Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 3. Урал и др.

П.С. Краснова

Искусство книжного знака на Урале получило свое развитие в работах, как профессиональных художников, так и художников-любителей. В 1960-е годы в уральском регионе в экслибрисе работали нижнетагильский художник Р.В.Копылов, свердловский график Г.С.Метелев, челябинец В.С.Городилов, П.Е.Осинцев из Чебаркуля и пермские художники А.П.Зырянов, А.Г.Мотовилов. Как по количеству, работавших в малой графике художников, так и по географии городов, где этот вид графического искусства получил свое признание и последующее развитие, уральский регион выглядел слабо и могло создаться мнение, что на Урале книжный знак не получит своего развития, но это было далеко не так. Пройдет совсем немного времени и экслибрис на Урале поднимется и займет заметное место в графическом искусстве региона и в этом будет огромная заслуга тех немногих художников, которые стояли у истоков возрождения искусства книжного знака на Урале в 1960-е годы. Они были первыми, их дело было продолжено молодыми и талантливыми художниками-графиками, которые придут в искусство книжного знака в последующие годы.  

EL  Стригунова Ю.М. (6)

Лучшим уральским художником из тех, кто в 1960-е годы работал в малой графике, был Рудольф Владимирович Копылов. В 1951 году окончил живописное отделение Уральского художественного училища по классу О.Бернгарда - ученика художника Л.В.Туржанского. Свой первый книжный знак художник выполнил в 1961 году в рисунке тушью, а свою первую гравюру на дереве он нарезал в 1965 году. В дальнейшем Копылов использовал в своей работе различные материалы, работал он и в технике высокой печати. Один из первых рисованных копыловских экслибрисов был выполнен для крупного собирателя материалов о А.С.Грибоедове библиофила П.С.Краснова, на нем дан портрет писателя и книга «Горе от ума» с панорамой Московского Кремля. Великолепный экслибрис выполнил художник на пушкинскую тему для Ю.М.Стрибунова. На нем нарисован портрет поэта на фоне Санкт-Петербурга и пяти казненных декабристов - П.И.Пестеля, С.И.Муравьева-Апостола, К.Ф.Рылеева, М.П.Бестужева-Рюмина и П.Г.Каховского. Для своей библиотеки Копылов создал целую серию знаков, где воспроизвел исторические памятники Нижнего Тагила. На них он изобразил дом, в котором была найдена в 1920 году «Мадонна» Рафаэля, памятник Ефиму и Мирону Черепановым - русским изобретателям, крепостным заводчиков Демидовых, построивших первый в России паровоз и железную дорогу длиной 3,5 км., Входо-Иерусалимский собор, Сторожевую башню XVIII века, Горное управлении, построенное в 1720 году, дом, в котором в 1940 годах были найдены письма Карамзиных о Пушкине. Также в этой серии автоэкслибрисов, художник изобразил памятник А.Н.Карамзину, установленный в 1850 году, памятник Н.Н.Демидову, сооруженный в городе в 1840 году, памятник писателю Алексею Петровичу Бондину, поставленный земляками в 1947 году и памятник В.И.Ленину, установленный в 1925 году.

Из копыловских экслибрисов, выполненных им в 1960-е годы, следует отметить отличный книжный знак для лауреата Нобелевской и Ленинской премий, автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Михаила Шолохова, где на фоне летнего дождя показано колхозное поле и куст чертополоха рядом с книгами. На экслибрисе московского журналиста и коллекционера Евгения Минаева художник изобразил портрет композитора Петра Ильича Чайковского. На цветной графической миниатюре для тамбовчанина Николая Никифорова дал, потрет поэта Владимира Маяковского, а на трех графических миниатюрах для кемеровского коллекционера и исследователя книжных знаков Петра Митрофановича Богданова художник нарисовал ленинский портрет. Скорбная фигура матери, склоненная над погибшим в бою сыном, изображена на книжном знаке для домашней библиотеки Сергея Смирнова, автора документальных произведений о неизвестных героях Великой Отечественной войны, в том числе и повести «Брестская крепость». Копылов постоянно совершенствовался, не стоял на месте, шел вперед, совершенствуя не только рисунок и мастерство гравера, но и свое видение книжного знака, он шел своим путем, поэтому его экслибрисы оригинальны, самобытны и неповторимы. Художник с первых  книжных знаков приучил себя к ритму линий и добивался экономии средств выражения, лаконизма, свойственных мудрому искусству графики52.

