Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 1. Вологда и др.

EL М.А.Шолохова 

 Искусство книжного знака в 1960-е годы стремительно распространилось по городам и весям Российской федерации. Сложились своеобразные экслибрисные центры, где любители графических миниатюр активно культивировали и пропагандировали этот жанр графики. Такими центрами в России помимо Москвы и Ленинграда стали Вологда, Саратов, Краснодар, Тамбов, Красноярск, Курск, Кемерово, Воронеж, Киров, Свердловск и многие другие города. Провинциальные художники-экслибрисисты внесли в книжный знак свой местный колорит, элементы народного прикладного искусства, русского деревянного зодчества, фресковой живописи, лубка, иконописи и крестьянской резьбы по дереву. В работах лучших провинциальных мастеров малой графики отчетливо просматривается их крепкая  связь с русскими традициями, русской культурой, историей, русским, а особенно древнерусским искусством. Благодаря художникам из городов и областей России заметно расширилась тематика книжных знаков, она стала тесно связана с делами, чувствами и обликом россиян и отражала не только их интимные чувства и переживания, но и их отношение к истории, к Родине и окружающему их миру. Из провинциального экслибриса самым заметным и продвинутым был вологодский книжный знак. Вологодскому экслибрису свойственны лиричность, поэтическая широта, стремление придать гравюре предельную насыщенность, тяготение к философскому и эстетическому осмыслению жизни.

EL Алёнушки Королюк (31)

Вологодские художники Генриетта Николаевна и Николай Васильевич Бурмагины свой первый книжный знак  выполнили в 1964 году. После длительных и упорных опытов они выработали свой ни на кого не похожий стиль  в духе крестьянской резьбы по дереву, лубка и орнаментальной насыщенности позднеярославских икон и фресок. Их экслибрисы выделялись прекрасным вкусом и декоративной цельностью. Генриетта являлась в семейном тандеме автором рисунков экслибрисов, Николай переводил эскизы в ксилографию. Всего Бурмагины сделали более 60 книжных знаков. Николаю была свойственна большая четкость мысли, завершенность композиции, влечение к лаконичности форм, Генриетте - раздольная напевность рисунка, многообразие поэтических ассоциаций, богатство фантазии. Он охотнее обращался к обобщению, она - к трепетности оттенков и нюансировке. Но демаркационной линии в их работах не проведешь, их содружество обогащало и одного и другую, придавало особую сочность и тонкость их произведениям, рельефную четкость, отточенность образа и разнообразие интонаций. Великолепен бурмагинский книжный знак для знатока искусства древней Руси А.Рогова, на нем дан женский иконописный образ. Удивительно одеяние женщины - богато убранное народными вологодскими узорами. Трогателен мечтательный женский лик, как и весь лирическо-музыкальный, строй гравюры.

Оригинален бурмагинский экслибрис для Р. и В. Григорьевых. Григорьевы однажды поведали художникам, что основой «Ревизора» послужил рассказанный Н.В.Гоголю случай, который произошел в небольшом северном городе Устюжна. Они выполнили для Григорьевых, влюбленных в творчество Гоголя, экслибрис на котором изобразили неповторимый остроносый профиль Гоголя как бы сардонически улыбающегося и пошатнувшиеся от взрыва хохота постройки Устюжны. Знак оригинален тем, что на фоне довольно обширной экслибрисной гоголианы, художниками введен новый и вместе с тем правдивый образ бессмертного творца «Ревизора» и «Мертвых душ». Добрую улыбку вызывает графическая миниатюра для любителя народного творчества Галины Леонтьевой, на нем изображены «живые» вологодские бабы, ажурная избушка и огромная «тарелка» подсолнуха, выглядывающая из-за палисадника. Мотив гостеприимства - основа экслибриса для библиотеки Я.Ловменского. Это целая гравюрная симфония, где мимо Вологды с ее мощными башнями и стенами под колокольный перезвон проносится карета, вся в кружевах, запряженная парой резвых рысаков. Эпизод покидания Вологды Иваном Грозным использован в экслибрисе П.А.Колесникова, космонавт над Вологдой изображен в знаке космонавта Алексея Леонова, а пожар многоглавого деревянного храма в сюжете  книжного знака  для домашней библиотеки Л.Ф.Дьяконицына. Поражает разнообразие сюжетов экслибрисов Бурмагиных. В графических  миниатюрах авторов можно увидеть Леля и Снегурочку в знаке П.А.Колесникова, русалку или кукол в экслибрисах Аннушки Ивенской, старца-волшебника и памятники архитектуры в знаке историка В.Д.Королюка, мотив деревянной резьбы в гравюре Иры Козловой. Изящество, артистизм, поэтичнейшее, своеобразное претворение мотивов северного народного творчества - архитектуры и фольклора присуще талантливым книжным знакам супругов Бурмагиных.

