Известное московское издание «Историческая газета» воссоздано в формате альманаха
Вышедший в нынешнем году альманах по материалам прежних номеров газеты — это собранный под одной обложкой труд многих авторов и редакционная работа целого десятилетия, в течение которого издавалась «Историческая газета».
Задумав такое издание на очередном трагическом витке русской истории, поэт и драматург Анатолий Парпара (1940-2020) пожертвовал собственным творчеством. Для него не было ничего дороже и важнее, чем защитить честь и достоинство Отечества. И он всегда напоминал, что истинный защитник России, по слову Ф. И. Тютчева, это — история.
Поэтому и пожелали его ученики и соратники воссоздать, вернуть читателю хоть какие-то крупицы из того кладезя, что был собран за десятилетие этого издания. Автор идеи Ирина Ушакова работала в «Исторической газете» с первого курса института, училась у А. Парпары вести редакционную работу, да и просто работу с людьми — авторами и читателями. Существенную помощь — консультационную и организационную — оказали в создании альманаха доктор филологии В.Ю. Троицкий, историк В.Б. Румянцев и писатель Лидия Сычёва.
И вот — новенький альманах перед читателем.
«Очень важно было тогда, — подчёркивал Анатолий Анатольевич в одной из бесед с Ириной Ушаковой, — когда среди горя и разора многие отчаялись, потеряли веру в достоинство народное, на примере героев прошлого показать, что есть среди нас и нынешние герои. Портреты исторических подвижников на первых полосах газеты заинтересовывали читателя, увлекали прочесть их жизнеописание и деяния. У нас вышло 111 номеров, а это значит, что мы показали галерею из 111 портретов, не говоря уже о том, что внутри каждого номера были рассказы о судьбах ещё доброго десятка ревнителей Отечества. И в этом — заслуга наших авторов, в том числе — и ваша как заведующей отделом информации».
Среди авторов газеты были генералы А. И. Лебедь и Л. Я. Рохлин, руководители республик А. Дзасохов, Р. Аушев, А. Абашидзе, депутаты Госдумы, губернаторы, послы Индии, Македонии, Испании, учителя и школьники, профессора и студенты.
На страницах газеты публиковались Патриарх Всея Руси Алексий II, архиепископ Костромской и Галичский Александр, архимандрит Иоанн (Экономцев) и другие служители Русской Православной Церкви. Поздравляя коллектив газеты с выходом сотого номера в 2008 г., митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх) писал главному редактору: «Весомым вкладом в дело духовного возрождения российского общества явились многочисленные публикации в “Исторической газете”, посвящённые подвижникам Русской Православной Церкви, истории и современному бытию монастырей, храмов, святых мест не только нашего Отечества, но и всего православного мира…»
Взяв девизом знаменитые слова Н.М. Карамзина «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество», «Историческая газета» стала изданием для тех, кто чувствует свою причастность к России, к русскому народу, интересуется судьбами наших людей, насыщенной духовной жизнью, героической борьбой за целостность государства.
Благодаря правдивому и беспристрастному освещению отечественной истории это издание завоевало признание серьёзного и надёжного читателя.
Газета выполняла свою главную задачу: исповедовала любовь к Родине, земле, народу.
Очерки о святых Владимире Крестителе Руси и Александре Невском, Дмитрии Донском и Сергии Радонежском, Серафиме Саровском и Евфросинии Полоцкой, патриархах Гермогене и Тихоне, митрополитах Петре и Алексии, Макарии и Платоне, архимандритах Леониде (Кавелине) и Луке (Войно-Ясенецком); о державных строителях России Иване Калите и Иване Великом, Екатерине Великой и Петре Первом, Александре I и Александре II; о воинских подвигах князя Холмского и воеводы Шеина, Суворова и Потёмкина, Кутузова и Михельсона, Ермолова и Нахимова, Жукова и Талалихина, Гагарина и Комарова; о творческом пути Ломоносова и Пушкина, Державина и Лермонтова, Татищева и Карамзина, Достоевского и Гоголя, Чижевского и Королёва, Шаляпина и Рахманинова, Мусоргского и Свиридова, Улановой и Константинова…
«Стоит только посмотреть на первую полосу наших номеров, чтобы убедиться в том, как велика праведниками и героями история России, как плодоносен и мужественен её народ, как, несмотря на шатания и нестроения, созидательна наша Родина, когда ведёт её вперёд истинная вера и любовь», — гласило предисловие к одной из публикаций 2003 года.