В Свердловске активно над книжным знаком работал Герман Селиверстович Метелев. Многие из своих работ он подарил деятелям культуры, в том числе для солистов балета Свердловского театра оперы и балета Елены Степаненко и Анатолия Григорьева, режиссера Свердловского, а затем Архангельского драматического театров Эдуарда Симоняна, режиссера Томского драматического театра Николая Емельянова, эти работы выполнены в гравюре на меди. В офортной технике художник сделал экслибрис для свердловского художника театра и кино Владимира Серебровского, а в линогравюре для московского актера театра и кино Анатолия Солоницына.

Челябинский художник Владимир Степанович Городилов резал экслибрисы на линолеуме, один из них он выполнил для есенинского раздела своей домашней библиотеки, на нем он на фоне берез и книг дал портрет Сергея Есенина. Скромны и лаконичны его книжные знаки для детей, на них всегда можно увидеть различных зверушек - олененка на знаке Сережи Слунина, медвежонка в экслибрисе Симы Городилова, лисицу в миниатюре Максима Городилова. В 1963 году художник подарил экслибрис лидеру кубинской революции Фиделю Кастро, на нем  изображена девушка с автоматом в руках, которая читает книгу на фоне флага и карты острова Куба. Ряд знаков художник выполнил на свое имя, на них можно встретить роденовского «Мыслителя», пегаса, могучего молотобойца, пытающегося перекроить земной шар. Обязательным атрибутом всех городиловских экслибрисов является книга. В городе Чебаркуле Челябинской области над ленинской темой в книжном знаке работал Павел Егорович Осинцев. Подавляющее большинство этих экслибрисов портретные (иконографические), есть и книжные знаки для общественных организаций.

EL С.Г.Ивенского (27)

Одним из первых в Перми зачинателей книжного знака был Александр Петрович Зырянов. С 1965 года им было награвировано на линолеуме около 40 графических миниатюр. Художник стилизует свои книжные знаки в духе пермской народной деревянной резьбы, его знаки отличаются единством и органичностью. Таковы его книжные знаки для С.Г.Ивенского с архангелом пермской резьбы и полетом на коне-братине. Рисовал книжные знаки и пермяк Алексей Григорьевич Мотовилов, известны его работы для Д.Е.Харитонова с головой Будды или Льва Дьяконицына со львом.

Один из первых своих экслибрисов воронежский график Евгений Николаевич Рубцов подарил другу Юрию Казинеру, на этой линогравюре изображена лихая конница в атаке с красным знаменем впереди, текст знака гласит, что этот знак предназначался для «книг о былом». Но не только революционной тематикой исчерпывалось экслибрисное творчество воронежского графика. Выполнил он позже несколько книжных знаков для общественных организаций Воронежа, воронежских писателей и художников, научной интеллигенции и артистов. Работали в это время в Воронеже над книжным знаком Эдуард Иванович Пашнев, Александр Иванович Пенкин и Александр Петрович Павлишин, их книжные знаки выполнены в рисунке тушью с последующим клишированием.

Первопроходцем в искусстве книжного знака в Ульяновске  был Борис Николаевич Склярук, сюжеты его первых экслибрисов были предельно просты, это пегас в знаке для А.М.Баренбойм, жар-птица на миниатюре Г.М.Савиновой, горящая свеча в экслибрисе Р.Айрапетяна или черт в знаке Ю.Д.Лобкова. Со временем заметно усложняется композиция знаков, их сюжетная проработка. Так в книжном знаке для Н.С.Храмцовой использован сюжет сказки об Иване-царевиче и царевне-лягушке, а в знаке для Н.В.Спешиловой дан портрет знаковладельца в резной деревянной раме. Большинство его графических миниатюр выполнены в деревянной гравюре, со временем  он смело будет экспериментировать в офортной технике и достигнет здесь значительных результатов. В Горьком в малой графике работали Виктор Васильевич Дудик и Михаил Петрович Званцев. Дудик в 1969 году выполнил в гравюре на линолеуме портретный есенинский экслибрис для горьковского военнослужащего Ивана Цыганова. Среди линогравюр Званцева интересен его экслибрис для музыковеда и оперного режиссера Марка Валентинова. Экслибрис в 1960-е годы в Горьком не получил широкого распространения, его расцвет наступит в следующие два десятилетия, когда в книжный знак придут новые имена с иными художественными вкусами и иным профессиональным уровнем графического мастерства.