EL И.С.Г. (Ивенского) (20)

Одним из ярких представителей вологодского книжного знака является Владимир Сергеевич Иванов. Он летчик-профессионал, но в 20 лет его самолет потерпел аварию и, хотя Владимир чудом остался жив, перелом позвоночника приговорил его  к «пожизненной горизонтали». Перечеркнув мрачные предсказания медиков, он фактически без ног встал на костыли, научился водить машину, заочно окончил Московский полиграфический институт и стал работать в Вологодском книжном издательстве и типографии. Свой первый экслибрис художник нарезал на линолеуме в 1962 году для Е.Л.Аверьяновой. На одном из первых своих автоэкслибрисов художник изобразил рядом реактивный истребитель МИГ-17 и штихель. Став художником, он вновь поднялся на высоту.  Один из своих экслибрисов Иванов подарил Семену Ивенскому, на нем изображена скульптура Микулы из залов Вологодской картинной галереи, директором которой являлся знаковладелец. Художник ощущал, что живет в уникальном крае, где, что ни шаг, то памятник истории и культуры России, поэтому в его гравюрах и экслибрисах  появляется колокольня Софии, стены и башни Прилук, Кирилова, Ферапонтова, и часто вместо подписи - след реактивного самолета. Как отмечала вологодская художница Джанна Тутунджан он «показал нам Вологду с высоты полета…. Пускай свою, несколько, может, сдержанную, но показал»1. Его гравюры и книжные знаки в вологодском графическом искусстве заняли достойное место, а вологодский экслибрис это искусство высокого полета.

EL Н.Я.Великанова (21)

Одним из лучших вологодских графиков был Леонид Николаевич Щетнев. Он начал резать книжные знаки с 1967 года. Большое влияние на творчество художника оказало знакомство Щетнева с признанными мастерами графики супругами Бурмагиными. Со временем экслибрисы молодого художника привлекли внимание специалистов. Так известный коллекционер  экслибриса доктор исторических наук В.Д.Королюк писал: «Его экслибрисы стали лаконичнее и свободнее по композиции. В них появилась народная оригинальность. Его художественный почерк приобрел необходимую простоту,  изящество и колорит»2. Несколько знаков он выполнил для директора Вологодской картинной галереи, коллекционера С.Г.Ивенского, оказавшего большое влияние на творчество  художника, он был первым его зрителем, строгим критиком и добрым учителем. В них можно увидеть вологодские кружева, столпника, выполнявшего религиозный обет неподвижного стояния на колоннах (столбах), кружевной матрешки, черта в бочке, Преображенской церкви и колокольни в Кижах. Мягким светлым юмором окрашены экслибрисы Щетнева для В.Д.Королюка. На одном из них изображены пляшущий старик со старухой, на другом - чаепитие усатого старика, на третьем - рыцарь с дамой сердца. Неповторим Швейк с трубкой и кружкой пива в руках на гравюре красноярского коллекционера Мечислава Трухницкого, или Дон Кихот в знаке ленинградского инженера и библиофила Якова Добкина. Портрет В.И.Ленина украшает экслибрис могилёвского графика Н.Я.Великанова С любовью  Щетнев делал экслибрисы для юных читателей - Оленьки Ивенской с рыбкой в аквариуме, Леночки Гольдфельд с девочкой и кошкой, Володи Самойлова с красногвардейцем и знаменем в руках. Художник в детских экслибрисах проявляет изобразительность, стараясь придать миниатюре  теплоту чувств и веселый юмор. Большинство экслибрисов художника изящны, лиричны, выполнены с тонким вкусом, с высоким пониманием природы книжного знака3.

