Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Помнит мир спасённый. (Буденный, Гительмахер, Бадалов, Дядченко, Ерофеев и др.)

В.Ф. Мощенко (Саратов) Экслибрис С.М. Будённого, 1968

Полный кавалер георгиевских крестов и георгиевских медалей всех четырёх степеней старший унтер-офицер С.М.Будённый славно воевал в Русско-японскую и Первую мировую войну. В годы Гражданской войны был командующим Первой конной армии РККА, которая, сыграла важную роль в ряде крупных операций по разгрому войск Деникина и Врангеля. Тысячу километров прошла с боями Первая Конная. Про ее командира слагались легенды и песни. «Наш Буденный сейчас, наверное, должен считаться самым блестящим кавалерийским начальником в мире, - говорил В.И.Ленин, - ...он нес маршальский жезл в своём ранце». С годами Семён Михайлович Будённый стал одним из первых Маршалов Советского Союза, трижды Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны он входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал группой войск армий резерва Ставки, затем был главкомом войск Юго-Западного направления, командующий Резервным фронтом, главком войск Северо-Кавказского направления, командующий Северо-Кавказским фронтом.  С января 1943 года был назначен командующий кавалерией Красной Армии. По настоятельным требованиям Будённого советское командование к концу 1941 года дополнительно развёрнуло свыше 80 кавалерийских дивизий, которые сводились в кавалерийские корпуса, подчинявшиеся фронтовому командованию. После войны Будённый был инспектором кавалерии, членом Президиума ЦК ДОСААФ, председателем его наградной комиссии,  председателем общества советско-монгольской дружбы. Саратовский художник В.Ф.Мощенко в 1968 году в офортной технике выполнил экслибрис для книг домашней библиотеки прославленного маршала, на котором изобразил его на фоне атаки будёновцев Первой конной армии.

Н.И. Гончаров (Минск) Библиотека КБВО (Краснознамённого Белорусского военного округа), 1974

Минский художник Н.И. Гончаров к 30-й годовщине освобождения Белоруссии от гитлеровцев подарил экслибрис  библиотеке Краснознамённого Белорусского военного округа. На этой графической миниатюре художник изобразил  монумент на кургане Славы. Курган Славы расположен на месте знаменитого «Минского котла», где в июле 1944 года в окружение попала 105-тысячная группировка немецких войск. Случилось это в ходе операции «Багратион», которую проводили сразу три Белорусских фронта - 1-й, 2-й и 3-й, Прибалтийский фронт и партизаны. Из окружения немцы пытались вырваться неоднократно, однако все их усилия были напрасны. 35 тысяч солдат и офицеров и 12 генералов Вермахта во время этой операции попали в плен. 17 июля 1944 года многие из них приняли участие в знаменитом «Параде побежденных», который прошел по улицам Москвы. Мемориал на этом месте решено было построить в 1966 году, а торжественно открыт он был 1969-м. В основание заложили капсулу с письмом, адресованным грядущим поколениям. Курган Славы насыпали по старинной славянской традиции – всем миром по горсточке земли. Сюда присылали землю из всех уголков СССР, люди приезжали, привозили свою родную землю в память о тех, кто совершил здесь военный подвиг и сложил головы. Земляной холм высотой 35 метров венчает скульптурная композиция из четырех штыков, облицованных титаном, высотой 35,6 метра каждый. Штыки символизируют 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронты, освобождавшие Беларусь. Их основание опоясывает кольцо с барельефными изображениями советских воинов и партизан. На внутренней стороне кольца, выполненной в технике мозаики, отбит текст: «Армии Советской, Армии-освободительнице - слава!» Кроме того, основание обелиска украшают изображения орденов Отечественной войны и Славы. Руководил созданием комплекса народный художник скульптор А. Бембель. В создании мемориала также участвовали скульптор А.Артимович, архитекторы О.Стахович и Л.Мицкевич, инженер Б.Лапцевич.

Е.Г.Синилов (Камышин) Из книг Белорусского государственного музея истории
Великой Отечественной войны (на белор. яз.), 1977

Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны - крупнейшее в Белоруссии хранилище реликвий Великой Отечественной войны, важнейший институт общественной памяти о подвиге белорусского народа и народов Советского Союза в борьбе с фашизмом. Музей основан 30 сентября 1943 года и был открыт в Минске 22 октября 1944 года, всего через год после начала освобождения Белоруссии от немецких оккупантов. Это был первый в мире музей подобной тематики и единственный музей республики, функционировавший в годы войны. С 1966 года музей расположился в специально построенном здании на центральном проспекте Минска. Музей является крупнейшим в Республике Беларусь собранием памятников истории и культуры 1941-1945 годов. Основные разделы экспозиции: «Бои на Западном направлении. 1941-1942 гг.», «Немецко-фашистский оккупационный режим в Беларуси. 1941-1944 гг.», «Минское антифашистское подполье», «Партизанское движение в Беларуси. 1941-1944 гг.», «Тыл – фронту», «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. 1943 г.», «Операция «Багратион», «Боевые действия Красной Армии в 1944-1945 гг.». На площадке во дворе музея находятся образцы боевой техники и вооружения Красной Армии периода войны. Фонды музея насчитывают более 144000 единиц хранения. Одной из особенностей музея является раритетный характер значительной части его фондов, сформировавшейся в военный период и первое послевоенное десятилетие.  В коллекциях фондов - оружие воинов и партизан, рукописные партизанские журналы, боевые листки, государственные награды и личные вещи участников войны, документы и фотографии, боевые знамена и др. Музей стал одним из центров изучения истории Великой Отечественной войны. В 1977 году Белорусский государственный  музей истории Великой Отечественной войны объявил конкурс на экслибрис для своих книжных фондов, Многие художники со всего Советского Союза приняли участие в этом конкурсе. Лучшей была признана графическая миниатюра, выполненная на пластике, камышинским графиком Е.Г.Синиловым. На ней художник и на фоне множества русских трёхгранных штыков изобразил знамя с орденом Отечественной войны.

Е.Н. Тиханович (Минск) Ex libris М.Б. Гительмахера, 1970

Белорусский художник Е.Н.Тиханович выгравировал на линолеуме книжный знак для ветерана войны одесского инженера М.Б.Гительмахера. На этом экслибрисе изображён советский солдат, бросающий  к подножию Мавзолея фашистское знамя во время исторического Парада Победы 24 июня 1945 года. На этом Параде Победы были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все рода войск. В Параде Победы приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31 116 сержантов и солдат, а также более 1850 единиц военной техники.  Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский.  Двести знамен и штандартов разгромленных немецких частей бойцы несли в перчатках, подчеркивая то, что даже в руки эти древки брать омерзительно. И бросали на специальный помост, чтобы штандарты не коснулись брусчатки Красной площади. Первым швырнули личный штандарт Гитлера, последним - знамя армии Власова. А вечером помост и все перчатки сожгли.

А.И. Калашников (Москва) Из книг А.Л. Бадалова, 1984

Участник Сталинградской битвы А.Л.Бадалов во время Великой Отечественной войны был начальником Сталинградского радиоцентра (1942-1943 годы). В конце 1943 года Бадалов был переведён в Москву, в Наркомат связи, где прошел путь от старшего инженера до заместителя министра. Он стоял у истоков создания Государственной комиссии по радиочастотам. Во многом благодаря его работе в России появилось современное радиовещание и телевидение, сотовая мобильная связь. Старейший в стране библиофил, он ещё  молодом возрасте  увлёкся собиранием миниатюрных изданий и стал одним из крупнейших знатоков и собирателей этих малюток. Самая маленькая микрокнига в коллекции Ашота Львовича - «Отче наш» на английском языке, изданная в Японии издательством «Топан» размером 1,4 мм. х 1,4 мм.  Для домашней библиотеки  заслуженного связиста РСФСР, почётного радиста СССР, почетного члена Международного союза электросвязи А.Л.Бадалова московский график А.И.Калашников в 1984 году выполнил в гравюре на дереве книжный знак, на котором изобразил скульптуру «Стоять насмерть» памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Этот сюжет подсказала художнику публикация Бадалова «Из воспоминаний участника Сталинградской битвы» (1975).

Ф.Ф.Махонин (Ленинград) Из книг Ю.Д. Дядченко, 1975

В 1975 году ленинградский художник Ф.Ф.Махонин, переживший ленинградскую блокаду, выгравировал книжный знак для участника Великой Отечественной войны Ю.Дядченко. Экслибрис  напоминает ему о том, как он вытащил с поля боя раненного товарища. Это случилось 24 апреля 1945 года в бою под маленьким немецким городком Фюрстенвальде на реке Шпрее. В конце войны Фюрстенвальде был сильно разбомблен и когда советские войска вошли в город, то солдаты шагали по котлованам мусора и пепла. Разрушено было практически все - ратуша, собор, жилые дома, памятники истории и архитектуры. На линогравюре отражён этот эпизод, на книжном знаке написано «Из книг Ю.Дядченко Фюрстенвальде - 24 апреля 1945 года». 