EL Чарноцкого (16)

Тамбовский экслибрис достойно представлял Алексей Федорович Бучнев. Он окончил Московское высшее художественно- промышленное училище (б. Строгановское). Первый свой экслибрис художник выполнил в 1963 году для А.П.Краснова. Во многих книжных знаках Бучнев использует обнаженную натуру, как в экслибрисе для Е.И.Чарноцкого, где мужчина читает книгу, или в знаке для Татьяны Вельцен, где женщина играет на скрипке.  Мужчина и женщина, как источник новой жизни  основная мысль в ксилографии для Джианни Мантеро,  обнаженный атлет изображен в графической миниатюре для А.В.Рысакова. Юмористичны экслибрисы Бучнева для библиотеки С.Чайкова, где изображена двуручная пила на фоне парусника, или перочинный нож с открытым штопором и ножом для консервных банок в знаке для Л.А.Овчинникова, или взъерошенный петушок готовый к драке на графической миниатюре Олега Курьина-Петушкова, лиричен книжный знак художника для Лили Евзыковой, где юноша играет на дудочке в окружении журавля, бабочек и пчел. Экслибрисы Бучнева выполнены на хорошем профессиональном уровне, их графический язык предельно понятен, художник отлично понимает природу книжного знака и умело использует фактуру дерева. Охотно делал художник и экслибрисы для общественных организаций, он выполнил ксилографии для Тамбовской картинной галереи и библиотеки Дома творчества «Академическая». О Бучневе воронежский литературовед и коллекционер Олег Ласунский писал: «Среди современных художников книжного знака, библиофилы и ценители экслибрисов не без основания выделяют молодого тамбовского графика Алексея Бучнева. Он принес в искусство книжного знака собственный стиль, по которому можно безошибочно определить авторство знака» 16 .

EL Юрия Ю.А.Гагарина (11)

В Тамбове над экслибрисом активно работал журналист и коллекционер Николай Алексеевич Никифоров. Свои рисованные миниатюры он подарил космонавтам Юрию Гагарину, Владимиру Шаталову и Борису Волынову, цирковым артистам Олегу Попову и Юрию Никулину, поэту и художнику Давиду Бурлюку, народному артисту СССР, художественному руководителю и главному дирижеру эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения Юрию Силантьеву, президенту Финляндии Урхо Калева Кекконену, народным артистам СССР Аркадию Райкину и Леониду Утесову. Примечателен тот факт, что Никифоров, выполнил самый первый гагаринский книжный знак и подарил его в апреле 1961 года первому космонавту планеты, послав этот экслибрис в Звездный городок. Вскоре в Тамбов пришло письмо: «Дорогой Николай Алексеевич! Благодарю за книжный знак для моей библиотеки. Желаю успехов и здоровья. Юрий Гагарин» 17.

Тамбовский график Александр Степанович Чернов свой первый экслибрис нарезал для московского студента Евгения Никольского в 1963 году. Пробовал Чернов работать во многих графических техниках, в том числе в цинкографии, линогравюре, ксилографии и даже в офорте. Часть знаков он выполнил в сотрудничестве со своим братом Аполлоном Степановичем Черновым (московским военнослужащим и самодеятельным художником). В.Д.Королюк писал об экслибрисах Александра Чернова: «Знаки его нельзя назвать лирическими. Зато они хорошо отражают энергичный, волевой характер творчества художника, свидетельствуют о его стремлении создать лаконичные, композиционно очень плотные экслибрисы-символы, отражающие характер и образ чувств и мыслей многочисленных друзей и знакомых художника: рабочих, журналистов, ученых, учителей, художников, артистов и писателей»18. К числу наиболее удачных знаков художника можно отнести его работы для американского художника и писателя Рокуэлла Кента, коллекционера и графика-любителя Николая Никифорова, для Тамбовской областной библиотеки имени А.С.Пушкина, Тамбовской областной типографии «Пролетарский светоч». Черновские экслибрисы украсили книги библиотек Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева, Владимира Комарова, Алексея Леонова, Валерия Быковского, Павла Беляева, Бориса Егорова, Константина Феоктистова, Павла Поповича, также народных артистов СССР Игоря Ильинского и Бориса Тенина, художника Давида Бурлюка, ленинградского коллекционера Бориса Вилинбахова и тамбовского педагога Юлии Пикуль.