Книжностью форм отличаются знаки вологжанина Валентина Ульяновича Едемского. Активно трудилась над книжным знаком Александра Сергеевна Аверкиева. Многие из своих экслибрисов она посвятила своей любимой теме - пушкинской. Не только собирал книжные знаки, но и создавал их искусствовед и директор Вологодской картинной галереи Семен Георгиевич Ивенский. Ряд книжных знаков он подарил своим друзьям-книголюбам и библиофилам, в том числе для Игоря Суворова с пейзажем Ленинграда, с Дон Кихотом для Ольги Хомяковой, уголком Вологодского Кремля для Льва Дьяконицына, бегемотом с лирой в пасти для Ю.Д.Дмитревского. В Вологде над экслибрисом также работали Геннадий Павлович Контарев, Эдуард Викторович Фролов, Александр Андреевич Кондуров, Александр Сергеевич Смирнов, Валентина Никитична Шапкина, все они работали в материале - линогравюре или ксилографии. В рисунке тушью над книжным знаком работал старейший вологодский художник Андрей Константинович Ведров. Во многих его экслибрисах превалирует архитектурный пейзаж, так в знаке для Л.С.Богданова изображены Золотые ворота во Владимире, в автоэкслибрисе - Угловая башня Прилуцкого монастыря, а в миниатюре для Б.С.Баниге - вологодская многоярусная деревянная церковь. Несколько книжных знаков нарисовала вологодская художница старшего поколения Нина Витальевна Железняк. На одном из автоэкслибрисов она показала Башню Вологодского Кремля.

EL П.И.Беляева (10)

Замечательные книжные знаки выполнили череповецкие художники из  Вологодской области - А.Т.Наговицын, Ю.П.Минаков и В.А.Сергеев. Анатолий Терентьевич Наговицын с отличием окончил Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной по классу В.И.Ингал и В.А.Синайского. Он пришел в экслибрис уже сложившимся мастером. Большинство наговицынских графических миниатюр выполнены в гравюре на дереве. Интересна его ксилография для писателя лауреата Ленинской и Нобелевской премии Михаила Шолохова. Ее сюжет определило содержание эпопеи «Тихий Дон». Знак лаконичен, глубок по замыслу и книжен. Большое место в композиции знаков Наговицына занимают архитектура и исторические памятники. Так на знаке череповецкого врача А.А.Нелазского, изображена деревянная церковь в селе Нелазское, башня Кирилло-Белозерского мужского монастыря на берегу Сиверского озера, основанного в 1397 году, в сюжете  экслибриса московского юриста С.П.Фортинского, Московский университет на Ленинских горах показан на знаке московского журналиста Ю.С.Бородаева, лондонская башня Биг-Бен в миниатюре череповецкой преподавательницы английского языка Л.Н.Соболевской, Исаакиевский собор в Ленинграде на гравюре ленинградского преподавателя А.Н.Левицкого.  Экслибрисы Наговицына никогда не приближались к утонченности, «серебристости» гравюр Бурмагиных… однако его работы отличаются особым характером, некоторой тяжеловесностью, основательностью, рубленностью форм4.

Интересны экслибрисы, выполненные Наговицыным для артистов и музыкантов - народного артиста СССР Л.О.Утесова с портретом пастуха с кнутом - Кости Потехина из кинофильма «Веселые ребята» и народной артистки РСФСР Л.П.Сухаревской с набережной города и лодками на речной глади. После полета на «Восходе-2» в марте 1965 года командир корабля Павел Иванович Беляев приехал в родные места на Вологодчине. Тогда и встретился с ним Наговицын, а позже выполнил ему в подарок ксилографию для специальной литературы по космосу в домашней библиотеке космонавта. На экслибрисе изображены Икар и ракета, летящая в комическом пространстве вокруг Земли. Великолепны книжные знаки Наговицына, выполненные в технике резцовой гравюры и в офорте. Наговицын создал около 90 книжных знаков, которые оставили заметный след в искусстве отечественного книжного знака. «А.Т.Наговицын, - писал С.П.Фортинский, - художник серьезный и вдумчивый не склонный  к суетным поискам внешней оригинальности. Он воспринимает окружающий, идя от непосредственных наблюдений натуры. В основе его произведений всегда реальные впечатления от природы. Художник жадно воспринимает жизнь и во всех ее проявлениях, ищет красоту, достойную воспроизведения в гравюре»5.

