01. Январь в истории России.

В виде исключения – от января до декабря

 

I.

Начальный месяц года имеет то преимущество, что позволяет вспомнить «ко времени» те события в прошлом страны и их участников,  которые хронист пометил только соответствующим годом, не указав более точной даты. К таким событиям относится зарождение российской государственности,  условно привязанное к «призванию варягов», точнее – Рюрика и его двух братьев из неведомого племени, неведомо откуда прибывших с дружиной якобы на отчаянный зов наших далёких предков, славян полуночного края, и их финно-язычных соседей: «Приходите княжить и владеть нами» (читайте «Повесть временных лет»).  Случилось это «в год 6370», по нынешнему летоисчислению – 862. Следовательно, в 2012 году отпразднуем 1150-летие.

 Не спешите винить наших далёких предков в неспособности самим наладить государственную жизнь. В те времена земледельческие (а значит, мирные)  сообщества Европы сплошь и рядом приглашали для защиты своих земель наёмников, в основном, викингов-норманнов. Те, оголодав на бесплодных камнях Скандинавии, веками промышляли только войной, грабя соседей и предлагая свои мечи и щиты ограбленным. Для примера:  в ту же эпоху туземцы Альбиона, бритты, если верить хроникам, призвали из-за моря «править и владеть ими»(!) таких же скандинавов-головорезов, англов и саксов. Чем это закончилось, известно. Бриттов и след простыл, а на их месте живут англосаксы. Наши же предки, наоборот, без остатка растворили в себе тех загадочных варягов, дав покняжить да поцарствовать Рюриковичам, потом Романовым, примазавшимся к первой династии. Только «династия Политбюро ЦК КПСС» пресекла эту традицию.  

Профессиональных воинов-иноземцев наши пращуры нанимали для исполнения чётко оговоренных обязанностей (в обмен на часть продуктов полюдья и на право контроля торговых путей. Их призывали  боронить землю от внешних врагов, поддерживать общественный порядок и вершить правосудие,  следуя местным законам, по согласию с вече.  Рюрика с братьями, типичными кондотьерами, позвали княжить не все племенные объединения восточных славян, а лишь  ильменские словене, их западные и южные единокровные соседи – кривичи и северные – иноязычная чудь и весь. Другие племенные объединения восточных славян имели своих князей. И ещё особенность этого призвания:  по одной из легенд, во главе нанимателей стоял престарелый старейшина ильменских словен Гостомысл, владевший Городищем у истока Волхова из озера Ильмень, где вскоре возник Новгород. Оставшись без наследника, гласит легенда, он  выдал дочь Умилу за Рюрика, который,  таким образом,  исполнил роль принца-консорта. И лишь внук скончавшегося старейшины, Игорь Рюрикович, стал полновластным князем призвавших его племён.

Таким образом,  своеобразная государственность у ильменских словен и их ближайших соседей до «призвания варягов» была. Ничего нового, кроме образцового военного элемента,  заморские солдафоны, умевшие, между делом, выгодно подторговывать, добавить в неё не могли.   Зато  коренные насельники приильменья воспользовались своим военным преимуществом  над южными соседями. В 882 году «Вещий Олег» (то ли родственник покойного уже Рюрика, правитель при малолетнем Игоре, то ли предводитель княжеской дружины) захватил Киев, торговый и племенной центр полян, и сделал его стольным градом объединённой Руси, принизив отодвинутый на вторую роль словенский Новгород. Возмужавший Игорь с пользой для здоровья сменил климат, перебравшись на Днепровские кручи, что, впрочем, жизни ему не прибавило (см. летописи). В одних властных руках оказались почти все племенные объединения восточных славян, весь доходный донельзя Путь из Варяг в Греки.

Вот этот год – 882 – и следовало бы объявить началом нашей российской государственности.  Но Александр II («притянутый за уши» к Рюриковичам) одобрил династическое начало, как начало державное. И в 1862 году в Новгороде Великом был открыт величественный, многофигурный Памятник тысячелетию России. Тогда это было в обиду для Киева, удовлетворившемуся неоспоримым, почётным титулом «Отца городов русских». Теперь Киеву, с его окремой историей, такое на руку,  ведь «свидомые украинцы» повели свою историю  от гибели Атлантиды (8499 год до Р.Х., по О.Мунку).  Словом, чого хотiли москалi, те й мають.