С юмором выполнены экслибрисы художника для московского графика Георгия Карлова, где пятнистый кот в очках ведет разговор с синицей, или для Владимира Королюка с доктором Айболитом. Для ялтинского книголюба Романа Акчурина, автора книги «Секреты солнечной ягоды», в которой он собрал многочисленные поговорки, пословицы, присловья, легенды о виноградной лозе и вине, Чернов выполнил книжный знак, где изобразил виноградную лозу и кувшин с вином. Чернов выполнил, судя по всему, самый маленький экслибрис в мире, предназначался он для книги, выпущенной во Франции в честь зимней Олимпиады в Гренобле. В ней был напечатан текст  олимпийской клятвы на семи языках, в том числе и на русском. Размер книги-малютки 5х5 мм. И прочитать ее можно только с помощью сильной лупы, вделанной в футляр книги. Эта книга была в библиотеке тамбовского коллекционера и библиофила Николая Никифорова. Сделанный Черновым для него экслибрис в 70 раз меньше самой книги, его размер 0,5х0,7 мм. На нем написано «Книга НАН» (Н.А.Никифорова). Отпечатан этот книжный знак методом микрофотографии, а оригинал знака нарисован тушью19. Этот экслибрис был наклеен на книгу и отправлен во Францию, так тамбовский художник вновь «подковал» блоху на этот раз французскую.

Тамбовский график Александр Егорович Саликов выполнил несколько ксилографий для ленинградского коллекционера Бориса Вилинбахова с Петропавловским собором архитектора Д.Трезини  и венком из ключей проволоки, графическую миниатюру для  В.И.Михайлова с портретом Владимира Маяковского, знак для Т.Е. Цупрановой с портретом знаковладельца и др. Другой тамбовчанин Георгий Васильевич Дергаченко обладал отменным чувством юмора, он нарисовал книжный знак для Я.Э.Брюске, где в таблицу химических элементов Д.И.Менделеева вставил фигуры шахматной нотации. В графической миниатюре для О.Дьяконова художник нарисовал огромные стопки книг, среди которых примостился человек с огромными ножницами в руках. Книжен экслибрис художника для И.Сафоновой, где он в отличной композиционной связке показал раскрытую книгу с гравюрой на фоне книг, театральной маски, вазы с кистями и розы, интересен также его книжный знак для врача и коллекционера Бориса Самусь, где автор изобразил голубя мира на фоне земного шара и раскрытой книги. Свои первые шаги в книжном знаке в 1960-х годах сделали тамбовчане Семен Абрамович Гринберг, Леонид Егорович Крапивницкий, Владимир Иванович Тарасов и Владимир Антонович Свирщевский.

Камышинский художник Евгений Григорьевич Синилов окончил Московский полиграфический институт по специальности «книжная графика». Он оформил в Нижневолжском издательстве большое число книг, преподавал в камышинской детской художественной школе. Первый свой книжный знак Синилов выполнил в 1967 году на свое имя и до конца десятилетия он сделал всего 4 графические миниатюры. В последующие годы он создаст около 700 экслибрисов, считая при этом работу над экслибрисом не основным своим занятием. Причина, по мнению художника, была в том, что ему «просто нравится в этой области экспериментировать, оттачивать композицию и технические приемы… нравится сам процесс рукотворчества, и что в  результате этого получается»20. Художник быстро вышел на высокий профессиональный уровень, его графические миниатюры увидели на выставках, попали они в собрания коллекционеров, получили признание библиофилов и искусствоведов. Из провинциального художника со временем, очень скоро вырастит большой и серьезный мастер, великолепный график во многом похожий по графическому языку на Евгения Голяховского.

В Выборге Ленинградской области книжным знаком увлекся художник Владимир Михайлович Шпигов. Его линогравюры сразу же привлекли внимание библиофилов и коллекционеров. Им выполнены экслибрисы для главного режиссера народного драматического театра в Выборге Бориса Фурнэ, для актера того же театра В.Рязанова художник сделал книжный знак с автопортретом Леонардо да Винчи. Ирине Житомирской художник подарил экслибрис на цирковую тему с выступающим на проволоке клоуном. Писец за работой изображен на знаке Алексея Зуева, а русский витязь на распутье в графической миниатюре для книг библиотеки В.М.Минкова. Для библиотеки выборгского отделения ВОФ художник сделал шрифтовой экслибрис. Первый в Выборге художник-экслибрисист Шпигов активно использовал в композиции своих экслибрисных опусов портрет, и умело варьировал шрифтом, который был неотъемлемой частью книжного знака в его композиционном решении.