EL Карло Чиеза (3)

Живописец-монументалист и график-станковист Владислав Александрович Сергеев увлекся экслибрисом в 1965 году, переехав из богатого традициями древнерусской фрески и иконописи Ярославля, в Череповец. Ярославские впечатления, бесспорно, повлияли на характер его книжных знаков, с которых он начал свой путь гравера. Главная тема экслибрисов Сергеева - образ русского человека на родной земле. Во внутренней динамике его гравюр, находящей свое воплощение в контрастах и единстве линий и цветовых масс, показана им извечная человеческая неуспокоенность, а в остроте ритмов и композиционного видения - тонко уловимый нерв современности6. Всем его книжным знакам присущ особый сергеевский артистизм. Святого старца на фоне деревянных церквей изобразил художник в знаке П.А.Колесникова, голову владельца знака на фоне фресок Кирилло-Белозерского монастыря в экслибрисе В.Д.Королюка. Святой Лука, пишущий образ Богоматери, изображен на ксилографии для книг Карло Чиезы. Для экслибрисов Сергеева характерны сложные линейные композиции, изощренные фактурные поиски, стремление к ритмической выразительности линий величавых контуров, силуэтов7. От ксилографических миниатюр - экслибрисов художник перешел к станковым гравюрам на дереве крупного размера. Позже он освоил резцовую гравюру на меди, что позволило Сергееву придать своим экслибрисам еще большую филигранность и поэтичность в изображении деталей. Сергеев пришел в графику через экслибрис и благодаря книжному знаку он получил признание не только в своей стране, но и за ее пределами, став одним из искушенных отечественных граверов нового поколения.

 

EL С.А.Вуля (22)

Юрий Петрович Минаков увлекся книжным знаком под руководством В.А.Сергеева, он и стал гравером через экслибрис. С 1968 года художник нарезал на дереве более 60 книжных знаков. Разнообразны сюжетно-литературные экслибрисы Минакова для директора Вологодской картинной галереи Семена Ивенского. Это графические миниатюры с гоголевским Вием, Симеоном - столпником, развалинами монастыря в Торицах Вологодской области, или образом русалки для книг домашней библиотеки, посвященных творчеству композитора А.С.Даргомыжского, автору оперы «Русалка». Интересна сюжетная тематика минаковских экслибрисов. Здесь и иконографический знак с портретом А.С.Пушкина на фоне Петропавловской крепости для книг домашней библиотеки Б.Г.Никифорова, экслибрис для книжек Антошки Носова с юным книгочеем без штанов увлеченного рыбалкой,  женщиной, играющей на скрипке на книжном  знаке В.А.Цыплаковой, церковными куполами и монашкой, читающей книгу, на графической миниатюре Владимира Королюка. Архитектурный пейзаж старого Таллинна в сюжете знака для библиотеки Т.Симоновой, а две нарядные куклы крестьянки и крестьянина в лаптях, играющего на балалайке украшают графическую миниатюру семьи Колгановых.

Череповецкий книжный знак являлся составной частью вологодского экслибриса не только по своей географической принадлежности, объединяет их общий источник стиля вологодских гравюр - народное искусство Севера, русское деревянное зодчество, прикладное искусство и иконопись русского Севера. В Череповце резал на пластике книжные знаки Дмитрий Николаевич Капустин, делал гравюры на дереве  Николай Александрович Комиссаров. В вологодской Тотьме экслибрис для Аннушки Ивенской выполнил Евгений Иванович Праведников, а в Великом Устюге, что на реке Сухона на Вологодчине изредка над книжным знаком работал мастер великоустюгской черни по серебру художник Александр Степанович Чернов. На экслибрисе для Семена Ивенского художник изобразил Великоустюжский храм, а для Владимира Королюка показал центральный комплекс Троице - Гледенского монастыря в Великом Устюге. В районном центре Вологодчины  Чагоде рисовал книжные знаки Георгий Иванович Попов, на одном из экслибрисов для библиотеки Ивенского он изобразил экслибрисный вихрь над собором. Вологодские художники, пришедшие в искусство книжного знака в 1960-е годы, продолжали традиции своих земляков-предшественников - потрясающего по силе таланта Н.П.Дмитревского и неповторимого певца вологодского зодчества и северной природы Ф.М.Вахрушова.

