедшего на работу в журнал «Молодая гвардия» Валерия Ганичева: «Не по мне эта роль. Я же прочно стою на земле, и все время буду гнуть их к земле, вести одну и ту же линию – надо быть ближе к людям, к тому, чем они живут, что их беспокоит». Это не дословно, но близко к тому, о чем мы говорили далеко за полночь. Я же не знал тогда, что буду писать о нем в СМИ и книгах, иначе вел бы хоть какие-то записи.

И еще одно, подкупавшее в нем качество. Он был очень внимательным к людям, к их успехам, знал и каким-то непостижимым образом помнил разные мелочи, о которых сам ты уже давно забыл и не придавал им значения. Поздравлял с днем рождения, памятными событиями, дарил сувениры, рассылал открытки. Это сейчас шлют поздравления, написанные кем-то, осталось поставить только факсимиле вместо подписи. Он же писал их сам, своим мелким, убористым почерком. Кратко, самое главное и от души. Кто-то злословил, что поздравлял он якобы только нужных ему людей. Чушь конечно. Он с одинаковым вниманием относился и к шоферу, и к инструктору обкома, и к тем, кого принято называть «власть имущими». Вспомним хотя бы, как он упросил однажды Людмилу Зыкину навестить в больнице одного комбайнера. Случай этот описан самой Зыкиной.

Поляничко и его время – это целая эпоха, когда в цене были совсем другие приоритеты и нравственные устои – память, долг, ответственность, сопричастность ко всему, что происходило вокруг. Он чувствовал пульс времени и находил адекватные формы и методы работы с молодежью. Стоит в центре эпохи рабочий класс и в арсенале целый набор того, что может возвысить и поднять молодого человека – ударные стройки, конкурсы профессионального мастерства, ранняя профориентация, изобретательство, советы молодых специалистов. Словом, много чего еще, что позволяла найти и применить выдумка.

Например, по его инициативе появилась научно обоснованная и фундаментально проработанная программа подготовки достойной смены рабочего класса. Как бывший рабочий, солдат, не получивший вовремя достаточного базового образования, чтобы поступить в вуз, поступивший на факультет журналистики в МГУ заочно, он прекрасно понимал, с какими трудностями столкнется молодой человек по окончании военной службы. И пожалуйста, к его услугам появляются рабочие подготовительные факультеты, эти приставные лестницы для получения высшего образования, которые были на заре советской власти. Кто-то скажет, помилуйте, какие рабфаки, вторая половина ХХ века! И тем не менее при поддержке Н.Н. Родионова, первого секретаря обкома КПСС, они появляются с полным набором условий самого притягательного и безотказного свойства – обучение при высшем учебном заведении, очно, за счет средств заинтересованных в резерве профессионально подготовленных кадров предприятий. И приоритет в поступлении при любом конкурсе тех абитуриентов, кто был направлен на рабфак и успешно сдал экзамены.

А наставничество?

Молодежь и культура. Здесь тоже при нем появилось немало новшеств. Например первый Всесоюзный фестиваль молодежной советской песни, на который приехали Юрий Силантьев и его знаменитый симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения, композиторы Александра Пахмутова, Анатолий Новиков, Оскар Фельцман, Игорь Лученок; поэты Николай Добронравов, Роберт Рождественский; всемирно известные исполнители Эдуард Хиль, Галина Ненашева и молодые певцы. Они побывали не только в Челябинске, но и в Чебаркуле, Миассе, в селах Челябинской области.

А поддержка собственных талантов и учреждение премии «Орленок», направление наиболее одаренных на всесоюзные семинары. Благодаря этому встали на крыло и шагнули в большую литературу Валентин Сорокин, Николай Година, Константин Скворцов. Их сегодня не знает только самый ленивый и невежественный человек. А рядом с ними Вячеслав Богданов, Анатолий Белозерцев, Станислав Куницин, Геннадий Суздалев, другие поэтические дарования. А сколько по его приглашению в области побывало по-настоящему интересных и талантливых молодых поэтов, даже совсем и не столичного масштаба, из Ростова, Оренбурга, Краснодарского края. И были встречи с любителями поэзии, переполненные студенческие аудитории, концертные залы. Все это тоже благодаря Виктору Поляничко. Хотя что-то подобное было и позже, но уже больше по инерции, по затухающей амплитуде.

Появляются первые симптомы проблем в межнациональных отношениях, и Поляничко предлагает и проводит неделю дружбы народов СССР, на которую приехали молодежные делегации почти из всех союзных республик, а вечера и встречи молодежи в их честь прошли даже в самых отдаленных уголках Южного Урала. Словно чувствовал молодежный лидер грядущую катастрофу и завещал хранить дружбу народов в многонациональной стране.