EL Паустовский (17)

В Курске в 1960-х годах продолжал работать над книжным знаком архитектор Леонид Александрович Литошенко. Им выполнен книжный знак для московского инженера-энергетика П.М.Матко, собравшего лучшую в мире коллекцию материалов о Ярославе Гашеке и Швейке. Графическая миниатюра выполнена в технике линогравюры и предназначена для раздела его библиотеки о Гашеке и Швейке. Литературный персонаж показан выходящим из книги, приветствуя зрителя характерным жестом левой руки. Для писателя Константина Федина художник нарисовал строгий и лаконичный шрифтовой экслибрис, где удачно найденный шрифт логично вписался в композиционную канву знака, не нарушая его целостности и гармонии. С любовью выполнены книжные знаки Литошенко для юных читателей, так на Аленушкиной книге он изобразил веселого усатого котенка, сидящего на раскрытой книге, а для маленького книгочея Димы нарисовал слоненка в окружении пальм, бабочек и цветов. Оригинальны литошенковские сюжетные книжные знаки, два лебедя украшают экслибрис С.А.Таранушонка, набор чертежных принадлежностей на фоне герба Курска и граверного штихеля в основе композиции  автоэкслибриса, как напоминание о том, что его владелец архитектор. Красивый павлин украшает графическую миниатюру Анопова, а встреча влюбленных на улице средневекового города изображена в книжном знаке доктора медицины Н.А.Торсуева.   

EL П.Матко (32)

Над книжным знаком в Курске впервые начали работать инженер-химик и художник-любитель Кирьена Васильевна Кропотова, токарь-расточник Курского завода передвижных агрегатов художник-любитель Георгий Владимирович Кошелев, живописец, окончивший в 1932 году Ленинградский институт пролетарского искусства, Алексей Митрофанович Наумов, график Иван Петрович Щербаков, получивший образование в Харьковском художественном институте. Увлекся малой графикой курянин Николай Яковлевич Пекарский, выполнивший экслибрис для библиотеки курского писателя, лауреата литературной премии имени М.Горького Евгения Носова, сержанта, прошедшего фронтовыми дорогами Великой Отечественной воины, а также для партизана в годы войны В.А.Бойченко.

EL Юшкина Ю.Б. (15)

Не оставляли экслибрис старейшие курские художники Шуклины. Старший -  Василий Григорьевич Шуклин нарисовал книжный знак для воронежского литературоведа Олега Ласунского с пушкинским автопортретом в центре композиции, текстом «Цветок, засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…» и факсимиле знаковладельца. Так сложилось, что В.Г.Шуклин занимался книжным знаком только в 1969 году, выполнив 24 графические миниатюры причем, использовал в работе над ними, несколько графических техник - ксилографию, линогравюру, офорт, сухую иглу, гравюру на свинце и цинкографию. Некоторые ксилографические знаки выполнены художником в два цвета. Из знаков этого периода  необходимо отметить экслибрисы для А.И.Грибовского, курских художников Н.А.Пекарского и И.П.Щербакова. Младший из братьев - Алексей Григорьевич Шуклин подарил книжный знак А.Кепову. Пришел в искусство малой графики и сын художника Вадим Алексеевич Шуклин, выполнивший в 1969 году портретный есенинский экслибрис для московского журналиста Юрия Юшкина.

В столице Дагестана Махачкале серьезно книжным знаком занялся художник Владимир Федорович Логачев. Он окончил Ворошиловградское художественное училище, а затем и факультет книжной графики Московского полиграфического института, где его учителем был А.Д.Гончаров. После окончания института в 1967 году он поехал по направлению в Махачкалу в Дагестанское книжное издательство. Логачев был одним из лучших дагестанских книжных графиков, когда увлекся книжным знаком. Его графические миниатюры выполнены в ксилографии, линогравюре и офорте. Первые книжные знаки художника были посвящены памяти аварского поэта, народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, а также для его сына известного поэта Расула Гамзатова, где художник использовал мотивы стихотворения «Журавли», ставшего популярной песней и лирической повести «Мой Дагестан». Логачев выполнил книжный знак для домашней библиотеки аварской писательницы, народной поэтессы Фазу Алиевой и многих других, известных в республике людей. Графические миниатюры  Логачева сугубо национальны, в них можно увидеть национальные музыкальные инструменты и предметы быта, орнамент и национальные одежды, горные вершины Дагестана и гордых представителей его населения - аварцев, даргинцев, кумыков, лезгинцев и др., их танцы, народные промыслы - чеканку и ковроткачество, и многое другое из жизни этой кавказской республики в составе России.