В общественный совет «Исторической газеты» при её учреждении в 1996 году входили знаковые личности России — писатели Мустай Карим, Лихоносов Виктор Иванович, Рыбаков Борис Александрович, Ганичев Валерий Николаевич, Каргалов Вадим Викторович, историки Сахаров Андрей Николаевич, академик лингвист Тенишев Эдхям Рахимович, исследователь славянских языков Трубачёв Олег Николаевич. Сегодня состав Общественного совета и редколлегии газеты пополнились новыми именами. Публикации «Исторической газеты» не только не утратили своей актуальности — проверенные временем, они сегодня стали ещё более значимы. Организаторы выпуска юбилейного Альманаха «Историческая газета» — главный редактор Ирина Ушакова и заместитель главного редактора Игорь Шумейко предприняли переиздание некоторых материалов в надежде, что они помогут всем нам в трудном деле собирания исторической России — во всех смыслах.
Вот лишь четыре ярких примера.
Замечательная актриса Татьяна Доронина дала интервью еще в пилотный номер газеты. В частности, она сказала: «Мы должны гордиться историей нашей Родины. У нас к этому есть все основания. Потому что по соборности, которая является одним из основных постулатов христианства, наша страна существовала, и я хочу, чтобы она продолжала существовать. <…> Русскому человеку не свойственно надолго сохранять в себе желание мстить, ненавидеть. В этом — красота нашей нации. Но в этом, с моей точки зрения, и беда. Потому что нашей незлобивостью очень пользуются, считают её за слабость. А в этом — сила нации. Но сегодня слишком неравно соотношение добра и зла».
В своё время попала в читательскую болевую точку эмоциональная статья патриарха башкирской литературы Мустая Карима: «Я не думаю, что народы великой страны, которые совсем недавно искренне гордились своим братским единением, полностью потеряли историческую память. Нет, не думаю. Не понаслышке, не по голосистым приукрашениям знал я свою огромную многокрасочную Родину, исколесил её всю, рукой и сердцем притрагивался к каждому её узору, чувствовал её дыхание, слух мой наслаждался стоустыми приветливыми речениями. И на свой порыв везде находил отклик: «Я твой». Перед собой я поныне вижу тысячи и тысячи родных мне лиц — белых или смуглых, в моих ладонях хранится тепло тысяч и тысяч рук — белых или смуглых, во мне светятся тысячи и тысячи глаз — голубых, карих или янтарных. Мы не только глядели друг другу в очи, — в роковые минуты, в лихую годину грудью прикрывали друг друга от беды и смерти. Притом уже столько лет подстрекатели вражды пытаются убедить меня, что никакой дружбы советских народов не было, что всё это являлось показухой, организованной по приказу сверху. Я знаю правду о своём Отечестве. Однако большая ложь выглядит более правдоподобной, нежели маленькая истина».
С интересной и убедительной статьей «Михаил Пришвин и судьбы России» выступила рязанский исследователь творчества писателя Р. Соколова, которая на краеугольный вопрос «что является основой развития России: идея Христа или идея Маркса» отвечает через обращение к творчеству классика русской литературы Михаила Пришвина.
«Читатели знают его как мудрого детского писателя, автора прекрасных повестей, вдумчивого исследователя природы, — пишет филолог. — Литературоведы долгое время видели в Пришвине прозаика "ни на кого не похожего", обособленно и одиноко существующего в литературном процессе, неизменно выделяя одно: "певец природы". Такая односторонность неизбежно вела к занижению значения его творчества. И всё же Михаил Пришвин — один из самых неоткрытых и только сегодня в полном объёме возвращаемых в отечественную культуру писателей».
Всё его творчество обращено к теме: путь России через язычество, христианство, раскол, Святую Русь, Московскую Русь, Петровскую Русь к современности.