В древнем русском городе Каргополе экслибрисом занялся художник Геннадий Александрович Кулишов. Линогравюрой Кулишов увлекся в 1966 году, а свой первый знак сделал в 1969 году для архангельского инженера  и коллекционера экслибрисов И.Стрежнева. Художник страстно любит свой край, многие его экслибрисы воспевают величие и красоту памятников деревянного и каменного зодчества древнего Каргополя, отражают историю и культуру родного Севера. В Пскове над книжным знаком начал работать в гравюре на линолеуме и пластике Валентин Михайлович Васильев. В конце 1960-х годов он делал свои первые шаги в искусстве книжного знака, но уже первыми своими работами заявил о себе в полный голос, Гравюры  Васильева отличали ясность и четкость графического штриха, каждая линия имела свое логическое обоснование. На многих экслибрисах Васильева можно увидеть уникальные памятники древнего Пскова - церковь Василия на горке, церковь Климента, Троицкий собор. Одну из главных ролей в книжных знаках художника играет природа. Васильев всегда использует два цвета - белый и черный, однако в лучших своих экслибрисах он заставляет видеть между их крайностями множество различных градаций, то «нагнетая» черный цвет, напротив, «распыляя» его, делая более прозрачным8.

EL Майи Плисецкой (1)

В городе Новороссийске активно работал в малой графике ксилограф Федор Дмитриевич Молибоженко. Начав работать в экслибрисе с 1964 года, он сразу же приобрел известность своими графическими миниатюрами. Их отличали чистота графического почерка, умелая компоновка, логичная сюжетная проработка и книжность. Интересен его книжный знак для композитора Александры Пахмутовой, где на фоне скрипичного ключа показаны в русской пляске две девушки. В экслибрисе для Тамары Михайловой художник изобразил памятник первопечатнику Ивану Федорову работы скульптора Сергея Волнухина, а в графических миниатюрах для известных московских коллекционеров книжных знаков Евгения Минаева и Якова Бейлинсона художник в основу композиции положил женский образ на фоне книг, цветов и солнечного света. В Кирове в 1964 году увлекся экслибрисом гравер Аркадий Михайлович Колчанов. Художник начал с резьбы на линолеуме, позже освоил гравюру на дереве, в этой технике выполнена основная масса его графических миниатюр. Интересен знак Колчанова для Семена Ивенского, с детскими руками, листающими книжку, графическая миниатюра, выполненная для Кировской библиотеки имени А.И.Герцена, а также  гравюра на дереве для В.А.Метелкина, где художник изобразил Надвратную церковь.

 

EL  Сергея Образцова (18)

Пятигорская художница Евгения Ивановна Кузнецова в основном занималась станковой графикой и акварелью. 1967 год открыл новую страницу в творчестве художницы - экслибрис. Искусство книжного знака увлекло ее. Профессию знаковладельцев, круг их интересов художница выражает с помощью символов. Так на экслибрисе народного  артиста СССР, руководителя Центрального театра кукол Сергея Образцова художница изобразила пляшущих деревянных актеров-кукол, джигит в танце нарисован на знаке народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева, знаменитого исполнителя танцев народов мира. Сюжет из шекспировского «Гамлета» лег в основу композиции знака блестящего исполнителя этой роли в одноименном кинофильме народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, руки дирижера с дирижерской палочкой на фоне земного шара изобразила художница  в знаке для главного дирижера Большого театра СССР Юрия Симонова. Художница выполнила книжные знаки для артиста цирка Олега Попова, космонавтов Германа Титова и Валентины Терешковой, польского писателя, автора романа «Солярис» Станислава Лема, скульпторов Владимира Цигаля и Евгения Вучетича, а также мемориальный экслибрис памяти Константина Паустовского. Выполнила Кузнецова и экслибрисы для общественных организаций, в том числе для книг колхоза «Пролетарская воля», ремесленного училища, местного авиационного клуба, библиотеки имени М.Горького в Пятигорске. Азербайджанский художник Р.Г.Миришли писал: «Искусство черного и белого в экслибрисах Кузнецовой доведено до степени музыкальной выразительности. У Евгении Ивановны экслибрисы почти звучат, как музыка. Именно в экслибрисе раскрылись особенности творчества Кузнецовой, ему она осталась верна всю свою жизнь» 9.