Экслибрисы Логачева, как и все его творчество, талантливо, он большой мастер, отлично разбирающийся в природе книжного знака, его экслибрисы книжны, графический язык их понятен, символика знаков не требует расшифровки, это поистине «ювелирное мастерство души и сердца». В экслибрисном творчестве Логачева видна его любовь к человеку и его деяниям, несмотря на обилие экзотики в графических миниатюрах художника на переднем плане человек. После знакомства с работами Логачева в душе каждого из нас становится теплее, мир, кажется уютнее и светлее21. Экслибрисы Логачева занимали заметное место в творчестве художника, наряду с живописью, книжной и станковой графикой, они достойно представляли дагестанский книжный знак в советском искусстве малой графики. Логачев был первым художником-экслибрисистом на дагестанской земле, поднявшим искусство книжного знака на высокий профессиональный уровень, с него фактически и начался самобытный и сугубо национальный дагестанский книжный знак.

EL Предеин Ю. (13)

В Рязани книжным знаком занимались Виталий Михайлович Куликов, Владимир Васильевич Семин и Виктор Петрович Спиридонов. Куликов и Семин сделали экслибрисы для рязанского экономиста и библиофила Владимира Селиванова, первый в технике рисунка тушью, а второй в гравюре на дереве. Один из первых своих книжных знаков Спиридонов нарисовал для юного книголюба Саши Предеина. На одном из них нарисован Буратино с золотым ключиком в руках, на другом Буратино и кот Базилио, вероятно для Саши Буратино и другие персонажи известной истории, пересказанной Алексеем Толстым, были любимыми героями. Юмором наполнен и другой  его книжный знак для ребенка Андрюши Селиванова. На экслибрисе показан владелец знака, старательно музицирующий на скрипке, в то время как кот ворует из аквариума рыбок. Рязанский экслибрис делал в 1960-е годы первые шаги. В последующие годы, особенно Спиридонов,  заметно повысит свой профессиональный уровень и создаст интересные в художественном отношений экслибрисы, которые выделят рязанский книжный знак среди других направлений провинциального российского экслибриса. В Касимове Рязанской области делал книжные знаки в технике линогравюры Владимир Алексеевич Скорняков. Особенно его увлекала есенинская тема, для себя и директора Касимовского краеведческого музея Юрия Предеина он сделал пять портретных есенинских знака. В конце 1960-х годов Скорняков выполнил целую серию ленинских книжных знаков, в том числе универсальный книжный знак для города Касимов. Из этой серии выделяются портретные ленинские экслибрисы для своих земляков А.М.Миронова, Г. Шайкиной, В.Селиванова и др.

В столице Кабардино-Балкарской АССР Нальчике впервые занялся книжным знаком художник-график Герман Суфадинович Паштов. Делал он знаки исключительно  в гравюре на дереве. Два экслибриса  художник выполнил для Семена Ивенского, один из них с девушкой и вином на столе, а второй с всадником и книгой-солнцем, текст обоих экслибрисов выполнен на кабардинском языке. Оригинальны два паштовских знака, один был выполнен для библиотеки народного артиста СССР исполнителя танцев народов мира Махмуда Эсамбаева, а второй для народного поэта Кабардино-Балкарской АССР Кайсына Кулиева. В этом книжном знаке точно и трогательно передан образ родной земли. С первых шагов творчества молодого кабардинского мастера графики связывала большая дружба с известным балкарским художником слова, к некоторым книгам которого Паштов создал прекрасный изобразительный аккомпанемент. Книжные знаки Паштова лаконичны, проникнуты национальным колоритом, книжны, прекрасно передают интересы и духовный мир знаковладельцев.