М.Л.Фрам (Москва) Из книг Ерофеева, 1970

Книги домашней библиотеки участника Великой Отечественной войны И.А.Ерофеева украшает экслибрис московского графика М.Л.Фрама. Ерофеев после войны занимался издательской деятельностью, стал кандидатом географических наук, много путешествовал. Эту страсть к путешествиям художник и отразил в сюжете экслибриса. На нём изображена географическая карта, лист рукописного текста, слон, идущий за погонщиком и оленья упряжка коренных народов Крайнего Севера. Венчает композицию экслибриса изображение самого массового пистолёта-пулемёта Великой Отечественной войны ППШ-41, напоминая книголюбу о его молодости, проведённой  на полях войны. 7,62-мм пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (ППШ) был разработан в 1940 году конструктором Г.С.Шпагиным под патрон 7,62×25 мм.  До конца 1941 года было изготовлено более 90000 штук. За 1942 год фронт получил 1,5 млн. пистолетов-пулемётов. ППШ являлся основным пистолетом-пулемётом советских вооружённых сил в Великой Отечественной войне. ППШ с барабанным магазином (наряду с винтовкой Мосина со штыком) стал своеобразным символом советского солдата времён Великой Отечественной войны.

А.И.Калашников Из книг о городе-герое Москве, 1974

30 сентября 1941 года гитлеровское командование отдало приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун». Гитлер поставил задачу овладеть Москвой к 16 октября 1941 года. В наступлении участвовали 75 вражеских дивизий, почти половина всех вооруженных сил противника. Но, ни взять, ни окружить Москву Гитлеру не удалось. Разгром немцев под Москвой имел огромное значение. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости германской армии. Указом Президиума Верховного Совета  СССР от 1 мая 1944 года была учреждена медаль «За оборону Москвы», которой были награждены свыше 1028600 воинов и трудящихся. 8 мая 1965 года городу Москве присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Московский график А.И.Калашников в 1974 году выполнил экслибрис в гравюре на дереве  «Из книг о городе-герое Москве», на которой показал звёзды на стилизованных башнях, вечный огонь и гвардейскую ленту.

В.С.Житников (Москва) Из книг о городе-герое Туле, 1977

Враг рвался к Москве, но на его пути южным форпостом встал старинный город мастеров-оружейников Тула. К концу октября 1941 года танковые дивизии Гудериана, преодолевая упорное сопротивление наших войск, вышли к Туле. 24 октября 1941 года началась Тульская оборонительная операция - составная часть Битвы под Москвой 1941-1942 годов. Важнейшей частью операции стала героическая оборона Тулы. Гитлеровцы бросили на Тулу отборные части: 3-ю, 4-ю, 17-ю танковые, 29-ю моторизованную дивизии и полк «Великая Германия».  На их пути встали воины Советской армии, тульский рабочий полк из 1500 человек, полк НКВД, сформированный из работников тульской милиции. Было создано 79 истребительный батальонов, 31 партизанский отряд, 73 диверсионные группы, которые действовали в тылу врага. В течение 45 дней Тульской операции, длившейся с октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок). Последняя попытка захвата города была предпринята немецкими войсками в начале декабря 1941 года. Несмотря на всю ярость немецкого наступления, город удалось отстоять. Полностью исчерпав свои наступательные возможности, 5 декабря 2-я танковая армия Гудериана, разбросанная по фронту на 350 км, получила приказ о переходе к обороне. Тульская оборонительная операция была завершена. Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. За мужество и героизм, проявленные защитниками города, 7 декабря 1976 года Туле было присвоено почётное звание Города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Московский график В.С. Житников в 1977 году вырезал линогравюру «Из книг о городе герое Туле». На этой графической миниатюре художник показал герб Тулы, медаль «Золотая звезда», и фрагмент памятника в честь обороны Тулы в 1941 году, за которую Тула и получила звание «города-героя». Три штыка - так туляки называют этот памятник на площади Победы (скульптор Б.И. Дюжев, архитекторы Н.Н.Миловидов, Г.Е.Саевич). Три трёхгранных штыка символизируют славу тульского оружия, между ними горит вечный огонь. Рядом на невысоком постаменте - фигуры солдата и ополченца.

Экслибрис - это связующая нить между книгой и её владельцем, своеобразный паспорт, дающий информацию о его жизни и деятельности.  Книжный знак является нашим национальным достоянием, важным элементом книжной культуры, историческим документом прошедших и настоящих эпох. Книжные знаки, посвящённые Великой Отечественной войне - это наша история и не столь уж давняя. И святую память  о ней отечественные книжные знаки будут передавать от поколения к поколению, формируя историческую память.

Далее читайте:

Помнит мир спасённый. (Павлов, Маресьев, Покрышкин, Чуйков, Батов).

Помнит мир спасённый. (Федоров, Кузнецов, Шатилов, Чухрай, Смирнов).

Помнит мир спасённый. (Бакланов, Друнина, Карпов, Быков, Дудин).

Помнит мир спасённый. (Симонов, Гамзатов, Ворошилов, Баграмян, Френкель).

Помнит мир спасённый. (Буденный, Гительмахер, Бадалов, Дядченко, Ерофеев и др.).

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2015

Выпуск: 

4