Русская революция была для Пришвина знаком тупика, в котором находится христианский мир. Но поначалу он был очарован марксизмом. Вот его восприятие «великих и страшных дней» февральской революции: «Всюду слышна стрельба, а лица радостные, как на Пасху… революция этому народу будет прощена». Однако уже в марте 1917 года пришвинская оценка меняется: «марксистами поднята только одна враждующая Русь, озлобленная, тёмная». «Русский народ погубил цвет свой, бросил крест свой, присягнув князю тьмы Аваддону», «Русскую землю нынче, как бабу, засёк пьяный мужик, и лучину, которая горела над этой землёй, задул».
Одна из важных тем этого периода — тема революции как перехода от высшей природы к низшей, от культуры к дикости, к духу «обезьянства». В 1917 году Пришвин пишет: «Человек, созданный французской революцией 1789 года, превратился во время русской смуты опять в состояние обезьяны… доказала Россия, что человек действительно происходит от обезьяны». В 1920 году: «В наше время царит обезьяна», «Коммунизм — это система полнейшего слияния человека с обезьяной». Все раздумья теперь по поводу: кому на Руси жить хорошо, можно отбросить. «Самое на Руси лучшее место: тюрьма, — считает Пришвин, — где сидят все эти журналисты, чиновники, рабочие — контрреволюционеры и саботажники».
В осознании Пришвина появляется спасительная мысль о «невидимой России»: «…чувствуешь где-то в смутной глубине души какую-то оборонительную святыню Града Невидимого Отечества».
Михаил Пришвин в христианской религии усматривал основу будущего развития России. Он надеялся, что твёрдость в вере воспитает в России новые поколения людей, которые опять вознесут на высоту православие, наполненное молитвами, воздержанием и смирением.
Он надеялся, что растленный дух предастся забвению, и Россия станет поистине Русью Святой, какой она была двести лет тому назад и ранее.
Всё его творчество обращено к теме: путь России через язычество, христианство, раскол, Святую Русь, Московскую Русь, Петровскую Русь к современности.
Русская революция была для Пришвина знаком тупика, в котором находится христианский мир. Но поначалу он был очарован марксизмом. Вот его восприятие «великих и страшных дней» февральской революции: «Всюду слышна стрельба, а лица радостные, как на Пасху… революция этому народу будет прощена». Однако уже в марте 1917 года пришвинская оценка меняется: «марксистами поднята только одна враждующая Русь, озлобленная, тёмная». «Русский народ погубил цвет свой, бросил крест свой, присягнув князю тьмы Аваддону», «Русскую землю нынче, как бабу, засёк пьяный мужик, и лучину, которая горела над этой землёй, задул».
Одна из важных тем этого периода — тема революции как перехода от высшей природы к низшей, от культуры к дикости, к духу «обезьянства». В 1917 году Пришвин пишет: «Человек, созданный французской революцией 1789 года, превратился во время русской смуты опять в состояние обезьяны… доказала Россия, что человек действительно происходит от обезьяны». В 1920 году: «В наше время царит обезьяна», «Коммунизм — это система полнейшего слияния человека с обезьяной». Все раздумья теперь по поводу: кому на Руси жить хорошо, можно отбросить. «Самое на Руси лучшее место: тюрьма, — считает Пришвин, — где сидят все эти журналисты, чиновники, рабочие — контрреволюционеры и саботажники».
В осознании Пришвина появляется спасительная мысль о «невидимой России»: «…чувствуешь где-то в смутной глубине души какую-то оборонительную святыню Града Невидимого Отечества».
Михаил Пришвин в христианской религии усматривал основу будущего развития России. Он надеялся, что твёрдость в вере воспитает в России новые поколения людей, которые опять вознесут на высоту православие, наполненное молитвами, воздержанием и смирением.
Он надеялся, что растленный дух предастся забвению, и Россия станет поистине Русью Святой, какой она была двести лет тому назад и ранее.
Россия должна восстановить своё единство в границах 1945 г. и провозгласить свою Доктрину. Тем самым — послужить себе и свободе всего Мира.
* * *
Когда охватываешь посильным взором сделанное «Исторической газетой», хочется пожелать, чтобы составители учебных программ, учебников, политологи и все-все-все обращались к бесценному багажу, накопленному и оформленному сотрудниками самоотверженной редакции этого патриотического издания, коим воздаем нашу братскую благодарность.
Автор: Александр Пожарский. Впервые опубликовано в интернет-газете «Столетие» 14.06.2024