В Палехе Ивановской области, славным своими росписями лаковых изделий, работал над книжным знаком местный художник Иван Егорович Щукин. Известны его рисованные тушью знаки с последующим клишированием, в том числе для журналиста и театрального критика Льва Лившица. В Ярославле первые шаги в малой графике делал Наркис Павлович Флоринский, из его ранних экслибрисов известен знак-шарж с образом лектора для вологодского искусствоведа Семена Ивенского. В Апатитах Мурманской области над экслибрисом работал Владимир Владимирович Волков, в Пензе Альфред Альфредович Оя, в столице Карелии Петрозаводске экслибрисом заинтересовалась Тамара Григорьевна Юфа. Ею созданы иллюстрации ко многим изданиям «Калевалы», живописные работы на тему карело-финского эпоса, она автор театральных декорации и костюмов, а также народных костюмов для самодеятельных коллективов. Большинство своих экслибрисов она выполнила для московского историка Владимира Королюка.

EL Библиотека имени Ленина (19)

Продолжил работу над книжным  знаком  художник из подмосковного Калининграда Владимир Михайлович Богданов. В 1960-х годах он выполнил 143 экслибриса в технике линогравюры и ксилографии, как для библиофилов и коллекционеров, так и для общественных организаций, в том числе и для Московского городского общества коллекционеров и Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина. В 1964 году художник выполнил книжный знак на охотничью тему для первого секретаря ЦК КПСС  Леонида Брежнева. За 50 лет творческой деятельности, начиная с 1919 года, он создал 342 книжных знака, при этом не имел перерывов, за исключением четырех лет войны22. Создавал Богданов графические миниатюры и в то время, когда экслибрис находился в загоне, так в тяжелые для книжного знака времена (1930- первая половина 1950-х годов), он награвировал около 150 книжных знаков. Такой творческий показатель в 1960-х годах, пожалуй, не имел ни один из отечественных, профессиональных или самодеятельных, художников, работающих в малой графике.

После 40-летнего перерыва вернулся в книжный знак подмосковный ксилограф из Мытищ Зиновий Исаакович Горбовец. Экслибрисы Горбовца настолько книжны, что их трудно представить вне книги. Изящен книжный знак А.А.Чернявского, на нем в центре композиции памятник Карлу Марксу в Москве скульптора Л.Е.Кербеля, книжные полки с бюстами и Шуховская башня в столице. Красив и тонок знак для И.Л.Лившица, где на рабочем столе показаны раскрытая книга и лупа коллекционера на фоне книжных полок и картины со скаковой лошадью в центре композиции. Прост по композиции экслибрис для Г.О.Шенфельда, на нем виден глобус, стоящий на стопке книг, вдали виден скалистый утес с одиноким деревом, озаряемый солнечными лучами, спокойную композицию гравюры дополняет легкая рябь морской воды. В центре композиции книжного знака для Е.Г.Павлова скульптура мужчины в античных одеждах с книгами в руках. Глядя на книжные знаки Горбовца, выполненные им в 1960-е годы, невольно приходишь к мысли, что это работы великих российских мастеров деревянной гравюры 1920-х годов. Графические миниатюры художника дают знать, что искусство книжного знака 1920-х годов, несмотря на гонения и запрет в последующие три десятилетия, продолжает жить в экслибрисах тех, кто начинал тогда и тех, кто пришел им на смену в начале хрущевской «оттепели», вернувшей книжный знак к жизни.

В конце 1960-х годов начинал работу над книжным знаком серпуховчанин Анатолий Иванович Ванеев. Для учителя из Саранска Сергея Котлова он нарисовал есенинский экслибрис, где дал портрет Есенина, Дом-музей поэта в селе Константиново и Казанскую церковь. Ванеев был прекрасным портретистом, на многих его знаках можно увидеть портреты Александра Пушкина, Льва Толстого, Сергея Есенина, Антона Чехова, Анны Ахматовой и др. Также тяготел художник к архитектурному пейзажу, на его графических миниатюрах можно увидеть памятные литературные места - Ясную Поляну, Константиново, Михайловское, Болдино. На всех без исключения ванеевских экслибрисах видна книга, она включена в композицию экслибриса для своего земляка Е.С.Холковича. где художник дал прекрасный портрет Л.Н.Толстого, на другом его знаке наряду с книгой автор изобразил роденовского «Мыслителя». На экслибрисе для Н.И.Болотникова можно увидеть крепостные башни кремля с пролетающим над ним самолетом. Основное направление домашней библиотеки В.С.Матвеева книги по медицине, поэтому  художник на  его знаке изобразил книгу с медицинской эмблемой -  чашей со змеей, череп и дал текст «Медицина, поистине, есть самое благородное из искусств». 1960-х годах в искусство книжного знака в российской провинции пришли молодые художники. Они получили прекрасное художественное образование в Москве и Ленинграде, а также на местах – в художественных областных институтах и училищах. Молодость помноженная на талант, дала свои поразительные результаты. Провинциальный российский книжный знак  стал в отечественном искусстве книжного знака, явлением уникальным, ставящий его в один ряд с лучшими мастерами малой графики Москвы и Ленинграда. В провинции появилось такое число художников, что оно во многом  перекрыло количественный показатель в «экслибрисных» столицах23.