Но Третий Рим пал и в свой срок «красная» Москва пала. Пришло время просто России, федеративной.  Царей и генсеков сменили президенты.  Указом Президента № 267 от 3 марта 2011 года в  на 2012 год запланирована серия праздников, посвящённых 1150-летию зарождения российской государственности «по версии Александра Освободителя». Намечены они на сентябрь, к 150-летию открытия знаменитого памятника. Кроме того,  22 июля 2011 года на встрече с учеными-историками во Владимире Дмитрий Медведев поддержал идею объявления 2012 года Годом российской истории. Можно долго спорить об исторической правомерности  считать началом нашей государственности первый год правления первого представителя первой династии российских монархов в одном из регионов обширной территории Восточных славян.  Можно назвать, по меньшей мере, с полдюжины дат, которые столь же «убедительно» способны конкурировать с названной. Но последняя уже стала традицией, как день 23 февраля, вопреки реалиям, стал Днём защитника Отечества.  А традиции прочнее памятников, долговечней египетских пирамид.

 

II.

Вторым значительным событием «юбилейного уровня» в 2012 году станет 975-летняя годовщина первой (как принято считать) библиотеки Древней Руси.  Летописец не назвал  более точной даты этого значительного события.  Тогда вся вековая мудрость Востока и Античного Мира, переработанная христианской мыслью византийских мудрецов, вмещалась всего в несколько сотен, от силы – в тысячу томов. Их изготавливали любовно, медленно, тщательно в монастырских скрипториях, перенося на чистые пергаментные листы старинные тексты, духовного и, реже, светского содержания, ошибаясь в переводах, домысливали утраченное.  Листы сшивались, обретали богатый переплёт. Рукописные кодексы становились высшей духовной и материальной ценностью. Многие из них дождались Гуттенберга и других первопечатников.

А пока вернёмся к теме раздела. Князь Ярослав,  сын равноапостольного Владимира, не зря был наречён современниками Мудрым.  Свой природный ум он развил чтением. Зная наклонности властителя огромной державы, размерами превзошедшей империю Карла Великого,  подданные и заморские гости отовсюду везли в княжескую резиденцию книги, пополняя его личное собрание манускриптов. Властительный книгочей велел в 1037 году разместить своё бесценное сокровище на хорах Софийского собора в Киеве. Таким образом, частное собрание стало, с известными оговорками, публичным. Слово «библиотека» впервые появилась в «Геннадиевской библии», переведённой и написанной в Новгороде в 1499 году, а в XI веке книгохранилище называлось Домом книги. Таким домом стал в столице Божий дом, и в этом особый смысл…

Неизвестно, сколько томов (не считая отдельных документов) находилось в той библиотеке. Наверное, учитывая социальное положение первого собирателя, страстного книгочея, не меньше той тысячи, о которой сказано выше. Вполне вероятно, что, кроме богослужебных книг, сюда попали кодексы с сочинениями Платона и Аристотеля, Галена, Тита Ливия, Страбона… Тема эта увлекательная.  Но неужели библиотека погибла без следа? Неужели давно ведущиеся её поиски (как библиотек Ивана Грозного, Александрийской, например) напрасны? Ведь рукописи, есть мнение, «не горят».  Предусмотрительные хранители «законсервированной мудрости», предчувствуя катастрофы, старались надёжно упрятать то, что является главным мерилом ценности. Увы, неизвестно, куда, в какое подземелье, под какие своды переместился с хор Софиевского собора Дом книги  князя Ярослава.  Но, по крайней мере, одна из них вроде бы уцелела.

 

Предполагают, что Реймское Евангелие, на котором присягали короли Франции, доверяя тексту, написанному на кириллице и глаголице, вывезла из Киева княжеская дочь Анна Ярославна. Книга составила часть её приданного, когда она стала королевой далёкой католической страны. После Анны читать её смог без малого через 700 лет только Пётр Первый, будучи гостем Реймса. Вот такая история нашей первой (но первой ли!?) библиотеки. К слову, как не вспомнить ещё славный юбилей «нашего 12-го года»: 555 лет назад в немецком городе Майнце увидела свет первая точно датированная печатная книга – Псалтырь.

А теперь  начнём выборочно помесячный обзор годового круга истории России: 

 

Январь-месяц

I.

Во-первых, с новым годом, читатели! И с Рождеством Христовым!  Предпраздничное настроение способствует лирике, тем более, что в Рождественские каникулы родились композиторы М.Балакирев и  А.Скрябин (первому в 2012 году «стукнет» 175, второму – 140 лет); исполнится 200 лет(!) Московской Сафо, как назвал П.Вяземский поэтессу Евдокию Ростопчину. Ко времени и к месту помянуть И.Голикова,  основателя искусства Палеха. 6 января 2012 года исполнится 125 лет со дня рождения мастера. Пока читатель в поисках дополнительных сведений о названных лицах роется в интернете, я выскажу своё, к случаю:

Друзья, полночный близок час.