При нем сформировалось совсем другое отношение к студенческим строительным отрядам и родились новые традиции – первый в истории области штаб студенческих строительных отрядов, форма, значок, проводы на летние работы под оркестр с площади Революции; торжественный праздничный ритуал подведения итогов летнего трудового семестра.

И так во всем: для учащихся старших классов НОУ и отряды юных курчатовцев, для ветеранов комсомола, партии, войн и труда – первые в стране Советы ветеранов при обкоме, горкомах, райкомах, комитетах крупных предприятий, слеты и конференции ветеранов. Это по его инициативе появляется пост № 1 и почетный караул у Вечного огня по улице Коммуны.

Не менее значимыми и сыгравшими огромную роль в воспитании молодежи стали оперативные комсомольские отряды по охране общественного порядка, комсомольские субботники, походы по местам боевой, трудовой и революционной славы советского народа, шефство над воинскими частями и кораблями Военно-морского флота.

Виктор Поляничко хорошо понимал, как важно беречь прошлое, напоминать о героях былых времен. Прежде всего он бережно относился ко всему, что было связано с историей комсомола и пионерии. По его инициативе в области были проведены слеты первостроителей Магнитки (1966 г.), организаторов первых на Урале социалистических союзов рабочей молодежи (предшественников комсомола) (1967 г.), бригадиров комсомольско-молодежных бригад (1967 г). Создан областной музей истории комсомола «Орленок», к 50-летию комсомола издана книга «Координаты подвига» – одна из первых в стране рассказывающая об истории провинциальной комсомольской организации. На средства, заработанные молодежью на субботниках, были построены десятки памятников, обелисков, стел, в том числе такие, ставшие теперь широко известными, как памятник первым комсомольцам-строителям «Палатка» в Магнитогорске.

Это был какой-то фантастический взлет идей, поступков, направлений, форм и методов работы с молодежью в одно время и на одной отдельно взятой территории страны. Виктор Поляничко был неординарным человеком, находил нестандартные решения возникавших, на первый взгляд, казавшихся мелких проблем: не поставили вовремя раствор на стройку, заволокитили важный заказ, сорвали суточный график работ. Рассказывают, что еще в бытность свою начальником комсомольского штаба в Оренбургской области он применил такой прием. Одному из директоров предприятия, срывавшего поставки металлоконструкций для строителей, пришло сразу 40 почтовых открыток от пионеров одной из школ. «Дядя Вася, – говорилось в одной из них. – Наши отцы и братья строят Гайский металлургический комбинат, а вы не высылаете для них стройматериалы. Это не по-пионерски». И стояла подпись.

Открытки дети писали сами, тексты были не под копирку. Подписи они ставили, не скрываясь под вымышленными именами. И сработало. На второй день директор уже был на стройке и разбирался с причинами нарушения графика поставок. А детям ответил, как и полагается, личным письмом всему классу.

Бобков Юрий Иванович, режиссер и руководитель СТЭМА, выступая в разных аудиториях и по разному поводу, рассказывал о том, какое внимание оказывал В.П. Поляничко студенческому театру. В частности, 17 марта 2012 года на встрече комсомольских поколений и участников фонда, посвященной 75-й годовщине со дня рождения комсомольского вожака, Бобков говорил о премии «Орленок»: «Это была первая такая премия в рамках региона. В других областях ничего подобного не было. СТЭМ к тому времени был уже широко известным коллективом, участником многих фестивалей, смотров, выезжал за рубеж. Его поддержал и отметил сам Аркадий Райкин. Но время берет свое, театр студенческий, заканчивая вуз исполнители главных ролей уходили на производство, получали назначение и уезжали из города. Было время, что надо было начинать сначала или расходиться. Практика показала, что творческий коллектив подобного рода существует 4, самое большое 5 лет и распадается, исчезает со сцены или трансформируется во что-то другое. Такое могло случиться и с нашим театром, получившим уже название «Манекен». Премия вдохнула студентам и руководителям театра новый глоток, новую жизнь и так случилось, что наш театр стал профессиональным и существует уже много лет, каждый день при переполненном зале проходят спектакли. У театра есть свой почерк и мы благодарны Виктору Поляничко».

Интересным на одной из встреч памяти Виктора Петровича было выступление В.Н. Лазоренко. Он и начал с того, что у него не престижная профессия –ветврач, но он любит свою профессию и сказал об этом в своем выступлении на одном из пленумов обкома комсомола. После чего на него обратил внимание Виктор Поляничко и Лазоренко стал членом бюро обкома комсомола. А отношения они поддерживали, когда оба уже жили и работали в Москве, и позже, когда избирались народными депутатами СССР и встречались на съездах.

Много интересного прозвучало на наших встречах коллег Виктора Петровича по работе в обкоме комсомола. В частности, Татьяна Алексеенко рассказала о своей поездке в Афганистан в составе делегации советских женщин. И была эта делегация окружена заботой и вниманием Поляничко, хотя занят он был до предела. Среди афганцев в Кабуле у него был непререкаемый авторитет. Поляничко даже провожать делегацию прибыл в аэропорт и вручил Татьяне Владимировне большой букет и записки, сувениры для челябинцев, которые она передала.

Н.С. Попков (к сожалению, недавно ушедший) вспоминал о том, что он вместе с секретарями горкомов, райкомов комсомола, членами обкома Рудольфом Широковым (Кыштым), Владимиром Турусиным (Озерск), другими был в числе заговорщиков, кто не хотел в 1965 году избирать Поляничко первым секретарем обкома только из-за того, что он был на тот момент чужаком. Ребята подходили и ко мне с предложением объединить и возглавить оппозицию, чтобы не допустить его избрания. Слава Богу, что этого не случилось, и я не стал участвовать в заговоре.

Вспоминают коллеги Виктора и о том, как они вместе с ним ездили по полям во время одной из уборочных кампаний и Виктор Петрович прямо на полосе вручал комбайнерам и другим участникам битвы за урожай грамоты, ценные подарки и сувениры: часы Челябинского часового завода, Златоустовскую гравюру, Каслинское и Кусинское художественное литье.

Заканчивая свои заметки о феномене личности Виктора Поляничко, хочу напомнить о том, что видел, знаю и чувствую лично только я. В конце 1960-х Виктор Петрович Поляничко был одним из самых популярных региональных комсомольских лидеров в стране. Где бы он ни появлялся, вокруг всегда оказывались журналисты, поэты, космонавты, певцы и композиторы, военные. Для всех он был своим человеком, уважаемым и добрым другом. Был в его жизни даже такой момент, что открывалась дорога на должность первого секретаря ЦК ВЛКСМ, даже смотрины ему устраивали в ЦК КПСС в компании с Е.М. Тяжельниковым и М.С. Горбачевым. Конкурс, как известно, выиграл Евгений Михайлович. А мне, честно говоря, жаль, что не Виктор Петрович. Он в этой компании был одним из наиболее предпочтительных кандидатов. Так по крайней мере казалось тем, кто хорошо знал подноготную поиска лидера комсомола в 1968 году.

Выйдя из комсомола по возрасту, В.П. Поляничко работал секретарем Челябинского горкома партии по идеологии, секретарем Оренбургского обкома КПСС, заведовал сектором пропаганды в ЦК партии. Особая страничка в его жизни связана с интернациональной миссией в Народной Республике Афганистан, куда он в 1985 году был направлен ЦК КПСС в качестве своего политического советника при Политбюро ЦК НДПА. В.П. Поляничко с полным основанием называют одним из разработчиков политики национального примирения в ДРА. Афганистан покинул одним из последних, после вывода Советских войск. Работал вторым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, руководителем республиканского комитета по Нагорному Карабаху. За время работы Поляничко в Степанакерте на него было совершено 4 покушения. После запрета КПСС и распада СССР жил в Москве и продолжительное время оставался вне политики и активных дел.

В 1993 году по рекомендации В.С. Черномырдина вошел в состав правительства России и был направлен с миротворческой миссией в Северную Осетию, где уже полыхал конфликт на почве межнациональной вражды между осетинами и ингушами. Как глава временной администрации, полномочный представитель правительства России в ранге вице-премьера, В.П. Поляничко делал все, чтобы примирить враждующие народы, остановить братоубийственную бойню и пресечь ставшие известными ему коррупционные потоки на многострадальной земле Северного Кавказа. И был близок к цели. Но не всем пришлась по душе его результативная миротворческая деятельность. 1 августа 1993 года Поляничко поехал в село Тарское Пригородного района Северной Осетии на встречу с полевыми командирами воюющих сторон, но ему и сопровождающим лицам боевики устроили засаду и вице-премьер был в упор расстрелян наемниками. Эксперты нашли в его теле 15 пуль. Преступление не раскрыто, заказчики и исполнители не установлены до сих пор...

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

8