 

Примечания

 

1 Тутуджан Д.  Владимир Сергеевич Иванов.  Вологда, 1986. С.6.

См.: Леонид Щетнев (книжные знаки). Каталог. Вологда, 1981. С.8.

3 Пашнев Л. Леонид Щетнев (книжные знаки). Каталог. Вологда, 1981. С. 9-10.  

4 Воропонов В.В. Анатолий Терентьевич Наговицын. Каталог. Вологда, 1988. С.15.

5 См.: Анатолий Терентьевич Наговицын. Каталог. Вологда, 1988. С.1

6 Воронова О. Выставка графики вологодских художников. Каталог. М., 1971. С.10-11.

7 Ивенский С.Г. Мастера русского экслибриса. Л., 1973. С.67.

8 [Салтан Н.] Валентин Васильев. Псков, 1983. С3.

9 [Миришли Р.Г.] Евгения Ивановна Кузнецова. Каталог. Баку, 1973.

С.9.

10 Давыденко И.М. Степан Туров (1930-1983). Графика. Каталог. Красноярск, 1984. С.3.

11 См.: Меркулов В.В. Есениниана в книжных знаках. Рязань, 2000. С.9-10. 

12 [Кутин М.] Ex libris. Книжный знак Михаила Панькова. Смоленск, 1973 С.9.

13 Аникина Л. Ольга Артамоновна Пинаева. Персональная выставка.  Экслибрис. Книжная графика. Кемерово, 1983. С.3.

 14 Мякин А.П. // Клуб экслибрисистов Новосибирска. Засед. № 6 от 13 ноября 1974 года. Новосибирск 1974. С.3.

15 Корнилов П.Е. Книжные знаки Рудольфа Владимировича Копылова. // Памятка МКЭ. Засед. № 196 от 25 ноября 1975 года.  

16 Ласунский О.Г. Книжные знаки Алексея Бучнева. // Книжная торговля. № 3. Тамбов,  1967. С.40

17 Бейлинсон Я.Л. Космический экслибрис. М., 1986. С.9.

18 Королюк В.Д. О книжных знаках А.С.Чернова. // 100 книжных знаков Александра Чернова. Тамбов, 1966. С.5

19 Кизель Г.И. Самый маленький в мире экслибрис. // Альманах библиофила. Вып. 2. М., 1975. С.27.

20 См.: Памятка МКЭ. Засед. № 200 от 27 октября 1977 года.

21 Кузьмин В. В.Ф.Логачев. Каталог выставки. Махачкала, 1978. С.4.

22 Книжные знаки Владимира Михайловича Богданова 1919-1969 гг. М., 1969.

23 Гетманский Э.Д. Советский книжный знак (1917-1991). Каталог выставки. Тула, 1977; Он же. Подвигу жить в веках. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1978; Он же. «Живые, трепетные нити…». Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1978; Он же.  Ex libris. Визитная карточка книги. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1979; Он же. Вождь, учитель, друг. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1980; Он же. Советский художественный книжный знак. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1982; Он же. Лениниана в искусстве книжного знака. Каталог выставки книжных  знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1983; Он же. Охранная грамота книги. Каталог выставки книжных знаков. Тула, 1984; Он же. Суровая память войны. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1985; Он же. Экслибрисы советских художников. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1986; Он же. Советский портретный экслибрис. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1987; Он же. Экслибрис - знак книголюба. Каталог выставки книжных знаков  тульского коллекционера Гетманского Э.Д. Тула, 1989; Он же. Советский экслибрис 80-е годы. Каталог выставки книжных знаков из собрания Гетманского Э.Д. Тула, 1990.

Далее читайте:

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 1. Вологда и др.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 2. Сибирь и др.

Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 3. Урал и др.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

3