В Краснодаре активно в книжном знаке работал директор Краснодарской художественной школы Владимир Александрович Пташинский. Первый свой экслибрис художник сделал в 1962 году, а всего он создал около 30 графических миниатюр преимущественно в линогравюре. Тематика его знаков весьма разнообразна, это штихель с короной на ручке в знаке для московского художника Евгения Голяховского, или книжные полки с графическими листами для искусствоведа М. Панова, сова, сидящая на стопке книг по философии и скульптуре в знаке для О.А.Коломойцева, портрет египетской царицы Нефертити супруги Аменхотепа IV работы скульптора Тутмеса на книжном знаке для Ю.Л.Аврус или русский воин, сидящий на вышке в дозоре в графической миниатюре для московского историка В.Д.Королюка. Некоторые из своих линогравюр художник подкрашивал акварелью, таков его знак для В.В.Анищенко. Экслибрисы Пташинского контрастны, хорошо скомпонованы и книжны.

EL С.А.Вуля (30)

Над экслибрисом в Краснодаре работали Григорий Александрович Булгаков, Петр Григорьевич Кононенко, Александр Ерофеевич Глуховцев, выполнивший линогравюру для библиотеки Краснодарского художественного музея, Иван Яковлевич Коновалов, Виктор Ильич Лавренюк, Леонтий Николаевич Леонтьев, Виктор Мефодиевич Савранский, Юрий Михайлович Шуляков, выполнивший целую серию ленинских книжных знаков в технике цветной линогравюры для ленинианы книжных собраний И.Л.Лузгина, В.Рогового, А.Богдановой, В.Ф.Суманова и др. Серьезно работал в Краснодаре над экслибрисом Иван Филиппович Вайкин. Он подарил несколько книжных знаков писателю Василию Пескову известному своими выступлениями в прессе, посвященными охране и защите природы. Эти графические миниатюры выполнены на анималистическую тему. Любовью и добротой проникнуты работы художника для книг юных книголюбов, так в экслибрисе для Клавдии Шаровой художник изобразил симпатичного мишку среди лесных ягод, которые он уплетает за обе щеки, воробей и палитра с кистью даны на знаке Наташи, а морской конек украшает гравюру Пети Конькова. Для книжек Миши художник нарисовал экслибрис с портретом маленького Володи Ульянова. Вайкин хороший рисовальщик, его экслибрисы компактны, лаконичны  и очень книжны, их сюжеты и компоновка предельно просты и понятны, в них нет ничего лишнего, поэтому они гармонично смотрятся на книге, являясь ее украшением.

В Калинине над книжным знаком работал художник Владимир Максимович Варламов. Свои графические миниатюры художник выполнял в технике линогравюры.  Из ранних знаков Варламова следует отметить экслибрисы для писателя и журналиста Евгения Борисова, филолога Юрия Бочкарева, художника-модельера Надежды Каракозовой и ленинградского дизайнера  Валерия Попова. Композиция знаков художника  предельно проста, лаконична, не перегружена деталями, автор  точно отражает специальность и интересы знаковладельца, так на экслибрисе музыканта Ваграма Паповяна изображен пюпитр с нотами, а на графической миниатюре зубного врача Юрия Запольного изображено перекошенное от зубной боли лицо.

Далее читайте:

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 1. Вологда и др.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 2. Сибирь и др.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 3. Урал и др.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

2