Двенадцать  раз пробьют куранты.

Пусть Новый год встречает вас

Небесной музыкой, bel canto!

Всё пронесётся, промелькнёт,

Как в песне (помните?) поётся.

Так пусть же уходящий год

Вам на прощанье улыбнётся.

Мы забываем всякий раз,

Что жизнь одна (закон природы).

И «время убивать» у нас -

Давно традиция в народе.

Так берегите каждый миг,

Не тратьте время, дар прекрасный.

Кто эту истину постиг,

«Не гонит лошадей» напрасно.

Служить стране, семье, друзьям,

Призванью, не спуская флага,

Дано на испытанье нам;

И в этом жизни смысл и благо.

Друзья, настал полночный час,

Курантов голос раздаётся.

Пусть чаша полная нальётся

Рукою щедрою для вас.

 

II.

Хотя наша рубрика рассчитана на сугубо отечественную историю, в исключительных случаях в неё допускаются иноземцы, России не служившие. Здесь исключительный случай представился: в 2012 году 600-летний юбилей национальной героини Франции, Жанны д'Арк. Она прожила 19 лет, но успела поднять страну на сопротивление захватчикам, вернула веру в победу соотечественникам-мужчинам:

 

9 (563).

……………………………………

Когда теряет рыцарь меч и честь,

в стране французов, к счастью, Дева есть.

 

10 (564).

Конь - белый. Знамя - белое. Бледна,

с восторженно-безумным, ясным взглядом,

по Франции униженной она

ведет к победам верные отряды.

Свободен Орлеан,  и наконец

дофин наденет в Реймсе свой венец.

 (Полностью здесь: . http://biblioteka-dzvon.narod.ru/docs/Nasha_Biblioteka.doc)

III.

Когда придёт время отдохнуть от заслуженного отдыха в январе, приходящие в себя россияне смогут отметить 8 числа, с детьми и внуками, за бокалом газировки, с тортом и конфетами (а желающие – с огуречным рассолом), День детского кино, поглядывая на экран. Конечно, ни «Детей капитана Гранта», ни ленты «Слон и верёвочка», ни «Первоклассницу» показывать не будут. В лучшем случае Гарри Потера», скорее – всякие ужастики с непрекращающимися «пиф-паф». Время добрых, благородных киногероев, увы, ушло в  прошлое. Ныне юными умами властвуют не 15-летник капитаны, а капитаны вполне зрелого возраста, которые ловят киллеров, да и сами киллеры…

Поскольку нам от «пиф-паф» никуда не деться, то уж лучше слушать звуки брани, ставшие достоянием истории.  Такую возможность даёт нам 12 января. В этот день, в 1881 году, отряд генерала Скобелева овладел «туркменским Измаилом», как называли крепость Геок-Тепе в Ахал-Текинском оазисе у подножия Копетдага. Раньше дружба между русским и туркменским народами не позволяла вспоминать об этом событии вслух. Теперь дружбы поубавилось, а возможности вспоминать прошлое вслух прибавилось. 

Не стану здесь много распространяться и на тему 13 января. Нет, я не о службе погоде, которая (служба) была основана 1872 году.  С погодой всё ясно – гляньте в окно. На это число выпадает и День российской печати. Не пропустите его, хотя понимаю: все ваши помыслы направлены на 19 января, к Крещению. Что ж, дело святое и полезное, особенно для русского человека, которому небо ближе, если оно отражается в проруби.

Но вернёмся к земному.  12 января 1907 года родился Сергей Павлович Королёв; в представлении не нуждается.  Равно как и И.И. Шишкин (кто не помнит живописное полтно «Утро в сосновом лесу», в просторечье – «Мишки»!?); 25 января 2012 года мастеру русского пейзажа 180 лет. А ведь жив и будет жить!  Бессмертен стал после своей насильственной, безвременной  смерти в 1937 году(!) мыслитель, учёный-энциклопедист П.А. Флоренский, который увидел свет 22 января 1882 года, следовательно. Да, память о них вечна, пока живём мы и наши потомки, да всё равно грустно. Не так ли?

Но жизнь продолжается. И эта не оригинальная мысль неотвратимо получит подтверждение 25 января. Вспомнили? Верно – Татьянин день, День российских студентов (включая студенток). Ну, тихие обыватели Земли Русской, погодите!

Project: